В сериале "Мертвые души" режиссер и сценарист Григорий Константинопольский ("Гроза", "Русский Бес") не только представляет произведение великого Гоголя, переосмысленное как постмодернистский фарс, но и уверенно показывает, что в данном случае метасюжет о мошеннике, который занимается в фильме продажей мест на престижных московских погостах, может получить совершенно парадоксальную и далекую от классики окраску. Постановщик находится в рамках собственного мифотворчества, российская действительность и условная провинция, пытающаяся пусть и после смерти дотянуться до столичного истеблишмента, выведена по-настоящему смешно и узнаваемо. Подобно опытному галерейщику Константинопольский оживляет на экране портреты чиновников разного ранга и значимости, не боясь переходить к пародии на самого себя в одном из эпизодов и измеряя мудрость государственников степенью их тщеславия. Главный герой Чичиков (Евгений Цыганов, "Как Надя пошла за водкой", сериал "Нежность") приходит в мир сериала с очень непростой миссией, и режиссер постепенно, шаг за шагом показывает, что интровертный герой Цыганова радикально переосмыслен. В мир провинциальной элиты города Загорска, пухнущей от собственного тщеславия, мздоимства, пагубных страстей и маразма, у Константинопольского прибыл настоящий джокер, который даже самому себе старается не раскрывать истинной цели своей миссии. Так столичный гость становится на время в центре мира для областного города, где мало что происходит еще со времен 90-х, где по сложившейся традиции бизнес и власть срослись на семейном уровне и где велика потребность в собственном возвеличивании. Для протагониста важно не уронить честь мундира инспектора из министерства культуры, Павел Иванович закамуфлирован от окружающих и его утомленный переездами взгляд и источаемая индифферентность распространяются даже на бравого и любвеобильного к местным красоткам личного водителя Селифана (Максим Емельянов, сериал "Перевал Дятлова", "Аванпост"). Константинопольский показывает главного героя так далеко от хрестоматийной трактовки, что это дает зрителям основу для подтверждения своих догадок в последнем эпизоде: не только для себя и собственного обогащения старается Чичиков, он одержим высшей целью, и он тот самый одинокий герой, который призван очистить единственную свою Россию от прогорклой чиновничьей скверны.
В "Мертвых душах" Константинопольский показывает далеко не самых симпатичных людей, его герои убеждены в собственной несменяемости, однако в то же самое время отдают себе отчет в том, что они смертны и срезать путь до Ваганьковского и Новодевичьего поможет щедрый взнос московскому гастролеру. Автор выводит персонажей одного за другим и показывает абсурдность и одновременно практичную функциональность тех, кто обеспечивает благами налогоплательщиков далеко от Москвы. Условные аморальность и алчность Чичикова с его любовью к числам с большим числом нолей не идут ни в какое сравнение с теми, кто раз за разом оказывается в очередной сцене перед зрителями. Мэр Бугорска, Настасья Петровна Коробочка (Елена Коренева, "Доктор Лиза", сериал "Шуша"), не обладает никакими выдающимися способностями, однако после смерти ее мужа получила должность градоначальницы по наследству. Гоголевскую "дубинноголовость" и ограниченность персонажа Кореневой Константинопольский транспонирует и превращает ее в пошлую, но при этом молодящуюся женщину, вульгарно одетую блондинку на грани кича из 90-х, которая все еще чувствует себя красавицей и не прочь позажигать в своих фантазиях с популярными мужчинами. В общении с Коробочкой, да и со всеми остальными героями сериала проявляется настоящая пластичность духа Павла Ивановича, который всегда находит способ перехитрить, заставляет своих новых влиятельных знакомцев договариваться и в то же самое время мимикрирует, стремится слиться с ними и во взглядах на жизнь, и показать их равность самому себе. Постановщик вслед за Гоголем остается верным созданию загадки внутри произведения и при всей выхолощенности Чичикова, который в исполнении Цыганова напоминает пустой сосуд, заполняющийся разным содержимым в зависимости от обстоятельств, предлагает практически конспирологическую версию нарратива. Протагонист у Константинопольского присматривается к действительности, его обман губернатора (Сергей Колтаков, "Серебряные коньки", "Союз Спасения") проверяет всю степень лицемерия. И если гоголевский Чичиков далек от той самой добродетели, о которой так много говорилось в XIX веке, то в новейшей версии он оказывается загадочным, практически нуаровым типажом с противоречивой биографией, который, тем не менее всегда оказывается в нужное время и в нужном месте, питая по составленной легенде особую страсть к деньгам.
Мир "Мертвых душ" Григория Константинопольского полон настоящих парадоксов и через призму экранных событий претворяет главную цель всего вояжа Чичикова: обмануть, унизить и уничтожить себе подобных, тех, кто уже давно потерял доверие. В отличие от канонического варианта постановщик говорит о сублимации власти, которая позволяет себе пройти через надувательство от приезжего москвича и делает его объектом всеобщего интереса. Неожиданное показное великолепие жизни, встреченное героем Цыганова у начальника по социальным вопросам и здравоохранению Манилова (Дмитрий Дюжев, "Тобол", сериал "Хождение по мукам") и его жены Лизоньки (Александра Ревенко, "Побочный эффект", "Котел"), наводит на первую же мысль о взаимодействии главного героя с окружающим миром. В исполнении Дюжева и Ревенко зрители видят обеспеченную пару, которая уже давно застряла в показной эзотерике, свингерстве и увлечении всем просветленным и индийским. Слащавый до приторности на экране Дюжев вместе с Ревенко, приплясывающей и готовой отдаться со всей страстью Чичикову, выстраивают вместе с главным героем коммуникацию, которая будет раз за разом повторяться в сериале. Появившийся из Москвы Павел Иванович не стремится сливаться с местными в едином экстазе и стать для них своим парнем, чтобы заработать еще больше на недалеких чинушах, он - чужак, одиночка, которого готовы растерзать и растоптать те, кто правит жизнью в Бугорске. Даже намек на романтическую связь с Агафьей Тихоновной (Анна Михалкова, "Комета Галлея", "Давай разведемся!"), которая иронично перекочевала в нарратив из гоголевской "Женитьбы", Константинопольский выставляет так, что Чичиков находит способ технично отстраниться от своей спасительницы и убежать обратно в Москву от своей внезапной любви, предпочитая пребывать в рефлексирующем одиночестве. Герой Алексея Верткова (сериал "Иванько", "Воскресенье"), обозначенный в сценарии как Серый Человек, намекая на госбезопасность, показывает в небольшом флэшбэке удивительную биографию Павла Ивановича, его гигантскую эволюцию от мелкого лавочника в темных 90-х до государственного служащего, умеющего направлять в свой карман крупные финансовые потоки. Константинопольский при помощи спектаклей Цыганова выстраивает типаж, далекий от гоголевского героя, бегущего от собственных памяти и никчемности. Новый Чичиков продолжает оставаться настоящим нечто, настоящим "оно" с человеческим лицом, который при помощи своей безликости и умения подстраиваться под окружающих превращается в ироничного монстра.
Несмотря на все новаторства Константинопольскому удается сохранить в "Мертвых душах" множество идей гоголевского оригинала, его Чичиков не выглядит тем, кто бросает вызов обществу и чувствует себя лишним человеком в традициях русской классики. Отсутствие у главного героя традиционной экранной арки, ведущей к трансформации и перерождению, показывает человека далекого от заигрываний с моралью, постановщик не стремится исправить его или сделать лучше. Персонаж Цыганова перманентно бежит, перемещается по бескрайним просторам родины и в итоге сериал превращается в совокупность острых зарисовок и визитов. Прекрасный актерский состав идеален для подобной экранизации и отлично справляется с режиссерской идеей нового взгляда на поэму. Трансформации, делающие азартного областного начальника спорта Ноздрева (Тимофей Трибунцев, "Праздник", "Монах и бес") возмутителем спокойствия и неприкрытым авантюристом, который оказывается близок к разгадке настоящей тайны Чичикова, представляют другой типаж героя. Повоевавший в Новороссии, непросыхающий картежник Ноздрев менее всего напоминает человека, которого мучает посттравматический синдром с его тягой к историческим реконструкциям и желанием любой ценой добиваться своего. Роль Трибунцева, где его хохот прорывается за масками провинциального официоза, оказывается самой непредсказуемой и иррациональной даже по меркам самого сериала Константинопольского. По сравнению с ним министр культуры Собакевич (Александр Робак, сериал "Окаянные дни", "Эпидемия. Вонгозеро") со своей женой Феодулией (Виктория Толстоганова, сериалы "Чики" и "Колл-центр") оказывается по интерпретации наиболее близким к гоголевскому оригиналу, особенно тогда, когда начинает торговаться с Чичиковым за скидку на место на кладбище по реновации. Константинопольскому удается под классикой провести отношение властей к Навальному и показать, что такие сметливые господа типа героя Робака даже захоронение рядом с героем оппозиции рассматривают в качестве некого выгодного актива. Однако наиболее выпуклым, гротескным и аномальным получился Плюшкин (Алексей Серебряков, "Ван Гоги", "Левиафан") на позиции заведующего областными библиотеками, который превратился в отшельника из несостоявшегося кинорежиссера, греющего руки над прошлым и желающего упокоиться непременно рядом с однокурсником Бондарчуком. Стреляющая совестливость характера Серебрякова более всего похожа здесь на авторефлексию самого Константинопольского. Поэтому "Мертвые души", кроме высмеивания идеалов закрепления в высшем эшелоне, пусть даже и после отхода в иной мир, продолжают традиции гоголевской мистификации и без проповеднического тона представляют мысль о том, что по современным меркам феномен Чичикова уже давно перестал быть одиозным и однозначным явлением для нашей действительности.
7
,7
2020, Россия, Комедийные
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В сериале "Мертвые души" режиссер и сценарист Григорий Константинопольский ("Гроза", "Русский Бес") не только представляет произведение великого Гоголя, переосмысленное как постмодернистский фарс, но и уверенно показывает, что в данном случае метасюжет о мошеннике, который занимается в фильме продажей мест на престижных московских погостах, может получить совершенно парадоксальную и далекую от классики окраску. Постановщик находится в рамках собственного мифотворчества, российская действительность и условная провинция, пытающаяся пусть и после смерти дотянуться до столичного истеблишмента, выведена по-настоящему смешно и узнаваемо. Подобно опытному галерейщику Константинопольский оживляет на экране портреты чиновников разного ранга и значимости, не боясь переходить к пародии на самого себя в одном из эпизодов и измеряя мудрость государственников степенью их тщеславия. Главный герой Чичиков (Евгений Цыганов, "Как Надя пошла за водкой", сериал "Нежность") приходит в мир сериала с очень непростой миссией, и режиссер постепенно, шаг за шагом показывает, что интровертный герой Цыганова радикально переосмыслен. В мир провинциальной элиты города Загорска, пухнущей от собственного тщеславия, мздоимства, пагубных страстей и маразма, у Константинопольского прибыл настоящий джокер, который даже самому себе старается не раскрывать истинной цели своей миссии. Так столичный гость становится на время в центре мира для областного города, где мало что происходит еще со времен 90-х, где по сложившейся традиции бизнес и власть срослись на семейном уровне и где велика потребность в собственном возвеличивании. Для протагониста важно не уронить честь мундира инспектора из министерства культуры, Павел Иванович закамуфлирован от окружающих и его утомленный переездами взгляд и источаемая индифферентность распространяются даже на бравого и любвеобильного к местным красоткам личного водителя Селифана (Максим Емельянов, сериал "Перевал Дятлова", "Аванпост"). Константинопольский показывает главного героя так далеко от хрестоматийной трактовки, что это дает зрителям основу для подтверждения своих догадок в последнем эпизоде: не только для себя и собственного обогащения старается Чичиков, он одержим высшей целью, и он тот самый одинокий герой, который призван очистить единственную свою Россию от прогорклой чиновничьей скверны. В "Мертвых душах" Константинопольский показывает далеко не самых симпатичных людей, его герои убеждены в собственной несменяемости, однако в то же самое время отдают себе отчет в том, что они смертны и срезать путь до Ваганьковского и Новодевичьего поможет щедрый взнос московскому гастролеру. Автор выводит персонажей одного за другим и показывает абсурдность и одновременно практичную функциональность тех, кто обеспечивает благами налогоплательщиков далеко от Москвы. Условные аморальность и алчность Чичикова с его любовью к числам с большим числом нолей не идут ни в какое сравнение с теми, кто раз за разом оказывается в очередной сцене перед зрителями. Мэр Бугорска, Настасья Петровна Коробочка (Елена Коренева, "Доктор Лиза", сериал "Шуша"), не обладает никакими выдающимися способностями, однако после смерти ее мужа получила должность градоначальницы по наследству. Гоголевскую "дубинноголовость" и ограниченность персонажа Кореневой Константинопольский транспонирует и превращает ее в пошлую, но при этом молодящуюся женщину, вульгарно одетую блондинку на грани кича из 90-х, которая все еще чувствует себя красавицей и не прочь позажигать в своих фантазиях с популярными мужчинами. В общении с Коробочкой, да и со всеми остальными героями сериала проявляется настоящая пластичность духа Павла Ивановича, который всегда находит способ перехитрить, заставляет своих новых влиятельных знакомцев договариваться и в то же самое время мимикрирует, стремится слиться с ними и во взглядах на жизнь, и показать их равность самому себе. Постановщик вслед за Гоголем остается верным созданию загадки внутри произведения и при всей выхолощенности Чичикова, который в исполнении Цыганова напоминает пустой сосуд, заполняющийся разным содержимым в зависимости от обстоятельств, предлагает практически конспирологическую версию нарратива. Протагонист у Константинопольского присматривается к действительности, его обман губернатора (Сергей Колтаков, "Серебряные коньки", "Союз Спасения") проверяет всю степень лицемерия. И если гоголевский Чичиков далек от той самой добродетели, о которой так много говорилось в XIX веке, то в новейшей версии он оказывается загадочным, практически нуаровым типажом с противоречивой биографией, который, тем не менее всегда оказывается в нужное время и в нужном месте, питая по составленной легенде особую страсть к деньгам. Мир "Мертвых душ" Григория Константинопольского полон настоящих парадоксов и через призму экранных событий претворяет главную цель всего вояжа Чичикова: обмануть, унизить и уничтожить себе подобных, тех, кто уже давно потерял доверие. В отличие от канонического варианта постановщик говорит о сублимации власти, которая позволяет себе пройти через надувательство от приезжего москвича и делает его объектом всеобщего интереса. Неожиданное показное великолепие жизни, встреченное героем Цыганова у начальника по социальным вопросам и здравоохранению Манилова (Дмитрий Дюжев, "Тобол", сериал "Хождение по мукам") и его жены Лизоньки (Александра Ревенко, "Побочный эффект", "Котел"), наводит на первую же мысль о взаимодействии главного героя с окружающим миром. В исполнении Дюжева и Ревенко зрители видят обеспеченную пару, которая уже давно застряла в показной эзотерике, свингерстве и увлечении всем просветленным и индийским. Слащавый до приторности на экране Дюжев вместе с Ревенко, приплясывающей и готовой отдаться со всей страстью Чичикову, выстраивают вместе с главным героем коммуникацию, которая будет раз за разом повторяться в сериале. Появившийся из Москвы Павел Иванович не стремится сливаться с местными в едином экстазе и стать для них своим парнем, чтобы заработать еще больше на недалеких чинушах, он - чужак, одиночка, которого готовы растерзать и растоптать те, кто правит жизнью в Бугорске. Даже намек на романтическую связь с Агафьей Тихоновной (Анна Михалкова, "Комета Галлея", "Давай разведемся!"), которая иронично перекочевала в нарратив из гоголевской "Женитьбы", Константинопольский выставляет так, что Чичиков находит способ технично отстраниться от своей спасительницы и убежать обратно в Москву от своей внезапной любви, предпочитая пребывать в рефлексирующем одиночестве. Герой Алексея Верткова (сериал "Иванько", "Воскресенье"), обозначенный в сценарии как Серый Человек, намекая на госбезопасность, показывает в небольшом флэшбэке удивительную биографию Павла Ивановича, его гигантскую эволюцию от мелкого лавочника в темных 90-х до государственного служащего, умеющего направлять в свой карман крупные финансовые потоки. Константинопольский при помощи спектаклей Цыганова выстраивает типаж, далекий от гоголевского героя, бегущего от собственных памяти и никчемности. Новый Чичиков продолжает оставаться настоящим нечто, настоящим "оно" с человеческим лицом, который при помощи своей безликости и умения подстраиваться под окружающих превращается в ироничного монстра. Несмотря на все новаторства Константинопольскому удается сохранить в "Мертвых душах" множество идей гоголевского оригинала, его Чичиков не выглядит тем, кто бросает вызов обществу и чувствует себя лишним человеком в традициях русской классики. Отсутствие у главного героя традиционной экранной арки, ведущей к трансформации и перерождению, показывает человека далекого от заигрываний с моралью, постановщик не стремится исправить его или сделать лучше. Персонаж Цыганова перманентно бежит, перемещается по бескрайним просторам родины и в итоге сериал превращается в совокупность острых зарисовок и визитов. Прекрасный актерский состав идеален для подобной экранизации и отлично справляется с режиссерской идеей нового взгляда на поэму. Трансформации, делающие азартного областного начальника спорта Ноздрева (Тимофей Трибунцев, "Праздник", "Монах и бес") возмутителем спокойствия и неприкрытым авантюристом, который оказывается близок к разгадке настоящей тайны Чичикова, представляют другой типаж героя. Повоевавший в Новороссии, непросыхающий картежник Ноздрев менее всего напоминает человека, которого мучает посттравматический синдром с его тягой к историческим реконструкциям и желанием любой ценой добиваться своего. Роль Трибунцева, где его хохот прорывается за масками провинциального официоза, оказывается самой непредсказуемой и иррациональной даже по меркам самого сериала Константинопольского. По сравнению с ним министр культуры Собакевич (Александр Робак, сериал "Окаянные дни", "Эпидемия. Вонгозеро") со своей женой Феодулией (Виктория Толстоганова, сериалы "Чики" и "Колл-центр") оказывается по интерпретации наиболее близким к гоголевскому оригиналу, особенно тогда, когда начинает торговаться с Чичиковым за скидку на место на кладбище по реновации. Константинопольскому удается под классикой провести отношение властей к Навальному и показать, что такие сметливые господа типа героя Робака даже захоронение рядом с героем оппозиции рассматривают в качестве некого выгодного актива. Однако наиболее выпуклым, гротескным и аномальным получился Плюшкин (Алексей Серебряков, "Ван Гоги", "Левиафан") на позиции заведующего областными библиотеками, который превратился в отшельника из несостоявшегося кинорежиссера, греющего руки над прошлым и желающего упокоиться непременно рядом с однокурсником Бондарчуком. Стреляющая совестливость характера Серебрякова более всего похожа здесь на авторефлексию самого Константинопольского. Поэтому "Мертвые души", кроме высмеивания идеалов закрепления в высшем эшелоне, пусть даже и после отхода в иной мир, продолжают традиции гоголевской мистификации и без проповеднического тона представляют мысль о том, что по современным меркам феномен Чичикова уже давно перестал быть одиозным и однозначным явлением для нашей действительности.