Из двух зол надо выбирать меньшее. Этой печальной премудрости следуют многие поколения граждан нашей страны. В лихие 90-е подобная дилемма выглядела как выбор между бандитским беспределом и ментовским произволом. Но уже в нулевые народ, кажется, определился. Пусть лучше правоохранители слегка посвирепствуют, чем криминальный элемент окончательно подменит законы понятиями. О том, что выбор был сделан именно в пользу зла с погонами, свидетельствует огромная популярность сериала «Глухарь», который демонстрировался с 2008 по 2011 годы. Что интересно: за прошедшие годы этот проект, пожалуй, так и не сместил с пьедестала зрительской популярности ни один аналогичный фильм.
Главные персонажи «Глухаря» – следователь отдела внутренних дел «Пятницкий» Сергей Глухарёв (роль исполняет Максим Аверин) и его друг сотрудник районной ДПС Денис Антошин (Денис Рожков) – занимаются рутинными делами: расследуют правонарушения и преступления различной степени тяжести, вымогают и получают взятки в не самых крупных размерах, подшучивают над мелкими правонарушителями, побоями вышибают признательные показания из закоренелых преступников. Как все нормальные люди, Глухарёв и Антошин могут слегка расслабиться в свободное время: поиграть на компьютере, выпить пивка, прочитать полезную книжку про методы допроса средневековых инквизиторов, снять проститутку.
Конечно, имеется у бравых правоохранителей и личная жизнь. Глухарёв состоит в сексуальных отношениях со своей непосредственной начальницей, майором Ириной Зиминой (Виктория Тарасова); Антошин буквально с первого взгляда влюбляется в Настю Клименко. Девушка она милая, отзывчивая, только вот профессию выбрала не самую престижную: Настя трудится проституткой.
Трио мушкетеров в милицейской форме завершает лейтенант Николай Тарасов (Владимир Фекленко). Интересный типаж: мажор-идеалист. Сын преуспевающего адвоката, Тарасов становится следователем. У него перманентно тлеющий конфликт со старшим товарищем. Тарасов не одобряет манеру Глухаря избиениями добывать показания, которые позволяют без задержек направлять дела в суд. Его не вдохновляет пример Антошина, который считает, что водители не должны перемещаться по нашим дорогам бесплатно. Сразу скажем: этот персонаж выглядит достаточно ходульным. Но зритель должен понимать: в наших правоохранительных органах для поддержания чести мундира каждой парочке Жегловых полагается хотя бы по одному Шарапову.
Авторам сериала блестяще удалось решить задачу, стоящую перед создателями проектов подобного рода. Как немудрящее действо, представляющее собой набор шаблонных эпизодов и происходящее в пространстве, населенном не самыми харизматичными персонажами, превратить в зрелище, захватывающее воображение массовой аудитории? Рецепт успеха от автора сериала Ильи Куликова включает в себя два важнейших ингредиента: отличный кастинг и замечательный сценарий.
Аверин и Рожков создали, не побоюсь этого слова, просто выдающийся дуэт. Два абсолютно живых представителя служивого сословия современной России! Им веришь, они практически не фальшивят, многие из нас неоднократно встречали в жизни именно таких деятелей. И что самое интересное: эти, прямо скажем, не самые добродетельные персонажи воспринимаются именно как положительные герои. В этом им помогает замечательная мимика. Аверин чем-то неуловимо напоминает Джима Керри: очень подвижные мышцы лица, способные выдать на гора любые эмоции, и глаза с какой-то ласковой и одновременно безумной хитринкой. Очень богатый актерский арсенал, который Аверин умело пускает в ход по мере необходимости. Рожков работает на контрасте: физиономия деревенского простака, который на деле сочетает в себе свойства прагматичного циника и доверчивого романтика.
Создатели сериала тоже работают на контрастах: избивающий подследственных следак трогательно забоится о больной матери, интересуется делами сынишки своей любовницы; отпетый дорожный взяточник готов отдать дневную добычу на лечение больного ребенка, симпатичную дурищу, нарушающую правила дорожного движения, он отпускает без выкупа после того, как она становится жертвой его беззлобного розыгрыша.
Роль, доставшаяся Фекленко, не предоставляет ему таких возможностей для проявления актерского дарования. Играть просто хорошего парня на фоне пары мужиков, знающих что почем в этом мире, умеющих дозированно сочетать жестокость с милосердием и корысть с благотворительностью – занятие неблагодарное, как будто кукольный Петрушка принимает участие в шекспировской постановке. Вот и остается актеру надувать щеки и произносить сакраментальные фразы о том, что взятки брать нехорошо.
Что касается женских образов в сериале, то они не могут соперничать с главными героями – мужчинами. Однако упрекнуть в недостатке профессионализма ту же Тарасову язык не повернется. Все, что требуется для создания личности Зиминой, она делает на добротном уровне: женщина на мужской работе, на мужской должности, в мужском коллективе без мужчины дома. А тут еще строптивый (но такой обаятельный и, возможно, очень сексуальный) Глухарёв! Как удержать ситуацию под контролем? Сыграть подобную психологическую гамму было не очень просто, однако Тарасовой это удалось.
Сценарий сериала писался явно не на коленке. Тут отлично поработали профессиональные авторы. Персонажи говорят, как живые люди, никаких следов канцелярита. В то же время ощущается невидимый фильтр внутренней цензуры: излишняя скабрезность, неизбежная в суровом мужском коллективе, почти отсутствует, пошлятинка аккуратно купируется. Юмористические сценки сработаны на хорошем уровне. Серия гаишных баек от Дениса Антошина прекрасно разбавляет сентиментальные эпизоды, без которых тоже никуда: лирика расширяет целевую аудиторию.
Стоит отметить и творческую манеру создателей сериала. В целом реалистичное повествование временами приобретает какой-то абсурдистский оттенок. Например, сценка, когда из кабинета Глухарёва слышны вопли, которые он обычно издает при игре на компьютере, в то время, когда в «Пятницком» отключили электричество. Возникает такое ощущение, что Дарью Донцову слегка приправили Сэмюэлем Беккетом.
В результате мы получаем воплощенную на экране весьма правдоподобную копию реальной жизни. Да, герои выглядят достаточно заурядно, нас никто не поражает пронзительными страстями, зрителя не пытаются оглушить могучими эмоциональными порывами, удивить нестандартными, не вытекающими из логики событий поступками. Но что поделать – жизнь ведь как раз и представляет собой набор таких вот стандартных ситуаций, в которых не часто находится место подвигу. И когда мы наблюдаем их на экране, становится как-то спокойней на душе.
8
,4
2008-2010, Россия, Детективы
3 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Из двух зол надо выбирать меньшее. Этой печальной премудрости следуют многие поколения граждан нашей страны. В лихие 90-е подобная дилемма выглядела как выбор между бандитским беспределом и ментовским произволом. Но уже в нулевые народ, кажется, определился. Пусть лучше правоохранители слегка посвирепствуют, чем криминальный элемент окончательно подменит законы понятиями. О том, что выбор был сделан именно в пользу зла с погонами, свидетельствует огромная популярность сериала «Глухарь», который демонстрировался с 2008 по 2011 годы. Что интересно: за прошедшие годы этот проект, пожалуй, так и не сместил с пьедестала зрительской популярности ни один аналогичный фильм. Главные персонажи «Глухаря» – следователь отдела внутренних дел «Пятницкий» Сергей Глухарёв (роль исполняет Максим Аверин) и его друг сотрудник районной ДПС Денис Антошин (Денис Рожков) – занимаются рутинными делами: расследуют правонарушения и преступления различной степени тяжести, вымогают и получают взятки в не самых крупных размерах, подшучивают над мелкими правонарушителями, побоями вышибают признательные показания из закоренелых преступников. Как все нормальные люди, Глухарёв и Антошин могут слегка расслабиться в свободное время: поиграть на компьютере, выпить пивка, прочитать полезную книжку про методы допроса средневековых инквизиторов, снять проститутку. Конечно, имеется у бравых правоохранителей и личная жизнь. Глухарёв состоит в сексуальных отношениях со своей непосредственной начальницей, майором Ириной Зиминой (Виктория Тарасова); Антошин буквально с первого взгляда влюбляется в Настю Клименко. Девушка она милая, отзывчивая, только вот профессию выбрала не самую престижную: Настя трудится проституткой. Трио мушкетеров в милицейской форме завершает лейтенант Николай Тарасов (Владимир Фекленко). Интересный типаж: мажор-идеалист. Сын преуспевающего адвоката, Тарасов становится следователем. У него перманентно тлеющий конфликт со старшим товарищем. Тарасов не одобряет манеру Глухаря избиениями добывать показания, которые позволяют без задержек направлять дела в суд. Его не вдохновляет пример Антошина, который считает, что водители не должны перемещаться по нашим дорогам бесплатно. Сразу скажем: этот персонаж выглядит достаточно ходульным. Но зритель должен понимать: в наших правоохранительных органах для поддержания чести мундира каждой парочке Жегловых полагается хотя бы по одному Шарапову. Авторам сериала блестяще удалось решить задачу, стоящую перед создателями проектов подобного рода. Как немудрящее действо, представляющее собой набор шаблонных эпизодов и происходящее в пространстве, населенном не самыми харизматичными персонажами, превратить в зрелище, захватывающее воображение массовой аудитории? Рецепт успеха от автора сериала Ильи Куликова включает в себя два важнейших ингредиента: отличный кастинг и замечательный сценарий. Аверин и Рожков создали, не побоюсь этого слова, просто выдающийся дуэт. Два абсолютно живых представителя служивого сословия современной России! Им веришь, они практически не фальшивят, многие из нас неоднократно встречали в жизни именно таких деятелей. И что самое интересное: эти, прямо скажем, не самые добродетельные персонажи воспринимаются именно как положительные герои. В этом им помогает замечательная мимика. Аверин чем-то неуловимо напоминает Джима Керри: очень подвижные мышцы лица, способные выдать на гора любые эмоции, и глаза с какой-то ласковой и одновременно безумной хитринкой. Очень богатый актерский арсенал, который Аверин умело пускает в ход по мере необходимости. Рожков работает на контрасте: физиономия деревенского простака, который на деле сочетает в себе свойства прагматичного циника и доверчивого романтика. Создатели сериала тоже работают на контрастах: избивающий подследственных следак трогательно забоится о больной матери, интересуется делами сынишки своей любовницы; отпетый дорожный взяточник готов отдать дневную добычу на лечение больного ребенка, симпатичную дурищу, нарушающую правила дорожного движения, он отпускает без выкупа после того, как она становится жертвой его беззлобного розыгрыша. Роль, доставшаяся Фекленко, не предоставляет ему таких возможностей для проявления актерского дарования. Играть просто хорошего парня на фоне пары мужиков, знающих что почем в этом мире, умеющих дозированно сочетать жестокость с милосердием и корысть с благотворительностью – занятие неблагодарное, как будто кукольный Петрушка принимает участие в шекспировской постановке. Вот и остается актеру надувать щеки и произносить сакраментальные фразы о том, что взятки брать нехорошо. Что касается женских образов в сериале, то они не могут соперничать с главными героями – мужчинами. Однако упрекнуть в недостатке профессионализма ту же Тарасову язык не повернется. Все, что требуется для создания личности Зиминой, она делает на добротном уровне: женщина на мужской работе, на мужской должности, в мужском коллективе без мужчины дома. А тут еще строптивый (но такой обаятельный и, возможно, очень сексуальный) Глухарёв! Как удержать ситуацию под контролем? Сыграть подобную психологическую гамму было не очень просто, однако Тарасовой это удалось. Сценарий сериала писался явно не на коленке. Тут отлично поработали профессиональные авторы. Персонажи говорят, как живые люди, никаких следов канцелярита. В то же время ощущается невидимый фильтр внутренней цензуры: излишняя скабрезность, неизбежная в суровом мужском коллективе, почти отсутствует, пошлятинка аккуратно купируется. Юмористические сценки сработаны на хорошем уровне. Серия гаишных баек от Дениса Антошина прекрасно разбавляет сентиментальные эпизоды, без которых тоже никуда: лирика расширяет целевую аудиторию. Стоит отметить и творческую манеру создателей сериала. В целом реалистичное повествование временами приобретает какой-то абсурдистский оттенок. Например, сценка, когда из кабинета Глухарёва слышны вопли, которые он обычно издает при игре на компьютере, в то время, когда в «Пятницком» отключили электричество. Возникает такое ощущение, что Дарью Донцову слегка приправили Сэмюэлем Беккетом. В результате мы получаем воплощенную на экране весьма правдоподобную копию реальной жизни. Да, герои выглядят достаточно заурядно, нас никто не поражает пронзительными страстями, зрителя не пытаются оглушить могучими эмоциональными порывами, удивить нестандартными, не вытекающими из логики событий поступками. Но что поделать – жизнь ведь как раз и представляет собой набор таких вот стандартных ситуаций, в которых не часто находится место подвигу. И когда мы наблюдаем их на экране, становится как-то спокойней на душе.