Одним из мест, куда Софи хочет устроиться на работу, является агентство по организации кинофестивалей – и соискательница заверяет нанимателя, что старается смотреть все квебекские фильмы. Характерная деталь! Увы, в тех канадских провинциях, где доминирует французский язык, выпускается не так много (гораздо меньше, чем в англоязычных регионах, ориентированных на рынок США) кино- и телевизионной продукции. Но тамошние жители искренне гордятся достижениями своих кинематографистов, пусть не всегда получающих признание за рубежом (и даже на всей территории родного государства). К их числу как раз принадлежит Патрис Сов, который, несмотря на завидную творческую активность, неизменно высокий профессиональный и художественный уровень постановок, остаётся малоизвестным (1). Мини-сериал с хлёстким, обличающим названием имел отличные шансы вызвать резонанс. Дело не только в том, что в основу положен одноимённый роман Ингрид Феле, опубликованный в 2015-м году и ставший бестселлером (издан в разных странах: во Франции, Швейцарии, Бельгии, Польше). Ведь премьера шестисерийного «Монстра» состоялась в феврале 2019-го, когда шум от лавины громких обвинений в сексуальных домогательствах в адрес знаменитых продюсеров, артистов, политиков ещё не утих. Казалось логичным, что широкую публику не оставит равнодушной душераздирающая история девушки, ставшей жертвой домашнего насилия (физического и психологического) – и отчаянно пытающейся вырваться из лап сущего чудовища.
Возможно, именно в силу затронутой тематики у кого-то возникнет на сеансе желание обвинить писательницу в спекуляции на скандальном материале. Специально для таких (незнакомых с обстоятельствами появления на свет литературного первоисточника) зрителей Ингрид прямым текстом сообщает под занавес, что поведала лишь о том, что пережила лично. Между прочим, её (звучащий как внутренний монолог героини) голос киноманы могли и узнать, запомнив актрису хотя бы по криминальной драме «Их было пятеро» /2004/. Автобиографический характер оригинала с одной стороны накладывал ограничения (не позволял слишком сильно отклоняться от фактов), но с другой – придал произведению дополнительную убедительность. Сов и сценаристка Шанталь Кадьё следуют в данном отношении сложившейся традиции. Достаточно вспомнить, например, ленту Питера Левина (кстати, снятую тоже на телевидении, только американском) с парадоксальным, отдающим эпатажем заголовком «Изнасилование и брак: без причин» /1980/, где будущие «звёзды» Микки Рурк и Линда Хэмилтон разыграли драму реальных супругов – четы Райдаут. Правда, в случае с Софи и её избранником, приехавшим из Северной Африки, наличествует особая специфика.
Поначалу невольно закрадывалось подозрение, что авторы примутся напирать на происхождение того, кого Софи окрестила М: манипулятором, маньяком, наконец, просто монстром. Западные кинематографисты уже позволяли себе (не так часто, но позволяли!) сомнительные выпады по адресу приверженцев представлений об институте брака, распространённых в мусульманском мире. Так, в фильме Брайана Гилберта «Без дочери – никогда» /1991/ рассказывалась история Бетти, чей муж-иранец Муди, казавшийся ангелом во плоти, пока находился в США, радикально изменился, как только вернулся на Родину, в привычное окружение, и несчастной женщине пришлось пройти через муки ада, вызволяя маленькую дочь. К счастью, Патрис Сов сторонится столь примитивных объяснений. Да, родители избранника не без настороженности (а подчас и без плохо скрываемого раздражения) встречают незнакомку, но в целом – не нарушают законов восточного гостеприимства. А его отец даже деликатно предупреждает потенциальную невестку о тяжёлом, непредсказуемом нраве сына… Уж скорее, сам парень цинично эксплуатирует незнание наивной возлюбленной арабской культуры, местных обычаев и юридических процедур. Скажем больше. Приверженность иной религиозной традиции как таковая в данном случае обернулась не злом, а каким-никаким благом, заставив М хоть в малой степени обуздать свой взрывной темперамент. И не нужно думать, что это послужило очередной уловкой, чтобы принудить жену вернуться, поверив, будто отныне всё будет замечательно. В том-то и сложность ситуации, что он был искренен. Искренен настолько, что не вызывал подозрений у собратьев по вере. Искренен настолько, что сумел уговорить Софи: принятие ислама-де открыло глаза на мир – и позволило возобладать лучшим качествам. Это звучало так заманчиво, что и она захотела примкнуть к последователям пророка Мухаммеда… Помогло ли?
Перед Мехди Мескаром (номинация на премию «Жемо»), вообще-то родившимся в 1995-м году в Италии, стояла весьма непростая задача – воплотить образ человека, умеющего убеждать в правоте и искренности в такие моменты, когда любое доверие утрачено, кажется, безвозвратно. Ни личным обаянием, ни умением ловко запугать, ни владением искусством эмоционального шантажа, ни даже любовью слабость дражайшей половины не объяснить. Со стороны-то представляется очевидным, что девушке, с детства окружённой заботой (росшей в далеко не авторитарной атмосфере), нужно было сломя голову бежать после первых же подозрительных поступков. Странно, что не насторожили обвинения бывшей любовницы Ясмин – и уж точно требовал мгновенного разрыва отношений приступ агрессии, вылившийся в рукоприкладство. Но Софи, словно в опровержение собственного имени (означающего по-гречески «мудрая», «разумная»), неизменно прощала и возвращалась. Прощала посягательства на свободу, включая нахождение на чужбине чуть ли не в неволе (без паспорта и сотового телефона). Прощала загулы (при отсутствии работы и вечной нехватке денег) с изменами, совершаемыми практически в открытую, которые мирно уживались с приступами немотивированной ревности. Прощала пощёчины и синяки. Прощала унижение на глазах у посторонних людей. Простила даже жестокое изнасилование, совершённое парочкой подонков, которым муж разрешил (вероятно, не осознавая того, по пьяной лавочке, но – разрешил!) надругаться над супругой. Куда уж дальше?
Впрочем, характер так называемого «монстра» становится понятен достаточно быстро – да и не так существенно, в чём конкретно кроются истоки регулярных вспышек гнева и садистских наклонностей. Патрис Сов правильно уловил намерения Ингрид Феле, стремящейся прежде всего разобраться в себе – найти ответ на вопрос: что не позволяло уйти прочь, уйти ради обретения банальной безопасности? Софи даже Всевышнего просит в молитвах дать силы побороть влияние человека, и брак-то с которым по законам Канады считается недействительным. Вот это – по-настоящему важно проанализировать. Актриса-писательница, сумевшая, собрав волю в кулак, побороть трудности – и в итоге обрести счастье (так явствует из финальных титров), считала долгом исследовать функционирование механизмов психики не только ради себя. Совесть требовала поделиться накопленным болезненным опытом. Это со стороны кажется, что причины отсутствовали. Причины всегда таятся в глубине – в бездне бессознательного. Признание наличия комплекса жертвы – первый шаг к избавлению от чужой власти. Шаг к победе над монстром – над монстром вовне и внутри себя.
_______
1 – Хотя, например, второй сезон «Виктора Лессара» собрал в 2018-м свыше миллиона просмотров, став самым успешным оригинальным проектом на платформе Club Illico компании Vidéotron.
8
,0
2019, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Одним из мест, куда Софи хочет устроиться на работу, является агентство по организации кинофестивалей – и соискательница заверяет нанимателя, что старается смотреть все квебекские фильмы. Характерная деталь! Увы, в тех канадских провинциях, где доминирует французский язык, выпускается не так много (гораздо меньше, чем в англоязычных регионах, ориентированных на рынок США) кино- и телевизионной продукции. Но тамошние жители искренне гордятся достижениями своих кинематографистов, пусть не всегда получающих признание за рубежом (и даже на всей территории родного государства). К их числу как раз принадлежит Патрис Сов, который, несмотря на завидную творческую активность, неизменно высокий профессиональный и художественный уровень постановок, остаётся малоизвестным (1). Мини-сериал с хлёстким, обличающим названием имел отличные шансы вызвать резонанс. Дело не только в том, что в основу положен одноимённый роман Ингрид Феле, опубликованный в 2015-м году и ставший бестселлером (издан в разных странах: во Франции, Швейцарии, Бельгии, Польше). Ведь премьера шестисерийного «Монстра» состоялась в феврале 2019-го, когда шум от лавины громких обвинений в сексуальных домогательствах в адрес знаменитых продюсеров, артистов, политиков ещё не утих. Казалось логичным, что широкую публику не оставит равнодушной душераздирающая история девушки, ставшей жертвой домашнего насилия (физического и психологического) – и отчаянно пытающейся вырваться из лап сущего чудовища. Возможно, именно в силу затронутой тематики у кого-то возникнет на сеансе желание обвинить писательницу в спекуляции на скандальном материале. Специально для таких (незнакомых с обстоятельствами появления на свет литературного первоисточника) зрителей Ингрид прямым текстом сообщает под занавес, что поведала лишь о том, что пережила лично. Между прочим, её (звучащий как внутренний монолог героини) голос киноманы могли и узнать, запомнив актрису хотя бы по криминальной драме «Их было пятеро» /2004/. Автобиографический характер оригинала с одной стороны накладывал ограничения (не позволял слишком сильно отклоняться от фактов), но с другой – придал произведению дополнительную убедительность. Сов и сценаристка Шанталь Кадьё следуют в данном отношении сложившейся традиции. Достаточно вспомнить, например, ленту Питера Левина (кстати, снятую тоже на телевидении, только американском) с парадоксальным, отдающим эпатажем заголовком «Изнасилование и брак: без причин» /1980/, где будущие «звёзды» Микки Рурк и Линда Хэмилтон разыграли драму реальных супругов – четы Райдаут. Правда, в случае с Софи и её избранником, приехавшим из Северной Африки, наличествует особая специфика. Поначалу невольно закрадывалось подозрение, что авторы примутся напирать на происхождение того, кого Софи окрестила М: манипулятором, маньяком, наконец, просто монстром. Западные кинематографисты уже позволяли себе (не так часто, но позволяли!) сомнительные выпады по адресу приверженцев представлений об институте брака, распространённых в мусульманском мире. Так, в фильме Брайана Гилберта «Без дочери – никогда» /1991/ рассказывалась история Бетти, чей муж-иранец Муди, казавшийся ангелом во плоти, пока находился в США, радикально изменился, как только вернулся на Родину, в привычное окружение, и несчастной женщине пришлось пройти через муки ада, вызволяя маленькую дочь. К счастью, Патрис Сов сторонится столь примитивных объяснений. Да, родители избранника не без настороженности (а подчас и без плохо скрываемого раздражения) встречают незнакомку, но в целом – не нарушают законов восточного гостеприимства. А его отец даже деликатно предупреждает потенциальную невестку о тяжёлом, непредсказуемом нраве сына… Уж скорее, сам парень цинично эксплуатирует незнание наивной возлюбленной арабской культуры, местных обычаев и юридических процедур. Скажем больше. Приверженность иной религиозной традиции как таковая в данном случае обернулась не злом, а каким-никаким благом, заставив М хоть в малой степени обуздать свой взрывной темперамент. И не нужно думать, что это послужило очередной уловкой, чтобы принудить жену вернуться, поверив, будто отныне всё будет замечательно. В том-то и сложность ситуации, что он был искренен. Искренен настолько, что не вызывал подозрений у собратьев по вере. Искренен настолько, что сумел уговорить Софи: принятие ислама-де открыло глаза на мир – и позволило возобладать лучшим качествам. Это звучало так заманчиво, что и она захотела примкнуть к последователям пророка Мухаммеда… Помогло ли? Перед Мехди Мескаром (номинация на премию «Жемо»), вообще-то родившимся в 1995-м году в Италии, стояла весьма непростая задача – воплотить образ человека, умеющего убеждать в правоте и искренности в такие моменты, когда любое доверие утрачено, кажется, безвозвратно. Ни личным обаянием, ни умением ловко запугать, ни владением искусством эмоционального шантажа, ни даже любовью слабость дражайшей половины не объяснить. Со стороны-то представляется очевидным, что девушке, с детства окружённой заботой (росшей в далеко не авторитарной атмосфере), нужно было сломя голову бежать после первых же подозрительных поступков. Странно, что не насторожили обвинения бывшей любовницы Ясмин – и уж точно требовал мгновенного разрыва отношений приступ агрессии, вылившийся в рукоприкладство. Но Софи, словно в опровержение собственного имени (означающего по-гречески «мудрая», «разумная»), неизменно прощала и возвращалась. Прощала посягательства на свободу, включая нахождение на чужбине чуть ли не в неволе (без паспорта и сотового телефона). Прощала загулы (при отсутствии работы и вечной нехватке денег) с изменами, совершаемыми практически в открытую, которые мирно уживались с приступами немотивированной ревности. Прощала пощёчины и синяки. Прощала унижение на глазах у посторонних людей. Простила даже жестокое изнасилование, совершённое парочкой подонков, которым муж разрешил (вероятно, не осознавая того, по пьяной лавочке, но – разрешил!) надругаться над супругой. Куда уж дальше? Впрочем, характер так называемого «монстра» становится понятен достаточно быстро – да и не так существенно, в чём конкретно кроются истоки регулярных вспышек гнева и садистских наклонностей. Патрис Сов правильно уловил намерения Ингрид Феле, стремящейся прежде всего разобраться в себе – найти ответ на вопрос: что не позволяло уйти прочь, уйти ради обретения банальной безопасности? Софи даже Всевышнего просит в молитвах дать силы побороть влияние человека, и брак-то с которым по законам Канады считается недействительным. Вот это – по-настоящему важно проанализировать. Актриса-писательница, сумевшая, собрав волю в кулак, побороть трудности – и в итоге обрести счастье (так явствует из финальных титров), считала долгом исследовать функционирование механизмов психики не только ради себя. Совесть требовала поделиться накопленным болезненным опытом. Это со стороны кажется, что причины отсутствовали. Причины всегда таятся в глубине – в бездне бессознательного. Признание наличия комплекса жертвы – первый шаг к избавлению от чужой власти. Шаг к победе над монстром – над монстром вовне и внутри себя. _______ 1 – Хотя, например, второй сезон «Виктора Лессара» собрал в 2018-м свыше миллиона просмотров, став самым успешным оригинальным проектом на платформе Club Illico компании Vidéotron.