Если до пандемии кто-то из киноманов ещё мог позволить себе игнорировать творчество Крэйга Зобела, то теперь таких, подозреваю, не осталось. «Охота» /2020/, быть может, и не является шедевром на все времена, но точно отложится в памяти одним из самых ярких кинематографических событий прошлого сезона. Причём в штатных обстоятельствах (не в условиях карантина) фильм гораздо мощнее проявил бы себя и в прокате. Радует, что режиссёр не захотел почивать на лаврах, оперативно приступив к реализации ещё более амбициозного проекта, – и даже вынужденная приостановка производственного процесса (на несколько месяцев!) ни на йоту не ослабила энтузиазма членов съёмочной группы. Неудивительно, что уже в следующем году, в апреле-мае, мини-сериал снискал горячий отклик у широкой публики. По обнародованным HBO Max данным, аудитория уверенно росла от сегмента к сегменту, достигнув максимального значения в день премьерного показа заключительного эпизода («Причастие»), что привело к техническим сбоям на Интернет-сервисе. Красноречивый факт!
Таким образом, феномен «Мейр из Исттауна» заслуживает пристального внимания. Сам Крэйг родился в Нью-Йорке, а рос – в другом достаточно крупном городе (в Атланте, штат Джорджия). Следовательно, для постижения специфики жизни в небольших провинциальных населённых пунктах ему потребовалось основательно погрузиться в атмосферу, исследовать разные стороны быта. Нечто подобное касалось и художника по костюмам Меган Касперлик, пристрастно изучавшей тамошние магазины одежды, и художника-постановщика Кейта П. Каннингэма. Особую похвалу американцев вызвало решение воспроизвести уникальный диалект, сложившийся в той местности (1), что вынудило актёров приложить дополнительные усилия. И это тот случай, когда ведущая «звезда» действительно (на деле, не на словах!) выступила примером для подражания. От имиджа романтически настроенной Роуз Дьюитт Бьюкейтер, пассажирки «Титаника» и возлюбленной художника Джека Доусона, не осталось и следа. С первых же кадров не покидает ощущение, что Кейт Уинслет (вообще-то британка по происхождению) и вправду родом из Пенсильвании – и что прослужила в органах правопорядка не одно десятилетие. По слухам, именно актриса настояла, чтобы предстать на экране (и даже на рекламном плакате) без грима и косметики, с неухоженными волосами, выглядящей не просто уставшей, а старше своего возраста… То есть ровно так, как и должна выглядеть женщина, на чьи хрупкие плечи свалились, кажется, все беды земляков. Не говоря уже о том, что по-прежнему не оправилась от самоубийства собственного взрослого сына…
Впрочем, без кого мини-сериал точно не увидел бы свет (вероятно, и не возник бы в замысле), так это – без Брэда Инглсби. Сценаристу, добившемуся признания благодаря полнометражным фильмам (кстати, весьма достойным в художественном отношении), пришлось срочно перестраиваться под новый формат, но оно того стоило. Ни для кого не станет откровением, что будущий кинодраматург родился и воспитывался в тех местах. По сути, каноны детектива использованы им прежде всего как способ поведать о повседневном бытовании там – поведать честно и исчерпывающе, обрисовав ситуацию, когда конфликты обострены до предела. Немаловажно и то, что, хотя действие разворачивается в реальном (расположенном недалеко от Филадельфии) городке с порядка десятью с половиной тысячами жителей, показанный на экране Исттаун видится, скорее, собирательным образом всех подобных населённых пунктов. С той разницей, что, конечно, правоохранительным органам не каждый день приходится расследовать убийство девушки-подростка, чей раздетый труп обнаружили рано утром у водоёма.
На сеансе по ассоциации всплывают в памяти перипетии замечательной драмы «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» /2017/, и авторы, как мне показалось, намеренно подчеркнули сходство в сцене, когда Дон Бэйли возглавляет шумный пикет, требуя у полицейских найти дочь, пропавшую без вести год назад. Ведь и Марианна Шихан, для земляков – просто Мейр (или Леди Ястреб, в память о спортивных достижениях молодости), понимает, что чрезвычайное происшествие ознаменовало собой ту красную черту, после пересечения которой течение повседневных событий уже вряд ли когда-нибудь войдёт в привычное русло. Другое дело, что чем больше узнаёшь, тем сильнее уверяешься в мысли, что жизнь – давно не является «нормальной». Ладно, темнокожей Бет Хэнлон приходится мириться с проделками брата-наркомана Фредди, уверенно идущего навстречу неминуемой смерти от передозировки. Но никем не воспринимается «сенсационным» и то обстоятельство, что с аналогичными трудностями столкнулась сама Мейр, не сумевшая предотвратить акт суицида тоже впавшего в зависимость отпрыска, а теперь – судящаяся с матерью его ребёнка, прошедшей курс реабилитации, за право взять под опеку маленького внука. На фоне этого и предположение о появлении в округе маньяка, высказанное не в меру заботливой пожилой мамой, не прозвучит шокирующе. А уж наличие в изобилии прочих «скелетов в шкафу» представляется практически неизбежным.
Не могу не отдать должного искусности Брэда и Крэйга, завораживающе медленно приближающихся к разгадке секрета, а точнее, нескольких секретов, отнюдь не красящих исттаунцев. Мало того, что на протяжении практически всего повествования поддерживается мощный саспенс (и даже шутки в хичкоковском духе лишь на краткие промежутки времени снимают напряжение), так ещё финал каждой серии, как и положено, подбрасывает такую «приманку», что ждёшь продолжения с нетерпением. Вместе с тем авторы ни на мгновение не позволяют забыть, что в центре внимания находятся человеческие судьбы – судьбы живых, а не погибшей юной матери-одиночки. Зобел и Ингсли, пожалуй, не стремились добиться той же степени драматизма на грани трагизма, как Мартин МакДонах (англичанин ирландского происхождения, проникший в глубинную суть проблем сегодняшней Америки) или Тейлор Шеридан – в сценариях и собственных постановках. Но и им удалось передать ощущение пусть не стремительного морального угасания некогда славной нации и не набирающей обороты гражданской войны, а тотального беспокойства, не отпускающего, держащего в состоянии депрессии. И в какой момент произойдёт очередной срыв – ведомо одному Богу, давно забывшему, кажется, унылый край, несмотря не исправно функционирующие там храмы…
В заголовок мини-сериала неспроста вынесено имя женщины-полицейского, действительно могущей выступить примером волевой личности, пытающейся, вопреки вечным невзгодам и треволнениям, наладить нормальную жизнь – найти баланс долга служения другим людям и достижения личного счастья. Сила характера Мейр проявляется не только в упорстве, с каким она расследует уголовные дела, но и в принципиальном нежелании идти на компромиссы с совестью. Да, Шихэн не святая (даже готова преступить закон – из лучших побуждений, однако… примерно с теми же удручающими результатами, что у Шерлока Холмса), зато никто, включая ближайших родственников, точно не посмеет упрекнуть блюстительницу закона в попустительстве злу и человеческим слабостям. Развязка поневоле приобретает символическое звучание, вскрывая, насколько «всё гнило в Датском королевстве»: детям приходится расплачиваться за грехи родителей… И тем не менее шанс на исправление ситуации остаётся – всегда, пока индивид, равно как и общество в целом, не отказывается от борьбы.
_______
1 – Известен у специалистов под наименованием «акцент Делко» и считается одним из самых сложных для имитации.
8
,8
2021, США, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Если до пандемии кто-то из киноманов ещё мог позволить себе игнорировать творчество Крэйга Зобела, то теперь таких, подозреваю, не осталось. «Охота» /2020/, быть может, и не является шедевром на все времена, но точно отложится в памяти одним из самых ярких кинематографических событий прошлого сезона. Причём в штатных обстоятельствах (не в условиях карантина) фильм гораздо мощнее проявил бы себя и в прокате. Радует, что режиссёр не захотел почивать на лаврах, оперативно приступив к реализации ещё более амбициозного проекта, – и даже вынужденная приостановка производственного процесса (на несколько месяцев!) ни на йоту не ослабила энтузиазма членов съёмочной группы. Неудивительно, что уже в следующем году, в апреле-мае, мини-сериал снискал горячий отклик у широкой публики. По обнародованным HBO Max данным, аудитория уверенно росла от сегмента к сегменту, достигнув максимального значения в день премьерного показа заключительного эпизода («Причастие»), что привело к техническим сбоям на Интернет-сервисе. Красноречивый факт! Таким образом, феномен «Мейр из Исттауна» заслуживает пристального внимания. Сам Крэйг родился в Нью-Йорке, а рос – в другом достаточно крупном городе (в Атланте, штат Джорджия). Следовательно, для постижения специфики жизни в небольших провинциальных населённых пунктах ему потребовалось основательно погрузиться в атмосферу, исследовать разные стороны быта. Нечто подобное касалось и художника по костюмам Меган Касперлик, пристрастно изучавшей тамошние магазины одежды, и художника-постановщика Кейта П. Каннингэма. Особую похвалу американцев вызвало решение воспроизвести уникальный диалект, сложившийся в той местности (1), что вынудило актёров приложить дополнительные усилия. И это тот случай, когда ведущая «звезда» действительно (на деле, не на словах!) выступила примером для подражания. От имиджа романтически настроенной Роуз Дьюитт Бьюкейтер, пассажирки «Титаника» и возлюбленной художника Джека Доусона, не осталось и следа. С первых же кадров не покидает ощущение, что Кейт Уинслет (вообще-то британка по происхождению) и вправду родом из Пенсильвании – и что прослужила в органах правопорядка не одно десятилетие. По слухам, именно актриса настояла, чтобы предстать на экране (и даже на рекламном плакате) без грима и косметики, с неухоженными волосами, выглядящей не просто уставшей, а старше своего возраста… То есть ровно так, как и должна выглядеть женщина, на чьи хрупкие плечи свалились, кажется, все беды земляков. Не говоря уже о том, что по-прежнему не оправилась от самоубийства собственного взрослого сына… Впрочем, без кого мини-сериал точно не увидел бы свет (вероятно, и не возник бы в замысле), так это – без Брэда Инглсби. Сценаристу, добившемуся признания благодаря полнометражным фильмам (кстати, весьма достойным в художественном отношении), пришлось срочно перестраиваться под новый формат, но оно того стоило. Ни для кого не станет откровением, что будущий кинодраматург родился и воспитывался в тех местах. По сути, каноны детектива использованы им прежде всего как способ поведать о повседневном бытовании там – поведать честно и исчерпывающе, обрисовав ситуацию, когда конфликты обострены до предела. Немаловажно и то, что, хотя действие разворачивается в реальном (расположенном недалеко от Филадельфии) городке с порядка десятью с половиной тысячами жителей, показанный на экране Исттаун видится, скорее, собирательным образом всех подобных населённых пунктов. С той разницей, что, конечно, правоохранительным органам не каждый день приходится расследовать убийство девушки-подростка, чей раздетый труп обнаружили рано утром у водоёма. На сеансе по ассоциации всплывают в памяти перипетии замечательной драмы «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» /2017/, и авторы, как мне показалось, намеренно подчеркнули сходство в сцене, когда Дон Бэйли возглавляет шумный пикет, требуя у полицейских найти дочь, пропавшую без вести год назад. Ведь и Марианна Шихан, для земляков – просто Мейр (или Леди Ястреб, в память о спортивных достижениях молодости), понимает, что чрезвычайное происшествие ознаменовало собой ту красную черту, после пересечения которой течение повседневных событий уже вряд ли когда-нибудь войдёт в привычное русло. Другое дело, что чем больше узнаёшь, тем сильнее уверяешься в мысли, что жизнь – давно не является «нормальной». Ладно, темнокожей Бет Хэнлон приходится мириться с проделками брата-наркомана Фредди, уверенно идущего навстречу неминуемой смерти от передозировки. Но никем не воспринимается «сенсационным» и то обстоятельство, что с аналогичными трудностями столкнулась сама Мейр, не сумевшая предотвратить акт суицида тоже впавшего в зависимость отпрыска, а теперь – судящаяся с матерью его ребёнка, прошедшей курс реабилитации, за право взять под опеку маленького внука. На фоне этого и предположение о появлении в округе маньяка, высказанное не в меру заботливой пожилой мамой, не прозвучит шокирующе. А уж наличие в изобилии прочих «скелетов в шкафу» представляется практически неизбежным. Не могу не отдать должного искусности Брэда и Крэйга, завораживающе медленно приближающихся к разгадке секрета, а точнее, нескольких секретов, отнюдь не красящих исттаунцев. Мало того, что на протяжении практически всего повествования поддерживается мощный саспенс (и даже шутки в хичкоковском духе лишь на краткие промежутки времени снимают напряжение), так ещё финал каждой серии, как и положено, подбрасывает такую «приманку», что ждёшь продолжения с нетерпением. Вместе с тем авторы ни на мгновение не позволяют забыть, что в центре внимания находятся человеческие судьбы – судьбы живых, а не погибшей юной матери-одиночки. Зобел и Ингсли, пожалуй, не стремились добиться той же степени драматизма на грани трагизма, как Мартин МакДонах (англичанин ирландского происхождения, проникший в глубинную суть проблем сегодняшней Америки) или Тейлор Шеридан – в сценариях и собственных постановках. Но и им удалось передать ощущение пусть не стремительного морального угасания некогда славной нации и не набирающей обороты гражданской войны, а тотального беспокойства, не отпускающего, держащего в состоянии депрессии. И в какой момент произойдёт очередной срыв – ведомо одному Богу, давно забывшему, кажется, унылый край, несмотря не исправно функционирующие там храмы… В заголовок мини-сериала неспроста вынесено имя женщины-полицейского, действительно могущей выступить примером волевой личности, пытающейся, вопреки вечным невзгодам и треволнениям, наладить нормальную жизнь – найти баланс долга служения другим людям и достижения личного счастья. Сила характера Мейр проявляется не только в упорстве, с каким она расследует уголовные дела, но и в принципиальном нежелании идти на компромиссы с совестью. Да, Шихэн не святая (даже готова преступить закон – из лучших побуждений, однако… примерно с теми же удручающими результатами, что у Шерлока Холмса), зато никто, включая ближайших родственников, точно не посмеет упрекнуть блюстительницу закона в попустительстве злу и человеческим слабостям. Развязка поневоле приобретает символическое звучание, вскрывая, насколько «всё гнило в Датском королевстве»: детям приходится расплачиваться за грехи родителей… И тем не менее шанс на исправление ситуации остаётся – всегда, пока индивид, равно как и общество в целом, не отказывается от борьбы. _______ 1 – Известен у специалистов под наименованием «акцент Делко» и считается одним из самых сложных для имитации.