Всем известна легенда о том, как князь Владимир выбирал веру, и какими принципами он при этом руководствовался. Правильно, эстетическими. И до сих пор межконфессиональная конкуренция зачастую строится на том, обертка какого вероучения покажется людям самой красивой. Католики это понимают, возможно, лучше всех. Посетите хотя бы четыре главных кафедральных собора Рима – получите эстетический оргазм мегатонного эквивалента. Вам недосуг? Тогда посмотрите сериал Паоло Сорентино «Новый Папа». Там тоже все очень красиво.
«Новый Папа» – продолжение «Молодого Папы», наделавшего много шума в 2016 году. Поэтому нынешнюю новинку зрители ждут с большим нетерпением и некоторыми опасениями: уж больно велики ожидания, которые не так легко оправдать. По первым впечатлениям, Сорентино и его команде удалось создать качественный продукт, за который им стыдно не будет.
Госсекретарь Святого Престола кардинал Анджело Войелло снова вынужден наступать на те же грабли. Папский престол напоминает ящик для кота Шрёдингера: Папа Пий XIII то ли жив, то ли нет. Он пребывает в коме, но периодически является своим поклонникам. Поскольку сей вымышленный Папа очень эротичен – то слово «поклонники» или даже «фанаты» в этом контексте вполне уместно.
Влиятельное закулисье всячески склоняет курию к проведению конклава с целью избрания очередного Великого понтифика. Значит, Сикстинская капелла, интриги, голосования, подковерная борьба красношапочных кандидатов. Эти эпизоды исполнены сатиры просто свифтовского уровня. Наконец из трубы валит белый дым, избран новый Папа. Вполне ожидаемо он приносит своему благодетелю массу неприятностей, а зрителей, наоборот, порадует лихими юмористическими кульбитами. Мы еще не успели прийти в себя от наглости создателей сериала, которые посмели так простебаться над Святым Престолом, как сюжет делает крутой вираж и резко сбавляет не только темп, замедляя развитие действия, но и меняет жанровые характеристики: вместо бурлеска нас потчуют философскими притчами, нравственными парадоксами. И Сорентино вытаскивает из рукава свой, наверное, главный козырь: неподражаемого Джона Малковича в роли сэра Джона Брэннокса. Его актерское мастерство позволяет смириться с замедлением темпа и некоторым избытком пафоса, за который Сорентино упрекали еще по первому «Папе».
Сериал смотрится прекрасно. Он выглядит настолько монолитно, что не хочется даже заниматься эстетическим дифференцированием, но, что называется, положение обязывает.
Картинка. Просто эталонная работа операторов и монтажеров фестивального уровня. Казалось бы – снимаешь в Сикстинской капелле, чего уж больше мудрить, кругом Микеланджело и прочие Боттичелли. Но нам устраивают веселую чехарду с параллельным монтажом: вот тут кардинальская постная рожа, а тут – задорный персонаж одной из множества чудесных фресок. В нужный момент – круговая панорама с использованием широкоугольного объектива, но без передоза. И любой кадр в роскошных дворцовых интерьерах, будь это Ватикан или замок сэра Джона в Англии, выстроен настолько гармонично, что не возникает неловкости типа: тут же мастера Возрождения представлены, ты-то куда лезешь!
Саундтрек. И тут команда Сорентино проявила себя в полном блеске. Чего стоит сочетание торжественного хорала с залихватским рэпом в эпизоде, когда члены конклава шествуют в Сикстинскую капеллу. Папские гвардейцы отдают честь кардиналам – а надо бы салютовать звукорежиссерам, операторам и самому маэстро Сорентино.
Текст. Тоже на «отлично». В сатирических эпизодах персонажи обмениваются фразами, которые имеют шанс стать мемами. Не сочтите за спойлер, но несколько примеров:
«Сострадание? Даже слова такого не знаю. Мне платят за его отсутствие».
«Он умеет заставить всех почувствовать себя неловко. Будет просто незаменим».
«Наконец-то необыкновенным Папой станет обыкновенный человек».
С некоторой тревогой встречал пафосные эпизоды. Но и здесь авторы текста были на высоте. Словесные дуэли сэра Брэннокса и кардинала Войелло просто под стать картинке: изящно, со вкусом, не всегда понятно, но всегда умненько сработано под религиозный диспут с поправкой на интеллектуальный уровень среднего зрителя.
Сорентино, на мой взгляд, почти идеально балансирует на грани фола в эпизодах, когда тонкий вкус нужен больше всего: эротические сцены и разговоры о сексе. По-моему, он всерьез не обидел ни одну из основных сексуальных ориентаций. Над геями вроде бы похихикал, но совсем не злобно. Дамская мастурбация при помощи смартфона тоже почему-то отторжения не вызывает. А эротические танцы монашек с бросанием чепчиков в воздух могут вызвать возмущение только у самых крайних святош-католиков, который в России совсем немного.
Но главным достоинством сериала, полагаю, является даже не отличная актерская работа Малковича и его коллег по цеху. Они просто работают на своем уровне, режиссер настолько в них уверен, что крупные планы чередуются на экране с пулеметной скоростью. Мне больше всего импонирует мастерство, с которым создатели сериала оркеструют интонацию подачи материала. Они пытаются при помощи вроде бы простых средств поговорить со зрителями на не самые простые темы. Какое место церковь занимает в жизни современного общества? Может ли один праведник оправдать существование гигантской идеологической корпорации, погрязшей в сексуальных скандалах и коррупционных потрясениях? Можно ли сегодня верить в чудо? Что станет с Европой после ее окончательной и почти неизбежной дехристианизации?
И режиссер одной из самых религиозных стран Старого света берется за подобные темы, не впадая в занудство, отрываясь по полной программе там, где можно и нужно посмеяться над тем, что кому-то кажется очень серьезным. Впрочем, нам-то что до этого, у нас ведь в духовной сфере все в полном порядке?
А эти шутники еще дохихикаются. Как известно, в соборе Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме представлены медальоны с портретами всех пап, начиная со святого Петра. Говорят, что, когда все медальоны будут использованы – наступит Конец света. Я лично считал: осталось всего шесть пустых медальонов. Сорентино за два сериала придумал троих новых понтификов: Пия XIII, Франциска II и Иоанна-Павла III. Так что еще одна франшиза…
8
,8
2020, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Всем известна легенда о том, как князь Владимир выбирал веру, и какими принципами он при этом руководствовался. Правильно, эстетическими. И до сих пор межконфессиональная конкуренция зачастую строится на том, обертка какого вероучения покажется людям самой красивой. Католики это понимают, возможно, лучше всех. Посетите хотя бы четыре главных кафедральных собора Рима – получите эстетический оргазм мегатонного эквивалента. Вам недосуг? Тогда посмотрите сериал Паоло Сорентино «Новый Папа». Там тоже все очень красиво. «Новый Папа» – продолжение «Молодого Папы», наделавшего много шума в 2016 году. Поэтому нынешнюю новинку зрители ждут с большим нетерпением и некоторыми опасениями: уж больно велики ожидания, которые не так легко оправдать. По первым впечатлениям, Сорентино и его команде удалось создать качественный продукт, за который им стыдно не будет. Госсекретарь Святого Престола кардинал Анджело Войелло снова вынужден наступать на те же грабли. Папский престол напоминает ящик для кота Шрёдингера: Папа Пий XIII то ли жив, то ли нет. Он пребывает в коме, но периодически является своим поклонникам. Поскольку сей вымышленный Папа очень эротичен – то слово «поклонники» или даже «фанаты» в этом контексте вполне уместно. Влиятельное закулисье всячески склоняет курию к проведению конклава с целью избрания очередного Великого понтифика. Значит, Сикстинская капелла, интриги, голосования, подковерная борьба красношапочных кандидатов. Эти эпизоды исполнены сатиры просто свифтовского уровня. Наконец из трубы валит белый дым, избран новый Папа. Вполне ожидаемо он приносит своему благодетелю массу неприятностей, а зрителей, наоборот, порадует лихими юмористическими кульбитами. Мы еще не успели прийти в себя от наглости создателей сериала, которые посмели так простебаться над Святым Престолом, как сюжет делает крутой вираж и резко сбавляет не только темп, замедляя развитие действия, но и меняет жанровые характеристики: вместо бурлеска нас потчуют философскими притчами, нравственными парадоксами. И Сорентино вытаскивает из рукава свой, наверное, главный козырь: неподражаемого Джона Малковича в роли сэра Джона Брэннокса. Его актерское мастерство позволяет смириться с замедлением темпа и некоторым избытком пафоса, за который Сорентино упрекали еще по первому «Папе». Сериал смотрится прекрасно. Он выглядит настолько монолитно, что не хочется даже заниматься эстетическим дифференцированием, но, что называется, положение обязывает. Картинка. Просто эталонная работа операторов и монтажеров фестивального уровня. Казалось бы – снимаешь в Сикстинской капелле, чего уж больше мудрить, кругом Микеланджело и прочие Боттичелли. Но нам устраивают веселую чехарду с параллельным монтажом: вот тут кардинальская постная рожа, а тут – задорный персонаж одной из множества чудесных фресок. В нужный момент – круговая панорама с использованием широкоугольного объектива, но без передоза. И любой кадр в роскошных дворцовых интерьерах, будь это Ватикан или замок сэра Джона в Англии, выстроен настолько гармонично, что не возникает неловкости типа: тут же мастера Возрождения представлены, ты-то куда лезешь! Саундтрек. И тут команда Сорентино проявила себя в полном блеске. Чего стоит сочетание торжественного хорала с залихватским рэпом в эпизоде, когда члены конклава шествуют в Сикстинскую капеллу. Папские гвардейцы отдают честь кардиналам – а надо бы салютовать звукорежиссерам, операторам и самому маэстро Сорентино. Текст. Тоже на «отлично». В сатирических эпизодах персонажи обмениваются фразами, которые имеют шанс стать мемами. Не сочтите за спойлер, но несколько примеров: «Сострадание? Даже слова такого не знаю. Мне платят за его отсутствие». «Он умеет заставить всех почувствовать себя неловко. Будет просто незаменим». «Наконец-то необыкновенным Папой станет обыкновенный человек». С некоторой тревогой встречал пафосные эпизоды. Но и здесь авторы текста были на высоте. Словесные дуэли сэра Брэннокса и кардинала Войелло просто под стать картинке: изящно, со вкусом, не всегда понятно, но всегда умненько сработано под религиозный диспут с поправкой на интеллектуальный уровень среднего зрителя. Сорентино, на мой взгляд, почти идеально балансирует на грани фола в эпизодах, когда тонкий вкус нужен больше всего: эротические сцены и разговоры о сексе. По-моему, он всерьез не обидел ни одну из основных сексуальных ориентаций. Над геями вроде бы похихикал, но совсем не злобно. Дамская мастурбация при помощи смартфона тоже почему-то отторжения не вызывает. А эротические танцы монашек с бросанием чепчиков в воздух могут вызвать возмущение только у самых крайних святош-католиков, который в России совсем немного. Но главным достоинством сериала, полагаю, является даже не отличная актерская работа Малковича и его коллег по цеху. Они просто работают на своем уровне, режиссер настолько в них уверен, что крупные планы чередуются на экране с пулеметной скоростью. Мне больше всего импонирует мастерство, с которым создатели сериала оркеструют интонацию подачи материала. Они пытаются при помощи вроде бы простых средств поговорить со зрителями на не самые простые темы. Какое место церковь занимает в жизни современного общества? Может ли один праведник оправдать существование гигантской идеологической корпорации, погрязшей в сексуальных скандалах и коррупционных потрясениях? Можно ли сегодня верить в чудо? Что станет с Европой после ее окончательной и почти неизбежной дехристианизации? И режиссер одной из самых религиозных стран Старого света берется за подобные темы, не впадая в занудство, отрываясь по полной программе там, где можно и нужно посмеяться над тем, что кому-то кажется очень серьезным. Впрочем, нам-то что до этого, у нас ведь в духовной сфере все в полном порядке? А эти шутники еще дохихикаются. Как известно, в соборе Сан-Паоло-фуори-ле-Мура в Риме представлены медальоны с портретами всех пап, начиная со святого Петра. Говорят, что, когда все медальоны будут использованы – наступит Конец света. Я лично считал: осталось всего шесть пустых медальонов. Сорентино за два сериала придумал троих новых понтификов: Пия XIII, Франциска II и Иоанна-Павла III. Так что еще одна франшиза…