Восьмисерийный проект Андрея Малюкова «Григорий Р.» собрал в 2013 году весь цвет российского актёрского сословия и достоин просмотра уже за один этот беспримерный максимализм. Впрочем, беспримерный он скорее по современным меркам, тогда как ещё в 1981 году известный диссидент от режиссуры Элем Климов привлёк столь же звёздный состав для своей двухсерийной исторической драмы «Агония». Та лента потрясает мощью художественного эффекта и сейчас, а вот заслужит ли аналогичное творческое бессмертие версия Малюкова – вопрос дискуссионный. Постановщик очень аккуратно обошёлся с фактологией, сценарий картины плюс-минус совпадает с теми сведениями, что приведены в стандартном учебнике истории за 10-й класс. В то же время настрой на опровержение ощущается с первой серии – как некий ответ на абсурдное стремление главы Временного правительства Керенского выставить Распутина форменным исчадием ада, единственным безусловным виновником обрушившихся на Россию несчастий.
По следам обычного крестьянина Тобольской губернии, что сумел стать фигурой мировой масштаба, чья популярность уступала только Сталину, идёт следователь Генрих Свиттен – очередной детективный герой Андрея Смолякова, и это ему предстоит отличить мифы от правды. Получается с трудом: несмотря на интересный заход и красочно оформленные размышления сыщика, понять, кем же был на самом деле печально известный «старец» из села сериал не помогает. При этом если опираться на сугубо внешние впечатления, то Владимир Машков в роли Распутина невообразимо хорош. Сила харизмы актёра такова, что он и при всём желании не изобразил бы омерзительного негодяя, каковым его считали приближенные к династической семье аристократы. Даже однобокое исполнение героя не мешает воспринимать Григория единственным заслуживающим сочувствия персонажем сериала. Свиттен? Ну он просто есть, выступает в роли рассказчика, помогает зрителю разобраться в перипетиях тогдашних нравов чахлой провинции и сумрачной столицы Петрограда, хотя необходимость подобной работы стремится к нулю – создатели взялись экранизировать слишком уж известные события. Остальные же деятели – кто в меньшей степени, кто в большей – в фильме это бесхарактерные приспособленцы, жалкие мямли и тщедушные слабаки.
С точки зрения исторической достоверности к сериалу не подкопаться, видно, что бюджет ушёл по назначению, не только на гонорары. Картинка «Григория Р.» близка к идеальной, и это впечатление не портят устаревшие перебивки между событиями, проходящими в двух временных пластах. Другое дело, что сюжетно это решение себя не оправдывает: ставка на показания очевидцев чудес, которые Распутин начал совершать ещё в родном селе Покровское, не приближают к пониманию, чего было в «старце» больше: святого или дьявольского. Характера хватило бы на обе ипостаси – вот в этом не может быть никаких сомнений. На контрасте с теми, кто в разные периоды жизни становился его противником, Григорий выглядит единственным настоящим мужиком. Авторы если и не очистили ему репутацию, то уж точно добавили человеческой естественности. Показательно, насколько вымученным показан на экране заговор князей против Распутина. Эти размазни не могут ни о чем договориться, всегда следуют принципу «только после вас», и видимо такие ничтожества, по мнению создателей сериала, ответственны за развал страны и крушение монархии.
Закономерно, что и императорская чета в ленте существует для проформы. На именитых исполнителей приятно посмотреть, а на Екатерину Климову в роли фрейлины Анны Вырубовой – очень приятно, но в целом это не исторические личности, если только они изначально не задумывались как случайно оказавшиеся в водовороте страшных событий люди. Ничего удивительного, что Машков легко и непринуждённо солирует в каждой сцене – у него попросту нет соперников. Хотя Владимир Львович воплотил скорее некий собирательный образ Распутина, героя бесчисленных кривотолков, а не парадоксальную личность – он всё равно с запасом центральная фигура проекта, идол и символ. Сериал не реабилитирует человека, которого августейшая пара почтительно называла «Наш Друг», и не похоже, что такая цель вообще стояла перед съёмочной бригадой. Критика православия – вот этого добра в картине с избытком. Начиная с первой опять же серии, когда на экране появляется настоятель Свято-Николаевского мужского монастыря. Священник показан как нечистый на руку управленец, христианская вера для которого – в первую очередь выгодная работа, а не духовное призвание. Ничего удивительного, что и заговор против Распутина его вдохновители именуют «святым делом», тогда вся как святость осталась в задействованных для съёмок стенах Антониева монастыря.
Если оставить в стороне идейные придирки, то в художественном плане сериал удался. Всё-таки за дело взялись умелые кинематографисты, а в исторические одежды облачились талантливые актёры. «Григорий Р.» должен прийтись по вкусу поклонникам костюмированных драм, да и нельзя сказать, что авторы где-то перешли грань и теперь заслуживают остракизма. Нет, это хоть местами дерзкая, но довольно аккуратная попытка показать легендарного деятеля прежде всего человеком и только потом – мифологическим персонажем. Ясно одно: ни малейшего пиетета, ни перед династическими временами, ни перед традициями вековой давности творческая группа не испытывает, и показывает события с привычной для нашего времени поверхностностью. Очевидно, что и Распутин – интересен как колоритная фигура, с помощью которой можно заниматься высмеиванием предков, а уж затем кто-то озаботился поисками пресловутой правды. К тому же не факт, что она теперь кому-то нужна, вокруг личности «святого чёрта» и дальше будут вестись споры, а значит, царский друг снова будет живее всех живых – в том или ином качестве.
8
,6
2014, Россия, Исторические
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Восьмисерийный проект Андрея Малюкова «Григорий Р.» собрал в 2013 году весь цвет российского актёрского сословия и достоин просмотра уже за один этот беспримерный максимализм. Впрочем, беспримерный он скорее по современным меркам, тогда как ещё в 1981 году известный диссидент от режиссуры Элем Климов привлёк столь же звёздный состав для своей двухсерийной исторической драмы «Агония». Та лента потрясает мощью художественного эффекта и сейчас, а вот заслужит ли аналогичное творческое бессмертие версия Малюкова – вопрос дискуссионный. Постановщик очень аккуратно обошёлся с фактологией, сценарий картины плюс-минус совпадает с теми сведениями, что приведены в стандартном учебнике истории за 10-й класс. В то же время настрой на опровержение ощущается с первой серии – как некий ответ на абсурдное стремление главы Временного правительства Керенского выставить Распутина форменным исчадием ада, единственным безусловным виновником обрушившихся на Россию несчастий. По следам обычного крестьянина Тобольской губернии, что сумел стать фигурой мировой масштаба, чья популярность уступала только Сталину, идёт следователь Генрих Свиттен – очередной детективный герой Андрея Смолякова, и это ему предстоит отличить мифы от правды. Получается с трудом: несмотря на интересный заход и красочно оформленные размышления сыщика, понять, кем же был на самом деле печально известный «старец» из села сериал не помогает. При этом если опираться на сугубо внешние впечатления, то Владимир Машков в роли Распутина невообразимо хорош. Сила харизмы актёра такова, что он и при всём желании не изобразил бы омерзительного негодяя, каковым его считали приближенные к династической семье аристократы. Даже однобокое исполнение героя не мешает воспринимать Григория единственным заслуживающим сочувствия персонажем сериала. Свиттен? Ну он просто есть, выступает в роли рассказчика, помогает зрителю разобраться в перипетиях тогдашних нравов чахлой провинции и сумрачной столицы Петрограда, хотя необходимость подобной работы стремится к нулю – создатели взялись экранизировать слишком уж известные события. Остальные же деятели – кто в меньшей степени, кто в большей – в фильме это бесхарактерные приспособленцы, жалкие мямли и тщедушные слабаки. С точки зрения исторической достоверности к сериалу не подкопаться, видно, что бюджет ушёл по назначению, не только на гонорары. Картинка «Григория Р.» близка к идеальной, и это впечатление не портят устаревшие перебивки между событиями, проходящими в двух временных пластах. Другое дело, что сюжетно это решение себя не оправдывает: ставка на показания очевидцев чудес, которые Распутин начал совершать ещё в родном селе Покровское, не приближают к пониманию, чего было в «старце» больше: святого или дьявольского. Характера хватило бы на обе ипостаси – вот в этом не может быть никаких сомнений. На контрасте с теми, кто в разные периоды жизни становился его противником, Григорий выглядит единственным настоящим мужиком. Авторы если и не очистили ему репутацию, то уж точно добавили человеческой естественности. Показательно, насколько вымученным показан на экране заговор князей против Распутина. Эти размазни не могут ни о чем договориться, всегда следуют принципу «только после вас», и видимо такие ничтожества, по мнению создателей сериала, ответственны за развал страны и крушение монархии. Закономерно, что и императорская чета в ленте существует для проформы. На именитых исполнителей приятно посмотреть, а на Екатерину Климову в роли фрейлины Анны Вырубовой – очень приятно, но в целом это не исторические личности, если только они изначально не задумывались как случайно оказавшиеся в водовороте страшных событий люди. Ничего удивительного, что Машков легко и непринуждённо солирует в каждой сцене – у него попросту нет соперников. Хотя Владимир Львович воплотил скорее некий собирательный образ Распутина, героя бесчисленных кривотолков, а не парадоксальную личность – он всё равно с запасом центральная фигура проекта, идол и символ. Сериал не реабилитирует человека, которого августейшая пара почтительно называла «Наш Друг», и не похоже, что такая цель вообще стояла перед съёмочной бригадой. Критика православия – вот этого добра в картине с избытком. Начиная с первой опять же серии, когда на экране появляется настоятель Свято-Николаевского мужского монастыря. Священник показан как нечистый на руку управленец, христианская вера для которого – в первую очередь выгодная работа, а не духовное призвание. Ничего удивительного, что и заговор против Распутина его вдохновители именуют «святым делом», тогда вся как святость осталась в задействованных для съёмок стенах Антониева монастыря. Если оставить в стороне идейные придирки, то в художественном плане сериал удался. Всё-таки за дело взялись умелые кинематографисты, а в исторические одежды облачились талантливые актёры. «Григорий Р.» должен прийтись по вкусу поклонникам костюмированных драм, да и нельзя сказать, что авторы где-то перешли грань и теперь заслуживают остракизма. Нет, это хоть местами дерзкая, но довольно аккуратная попытка показать легендарного деятеля прежде всего человеком и только потом – мифологическим персонажем. Ясно одно: ни малейшего пиетета, ни перед династическими временами, ни перед традициями вековой давности творческая группа не испытывает, и показывает события с привычной для нашего времени поверхностностью. Очевидно, что и Распутин – интересен как колоритная фигура, с помощью которой можно заниматься высмеиванием предков, а уж затем кто-то озаботился поисками пресловутой правды. К тому же не факт, что она теперь кому-то нужна, вокруг личности «святого чёрта» и дальше будут вестись споры, а значит, царский друг снова будет живее всех живых – в том или ином качестве.