Культовому документальному проекту «Криминальная Россия» годы нипочём, он и в наши дни смотрится с прежней остротой, которая шокировала, но не позволяла оторваться от экрана в 90-е. За тридцать лет телевидение стало другим, ни о какой независимости и об отсутствии цензуры говорить не приходится – времена уже не те. Да и само понятие «криминал» в теперешнем понимании относится обычно к взяточничеству, и непременно в особо крупных размерах, иначе на общественный резонанс рассчитывать не приходится. Ну а в годы господства телеканала НТВ над умами граждан ситуация была иной. В самом расцвете был бандитизм, так что не проходило дня без сообщений об очередном заказном убийстве. Над страной издевались террористы, а маньяки неустанно пополняли кровавые списки. Обо всех этих настоящих ужасах и затеял сериал Дэвид Гамбург – американский продюсер с латвийскими корнями. Идея не просто выстрелила: «Криминальная Россия» стала вехой в жанре документалистики. «Современные хроники» проторили дорожку для аналогичных картин «Следствие вели…» и «По следу монстра», но первый опыт стал самым значимым. Его успех превзойти оказалось невозможно.
Устрашающий эффект выстраивался при помощи удачно выбранных художественных средств, каждый из которых стал самостоятельным брендом. Тревожная заставка в серо-зелёных тонах настраивала на пессимистический лад, словно вот-вот случится трагедия – и ещё в чей-то дом придёт беда. Жуткая музыка била по нервам и вызывала оцепенение в предчувствии кошмарных откровений. А когда зритель уже был доведён до необходимого состояния, камера вела по тёмному тюремному коридору и выводила к стартовому титру о презумпции невиновности. Авторы тем самым давали понять, что играют с терпением не просто так, а лишь готовят к логическому итогу любого расследования – установлению виновных и оглашению законного приговора. Примечательно, кстати, что в самых ранних эпизодах действие обрывалось на полуслове, и не всегда создатели сообщали, какой срок получил тот или иной преступник. Впрочем, коль скоро речь шла о серийных убийцах, то вариантов было немного – пожизненное заключение либо казнь.
Размявшись на преступлениях поскромнее, команда Гамбурга громыхнула первой по-настоящему убийственной историей – делом маньяка Головкина, печально известного под кличкой Фишер. Следом за ним авторы презентовали другого душегуба – Ряховского, он же Балашихинский потрошитель, а затем настал черёд Чикатило. Самый известный из российских маньяков удостоился спаренного эпизода «По следу Сатаны», и этот мини-фильм стал своеобразным пиком сериала. Сценаристы уделили внимание не только деталям чудовищных злодеяний ростовского монстра, но также и кропотливой работе следственной бригады во главе с легендарным Иссой Костоевым. Пожалуй, с этого эпизода создатели поняли, что зрители должны знать имена своих героев – героических сыщиков, которые и сами были охотниками, только охотились не на невинных жертв, а не тех, кто повергал в панику целые города и области. Помимо Костоева, заслуженного внимания удостоились профи ростовского розыска Анатолий Евсеев, Амурхан Яндиев, Анатолий Заремба, питерский следователь Александр Малышев, главный оперативник Поволжья Дмитрий Огородников, рязанский прокурор Дмитрий Плоткин и персональный кошмар киллера Солоника – Игорь Королев.
Знаковыми стали и серии, посвященные многочисленным преступным группировкам, в изобилии расплодившимся по всей стране. Эпичные гангстерские войны в Тольятти за контроль над продукцией Волжского автозавода, кровавый передел территории между рязанскими бандитами, боевые эпопеи на Дальнем Востоке среди тамошних «патриотов» против заезжих кавказцев, бесконечные конфликты в криминальной Москве и Петербурге – каждый эпизод захватывает покруче детективов Агаты Кристи, ведь всё происходило на самом деле. Широкий резонанс вызвала хроника и самых известных терактов, например попытка угона самолёта семьёй музыкантов Овечкина или же громкая акция чеченца Радуева в Кизляре и Первомайском. Неповторимый эффект произвёл эпизод под названием «Неоконченная война», где оперативник из отдела по борьбе с захватом заложников рассказывал о реальных происшествиях, снятых милицейской камерой. Никакой романтики сыскной работы, а только тяжёлые производственные будни – это и есть реалии «Криминальной России».
По мере того, как начали иссякать резонансные сюжеты, пошла на убыль и острота сериала. Под крышей НТВ было выпущено 120 серий, часть сдвоенных, а одна – даже из трёх частей. Каждая прекрасно пережила проверку времени и устарела разве чисто технически, да и то незначительно. Проект делали мастера своего дела, неоценимую поддержку которым оказали сами правоохранительные органы. Отдельного упоминания заслуживает, конечно, озвучка Сергея Полянского. Его узнаваемый, жёсткий, но при этом доверительный тембр голоса – чуть ли не треть успеха сериала и такое же явление эпохи, как и сама «Криминальная Россия». После закрытия на НТВ проект пережил ребрендинг и переехал на Первый канал, заодно сменив заставку и диктора. Это было уже хоть и идейный преемник, но другой сериал, с менее громкими делами. Настоящая реликвия – «Криминальная Россия» из 90-х, по ней и теперь не стыдно учиться сниматься документальные фильмы. Этот фильм всегда будет навевать воспоминания об ушедшей эпохе, выводы из которой так и не были сделаны.
8
,1
2005, Россия, Документальные
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Культовому документальному проекту «Криминальная Россия» годы нипочём, он и в наши дни смотрится с прежней остротой, которая шокировала, но не позволяла оторваться от экрана в 90-е. За тридцать лет телевидение стало другим, ни о какой независимости и об отсутствии цензуры говорить не приходится – времена уже не те. Да и само понятие «криминал» в теперешнем понимании относится обычно к взяточничеству, и непременно в особо крупных размерах, иначе на общественный резонанс рассчитывать не приходится. Ну а в годы господства телеканала НТВ над умами граждан ситуация была иной. В самом расцвете был бандитизм, так что не проходило дня без сообщений об очередном заказном убийстве. Над страной издевались террористы, а маньяки неустанно пополняли кровавые списки. Обо всех этих настоящих ужасах и затеял сериал Дэвид Гамбург – американский продюсер с латвийскими корнями. Идея не просто выстрелила: «Криминальная Россия» стала вехой в жанре документалистики. «Современные хроники» проторили дорожку для аналогичных картин «Следствие вели…» и «По следу монстра», но первый опыт стал самым значимым. Его успех превзойти оказалось невозможно. Устрашающий эффект выстраивался при помощи удачно выбранных художественных средств, каждый из которых стал самостоятельным брендом. Тревожная заставка в серо-зелёных тонах настраивала на пессимистический лад, словно вот-вот случится трагедия – и ещё в чей-то дом придёт беда. Жуткая музыка била по нервам и вызывала оцепенение в предчувствии кошмарных откровений. А когда зритель уже был доведён до необходимого состояния, камера вела по тёмному тюремному коридору и выводила к стартовому титру о презумпции невиновности. Авторы тем самым давали понять, что играют с терпением не просто так, а лишь готовят к логическому итогу любого расследования – установлению виновных и оглашению законного приговора. Примечательно, кстати, что в самых ранних эпизодах действие обрывалось на полуслове, и не всегда создатели сообщали, какой срок получил тот или иной преступник. Впрочем, коль скоро речь шла о серийных убийцах, то вариантов было немного – пожизненное заключение либо казнь. Размявшись на преступлениях поскромнее, команда Гамбурга громыхнула первой по-настоящему убийственной историей – делом маньяка Головкина, печально известного под кличкой Фишер. Следом за ним авторы презентовали другого душегуба – Ряховского, он же Балашихинский потрошитель, а затем настал черёд Чикатило. Самый известный из российских маньяков удостоился спаренного эпизода «По следу Сатаны», и этот мини-фильм стал своеобразным пиком сериала. Сценаристы уделили внимание не только деталям чудовищных злодеяний ростовского монстра, но также и кропотливой работе следственной бригады во главе с легендарным Иссой Костоевым. Пожалуй, с этого эпизода создатели поняли, что зрители должны знать имена своих героев – героических сыщиков, которые и сами были охотниками, только охотились не на невинных жертв, а не тех, кто повергал в панику целые города и области. Помимо Костоева, заслуженного внимания удостоились профи ростовского розыска Анатолий Евсеев, Амурхан Яндиев, Анатолий Заремба, питерский следователь Александр Малышев, главный оперативник Поволжья Дмитрий Огородников, рязанский прокурор Дмитрий Плоткин и персональный кошмар киллера Солоника – Игорь Королев. Знаковыми стали и серии, посвященные многочисленным преступным группировкам, в изобилии расплодившимся по всей стране. Эпичные гангстерские войны в Тольятти за контроль над продукцией Волжского автозавода, кровавый передел территории между рязанскими бандитами, боевые эпопеи на Дальнем Востоке среди тамошних «патриотов» против заезжих кавказцев, бесконечные конфликты в криминальной Москве и Петербурге – каждый эпизод захватывает покруче детективов Агаты Кристи, ведь всё происходило на самом деле. Широкий резонанс вызвала хроника и самых известных терактов, например попытка угона самолёта семьёй музыкантов Овечкина или же громкая акция чеченца Радуева в Кизляре и Первомайском. Неповторимый эффект произвёл эпизод под названием «Неоконченная война», где оперативник из отдела по борьбе с захватом заложников рассказывал о реальных происшествиях, снятых милицейской камерой. Никакой романтики сыскной работы, а только тяжёлые производственные будни – это и есть реалии «Криминальной России». По мере того, как начали иссякать резонансные сюжеты, пошла на убыль и острота сериала. Под крышей НТВ было выпущено 120 серий, часть сдвоенных, а одна – даже из трёх частей. Каждая прекрасно пережила проверку времени и устарела разве чисто технически, да и то незначительно. Проект делали мастера своего дела, неоценимую поддержку которым оказали сами правоохранительные органы. Отдельного упоминания заслуживает, конечно, озвучка Сергея Полянского. Его узнаваемый, жёсткий, но при этом доверительный тембр голоса – чуть ли не треть успеха сериала и такое же явление эпохи, как и сама «Криминальная Россия». После закрытия на НТВ проект пережил ребрендинг и переехал на Первый канал, заодно сменив заставку и диктора. Это было уже хоть и идейный преемник, но другой сериал, с менее громкими делами. Настоящая реликвия – «Криминальная Россия» из 90-х, по ней и теперь не стыдно учиться сниматься документальные фильмы. Этот фильм всегда будет навевать воспоминания об ушедшей эпохе, выводы из которой так и не были сделаны.