Эхо геополитических катастроф может по-разному отозваться в сознании человека, тем более, человека творческого. Тютчев в своем знаменитом стихотворении, посвященном крушению Римской империи, писал о блаженстве посещения мира в его роковые минуты. А вот Конфуций отчеканил проклятие, адресованное своим врагам: чтоб вам жить в эпоху перемен! Сегодня кое-кто пытается найти среднее арифметическое (точнее – поэтическое) между этими полярными паттернами.
Распад Советского Союза в начале 90-х по своим масштабам не уступает катастрофе, постигшей Западную Римскую империю в V веке нашей эры. Сериал Карена Оганесяна «Медное солнце» посвящен одному из региональных эпизодов этого глобального события, а именно – выводу частей Советской армии из среднеазиатских республик СССР.
Неназванный населенный пункт где-то на просторах пока еще советской Средней Азии (ее почему-то совсем незаметно переименовали потом в Центральную Азию). В состав расположенной здесь воинской части входит военный духовой оркестр под управлением дирижера, майора Михаила Карякина (Владимир Машков). Этот влюбленный в свое дело и сильно пьющий человек муштрует своих подчиненных: им предстоит участие в престижном конкурсе военных оркестров в столице. Между тем, новости, передаваемые по телевидению, становятся все тревожнее: страна погружается в политический и экономический хаос, только что подавлен путч ГКЧП, раздаются призывы к полному запрету КПСС, союзные республики одна за другой готовятся к выходу из состава огромного государства.
В Средней Азии эти события приобретают особую окраску. Отдельные представители местных элит в борьбе за падающую им в руки власть делают ставку на религиозный экстремизм. Поэтому они вступают в контакт с радикальными исламистами южного зарубежья.
С гор спускаются группы моджахедов, они устраивают кровавые провокации, выдавая свои преступления за акции устрашения советских солдат. Воинская часть под командованием полковника Амирханяна получает приказ: приступить к отходу на территорию России. В хаосе, который вызывает столь поспешное решение, музыканты военного оркестра остаются единственными представителями армии на огромном участке пустынной территории. Мирному населению теперь больше не на кого надеяться. Солдаты вынуждены сменить тромбоны и барабаны на автоматы и гранаты. А у майора Карякина остаются нерешенными еще и проблемы личного характера: он пытается помириться со своей невестой Надей (Ольга Медынич), которая никак не соберется простить пламенного музыканта за его поступки, вызванные пристрастием к горячительным напиткам. Так что алкоголику, скорее всего, предстоит превращение в героя.
Тема, за которую взялась команда Оганесяна, пока не истоптана: исход русских из Средней Азии еще ждет своего художественного осмысления хотя бы в той же мере, что и вывод советских войск из Афганистана. Долгое время эти события были практически табуированы из-за ложно понимаемой политической целесообразности в отношениях с партнерами по СНГ. Кажется, лед все же тронулся, будем ждать и надеяться.
Одним из очевидных достоинств «Медного солнца» можно считать визуальную достоверность. Хива – просто прекрасное место для съемок картин подобного рода. Так и ждешь, что из-за ближайшего дувала бодренько промарширует товарищ Сухов с семенящими за ним только что освобожденными женщинами Востока. Телефоны, лозунги, телевизоры, военная форма – все представлено аккуратно, без откровенных ляпов. И к саундтреку создатели сериала отнеслись со всем вниманием. Сверхактуальные в те времена песни Виктора Цоя соседствуют с бессмертным хитом Давида Тухманова в исполнении Валерия Ободзинского; советская милиция с недоумением воспринимает творчество Юрия Шатунова: разве может мужик таким голосом петь?
Говорить об уровне исполнительского мастерства актеров сложно, все они сияют отраженным блеском специально приглашенного светила – Владимира Машкова. Маэстро (аллюзия с персонажем Леонида Быкова из фильма «В бой идут одни старики» не сама по себе у зрителя возникает) играет на всю катушку, просто искрит энергией с первых кадров. Все-таки Машкову стоило бы перенять повадки Лучано Паваротти. Этот мамонт оперного вокала в щадящем режиме работал с аудио-инфузориями уровня Дайаны Росс во время совместных концертов. Всерьез состязаться гениальный тенор старался лишь с равными: Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. Но приглашение еще одной звезды бюджет сериала, судя по всему, не потянул. Да и созвездие актерское сегодня жидковато и тускловато. Выбор не самый богатый.
Однако Илья Тилькин (сценарист проекта) сумел исполнить замечательный сюжетный маневр. Он предложил Машкову сравнение с великим предшественником в заданном амплуа: Леонидом Быковым в роли Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». Машков, если и проиграл, то не очень сильно. Тем более, что темпераменты его и быковского персонажей несколько отличаются. Но вот в целом сравнение двух фильмов – явно не в пользу «Медного солнца». Как уже говорилось, кино-астрономия сегодня не та, исполнители второго-третьего плана работают на уровне самодеятельного театра. Даже вроде бы неплохо сыгравший роль прапорщика Алексей Шевченков не идет ни в какое сравнение со своим предшественником – Алексеем Смирновым в роли механика в фильме Леонида Быкова. Слабоват оказался Данилыч супротив Макарыча.
Все это, разумеется, не в упрек Машкову. Ему, на мой взгляд, удалось поймать нерв своей роли. Ведь настоящий дирижер – это почти всегда тиран, свирепый эксплуататор музыкального пролетариата. Вспомните многочисленные байки о чудачествах Тосканини. А как подобные роли исполнял Луи де Фюнес! Возможно, Машков держал в уме и этот образ, состязался с еще одним соперником из прошлого. Ничего не поделаешь, сегодня для подобного типажа ему равных (по крайней мере, в России) нет.
К сожалению, музыкальный пласт повествования создатели сериала вынуждены были завершить чисто военными эпизодами, которые выглядят гораздо слабее. А говорить о любовной линии «Медного солнца» вообще не приходится. Ольга Медынич в роли Нади выглядит вялой и неубедительной. Это, скорее всего, не вина актрисы. Просто сценаристам не удалось создать достаточно правдоподобную модель поведения для Нади, хотя ситуация, в которой оказалась эта женщина, вполне позволяла использовать мощную драматическую дилемму: интеллигентная русская женщина, оказавшаяся в колониальном захолустье и вынужденная выбирать спутника жизни из весьма скудного набора – гарнизонный алкоголик и засидевшийся в малых чинах милиционер. Кто виноват и что делать? Оганесян и Тилькин не решились дать ответы на эти незаданные вопросы.
Но колорит, динамизм сюжета и харизма Машкова делают сериал пригодным для просмотра. А для создания более мощного фильма на подобном материале, скорее всего, потребуется и более смелый подход. Авторы «Медного солнца» заикнулись насчет того, что их проект основан на реальных событиях. Если это так, то хотелось бы, чтобы в следующий раз основой для экранного действа стали реальные события, отличающиеся по-настоящему высоким драматургическим потенциалом. Например, гражданская война в Таджикистане, начавшаяся примерно в то же время, и судьба русского (славянского и в целом европейского) населения этой многострадальной республики. Но, по-моему, Карен Оганесян такой проект не потянет. Может быть, я ошибаюсь?
8
,6
2018, Россия, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Эхо геополитических катастроф может по-разному отозваться в сознании человека, тем более, человека творческого. Тютчев в своем знаменитом стихотворении, посвященном крушению Римской империи, писал о блаженстве посещения мира в его роковые минуты. А вот Конфуций отчеканил проклятие, адресованное своим врагам: чтоб вам жить в эпоху перемен! Сегодня кое-кто пытается найти среднее арифметическое (точнее – поэтическое) между этими полярными паттернами. Распад Советского Союза в начале 90-х по своим масштабам не уступает катастрофе, постигшей Западную Римскую империю в V веке нашей эры. Сериал Карена Оганесяна «Медное солнце» посвящен одному из региональных эпизодов этого глобального события, а именно – выводу частей Советской армии из среднеазиатских республик СССР. Неназванный населенный пункт где-то на просторах пока еще советской Средней Азии (ее почему-то совсем незаметно переименовали потом в Центральную Азию). В состав расположенной здесь воинской части входит военный духовой оркестр под управлением дирижера, майора Михаила Карякина (Владимир Машков). Этот влюбленный в свое дело и сильно пьющий человек муштрует своих подчиненных: им предстоит участие в престижном конкурсе военных оркестров в столице. Между тем, новости, передаваемые по телевидению, становятся все тревожнее: страна погружается в политический и экономический хаос, только что подавлен путч ГКЧП, раздаются призывы к полному запрету КПСС, союзные республики одна за другой готовятся к выходу из состава огромного государства. В Средней Азии эти события приобретают особую окраску. Отдельные представители местных элит в борьбе за падающую им в руки власть делают ставку на религиозный экстремизм. Поэтому они вступают в контакт с радикальными исламистами южного зарубежья. С гор спускаются группы моджахедов, они устраивают кровавые провокации, выдавая свои преступления за акции устрашения советских солдат. Воинская часть под командованием полковника Амирханяна получает приказ: приступить к отходу на территорию России. В хаосе, который вызывает столь поспешное решение, музыканты военного оркестра остаются единственными представителями армии на огромном участке пустынной территории. Мирному населению теперь больше не на кого надеяться. Солдаты вынуждены сменить тромбоны и барабаны на автоматы и гранаты. А у майора Карякина остаются нерешенными еще и проблемы личного характера: он пытается помириться со своей невестой Надей (Ольга Медынич), которая никак не соберется простить пламенного музыканта за его поступки, вызванные пристрастием к горячительным напиткам. Так что алкоголику, скорее всего, предстоит превращение в героя. Тема, за которую взялась команда Оганесяна, пока не истоптана: исход русских из Средней Азии еще ждет своего художественного осмысления хотя бы в той же мере, что и вывод советских войск из Афганистана. Долгое время эти события были практически табуированы из-за ложно понимаемой политической целесообразности в отношениях с партнерами по СНГ. Кажется, лед все же тронулся, будем ждать и надеяться. Одним из очевидных достоинств «Медного солнца» можно считать визуальную достоверность. Хива – просто прекрасное место для съемок картин подобного рода. Так и ждешь, что из-за ближайшего дувала бодренько промарширует товарищ Сухов с семенящими за ним только что освобожденными женщинами Востока. Телефоны, лозунги, телевизоры, военная форма – все представлено аккуратно, без откровенных ляпов. И к саундтреку создатели сериала отнеслись со всем вниманием. Сверхактуальные в те времена песни Виктора Цоя соседствуют с бессмертным хитом Давида Тухманова в исполнении Валерия Ободзинского; советская милиция с недоумением воспринимает творчество Юрия Шатунова: разве может мужик таким голосом петь? Говорить об уровне исполнительского мастерства актеров сложно, все они сияют отраженным блеском специально приглашенного светила – Владимира Машкова. Маэстро (аллюзия с персонажем Леонида Быкова из фильма «В бой идут одни старики» не сама по себе у зрителя возникает) играет на всю катушку, просто искрит энергией с первых кадров. Все-таки Машкову стоило бы перенять повадки Лучано Паваротти. Этот мамонт оперного вокала в щадящем режиме работал с аудио-инфузориями уровня Дайаны Росс во время совместных концертов. Всерьез состязаться гениальный тенор старался лишь с равными: Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. Но приглашение еще одной звезды бюджет сериала, судя по всему, не потянул. Да и созвездие актерское сегодня жидковато и тускловато. Выбор не самый богатый. Однако Илья Тилькин (сценарист проекта) сумел исполнить замечательный сюжетный маневр. Он предложил Машкову сравнение с великим предшественником в заданном амплуа: Леонидом Быковым в роли Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». Машков, если и проиграл, то не очень сильно. Тем более, что темпераменты его и быковского персонажей несколько отличаются. Но вот в целом сравнение двух фильмов – явно не в пользу «Медного солнца». Как уже говорилось, кино-астрономия сегодня не та, исполнители второго-третьего плана работают на уровне самодеятельного театра. Даже вроде бы неплохо сыгравший роль прапорщика Алексей Шевченков не идет ни в какое сравнение со своим предшественником – Алексеем Смирновым в роли механика в фильме Леонида Быкова. Слабоват оказался Данилыч супротив Макарыча. Все это, разумеется, не в упрек Машкову. Ему, на мой взгляд, удалось поймать нерв своей роли. Ведь настоящий дирижер – это почти всегда тиран, свирепый эксплуататор музыкального пролетариата. Вспомните многочисленные байки о чудачествах Тосканини. А как подобные роли исполнял Луи де Фюнес! Возможно, Машков держал в уме и этот образ, состязался с еще одним соперником из прошлого. Ничего не поделаешь, сегодня для подобного типажа ему равных (по крайней мере, в России) нет. К сожалению, музыкальный пласт повествования создатели сериала вынуждены были завершить чисто военными эпизодами, которые выглядят гораздо слабее. А говорить о любовной линии «Медного солнца» вообще не приходится. Ольга Медынич в роли Нади выглядит вялой и неубедительной. Это, скорее всего, не вина актрисы. Просто сценаристам не удалось создать достаточно правдоподобную модель поведения для Нади, хотя ситуация, в которой оказалась эта женщина, вполне позволяла использовать мощную драматическую дилемму: интеллигентная русская женщина, оказавшаяся в колониальном захолустье и вынужденная выбирать спутника жизни из весьма скудного набора – гарнизонный алкоголик и засидевшийся в малых чинах милиционер. Кто виноват и что делать? Оганесян и Тилькин не решились дать ответы на эти незаданные вопросы. Но колорит, динамизм сюжета и харизма Машкова делают сериал пригодным для просмотра. А для создания более мощного фильма на подобном материале, скорее всего, потребуется и более смелый подход. Авторы «Медного солнца» заикнулись насчет того, что их проект основан на реальных событиях. Если это так, то хотелось бы, чтобы в следующий раз основой для экранного действа стали реальные события, отличающиеся по-настоящему высоким драматургическим потенциалом. Например, гражданская война в Таджикистане, начавшаяся примерно в то же время, и судьба русского (славянского и в целом европейского) населения этой многострадальной республики. Но, по-моему, Карен Оганесян такой проект не потянет. Может быть, я ошибаюсь?