К сожалению, многие у нас почему-то забывают о том, что недобросовестная и недостоверная реклама наказуемы. А потому зритель сплошь и рядом обманывается в своих ожиданиях: ему наобещают то, о чем авторы и не думали. Поэтому рекламщикам нужно быть аккуратней с определением жанровой принадлежности, особенно когда речь идет об экранизациях таких ярких фантазеров, как британский писатель Чайна Мьевиль. Это я про сериал «Город и Город» Тома Шенклэнда. Что это за штука такая, разобраться, действительно, непросто. Ведь про Мьевиля недаром говорят, что он изобрел собственный жанр – «Странная фантастика».
Про «Город и Город» пишут, что это: мистика, фэнтези, стим-панк, фантастика, драма, детектив. В принципе, со всеми определениями можно согласиться, кроме стим-панка. Это про другой роман Мьевиля – знаменитый «Вокзал потерянных снов», экранизации которого поклонники творчества писателя пока никак не дождутся. А про «Город и Город» можно сказать гораздо проще и значительно точнее. Перед нами антиутопия.
В описанном в сериале варианте вселенной где-то на просторах Восточной Европы имеется странная психо-физическая аномалия. Два города сосуществуют в самой тесной близости, но между ними имеется загадочная ментальная граница. Жители Уль Комы и обитатели Бейжела не могут видеть территорию соседей и все, что на ней находится. Этому мешают оптические эффекты, которые можно преодолеть только благодаря продолжительному тренингу. Тогда можно пройти через контрольно-пропускной пункт и оказаться в параллельном мире. Два города представляют собой витрину двух миров, двух экономик, двух идеологических систем, двух образов жизни. В Бейжеле страшная разруха, по улицам разъезжают потрепанные советские автомобили, народ смотрит допотопные телеящики, напропалую дымит и разнообразно матерится. В Уль Коме все сплошь небоскребно-стеклянно-металлическое, курильщиков травят, как собак, новости получают с экранов плазмы подобающих размеров. Мигрантов из Бейжела используют как гастарбайтеров и чуть что выпуливают на историческую родину.
На этом фоне развивается вполне себе детективный сюжет: полицейский офицер из Бейжела Тидор Борлу (Дэвид Моррисси) расследует загадочное убийство. Тело девицы из города-антипода найдено на подведомственной ему территории. В расследовании ему помогает бойкая барышня-констебль Корвай (Мандип Диллон). Покойница очень интересовалась одной экзотической теорией. Ее проповедует преподаватель Института археологии из Уль Комы доктор Боуден (Кристиан Камарго). Его теория объясняет физику здешней вселенной, а заодно обещает найти некий Город Золотой, где будет всем счастье. На пути доблестного инспектора Борлу, разумеется, препятствия и напасти. А психика его отягощена фрустрациями по поводу исчезнувшей любимой жены (а куда нормальному полицейскому из сериала без такого анамнеза!). Груда соответствующих флешбэков прилагается.
На мой взгляд, сериал удался. Но тут как раз нужно вспомнить о точности в определении жанровой принадлежности. Если вы думаете, что прямо сейчас изо всех щелей полезут феи, гномы и прочие американские боги – вас обманули. Если это и фэнтези, то не самое типичное. Драки и гонки, горы трупов, кровища? Все очень умеренно. Поклонники криминального жанра испытают острый дефицит по части экшена. Про стим-панк я уже говорил: даже в отсталом Бейжеле есть электричество, энергия пара применятся где-то за кадром. А вот антиутопия у создателей сериала получилась очень даже душевная, или, как сейчас принято говорить, атмосферная. Да, временами все выглядит немножко плакатно, отдельные кадры вызывают ассоциации чуть ли не с шедевром Алана Паркера про кирпичную стену. Но все искупает старательность, с которой воссоздан антураж городов-антиподов, изображены мельчайшие детали в образе жизни его граждан. Причем сделано это с использованием самых бюджетных способов. Никаких супер-компьютерных эффектов. Это даже отдает каким-то снобизмом: а мы можем по старинке работать. Взяли качественный сюжет, подобрали неплохую актерскую команду – смотрите, люди добрые!
Антиутопия, разумеется, немыслима без идеологического заряда. Создатели фильма аккуратно воспроизводят на экране замысел Мьевиля. Перед нами столкновение двух мировоззренческих моделей. Уль Кома – воплощение глобалистского рая на земле, а Бейжел призван символизировать агонизирующий, а потому вроде бы беззубый тоталитаризм. Зная, что Чайна Мьевиль по своим убеждениям откровенный левак, я ожидал увидеть трафаретную историю: белое против черного. К счастью, художественное чутье, видимо, возобладало над идеологическими пристрастиями автора литературного первоисточника. Да, в Бейжеле все курят, техника тут очень отсталая (умиляет советский ГАЗ-24, на котором передвигаются местные полицейские). Но и в гламурно-небоскребной Уль Коме тоже творится что-то неладное: пропадают люди, мигрантов прессуют в концлагерях. А где же счастье? Где-то здесь, где на раскопках обнаружен очередной священный ковчег. Именно тут пролегает путь в рай, которого взыскуют исстрадавшиеся обитатели вселенной двух городов. Вот только что им предстоит найти? Изобретательные создатели романа/сериала способны сильно удивить зрителя. Может быть, это действительно мистический сериал?
6
,5
2018, Фантастика
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
К сожалению, многие у нас почему-то забывают о том, что недобросовестная и недостоверная реклама наказуемы. А потому зритель сплошь и рядом обманывается в своих ожиданиях: ему наобещают то, о чем авторы и не думали. Поэтому рекламщикам нужно быть аккуратней с определением жанровой принадлежности, особенно когда речь идет об экранизациях таких ярких фантазеров, как британский писатель Чайна Мьевиль. Это я про сериал «Город и Город» Тома Шенклэнда. Что это за штука такая, разобраться, действительно, непросто. Ведь про Мьевиля недаром говорят, что он изобрел собственный жанр – «Странная фантастика». Про «Город и Город» пишут, что это: мистика, фэнтези, стим-панк, фантастика, драма, детектив. В принципе, со всеми определениями можно согласиться, кроме стим-панка. Это про другой роман Мьевиля – знаменитый «Вокзал потерянных снов», экранизации которого поклонники творчества писателя пока никак не дождутся. А про «Город и Город» можно сказать гораздо проще и значительно точнее. Перед нами антиутопия. В описанном в сериале варианте вселенной где-то на просторах Восточной Европы имеется странная психо-физическая аномалия. Два города сосуществуют в самой тесной близости, но между ними имеется загадочная ментальная граница. Жители Уль Комы и обитатели Бейжела не могут видеть территорию соседей и все, что на ней находится. Этому мешают оптические эффекты, которые можно преодолеть только благодаря продолжительному тренингу. Тогда можно пройти через контрольно-пропускной пункт и оказаться в параллельном мире. Два города представляют собой витрину двух миров, двух экономик, двух идеологических систем, двух образов жизни. В Бейжеле страшная разруха, по улицам разъезжают потрепанные советские автомобили, народ смотрит допотопные телеящики, напропалую дымит и разнообразно матерится. В Уль Коме все сплошь небоскребно-стеклянно-металлическое, курильщиков травят, как собак, новости получают с экранов плазмы подобающих размеров. Мигрантов из Бейжела используют как гастарбайтеров и чуть что выпуливают на историческую родину. На этом фоне развивается вполне себе детективный сюжет: полицейский офицер из Бейжела Тидор Борлу (Дэвид Моррисси) расследует загадочное убийство. Тело девицы из города-антипода найдено на подведомственной ему территории. В расследовании ему помогает бойкая барышня-констебль Корвай (Мандип Диллон). Покойница очень интересовалась одной экзотической теорией. Ее проповедует преподаватель Института археологии из Уль Комы доктор Боуден (Кристиан Камарго). Его теория объясняет физику здешней вселенной, а заодно обещает найти некий Город Золотой, где будет всем счастье. На пути доблестного инспектора Борлу, разумеется, препятствия и напасти. А психика его отягощена фрустрациями по поводу исчезнувшей любимой жены (а куда нормальному полицейскому из сериала без такого анамнеза!). Груда соответствующих флешбэков прилагается. На мой взгляд, сериал удался. Но тут как раз нужно вспомнить о точности в определении жанровой принадлежности. Если вы думаете, что прямо сейчас изо всех щелей полезут феи, гномы и прочие американские боги – вас обманули. Если это и фэнтези, то не самое типичное. Драки и гонки, горы трупов, кровища? Все очень умеренно. Поклонники криминального жанра испытают острый дефицит по части экшена. Про стим-панк я уже говорил: даже в отсталом Бейжеле есть электричество, энергия пара применятся где-то за кадром. А вот антиутопия у создателей сериала получилась очень даже душевная, или, как сейчас принято говорить, атмосферная. Да, временами все выглядит немножко плакатно, отдельные кадры вызывают ассоциации чуть ли не с шедевром Алана Паркера про кирпичную стену. Но все искупает старательность, с которой воссоздан антураж городов-антиподов, изображены мельчайшие детали в образе жизни его граждан. Причем сделано это с использованием самых бюджетных способов. Никаких супер-компьютерных эффектов. Это даже отдает каким-то снобизмом: а мы можем по старинке работать. Взяли качественный сюжет, подобрали неплохую актерскую команду – смотрите, люди добрые! Антиутопия, разумеется, немыслима без идеологического заряда. Создатели фильма аккуратно воспроизводят на экране замысел Мьевиля. Перед нами столкновение двух мировоззренческих моделей. Уль Кома – воплощение глобалистского рая на земле, а Бейжел призван символизировать агонизирующий, а потому вроде бы беззубый тоталитаризм. Зная, что Чайна Мьевиль по своим убеждениям откровенный левак, я ожидал увидеть трафаретную историю: белое против черного. К счастью, художественное чутье, видимо, возобладало над идеологическими пристрастиями автора литературного первоисточника. Да, в Бейжеле все курят, техника тут очень отсталая (умиляет советский ГАЗ-24, на котором передвигаются местные полицейские). Но и в гламурно-небоскребной Уль Коме тоже творится что-то неладное: пропадают люди, мигрантов прессуют в концлагерях. А где же счастье? Где-то здесь, где на раскопках обнаружен очередной священный ковчег. Именно тут пролегает путь в рай, которого взыскуют исстрадавшиеся обитатели вселенной двух городов. Вот только что им предстоит найти? Изобретательные создатели романа/сериала способны сильно удивить зрителя. Может быть, это действительно мистический сериал?