«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это своеобразный энергетический эгрегор-бульдозер, который «давит» катком подсознание читателя. И это неслучайно. На самом деле, у каждого писателя, а тем более значительного, как Булгаков (я имею в виду его как романиста), есть произведения-катарсисы, в которых автор изливает все свои психологические комплексы, детские травмы и прочие атрибуты человека как потенциального клиента психиатра.
У Булгакова, как раз, именно в этом романе достаточно органично переплелись и его детские комплексы-травмы сына священника, когда бунтующее юное сознание «рисует» некие свои аллюзии на уже устоявшиеся события, и общее неприятие нового социально-политического устройства (которое, пожалуй, более полно раскрывается в «Собачьем сердце»), и определенный комплекс «непризнанного гения», который, хотя и мог быть покрыт тайной любовью к его творчеству Сталина, но, думаю, этот тот случай, когда самому автору от этого было не легче. И еще многими-многими философскими мыслеформами, которые то тут, то там, нет, да и проскальзывают в сюжете. Понятно, что Булгаков, как опытный писатель, в большинстве случаев действовал тоньше, чем просто эмоциональный «выплеск кричащих эмоций», но тот невидимый код, сформировавшийся на момент написания произведения, постепенно трансформировался в мистическую реальность, которая и стала сопровождать не только сам роман, но и попытки его экранизировать.
Почему «эгрегор»?
С момента выхода романа в 60-е годы, вокруг него собралась целая «паства», для которой он олицетворял все прогрессивное и одухотворенное, что казалось неким прорывом в пору пост-сталинской эпохи оттепели. И, вплоть до распада СССР, эта «паства» составляла значительный эгрегор «булгаковской церкви». С восстановлением православия, понятно, этот «эгрегор» стал уменьшаться, но, думаю, появление сериала Бортко – это попытка булгаковской «паствы» напомнить о себе. То есть это, в определенном смысле, сериал-проповедь о своем времени.
Почему «бульдозер»?
Дело в том, что роман очень сильно переплетен с подсознанием автора, и все, кто, так или иначе, влезают в его «биосферу», рискуют попасть под его карающий меч.
Булгаков, отождествив, в определенном смысле, роман со своими внутренними психологическими проблемами, именно что связал его со своим подсознанием, которое всегда ревностно оберегает себя от любых внешних проникновений.
Отсюда молва о «плохой примете» связываться с романом «Мастер и Маргарита». Булгаков писал его перед смертью, то есть в нем он отобразил и спроецировал все то, что накопил при жизни и то, что не хотел бы взять «туда». Поэтому пребывать в атмосфере романа, это все равно, что «играть» со смертью.
Сериал, конечно, получился не совсем каноничным, со своими нюансами, но, может быть именно это и позволило ему осуществиться. Если бы авторы не «разбавили» Булгакова, то, скорее всего, последствия были бы существенно тяжелее для его участников, да и сам сериал вряд ли бы состоялся.
Что до самого сериала, то получился он излишне формалистичным, на мой взгляд. Парадоксальная роль Владислава Галкина, который, по фактуре, мало напоминает условного поэта Бездомного, несколько озадачивает. Но безусловный талант Владислава делает свое дело и к его образу, в итоге, проникаешься.
Воланд в исполнении Олега Басилашвили уж очень советско-театральный, я бы сказал. Такой Воланд был в Театре на Таганке в 80-е годы, когда его не играл Филатов. Эдакий непман в цилиндре с тросточкой. По сюжету же – это человек за 30, т.е. почти «молодой человек». В остальном претензий к образу Басилашвили нет. Привыкаешь к нему быстро.
Главный дуэт Мастера и Маргариты уж больно интеллигентски-пафосный, я бы сказал. При том, что Галибин хорош (и всегда мне нравился), но его взаимодействие с Ковальчук не «удостоверяет до конца», скажем так.
Сама Анна Ковальчук очень манерна, я бы сказал. Неестественно манерна. Хотя сам образ Маргариты ей, в общем, идет.
Мне лично в сериале больше понравились «мастера эпизодов». Валерий Золотухин, Александр Панкратов-Черный и т.д. Вот они, как-то, оживляют сериал. Делают его объемным.
Ну и Коровин в исполнении Александра Абдулова. Вообще, мне показалось, что Абдулов предчувствовал свою смерть уже снимаясь в этом сериале. Поэтому его роль «тысячелетнего страдальца» очень убеждает.
Про Сергея Безрукова писать не буду. Там свой парадокс, хотя, возможно, именно он и «повернул» сериал в сторону бытия. Если бы на его месте был «настоящий Христос», то сериал вполне мог бы и не состояться.
Как итог, могу сказать, что создатели сериала оказались лучше актеров, потому что и режиссура, и операторская работа, и «демоническая» музыка Корнелюка здесь составляют некое единое целое, позволяющее, даже спустя годы, с интересом наблюдать это действо.
8
,7
2005, Россия, Мелодрамы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это своеобразный энергетический эгрегор-бульдозер, который «давит» катком подсознание читателя. И это неслучайно. На самом деле, у каждого писателя, а тем более значительного, как Булгаков (я имею в виду его как романиста), есть произведения-катарсисы, в которых автор изливает все свои психологические комплексы, детские травмы и прочие атрибуты человека как потенциального клиента психиатра. У Булгакова, как раз, именно в этом романе достаточно органично переплелись и его детские комплексы-травмы сына священника, когда бунтующее юное сознание «рисует» некие свои аллюзии на уже устоявшиеся события, и общее неприятие нового социально-политического устройства (которое, пожалуй, более полно раскрывается в «Собачьем сердце»), и определенный комплекс «непризнанного гения», который, хотя и мог быть покрыт тайной любовью к его творчеству Сталина, но, думаю, этот тот случай, когда самому автору от этого было не легче. И еще многими-многими философскими мыслеформами, которые то тут, то там, нет, да и проскальзывают в сюжете. Понятно, что Булгаков, как опытный писатель, в большинстве случаев действовал тоньше, чем просто эмоциональный «выплеск кричащих эмоций», но тот невидимый код, сформировавшийся на момент написания произведения, постепенно трансформировался в мистическую реальность, которая и стала сопровождать не только сам роман, но и попытки его экранизировать. Почему «эгрегор»? С момента выхода романа в 60-е годы, вокруг него собралась целая «паства», для которой он олицетворял все прогрессивное и одухотворенное, что казалось неким прорывом в пору пост-сталинской эпохи оттепели. И, вплоть до распада СССР, эта «паства» составляла значительный эгрегор «булгаковской церкви». С восстановлением православия, понятно, этот «эгрегор» стал уменьшаться, но, думаю, появление сериала Бортко – это попытка булгаковской «паствы» напомнить о себе. То есть это, в определенном смысле, сериал-проповедь о своем времени. Почему «бульдозер»? Дело в том, что роман очень сильно переплетен с подсознанием автора, и все, кто, так или иначе, влезают в его «биосферу», рискуют попасть под его карающий меч. Булгаков, отождествив, в определенном смысле, роман со своими внутренними психологическими проблемами, именно что связал его со своим подсознанием, которое всегда ревностно оберегает себя от любых внешних проникновений. Отсюда молва о «плохой примете» связываться с романом «Мастер и Маргарита». Булгаков писал его перед смертью, то есть в нем он отобразил и спроецировал все то, что накопил при жизни и то, что не хотел бы взять «туда». Поэтому пребывать в атмосфере романа, это все равно, что «играть» со смертью. Сериал, конечно, получился не совсем каноничным, со своими нюансами, но, может быть именно это и позволило ему осуществиться. Если бы авторы не «разбавили» Булгакова, то, скорее всего, последствия были бы существенно тяжелее для его участников, да и сам сериал вряд ли бы состоялся. Что до самого сериала, то получился он излишне формалистичным, на мой взгляд. Парадоксальная роль Владислава Галкина, который, по фактуре, мало напоминает условного поэта Бездомного, несколько озадачивает. Но безусловный талант Владислава делает свое дело и к его образу, в итоге, проникаешься. Воланд в исполнении Олега Басилашвили уж очень советско-театральный, я бы сказал. Такой Воланд был в Театре на Таганке в 80-е годы, когда его не играл Филатов. Эдакий непман в цилиндре с тросточкой. По сюжету же – это человек за 30, т.е. почти «молодой человек». В остальном претензий к образу Басилашвили нет. Привыкаешь к нему быстро. Главный дуэт Мастера и Маргариты уж больно интеллигентски-пафосный, я бы сказал. При том, что Галибин хорош (и всегда мне нравился), но его взаимодействие с Ковальчук не «удостоверяет до конца», скажем так. Сама Анна Ковальчук очень манерна, я бы сказал. Неестественно манерна. Хотя сам образ Маргариты ей, в общем, идет. Мне лично в сериале больше понравились «мастера эпизодов». Валерий Золотухин, Александр Панкратов-Черный и т.д. Вот они, как-то, оживляют сериал. Делают его объемным. Ну и Коровин в исполнении Александра Абдулова. Вообще, мне показалось, что Абдулов предчувствовал свою смерть уже снимаясь в этом сериале. Поэтому его роль «тысячелетнего страдальца» очень убеждает. Про Сергея Безрукова писать не буду. Там свой парадокс, хотя, возможно, именно он и «повернул» сериал в сторону бытия. Если бы на его месте был «настоящий Христос», то сериал вполне мог бы и не состояться. Как итог, могу сказать, что создатели сериала оказались лучше актеров, потому что и режиссура, и операторская работа, и «демоническая» музыка Корнелюка здесь составляют некое единое целое, позволяющее, даже спустя годы, с интересом наблюдать это действо.