Последний киношедевр Татьяны Лиозновой буквально соткан из парадоксов. «Карнавал» способен в двух пограничных сценах смотреться как задорная комедия, высмеивающая простодушие провинциалки, и как суровая драма о многообразии преград, возникающих на пути среднестатистической покорительницы российской столицы. Иронично, что двумя годами ранее в «Москве слезам не верит» героиня Ирины Муравьёвой словно охотница наметанным глазам высматривала цель, чтобы затем совершить один точный выстрел и забрать добычу. В «Карнавале» эта же актриса просто перебирается из одного зазеркалья в другое. Первое для неё тщательно выстраивала одинокая мать-неудачница с замашками манипулятора – только бы не позволить дочери упорхнуть в прекрасную даль и забыть про неё. Второе зазеркалье встретило Нину Соломатину в актовом зале, где заседала приёмная комиссия театрального училища. Безжалостный отказ педагогов – и вот наивная провинциалка остаётся наедине со своими заблуждениями. Один удар судьбы, ещё, третий, четвёртый – Москва демонстрирует хищный оскал большого города, в котором тебя никто не ждёт, не пожалеет, не утешит и не приласкает. Путь к спасению вроде бы очевиден – назад, к матери, желательно бы с малышом в подоле, чтобы по всем пунктам повторить судьбу, но есть и альтернатива – в ней ещё больше испытаний, боли и тягот, зато остаётся шанс на исполнение мечты.
Лиознова признавалась, что вспоминала тяжело болевшую мать, когда создавала образ Нины. Возможно, как раз желанием сработать на контрасте с ней самой, задумчивой и в глубине души страшно одинокой, и объясняется выбор энергичной, темпераментной 31-летней к тому времени Муравьёвой. На съёмках в «Москве…» Меньшова Ирина доказала фантастическое умение перевоплощаться из юной бойкой девчонки в помятую жизнью женщину. В «Карнавале» актриса так же ловко проделала обратный трюк, и если в начале фильма, где действие разворачивается в родной провинции, её потуги вызывают смех, то, как только комиссия захлопывает перед ней дверь, улыбкам уже не место. Героиня ни на минуту не перестаёт грезить о сцене, мечтать о цветах, аплодисментах и овациях, но ей приходится жить, выживать и бороться. На протяжении фильма Нину окружают вредные люди: завистливая подружка Галка, глухая к её желаниям мать, подло бросивший её отец, ещё более подлый красавец-сердцеед Никита. По иронии судьбы, самым порядочным и заботливым человеком в жизни девушки становится цыганка Карма, представительница этноса, к которому питают инстинктивную неприязнь миллионы людей. Но удивлять – так удивлять, рассудила Лиознова. Одних игр с жанровой принадлежностью фильма мало.
Музыка в «Карнавале» самостийно присутствует и в отрыве от событий ленты, однако каждый артистический номер, будь то фантазии Нины на сцене, или легендарный шлягер «Позвони мне, позвони» – все они исполнены как крик души девчонки, которой пришлось экстренно взрослеть. Вот несуразная барышня в косынке метёт листву и попутно работает над речью, набрав полный рот орехов. А вот она же, в тёмном платье, подчёркивающим гармоничную фигуру, сверкает с вокальным номером. Да, вместо Муравьёвой пела Жанна Рождественская, но мощь очарования героини в этой сцене такова, что не остаётся ни тени сомнений – Москва падёт к её ногам, просто надо подождать. И помучиться, конечно. На проблемы и разочарования Татьяна Лиознова расщедрилась, как не прилетало ни одному из персонажей её ранее выпущенных фильмов, а у режиссёра за спиной уже были «Семнадцать мгновений весны». А всё потому, что реальная жизнь пострашнее пережитой грусти Нюры из «Трёх тополей на Плющихе», и она коварнее производственных проблем Лёни Шиндина из «Мы, нижеподписавшиеся». Нина не решает задач государственной важности как Штирлиц, но так и опыта у неё кот наплакал, приходится набивать шишки за каждым углом. Героиня так незаметно превращается из неудачливой абитуриентки в закалённую невзгодами горожанку, что ни один педагог бы с умным видом не рассказал.
Да и ни к чему лишние слова, когда есть плёнка и целых два с половиной часа экранного времени. Татьяну Лиознову никто не ограничивал, не бил по рукам и не одёргивал. Сама стойко, уверенно и вместе с тем быстро провела Нину Соломатину по ухабам закулисья, научив базовым приёмам выживания. Да, в фильме хоть и крупными мазками, но столь же выпукло показаны другие герои – Юрий Яковлев в амплуа совестливого негодяя, Клара Лучко в роли его стервозной супруги, Александр Абдулов в самом типичном своём образе плейбоя. Задний план у «Карнавала» на зависть любым другим лентам, эксплуатирующим тему Золушки в большом городе. Тем не менее главная звезда одна, и её сыграла Ирина Муравьёва. Актриса на постоянном надрыве исполняет основную часть сцен, и потому так обжигают остальные эпизоды, где Нина разговаривает тихо и спокойно, вгоняя в краску провинившегося собеседника. Героиня всего за полгода проделала путь, на который при более счастливом раскладе у других может уйти лет пять, и это путь не столько к сцене, сколько к познанию собственной природы. «Всё равно счастливой стану!» – гордо поёт героиня, и разрази гром каждого, кто посмел бы усомниться. Кино, как и любое другое искусство, по определению Оскара Уайльда бесполезно, но конкретно «Карнавал» учит, действительно учит, как идти к счастью, идти за мечтой и побеждать.
8
,1
1982, СССР, Советские
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Последний киношедевр Татьяны Лиозновой буквально соткан из парадоксов. «Карнавал» способен в двух пограничных сценах смотреться как задорная комедия, высмеивающая простодушие провинциалки, и как суровая драма о многообразии преград, возникающих на пути среднестатистической покорительницы российской столицы. Иронично, что двумя годами ранее в «Москве слезам не верит» героиня Ирины Муравьёвой словно охотница наметанным глазам высматривала цель, чтобы затем совершить один точный выстрел и забрать добычу. В «Карнавале» эта же актриса просто перебирается из одного зазеркалья в другое. Первое для неё тщательно выстраивала одинокая мать-неудачница с замашками манипулятора – только бы не позволить дочери упорхнуть в прекрасную даль и забыть про неё. Второе зазеркалье встретило Нину Соломатину в актовом зале, где заседала приёмная комиссия театрального училища. Безжалостный отказ педагогов – и вот наивная провинциалка остаётся наедине со своими заблуждениями. Один удар судьбы, ещё, третий, четвёртый – Москва демонстрирует хищный оскал большого города, в котором тебя никто не ждёт, не пожалеет, не утешит и не приласкает. Путь к спасению вроде бы очевиден – назад, к матери, желательно бы с малышом в подоле, чтобы по всем пунктам повторить судьбу, но есть и альтернатива – в ней ещё больше испытаний, боли и тягот, зато остаётся шанс на исполнение мечты. Лиознова признавалась, что вспоминала тяжело болевшую мать, когда создавала образ Нины. Возможно, как раз желанием сработать на контрасте с ней самой, задумчивой и в глубине души страшно одинокой, и объясняется выбор энергичной, темпераментной 31-летней к тому времени Муравьёвой. На съёмках в «Москве…» Меньшова Ирина доказала фантастическое умение перевоплощаться из юной бойкой девчонки в помятую жизнью женщину. В «Карнавале» актриса так же ловко проделала обратный трюк, и если в начале фильма, где действие разворачивается в родной провинции, её потуги вызывают смех, то, как только комиссия захлопывает перед ней дверь, улыбкам уже не место. Героиня ни на минуту не перестаёт грезить о сцене, мечтать о цветах, аплодисментах и овациях, но ей приходится жить, выживать и бороться. На протяжении фильма Нину окружают вредные люди: завистливая подружка Галка, глухая к её желаниям мать, подло бросивший её отец, ещё более подлый красавец-сердцеед Никита. По иронии судьбы, самым порядочным и заботливым человеком в жизни девушки становится цыганка Карма, представительница этноса, к которому питают инстинктивную неприязнь миллионы людей. Но удивлять – так удивлять, рассудила Лиознова. Одних игр с жанровой принадлежностью фильма мало. Музыка в «Карнавале» самостийно присутствует и в отрыве от событий ленты, однако каждый артистический номер, будь то фантазии Нины на сцене, или легендарный шлягер «Позвони мне, позвони» – все они исполнены как крик души девчонки, которой пришлось экстренно взрослеть. Вот несуразная барышня в косынке метёт листву и попутно работает над речью, набрав полный рот орехов. А вот она же, в тёмном платье, подчёркивающим гармоничную фигуру, сверкает с вокальным номером. Да, вместо Муравьёвой пела Жанна Рождественская, но мощь очарования героини в этой сцене такова, что не остаётся ни тени сомнений – Москва падёт к её ногам, просто надо подождать. И помучиться, конечно. На проблемы и разочарования Татьяна Лиознова расщедрилась, как не прилетало ни одному из персонажей её ранее выпущенных фильмов, а у режиссёра за спиной уже были «Семнадцать мгновений весны». А всё потому, что реальная жизнь пострашнее пережитой грусти Нюры из «Трёх тополей на Плющихе», и она коварнее производственных проблем Лёни Шиндина из «Мы, нижеподписавшиеся». Нина не решает задач государственной важности как Штирлиц, но так и опыта у неё кот наплакал, приходится набивать шишки за каждым углом. Героиня так незаметно превращается из неудачливой абитуриентки в закалённую невзгодами горожанку, что ни один педагог бы с умным видом не рассказал. Да и ни к чему лишние слова, когда есть плёнка и целых два с половиной часа экранного времени. Татьяну Лиознову никто не ограничивал, не бил по рукам и не одёргивал. Сама стойко, уверенно и вместе с тем быстро провела Нину Соломатину по ухабам закулисья, научив базовым приёмам выживания. Да, в фильме хоть и крупными мазками, но столь же выпукло показаны другие герои – Юрий Яковлев в амплуа совестливого негодяя, Клара Лучко в роли его стервозной супруги, Александр Абдулов в самом типичном своём образе плейбоя. Задний план у «Карнавала» на зависть любым другим лентам, эксплуатирующим тему Золушки в большом городе. Тем не менее главная звезда одна, и её сыграла Ирина Муравьёва. Актриса на постоянном надрыве исполняет основную часть сцен, и потому так обжигают остальные эпизоды, где Нина разговаривает тихо и спокойно, вгоняя в краску провинившегося собеседника. Героиня всего за полгода проделала путь, на который при более счастливом раскладе у других может уйти лет пять, и это путь не столько к сцене, сколько к познанию собственной природы. «Всё равно счастливой стану!» – гордо поёт героиня, и разрази гром каждого, кто посмел бы усомниться. Кино, как и любое другое искусство, по определению Оскара Уайльда бесполезно, но конкретно «Карнавал» учит, действительно учит, как идти к счастью, идти за мечтой и побеждать.