Люди, как известно, гибнут за металл. В том числе в виде ценных бумаг, биткойнов или просто наличности. Именно процедуре снижения корыстолюбивого поголовья сапиенсов посвящена львиная доля криминальных сериалов. Не стал исключением и проект канала НТВ, реализованный Андреем Либенсоном, «Личность не установлена».
В провинциальном Светлогорске совершено странное преступление. Местный оперативник капитан полиции Игорь Шерегеда (роль сыграл Олег Алмазов) застрелил человека. Он заявил, что сделал это в рамках необходимой обороны, поскольку потерпевший открыл по нему огонь из пистолета. Однако при убитом не было обнаружено никакого оружия, рядом с его телом не нашли стреляных гильз.
Из Москвы буквально на следующий день в Светлогорск приезжает следователь, майор Михаил Одинцов (Алексей Гуськов). Он наделен самыми обширными полномочиями. Идентифицировать личность потерпевшего труда не составляет. Это некто Валерий Смирнов, широко известный в узких кругах элитный киллер. Он засветился в деле об убийстве главы строительной компании «Сатурн». Выясняется, что Одинцов и Шерегеда вместе служили в армии, их когда-то связывала тесная дружба. Московский следователь вроде бы собирается помочь провинциальному оперу выпутаться из неприятной ситуации: дескать, с кем не бывает, пристрелишь кого-нибудь невзначай – служба есть служба! Но, приступив к расследованию, Одинцов выявляет целый набор удивительный нестыковок, подозрительных обстоятельств, бросающих тень на вроде бы безупречную репутацию как самого Шерегеды, так и его подчиненных – офицеров полиции местного РУВД. Буквально у каждого из блюстителей правопорядка обнаруживаются свои скелеты в шкафу: один наркодилеров крышует (да и сам, похоже, дружит с белым порошком), другой вымогает деньги у бандитов, третий норовит ставить палки в колеса при прояснении Одинцовым обстоятельств гибели Смирнова. И вообще – как суперпрофессионал убойного ремесла оказался в глухой провинции? Почему начальство посреди ночи сорвало Одинцова среди ночи и потребовало срочного присутствия на месте гибели Смирнова? И как понимать странные напутствия этого начальства? Множество вопросов, ответы на которые зритель с нетерпением будет дожидаться до самого конца сериала.
Криминальный сюжет картины разворачивается с изощренностью затейливой машины Рубе Голдберга: шестеренки тех или иных событий, вращаясь, цепляют друг друга, по желобам тех или иных версий катятся шары смелых выводов, загораются свечи интеллектуальных озарений, рушатся пирамиды необоснованных предположений. И все это – в надлежащем темпе. Персонажи между делом успевают отпустить пару немудрящих ментовских шуточек – и снова за дело: выслеживать, отстреливать, взламывать, незаконно проникать, становиться участниками преступного сговора. Все смотрится вроде бы неплохо, но зрителя все равно не оставляет ощущение вторичности предлагаемого материал: и это видели, и такое нам уже показывали. Но авторы проекта вины за это не несут. Все дело в кризисе жанра, которым охвачено любимое зрелище миллионов. Ведь что главное в детективном произведении? Цель совершения преступления и способ ее достижения. Что касается целей, то их уже очень давно обозначили классики: Маркс и Фрейд. Это нажива, секс и стремление к саморазрушению. Конечно, можно напустить аксиологического тумана в сад ветвящихся сюжетных тропок из соображений вящей теодицеи… Однако, среди действующих сценаристов криминальных сериалов фамилии Достоевский и Борхес почему-то встречаются не слишком часто.
Ладно, попробуем описать различные способы, к которым прибегают преступники, совершая преступления, и сыщики при их расследовании. Допустим, убийство любимой канарейки престарелой герцогини раскроет милая кошечка, прибегая к помощи кошачьего психоаналитика… Было. Или следователю поможет расшифровка таинственных рун, обнаруженных при раскопках корневой системы священного ясеня Иггдрасиль? И про такое нам рассказывали, то ли Толкин (я не нарочно!), то ли Дэн Браун. Включать элементы фэнтези в полицейский боевик? Это порочный путь. Логика развития сюжета по принципу «потому что гном» не совместима с канонами жанра, разработанными такими корифеями, как Эдгар По или Артур Конан Дойль. Что прикажете делать творцам криминального смотрива? Есть запасные варианты, авторы проекта «Личность не установлена» использовали оба.
Приглашение свадебного генерала. Лучше – двух или даже трех. Сделано! Пожалуйста, перед вами Алексей Гуськов и Олег Алмазов. Оба сыграли вообще-то вполнакала, но и этого вполне достаточно для плебейского жанра. Гуськов вообще может отработать одной мимикой. После «Граница: Таежный роман» большая часть зрителей сразу впадает в эйфорию при виде его фирменной кривоватой ухмылки. А этот взгляд с легкой бесовщинкой, заставляющий вспомнить то ли Тима Рота, то ли Дэвида Духовны! Тут самое главное – сразу не поймешь, положительный это герой или не очень, честный следователь или грязный полицейский. У нас таких актеров не слишком много. Алмазов составил достойную компанию своему более титулованному коллеге, благо опыт у него огромный.
И еще один прием, который неплохо использовали создатели сериала. Это игра в Шерлока Холмса, предполагающая насыщение сюжета дедуктивными тонкостями, индуктивными изысками. Персонажи регулярно сообщают нам о своих наблюдениях, о выявленных ими мелочах, которые способны (или не способны) направить расследование по верному пути.
Позволю себе пару примеров. Для тех, кому категорически не по душе даже мелкие спойлеры, советую пропустить этот абзац. Одинцов рассказывает оперуполномоченному Рыкову о привычках киллера Смирнова: он не держит дома никакого оружия; пользуется одноразовой посудой; ногти стрижет в полиэтиленовый пакет; жетоны для проезда на метро кладет в разные карманы, чтобы не звенели. А ты ему в наглую патроны в квартиру подкинул?
Откуда все эти тонкости? Мне лично во время традиционного застолья на 10 ноября от матерых оперов не такие байки слышать доводилось. Люди, не понаслышке знакомые с работой карательной системы еще советского образца, действительно подвержены спасительной паранойе. Но, как известно, дьявол кроется в мелочах: откуда взялись жетоны на метро? В Москве о таком способе оплаты подземного проезда забыли довольно давно. Но дело в том, что сериал снимался в Питере, где столь архаичный вариант применяется, кажется, до сих пор. Так что с дедукцией надо бы повнимательней.
Криминалист Горчуков предлагает молодому оперативнику Задорнову обратить внимание на остатки земли в ковше сгоревшего экскаватора. Внутри были обнаружены лоскутья окровавленной одежды; ты обследуй теперь следы раскопов, особенно если там почва глинистая. У меня два вопроса к бывалому криминалисту: как ему удалось обнаружить кровь на тряпках в кабине подожженного бандитами агрегата (специально было отмечено, что никаких следов крови снаружи найти не удалось, из чего следует, что человека убили где-то в другом месте)? Не придется ли молодому офицеру полиции перелопатить весь район, ведь глинистая почва – не бог весть какая редкость в наших широтах?
Так что в целом создатели сериала выбрали верный путь, вот только их слегка на поворотах заносит. Нужно попытаться сохранять ясную голову во время интервью с ветеранами сыскного дела. Даже если собеседование состоялось 10 ноября. А еще можно порыться в научно-популярных работах классиков криминалистики, например, Юргена Торвальда или Рафаила Самуиловича Белкина. Там исходного материал для дедукций на несколько сериалов наберется.
7
,8
2017, Россия, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Люди, как известно, гибнут за металл. В том числе в виде ценных бумаг, биткойнов или просто наличности. Именно процедуре снижения корыстолюбивого поголовья сапиенсов посвящена львиная доля криминальных сериалов. Не стал исключением и проект канала НТВ, реализованный Андреем Либенсоном, «Личность не установлена». В провинциальном Светлогорске совершено странное преступление. Местный оперативник капитан полиции Игорь Шерегеда (роль сыграл Олег Алмазов) застрелил человека. Он заявил, что сделал это в рамках необходимой обороны, поскольку потерпевший открыл по нему огонь из пистолета. Однако при убитом не было обнаружено никакого оружия, рядом с его телом не нашли стреляных гильз. Из Москвы буквально на следующий день в Светлогорск приезжает следователь, майор Михаил Одинцов (Алексей Гуськов). Он наделен самыми обширными полномочиями. Идентифицировать личность потерпевшего труда не составляет. Это некто Валерий Смирнов, широко известный в узких кругах элитный киллер. Он засветился в деле об убийстве главы строительной компании «Сатурн». Выясняется, что Одинцов и Шерегеда вместе служили в армии, их когда-то связывала тесная дружба. Московский следователь вроде бы собирается помочь провинциальному оперу выпутаться из неприятной ситуации: дескать, с кем не бывает, пристрелишь кого-нибудь невзначай – служба есть служба! Но, приступив к расследованию, Одинцов выявляет целый набор удивительный нестыковок, подозрительных обстоятельств, бросающих тень на вроде бы безупречную репутацию как самого Шерегеды, так и его подчиненных – офицеров полиции местного РУВД. Буквально у каждого из блюстителей правопорядка обнаруживаются свои скелеты в шкафу: один наркодилеров крышует (да и сам, похоже, дружит с белым порошком), другой вымогает деньги у бандитов, третий норовит ставить палки в колеса при прояснении Одинцовым обстоятельств гибели Смирнова. И вообще – как суперпрофессионал убойного ремесла оказался в глухой провинции? Почему начальство посреди ночи сорвало Одинцова среди ночи и потребовало срочного присутствия на месте гибели Смирнова? И как понимать странные напутствия этого начальства? Множество вопросов, ответы на которые зритель с нетерпением будет дожидаться до самого конца сериала. Криминальный сюжет картины разворачивается с изощренностью затейливой машины Рубе Голдберга: шестеренки тех или иных событий, вращаясь, цепляют друг друга, по желобам тех или иных версий катятся шары смелых выводов, загораются свечи интеллектуальных озарений, рушатся пирамиды необоснованных предположений. И все это – в надлежащем темпе. Персонажи между делом успевают отпустить пару немудрящих ментовских шуточек – и снова за дело: выслеживать, отстреливать, взламывать, незаконно проникать, становиться участниками преступного сговора. Все смотрится вроде бы неплохо, но зрителя все равно не оставляет ощущение вторичности предлагаемого материал: и это видели, и такое нам уже показывали. Но авторы проекта вины за это не несут. Все дело в кризисе жанра, которым охвачено любимое зрелище миллионов. Ведь что главное в детективном произведении? Цель совершения преступления и способ ее достижения. Что касается целей, то их уже очень давно обозначили классики: Маркс и Фрейд. Это нажива, секс и стремление к саморазрушению. Конечно, можно напустить аксиологического тумана в сад ветвящихся сюжетных тропок из соображений вящей теодицеи… Однако, среди действующих сценаристов криминальных сериалов фамилии Достоевский и Борхес почему-то встречаются не слишком часто. Ладно, попробуем описать различные способы, к которым прибегают преступники, совершая преступления, и сыщики при их расследовании. Допустим, убийство любимой канарейки престарелой герцогини раскроет милая кошечка, прибегая к помощи кошачьего психоаналитика… Было. Или следователю поможет расшифровка таинственных рун, обнаруженных при раскопках корневой системы священного ясеня Иггдрасиль? И про такое нам рассказывали, то ли Толкин (я не нарочно!), то ли Дэн Браун. Включать элементы фэнтези в полицейский боевик? Это порочный путь. Логика развития сюжета по принципу «потому что гном» не совместима с канонами жанра, разработанными такими корифеями, как Эдгар По или Артур Конан Дойль. Что прикажете делать творцам криминального смотрива? Есть запасные варианты, авторы проекта «Личность не установлена» использовали оба. Приглашение свадебного генерала. Лучше – двух или даже трех. Сделано! Пожалуйста, перед вами Алексей Гуськов и Олег Алмазов. Оба сыграли вообще-то вполнакала, но и этого вполне достаточно для плебейского жанра. Гуськов вообще может отработать одной мимикой. После «Граница: Таежный роман» большая часть зрителей сразу впадает в эйфорию при виде его фирменной кривоватой ухмылки. А этот взгляд с легкой бесовщинкой, заставляющий вспомнить то ли Тима Рота, то ли Дэвида Духовны! Тут самое главное – сразу не поймешь, положительный это герой или не очень, честный следователь или грязный полицейский. У нас таких актеров не слишком много. Алмазов составил достойную компанию своему более титулованному коллеге, благо опыт у него огромный. И еще один прием, который неплохо использовали создатели сериала. Это игра в Шерлока Холмса, предполагающая насыщение сюжета дедуктивными тонкостями, индуктивными изысками. Персонажи регулярно сообщают нам о своих наблюдениях, о выявленных ими мелочах, которые способны (или не способны) направить расследование по верному пути. Позволю себе пару примеров. Для тех, кому категорически не по душе даже мелкие спойлеры, советую пропустить этот абзац. Одинцов рассказывает оперуполномоченному Рыкову о привычках киллера Смирнова: он не держит дома никакого оружия; пользуется одноразовой посудой; ногти стрижет в полиэтиленовый пакет; жетоны для проезда на метро кладет в разные карманы, чтобы не звенели. А ты ему в наглую патроны в квартиру подкинул? Откуда все эти тонкости? Мне лично во время традиционного застолья на 10 ноября от матерых оперов не такие байки слышать доводилось. Люди, не понаслышке знакомые с работой карательной системы еще советского образца, действительно подвержены спасительной паранойе. Но, как известно, дьявол кроется в мелочах: откуда взялись жетоны на метро? В Москве о таком способе оплаты подземного проезда забыли довольно давно. Но дело в том, что сериал снимался в Питере, где столь архаичный вариант применяется, кажется, до сих пор. Так что с дедукцией надо бы повнимательней. Криминалист Горчуков предлагает молодому оперативнику Задорнову обратить внимание на остатки земли в ковше сгоревшего экскаватора. Внутри были обнаружены лоскутья окровавленной одежды; ты обследуй теперь следы раскопов, особенно если там почва глинистая. У меня два вопроса к бывалому криминалисту: как ему удалось обнаружить кровь на тряпках в кабине подожженного бандитами агрегата (специально было отмечено, что никаких следов крови снаружи найти не удалось, из чего следует, что человека убили где-то в другом месте)? Не придется ли молодому офицеру полиции перелопатить весь район, ведь глинистая почва – не бог весть какая редкость в наших широтах? Так что в целом создатели сериала выбрали верный путь, вот только их слегка на поворотах заносит. Нужно попытаться сохранять ясную голову во время интервью с ветеранами сыскного дела. Даже если собеседование состоялось 10 ноября. А еще можно порыться в научно-популярных работах классиков криминалистики, например, Юргена Торвальда или Рафаила Самуиловича Белкина. Там исходного материал для дедукций на несколько сериалов наберется.