Не берусь гадать, видел ли Егор Чичканов американский боевик (с сильной примесью «чёрной комедии») «Мёртвый полицейский» /1988/, не пользовавшийся успехом в кинопрокате, зато получивший известность на видео. Тем не менее любой, кому довелось в своё время ознакомиться с постановкой Марка Голдблатта, волей-неволей вспомнит перипетии этого фильма, смотря отечественный сериал. И причина кроется не исключительно в схожести сюжетных предпосылок – только на сей раз вместо стража порядка оживает (да-да, возвращается к жизни во плоти и в здравом уме, не в качестве привидения или безмозглого зомби) представитель уголовного сообщества, характеризующий себя ёмким словечком «решала». Произведения поразительно созвучны бесшабашной интонацией, предлагая публике взрывоопасный жанровый коктейль. И если уж зашла речь о параллелях с приснопамятной «эпохой VHS», нелишне упомянуть о ещё одном, пусть менее удачном, детище тогдашнего Голливуда – о романтической комедии с элементами кинофантазии «Снова привет» /1987/ (1) Фрэнка Перри, повествующей о домохозяйке с Лонг-Айленда, тоже вернувшейся с того света. Даже перекличка названий знаменательна, хотя Борис произносит коронную фразу, конечно же, с сарказмом, которого и близко не наблюдалось в случае с простодушной Люси в исполнении Шелли Лонг.
На самом-то деле связь с прошлым куда глубже, чем кажется на первый взгляд, и в данном отношении приглашение Андрея Мерзликина видится куда как уместным. В активе талантливого актёра уже за сотню ролей в кинематографе и на телевидении, причём ролей разноплановых и нередко – достаточно ярких, но… он всё равно прочно ассоциируется в сознании широкого зрителя с образом Димона Пошпарина. Любопытно, что и сам Пётр Буслов недавно (в ехидном «БУМЕРанге» /2021/) намекнул на свой нашумевший полнометражный дебют. Вот и Боренька, здорово разруливающий сложные ситуации по заказу влиятельного Анатолия Владимировича, – это тот, в кого вполне мог бы эволюционировать «Ошпаренный», если б не погиб, искупая совершённый акт предательства по отношению к друзьям-сообщникам. «Лихие девяностые» завершились лишь в острой («беспредельной») фазе, однако было бы наивно надеяться на то, что процветавшие в неспокойный период явления исчезли полностью и бесследно, покуда не устранены объективные предпосылки. Собственно, режиссёр-сценарист без обиняков заявляет о том, что по существу – ничего не изменилось, прямо в прологе наглядно демонстрируя, какими способами решаются серьёзные вопросы, когда с очередным коммерсантом (неким Валентином) не удаётся договориться по-хорошему. «И снова здравствуйте!»
Впрочем, авторов при всём желании не обвинишь в «ностальгии» (естественно, в кавычках) по смутному постсоветскому времени или в оправдании существующего положения вещей. У Бориса, давно нашедшего место под солнцем, не наблюдалось трудностей, пока справно исполнял обязанности и втихаря копил наличные деньги. Но ничего не попишешь, ежели душа тоскует по совсем иному роду деятельности. Намерение завязать с рискованным занятием и попытаться осуществить сокровенную мечту (открыть небольшую кулинарию, как бы в пику отцу, строго-настрого запрещавшему в детстве есть сладости) приводит к роковым последствиям. Другое дело, что ушлый Коля, оговоривший товарища по нелёгкому противозаконному ремеслу, не мог и предположить, что с метким выстрелом в голову ничего не будет кончено. Подобно детективу Роджеру Мортису из голдблаттовской ленты «решала» получает шанс разобраться с убийцей и даже больше – по мере сил и возможностей исправить ошибки, коих на протяжении долгой и не всегда праведной жизни совершил массу. Вот и встреча с молодым студентом-медиком Артёмом, проходящим практику в морге, находящемся в городке под Тверью, оказывается особого рода подарком свыше.
Отдадим должное специфическому чувству юмора создателей сериала, постаравшихся извлечь максимум из необычной ситуации. Первым порывом Бори было, естественно, вернуться домой, к благоверной Марине, но дражайшая половина уже успела обустроить личное счастье с любовником (фитнес-тренером Лёшей) – и внезапное явление ревнивого супруга вылилось в потасовку, завершившуюся ударом ножом в спину с последующим выбрасыванием трупа где-то в лесу. Беспокойному покойничку вообще везёт как утопленнику – и мужчина, словно утратив напрочь инстинкт самосохранения, как будто намеренно нарывается на неприятности, раз за разом погибая (от дроби, от пуль, от не успевшего затормозить автомобиля), но… неизменно приходя в сознание на следующее утро. А тем временем не только у Николая закрадываются смутные подозрения, но и параллельно ведут расследование блюстители закона – дотошные напарники, объявившие в розыск парочку неопознанных лиц, засветившихся в перестрелке в одной из московских квартир. Будущего врача же судьба сводит с красавицей Кристиной, приходящейся, по совпадению, богатенькому Валентину дочерью.
Лейтмотивом произведения становится служащая фоном для заключительных титров (в большинстве сегментов), исполненная Mika Vino песня «Я остаюсь» Анатолия Крупнова, памяти которого, к слову, посвящён недавно снятый документальный фильм «Анатолий Крупнов. Он был…» /2019/. И если тот же Марк Голдблатт не вышел за рамки научной фантастики, то Егор неожиданно привносит, скорее, мистические мотивы. Секрет уникального дара (или всё-таки проклятия?!) помогают раскрыть отнюдь не познания Артёма в области медицины, хотя и вклад так называемых экстрасенсов представляется, прямо скажем, сомнительным. В конечном итоге никуда не деться от морально-этического аспекта. За накопленные за долгие годы прегрешения хочешь не хочешь придётся держать ответ, но вместе с тем – искренняя готовность покончить со злом и сделать что-то доброе тоже вознаграждается. Да, Борису придётся несладко (в том числе в буквальном смысле – из-за утраты вкусовых ощущений), но никто и не обещал лёгкого искупления. К тому же, ему выпал жребий встать на пути у совсем беспринципного типа – у представителя нового поколения, запросто избавившегося от босса, опытнейшего криминального авторитета.
С одной стороны десятому – заключительному – эпизоду не откажешь в эффектности: в стенах полицейского участка главному герою предстоит схлестнуться с наёмным убийцей родом из Сербии, не подозревая, что сурового киллера прислали всё же не по его душу (и не за Мариной, пришедшей каяться в преступлении, плачущей без удержу). Но с другой… как ни крути, обидно! Невнятный (не открытый, а именно невнятный) финал несколько снижает общее впечатление от занимательного зрелища, воспринимается чуть ли не обманом доверчивой аудитории, с нетерпением ждавшей, чем закончатся мытарства несостоявшегося кондитера. И ведь так происходит, увы, не впервые: этим подчас грешат даже лучшие отечественные сериалы – вроде знаменитых «Чик» /2020/. Авторы, правда, уже объявили – не в пример Эдуарду Оганесяну – о запуске в производство продолжения (что само по себе не служит оправданием, поскольку сезон должен производить впечатление внутренне завершённой истории), так что очередная встреча с неунывающим и непотопляемым Борисом – не за горами.
_______
1 – Алексей Михалёв предложил более лирический вариант перевода оригинального заголовка – «Привет, это снова я».
7
,9
2022-2024, Россия, Комедийные
3 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Не берусь гадать, видел ли Егор Чичканов американский боевик (с сильной примесью «чёрной комедии») «Мёртвый полицейский» /1988/, не пользовавшийся успехом в кинопрокате, зато получивший известность на видео. Тем не менее любой, кому довелось в своё время ознакомиться с постановкой Марка Голдблатта, волей-неволей вспомнит перипетии этого фильма, смотря отечественный сериал. И причина кроется не исключительно в схожести сюжетных предпосылок – только на сей раз вместо стража порядка оживает (да-да, возвращается к жизни во плоти и в здравом уме, не в качестве привидения или безмозглого зомби) представитель уголовного сообщества, характеризующий себя ёмким словечком «решала». Произведения поразительно созвучны бесшабашной интонацией, предлагая публике взрывоопасный жанровый коктейль. И если уж зашла речь о параллелях с приснопамятной «эпохой VHS», нелишне упомянуть о ещё одном, пусть менее удачном, детище тогдашнего Голливуда – о романтической комедии с элементами кинофантазии «Снова привет» /1987/ (1) Фрэнка Перри, повествующей о домохозяйке с Лонг-Айленда, тоже вернувшейся с того света. Даже перекличка названий знаменательна, хотя Борис произносит коронную фразу, конечно же, с сарказмом, которого и близко не наблюдалось в случае с простодушной Люси в исполнении Шелли Лонг. На самом-то деле связь с прошлым куда глубже, чем кажется на первый взгляд, и в данном отношении приглашение Андрея Мерзликина видится куда как уместным. В активе талантливого актёра уже за сотню ролей в кинематографе и на телевидении, причём ролей разноплановых и нередко – достаточно ярких, но… он всё равно прочно ассоциируется в сознании широкого зрителя с образом Димона Пошпарина. Любопытно, что и сам Пётр Буслов недавно (в ехидном «БУМЕРанге» /2021/) намекнул на свой нашумевший полнометражный дебют. Вот и Боренька, здорово разруливающий сложные ситуации по заказу влиятельного Анатолия Владимировича, – это тот, в кого вполне мог бы эволюционировать «Ошпаренный», если б не погиб, искупая совершённый акт предательства по отношению к друзьям-сообщникам. «Лихие девяностые» завершились лишь в острой («беспредельной») фазе, однако было бы наивно надеяться на то, что процветавшие в неспокойный период явления исчезли полностью и бесследно, покуда не устранены объективные предпосылки. Собственно, режиссёр-сценарист без обиняков заявляет о том, что по существу – ничего не изменилось, прямо в прологе наглядно демонстрируя, какими способами решаются серьёзные вопросы, когда с очередным коммерсантом (неким Валентином) не удаётся договориться по-хорошему. «И снова здравствуйте!» Впрочем, авторов при всём желании не обвинишь в «ностальгии» (естественно, в кавычках) по смутному постсоветскому времени или в оправдании существующего положения вещей. У Бориса, давно нашедшего место под солнцем, не наблюдалось трудностей, пока справно исполнял обязанности и втихаря копил наличные деньги. Но ничего не попишешь, ежели душа тоскует по совсем иному роду деятельности. Намерение завязать с рискованным занятием и попытаться осуществить сокровенную мечту (открыть небольшую кулинарию, как бы в пику отцу, строго-настрого запрещавшему в детстве есть сладости) приводит к роковым последствиям. Другое дело, что ушлый Коля, оговоривший товарища по нелёгкому противозаконному ремеслу, не мог и предположить, что с метким выстрелом в голову ничего не будет кончено. Подобно детективу Роджеру Мортису из голдблаттовской ленты «решала» получает шанс разобраться с убийцей и даже больше – по мере сил и возможностей исправить ошибки, коих на протяжении долгой и не всегда праведной жизни совершил массу. Вот и встреча с молодым студентом-медиком Артёмом, проходящим практику в морге, находящемся в городке под Тверью, оказывается особого рода подарком свыше. Отдадим должное специфическому чувству юмора создателей сериала, постаравшихся извлечь максимум из необычной ситуации. Первым порывом Бори было, естественно, вернуться домой, к благоверной Марине, но дражайшая половина уже успела обустроить личное счастье с любовником (фитнес-тренером Лёшей) – и внезапное явление ревнивого супруга вылилось в потасовку, завершившуюся ударом ножом в спину с последующим выбрасыванием трупа где-то в лесу. Беспокойному покойничку вообще везёт как утопленнику – и мужчина, словно утратив напрочь инстинкт самосохранения, как будто намеренно нарывается на неприятности, раз за разом погибая (от дроби, от пуль, от не успевшего затормозить автомобиля), но… неизменно приходя в сознание на следующее утро. А тем временем не только у Николая закрадываются смутные подозрения, но и параллельно ведут расследование блюстители закона – дотошные напарники, объявившие в розыск парочку неопознанных лиц, засветившихся в перестрелке в одной из московских квартир. Будущего врача же судьба сводит с красавицей Кристиной, приходящейся, по совпадению, богатенькому Валентину дочерью. Лейтмотивом произведения становится служащая фоном для заключительных титров (в большинстве сегментов), исполненная Mika Vino песня «Я остаюсь» Анатолия Крупнова, памяти которого, к слову, посвящён недавно снятый документальный фильм «Анатолий Крупнов. Он был…» /2019/. И если тот же Марк Голдблатт не вышел за рамки научной фантастики, то Егор неожиданно привносит, скорее, мистические мотивы. Секрет уникального дара (или всё-таки проклятия?!) помогают раскрыть отнюдь не познания Артёма в области медицины, хотя и вклад так называемых экстрасенсов представляется, прямо скажем, сомнительным. В конечном итоге никуда не деться от морально-этического аспекта. За накопленные за долгие годы прегрешения хочешь не хочешь придётся держать ответ, но вместе с тем – искренняя готовность покончить со злом и сделать что-то доброе тоже вознаграждается. Да, Борису придётся несладко (в том числе в буквальном смысле – из-за утраты вкусовых ощущений), но никто и не обещал лёгкого искупления. К тому же, ему выпал жребий встать на пути у совсем беспринципного типа – у представителя нового поколения, запросто избавившегося от босса, опытнейшего криминального авторитета. С одной стороны десятому – заключительному – эпизоду не откажешь в эффектности: в стенах полицейского участка главному герою предстоит схлестнуться с наёмным убийцей родом из Сербии, не подозревая, что сурового киллера прислали всё же не по его душу (и не за Мариной, пришедшей каяться в преступлении, плачущей без удержу). Но с другой… как ни крути, обидно! Невнятный (не открытый, а именно невнятный) финал несколько снижает общее впечатление от занимательного зрелища, воспринимается чуть ли не обманом доверчивой аудитории, с нетерпением ждавшей, чем закончатся мытарства несостоявшегося кондитера. И ведь так происходит, увы, не впервые: этим подчас грешат даже лучшие отечественные сериалы – вроде знаменитых «Чик» /2020/. Авторы, правда, уже объявили – не в пример Эдуарду Оганесяну – о запуске в производство продолжения (что само по себе не служит оправданием, поскольку сезон должен производить впечатление внутренне завершённой истории), так что очередная встреча с неунывающим и непотопляемым Борисом – не за горами. _______ 1 – Алексей Михалёв предложил более лирический вариант перевода оригинального заголовка – «Привет, это снова я».