Параллель с немеркнущим шедевром Орсона Уэллса напрашивается сама собой, а возможно, изначально подразумевалась создателями. Том Роб Смит, конечно, не стал воспроизводить изощрённую (построенную на обстоятельных флешбэках) драматургическую конструкцию, придуманную гениальным режиссёром-актёром на пару с Херманом Манкевичем, – но этого в общем-то и не требовалось. Для зрителей, напомним, сразу не было секретом, что под именем Чарльза Фостера Кейна на экране выведен не кто иной, как Уильям Рэндольф Хёрст, причём предпринятые последним попытки помешать прокату картины – косвенно подтвердили справедливость выводов, сделанных кинематографистами. Вот и в случае с телесериалом «МатьОтецСын» не менее очевидно, что источником вдохновения послужил печально известный уголовный процесс против газеты News of the World. Итогом тогда стали закрытие старейшего таблоида Англии, громкая отставка Ребекки Брукс с должности руководителя издательского дома News International (в июле 2011-го года) и два расследования, инициированные Дэвидом Кэмероном. Вместе с тем есть и отличия. Уэллс, разумеется, неспроста охарактеризовал Кейна «гражданином», прозрачно намекнув на его богатые возможности формировать актуальную повестку дня – прямо влиять на расстановку политических и экономических сил в своём (своём!) государстве. Макс Финч же недвусмысленно заявляет, что, мягко говоря, не испытывает тоски по родным Соединённым Штатам – но при этом строго придерживается принципа вкладываться в каждую страну, с которой его по тем или иным причинам связала судьба. Иными словами, ощущает себя подлинным гражданином мира. Когда-то он прибыл в Великобританию и вот теперь – прощупывает почву на предмет способов надолго обосноваться в Мексике…
Приглашение на главную роль Ричарда Гира представляется на редкость удачным. Дело не только в том, что его давно волновала тема средств массовой информации (1) – и что личность «звезды», кроме того, по-прежнему ассоциируется с ролью состоятельного корпоративного рейдера Эдварда Льюиса в «Красотке» /1990/, знающего, как надо вести бизнес: безжалостно и цинично. Популярный актёр известен активной гражданской позицией, проявляющейся в публичной критике государственных деятелей: от Джорджа Уокера Буша до Биньямина Нетаньяху. Ричард даже поделился с журналистами подозрениями, что в последнее время не получает предложений от крупных голливудских киностудий из-за чересчур резких высказываний в адрес руководства Китая. То есть Гиру (кстати, прежде не баловавшему вниманием телевидение, по старинке отдавая предпочтение большому экрану) не составило труда перевоплотиться в образ медиамагната, вовлечённого в актуальный политический процесс и… предпринимающего колоссальные усилия, чтобы предотвратить угрозу собственному благополучию. Он не лукавит (во всяком случае – искренне верит в то, что говорит), заверяя, что без устали работает на новости, но именно знание объективных законов, по которым распространяется в современном капиталистическом обществе информация, обеспечивает огромную власть.
Действие начинается с упоминания о жестоком убийстве – и журналистскому расследованию серии преступлений, затеянному смертельно больной Мэгги Барнс в тандеме с Ником Капланом, отведено в сюжете немаловажное место. Однако помещение в заголовок слов «мать», «отец» и «сын», причём написанных слитно, без пробелов, знаков препинания и союзов (чтобы дополнительно подчеркнуть неразрывную связь между персонажами), является принципиальным. Проблемы возникли не столько из-за деятельности двух непокорных профессионалов, сколько вследствие инсульта от передозировки наркотиков, приключившегося с Кэйденом, сыном Макса, назначенным родителем руководить редакцией National Reporter. Финч-старший, безусловно, справился бы с семейной драмой, тем более что его новая избранница готовится родить ребёнка. Но конфликт с бывшей супругой Кэтрин Виллерс обостряется в свете «неадекватных» поступков отпрыска, чудом выжившего и теперь проходящего курс физического и психологического восстановления в армейском реабилитационном центре. Причём дерзкие слова парня лишь поначалу можно списать на неизбежные в таких случаях последствия вмешательства нейрохирургов. Постепенно становится понятно, что Кэйден подсознательно искал способ свести счёты с жизнью – и что, получив шанс начать всё заново (мало того, неожиданно, чуть ли не впервые испытав любовь), намерен внять зову неспокойной совести. В отличие от того же Чарльза Фостера, мысленно вернувшегося в предсмертный миг в детство, Макс получил «полноценное» воспитание отца – влиятельного сталелитейного промышленника Уолтера (Киарану Хайндсу, как всегда, не откажешь в убедительности!). Но насильно привитые «наследственные» ценности, скорее, изуродовали личность – и отозвались зычным эхом в судьбе представителя следующего поколения. Всё это можно было бы счесть частными заботами, если б внутрисемейный разлад не грозил оказать негативное влияние на целую страну…
Финч несколько раз, как бы между делом подчёркивает, что смог добиться успехов в сфере СМИ потому, что оставался вне личных предпочтений – чутко улавливал настроения людей, готовых платить за новости, и чтил факты. Периодически он почти повторяет фразу, приписываемую Отто Берману (бухгалтеру гангстера Голландца Шульца): «Ничего личного, это только бизнес». Но в том и заключается парадокс, что на поверку экономика и политика подчинены действию взаимоувязанных (политэкономических) законов. Тот факт, что кризис в отношениях с сыном и бывшей женой совпал с таким общественно значимым событием, как выборы Премьер-министра, создал Максу непредвиденные трудности и… побудил опытного газетчика быть в тонусе, дабы вновь ощутить вкус напряжённой, бескомпромиссной борьбы. По мере развития фабульных перипетий проясняется, что в центре внимания авторов – гипотетическая ситуация заселения в доме по адресу Даунинг-стрит, 10 приверженки курса сильной руки. Миссис Анджела Ховард с энтузиазмом рассказывает об оказанной реальной помощи жителям депрессивных районов, которым дала работу, крышу над головой, социальные гарантии. И она даже не обманывает, уверяя, что не приемлет дискриминации по расовым, религиозным, половым и каким бы то ни было ещё признакам. Однако любому мало-мальски проницательному человеку, ознакомившемуся с методами и воззрениями претендентки на ответственный пост, не составит труда разгадать, что конкретно кроется за словами о давно назревших радикальных переменах…
Мини-сериал затягивает тем сильнее, чем дольше следишь за сюжетными поворотами; в данном отношении славные традиции британской телеиндустрии по-прежнему радуют! Мало того, что каждая из заявленных линий (личностная, семейная, профессионально-деловая, политическая) интересна и скрупулёзно проработана сама по себе, их пересечения порождают неожиданные, очень занимательные коллизии. На сеансе складывается ощущение, что в жизни воистину не бывает ничего лишнего. Смелые допущения (начиная с темнокожего мусульманина в кресле Премьер-министра Соединённого Королевства, чей отпрыск совершил по молодости лет роковую ошибку) не мешают воспринимать детище Тома Роба Смита чуть ли не докудрамой, столь любимой английскими кинорежиссёрами. Единственное, что слегка обескураживает, – развязка, представляющаяся компромиссной не только для действующих лиц, но и для самих создателей (и совершенно несопоставимая с пронзительными, многозначными заключительными кадрами у Орсона Уэллса). Напрашивается предположение, что открытый финал диктовался необходимостью оставить сценаристам задел для продолжения истории, но это выглядит, что ни говори, отсрочкой – да ещё в обстановке, требующей незамедлительного разрешения. Гражданин мира Финч себе такого не позволил бы!
_______
1 – Свидетельствами чему служат серьёзные драмы «Власть» /1986/, «Мистификация» /2006/, «Охота Ханта» /2007/, а также романтическая комедия «Сбежавшая невеста» /1999/ и мистический триллер «Человек-мотылёк» /2002/.
8
,1
2019, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Параллель с немеркнущим шедевром Орсона Уэллса напрашивается сама собой, а возможно, изначально подразумевалась создателями. Том Роб Смит, конечно, не стал воспроизводить изощрённую (построенную на обстоятельных флешбэках) драматургическую конструкцию, придуманную гениальным режиссёром-актёром на пару с Херманом Манкевичем, – но этого в общем-то и не требовалось. Для зрителей, напомним, сразу не было секретом, что под именем Чарльза Фостера Кейна на экране выведен не кто иной, как Уильям Рэндольф Хёрст, причём предпринятые последним попытки помешать прокату картины – косвенно подтвердили справедливость выводов, сделанных кинематографистами. Вот и в случае с телесериалом «МатьОтецСын» не менее очевидно, что источником вдохновения послужил печально известный уголовный процесс против газеты News of the World. Итогом тогда стали закрытие старейшего таблоида Англии, громкая отставка Ребекки Брукс с должности руководителя издательского дома News International (в июле 2011-го года) и два расследования, инициированные Дэвидом Кэмероном. Вместе с тем есть и отличия. Уэллс, разумеется, неспроста охарактеризовал Кейна «гражданином», прозрачно намекнув на его богатые возможности формировать актуальную повестку дня – прямо влиять на расстановку политических и экономических сил в своём (своём!) государстве. Макс Финч же недвусмысленно заявляет, что, мягко говоря, не испытывает тоски по родным Соединённым Штатам – но при этом строго придерживается принципа вкладываться в каждую страну, с которой его по тем или иным причинам связала судьба. Иными словами, ощущает себя подлинным гражданином мира. Когда-то он прибыл в Великобританию и вот теперь – прощупывает почву на предмет способов надолго обосноваться в Мексике… Приглашение на главную роль Ричарда Гира представляется на редкость удачным. Дело не только в том, что его давно волновала тема средств массовой информации (1) – и что личность «звезды», кроме того, по-прежнему ассоциируется с ролью состоятельного корпоративного рейдера Эдварда Льюиса в «Красотке» /1990/, знающего, как надо вести бизнес: безжалостно и цинично. Популярный актёр известен активной гражданской позицией, проявляющейся в публичной критике государственных деятелей: от Джорджа Уокера Буша до Биньямина Нетаньяху. Ричард даже поделился с журналистами подозрениями, что в последнее время не получает предложений от крупных голливудских киностудий из-за чересчур резких высказываний в адрес руководства Китая. То есть Гиру (кстати, прежде не баловавшему вниманием телевидение, по старинке отдавая предпочтение большому экрану) не составило труда перевоплотиться в образ медиамагната, вовлечённого в актуальный политический процесс и… предпринимающего колоссальные усилия, чтобы предотвратить угрозу собственному благополучию. Он не лукавит (во всяком случае – искренне верит в то, что говорит), заверяя, что без устали работает на новости, но именно знание объективных законов, по которым распространяется в современном капиталистическом обществе информация, обеспечивает огромную власть. Действие начинается с упоминания о жестоком убийстве – и журналистскому расследованию серии преступлений, затеянному смертельно больной Мэгги Барнс в тандеме с Ником Капланом, отведено в сюжете немаловажное место. Однако помещение в заголовок слов «мать», «отец» и «сын», причём написанных слитно, без пробелов, знаков препинания и союзов (чтобы дополнительно подчеркнуть неразрывную связь между персонажами), является принципиальным. Проблемы возникли не столько из-за деятельности двух непокорных профессионалов, сколько вследствие инсульта от передозировки наркотиков, приключившегося с Кэйденом, сыном Макса, назначенным родителем руководить редакцией National Reporter. Финч-старший, безусловно, справился бы с семейной драмой, тем более что его новая избранница готовится родить ребёнка. Но конфликт с бывшей супругой Кэтрин Виллерс обостряется в свете «неадекватных» поступков отпрыска, чудом выжившего и теперь проходящего курс физического и психологического восстановления в армейском реабилитационном центре. Причём дерзкие слова парня лишь поначалу можно списать на неизбежные в таких случаях последствия вмешательства нейрохирургов. Постепенно становится понятно, что Кэйден подсознательно искал способ свести счёты с жизнью – и что, получив шанс начать всё заново (мало того, неожиданно, чуть ли не впервые испытав любовь), намерен внять зову неспокойной совести. В отличие от того же Чарльза Фостера, мысленно вернувшегося в предсмертный миг в детство, Макс получил «полноценное» воспитание отца – влиятельного сталелитейного промышленника Уолтера (Киарану Хайндсу, как всегда, не откажешь в убедительности!). Но насильно привитые «наследственные» ценности, скорее, изуродовали личность – и отозвались зычным эхом в судьбе представителя следующего поколения. Всё это можно было бы счесть частными заботами, если б внутрисемейный разлад не грозил оказать негативное влияние на целую страну… Финч несколько раз, как бы между делом подчёркивает, что смог добиться успехов в сфере СМИ потому, что оставался вне личных предпочтений – чутко улавливал настроения людей, готовых платить за новости, и чтил факты. Периодически он почти повторяет фразу, приписываемую Отто Берману (бухгалтеру гангстера Голландца Шульца): «Ничего личного, это только бизнес». Но в том и заключается парадокс, что на поверку экономика и политика подчинены действию взаимоувязанных (политэкономических) законов. Тот факт, что кризис в отношениях с сыном и бывшей женой совпал с таким общественно значимым событием, как выборы Премьер-министра, создал Максу непредвиденные трудности и… побудил опытного газетчика быть в тонусе, дабы вновь ощутить вкус напряжённой, бескомпромиссной борьбы. По мере развития фабульных перипетий проясняется, что в центре внимания авторов – гипотетическая ситуация заселения в доме по адресу Даунинг-стрит, 10 приверженки курса сильной руки. Миссис Анджела Ховард с энтузиазмом рассказывает об оказанной реальной помощи жителям депрессивных районов, которым дала работу, крышу над головой, социальные гарантии. И она даже не обманывает, уверяя, что не приемлет дискриминации по расовым, религиозным, половым и каким бы то ни было ещё признакам. Однако любому мало-мальски проницательному человеку, ознакомившемуся с методами и воззрениями претендентки на ответственный пост, не составит труда разгадать, что конкретно кроется за словами о давно назревших радикальных переменах… Мини-сериал затягивает тем сильнее, чем дольше следишь за сюжетными поворотами; в данном отношении славные традиции британской телеиндустрии по-прежнему радуют! Мало того, что каждая из заявленных линий (личностная, семейная, профессионально-деловая, политическая) интересна и скрупулёзно проработана сама по себе, их пересечения порождают неожиданные, очень занимательные коллизии. На сеансе складывается ощущение, что в жизни воистину не бывает ничего лишнего. Смелые допущения (начиная с темнокожего мусульманина в кресле Премьер-министра Соединённого Королевства, чей отпрыск совершил по молодости лет роковую ошибку) не мешают воспринимать детище Тома Роба Смита чуть ли не докудрамой, столь любимой английскими кинорежиссёрами. Единственное, что слегка обескураживает, – развязка, представляющаяся компромиссной не только для действующих лиц, но и для самих создателей (и совершенно несопоставимая с пронзительными, многозначными заключительными кадрами у Орсона Уэллса). Напрашивается предположение, что открытый финал диктовался необходимостью оставить сценаристам задел для продолжения истории, но это выглядит, что ни говори, отсрочкой – да ещё в обстановке, требующей незамедлительного разрешения. Гражданин мира Финч себе такого не позволил бы! _______ 1 – Свидетельствами чему служат серьёзные драмы «Власть» /1986/, «Мистификация» /2006/, «Охота Ханта» /2007/, а также романтическая комедия «Сбежавшая невеста» /1999/ и мистический триллер «Человек-мотылёк» /2002/.