Лучшая рыба – это колбаса. А лучшая колбаса – чулок с деньгами. Если из этого силлогизма исключить средний термин – получится краткий пересказ содержания сериала «Икра» режиссера Виталия Воробьева: рыба = чулок с деньгами. Точнее не сама рыба, а неоплодотворенные яйца самок этих водных позвоночных животных. В 1979 году в СССР правоохранительные органы расследовали самое громкое коррупционное дело застойных лет: чиновники министерства рыбного хозяйства организовали поставки черной икры в Югославию, получая за это оплату в валюте. Дело закончилось расстрелом замминистра. Секретарь горкома одного южного города поплатится своей карьерой. Эти события были взяты авторами сериала за основу сюжета.
В городе Южноморске в 1979 году убит следователь ОБХСС (кто не помнит/не знает: Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в составе МВД). Его друг следователь прокуратуры Александр Костенко (Павел Майков) берется за расследование убийства. Следы ведут ко второму секретарю горкома партии. Но ему усиленно ставят палки в колеса, дело передается в КГБ, его самого отстраняют. Выясняется, что убийство следователя – только верхушка айсберга. В Москве функционеры КПСС высшего ранга организовали канал пополнения партийной кассы: в Югославию отправляется черная икра, в СССР поступают наличные доллары. Но человек, который организовал эту схему – министр рыбного хозяйства Ямин (Игорь Скляр) – создал параллельную цепочку, с которой он и его подельники имеют личный профит. Не без участия Костенко Аркадий Липман (Дмитрий Астрахан), курьер, перевозящий через границу валюту, взят с поличным в аэропорту. Конкурент Ямина за доступ к телу высокопоставленного члена Политбюро Матвея Петровича Орлова (Андрей Смирнов) член ЦК Вилен Быстрых (Сергей Колтаков) дает поручение полковнику КГБ Хоркину (Дмитрий Муляр) подключиться к расследованию и размотать преступный клубок в Южноморске. Орлов тяжело болен, он подумывает о преемнике, так что игра престолов намечается самая нешуточная. И в центре событий – провинциальный следователь Костенко.
Как положено в добротном сериале, Александру Костенко придумана напряженная личная жизнь. Жена Светлана (Дарья Мороз) имеет проблемы со здоровьем и ревнует мужа к la femme fatale сериала: зампрокурора Людмиле Перловой (Анастасия Макеева). И не удивительно: с ее неотразимым макияжем и плотно облегающей недурную фигуру формой Люсю можно снимать в прологе к порнофильму. А она в таком виде заявляется в коммуналку к коллеге Костенко и мозолит глаза Светлане без малейших следов боевой женской раскраски на лице. У Костенко, разумеется, есть дочка. У Лизы (Анна Сафронова) самый тот возраст: она умеренно хиппует и отчаянно флиртует вместо подготовки к вступительным экзаменам в мединститут. Так что скучать Александру Костенко (а вместе с ним и зрителям сериала) некогда.
Получился средненький, без особых изысков, сериал. Ничего такого, от чего захватывало бы дух, но и поводы для особого раздражения отсутствуют. Актеры не переигрывают, никто не изображает шекспировские страсти. Типажи подобраны шаблонные, что, впрочем, вполне укладывается в традиции телесериала. Что касается правдоподобия изложенной авторами версии исторических событий, то они допустили одну серьезную вольность. Ни о каком расследовании потенциальных каналов для создания специального партийного фонда в советское время речи быть не могло. Главный фигурант рыбного дела, приговоренный к расстрелу, занимал пост замминистра. Все, что выше этого уровня – уже на совести авторов сериала. Впрочем, они имеют на это право, тем более, что в самом начале зрителей предупреждают о том, что фабула полностью вымышлена.
Если акцентировать внимание на деталях советского быта, то я из чистого занудства поймал авторов «Икры» только на одной ошибке. Дома у Костенко на полках стоят тома библиотеки приключений. По корешку видно, что это третий выпуск знаменитой, престижной и, соответственно, дефицитной книжной серии. Она выпускалась с 1981 по 1985 годы. Плюс один явный косяк из области следственных мероприятий. Человека взяли в аэропорту с 45 тысячами долларов наличкой. Возбуждено уголовное дело. Избрана мера пресечения в качестве содержания под стражей. Вовсю идут допросы. А вот дома у подозреваемого почему-то никто не удосужился провести обыск (!). Это вам не с книжками напутать. Кстати, субтитры нам указывают, что встреча Липмана с зарубежным контрагентом происходит в Социалистической Республике Югославии. Такого государства никогда не существовало. Была Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ).
А вообще ретро-детектив брежневских времен начинает слегка утомлять. Может быть, авторам сериалов стоит расширить жанровый спектр, включить в него, например, старый добрый производственный роман. Представьте: комсомолец Костенко отправляется на освоение целины. Там он предлагает новый способ вспашки (боронования, вальцевания? – консультанты помогут) зяби (нови? топи?). Замкомсорга стройотряда столичного вуза Люся Перлова готова содействовать новатору. Но тут параллельно выясняется, что прораб (завхоз? агрном?) Липман обменял посевной (семенной? племенной?) фонд на вагон марокканских апельсинов… Нет, от ретро-детектива никуда не денешься.
8
,0
2018, Россия, Детективы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Лучшая рыба – это колбаса. А лучшая колбаса – чулок с деньгами. Если из этого силлогизма исключить средний термин – получится краткий пересказ содержания сериала «Икра» режиссера Виталия Воробьева: рыба = чулок с деньгами. Точнее не сама рыба, а неоплодотворенные яйца самок этих водных позвоночных животных. В 1979 году в СССР правоохранительные органы расследовали самое громкое коррупционное дело застойных лет: чиновники министерства рыбного хозяйства организовали поставки черной икры в Югославию, получая за это оплату в валюте. Дело закончилось расстрелом замминистра. Секретарь горкома одного южного города поплатится своей карьерой. Эти события были взяты авторами сериала за основу сюжета. В городе Южноморске в 1979 году убит следователь ОБХСС (кто не помнит/не знает: Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности в составе МВД). Его друг следователь прокуратуры Александр Костенко (Павел Майков) берется за расследование убийства. Следы ведут ко второму секретарю горкома партии. Но ему усиленно ставят палки в колеса, дело передается в КГБ, его самого отстраняют. Выясняется, что убийство следователя – только верхушка айсберга. В Москве функционеры КПСС высшего ранга организовали канал пополнения партийной кассы: в Югославию отправляется черная икра, в СССР поступают наличные доллары. Но человек, который организовал эту схему – министр рыбного хозяйства Ямин (Игорь Скляр) – создал параллельную цепочку, с которой он и его подельники имеют личный профит. Не без участия Костенко Аркадий Липман (Дмитрий Астрахан), курьер, перевозящий через границу валюту, взят с поличным в аэропорту. Конкурент Ямина за доступ к телу высокопоставленного члена Политбюро Матвея Петровича Орлова (Андрей Смирнов) член ЦК Вилен Быстрых (Сергей Колтаков) дает поручение полковнику КГБ Хоркину (Дмитрий Муляр) подключиться к расследованию и размотать преступный клубок в Южноморске. Орлов тяжело болен, он подумывает о преемнике, так что игра престолов намечается самая нешуточная. И в центре событий – провинциальный следователь Костенко. Как положено в добротном сериале, Александру Костенко придумана напряженная личная жизнь. Жена Светлана (Дарья Мороз) имеет проблемы со здоровьем и ревнует мужа к la femme fatale сериала: зампрокурора Людмиле Перловой (Анастасия Макеева). И не удивительно: с ее неотразимым макияжем и плотно облегающей недурную фигуру формой Люсю можно снимать в прологе к порнофильму. А она в таком виде заявляется в коммуналку к коллеге Костенко и мозолит глаза Светлане без малейших следов боевой женской раскраски на лице. У Костенко, разумеется, есть дочка. У Лизы (Анна Сафронова) самый тот возраст: она умеренно хиппует и отчаянно флиртует вместо подготовки к вступительным экзаменам в мединститут. Так что скучать Александру Костенко (а вместе с ним и зрителям сериала) некогда. Получился средненький, без особых изысков, сериал. Ничего такого, от чего захватывало бы дух, но и поводы для особого раздражения отсутствуют. Актеры не переигрывают, никто не изображает шекспировские страсти. Типажи подобраны шаблонные, что, впрочем, вполне укладывается в традиции телесериала. Что касается правдоподобия изложенной авторами версии исторических событий, то они допустили одну серьезную вольность. Ни о каком расследовании потенциальных каналов для создания специального партийного фонда в советское время речи быть не могло. Главный фигурант рыбного дела, приговоренный к расстрелу, занимал пост замминистра. Все, что выше этого уровня – уже на совести авторов сериала. Впрочем, они имеют на это право, тем более, что в самом начале зрителей предупреждают о том, что фабула полностью вымышлена. Если акцентировать внимание на деталях советского быта, то я из чистого занудства поймал авторов «Икры» только на одной ошибке. Дома у Костенко на полках стоят тома библиотеки приключений. По корешку видно, что это третий выпуск знаменитой, престижной и, соответственно, дефицитной книжной серии. Она выпускалась с 1981 по 1985 годы. Плюс один явный косяк из области следственных мероприятий. Человека взяли в аэропорту с 45 тысячами долларов наличкой. Возбуждено уголовное дело. Избрана мера пресечения в качестве содержания под стражей. Вовсю идут допросы. А вот дома у подозреваемого почему-то никто не удосужился провести обыск (!). Это вам не с книжками напутать. Кстати, субтитры нам указывают, что встреча Липмана с зарубежным контрагентом происходит в Социалистической Республике Югославии. Такого государства никогда не существовало. Была Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). А вообще ретро-детектив брежневских времен начинает слегка утомлять. Может быть, авторам сериалов стоит расширить жанровый спектр, включить в него, например, старый добрый производственный роман. Представьте: комсомолец Костенко отправляется на освоение целины. Там он предлагает новый способ вспашки (боронования, вальцевания? – консультанты помогут) зяби (нови? топи?). Замкомсорга стройотряда столичного вуза Люся Перлова готова содействовать новатору. Но тут параллельно выясняется, что прораб (завхоз? агрном?) Липман обменял посевной (семенной? племенной?) фонд на вагон марокканских апельсинов… Нет, от ретро-детектива никуда не денешься.