Круто поставленную многосерийную медицинскую драму «Нулевой пациент» сложно смотреть в отрыве от контекста, а он несомненно навеян «Чернобылем» от американского канала НВО. Наши деятели решили не отставать от зарубежных коллег, благо в период правления Горбачёва хватало громких трагедий – взрыв четвёртого энергоблока на АЭС лишь самая известная. Двумя годами позже, в 1988-м, стряслось не менее кошмарное происшествие, но тогдашние власти, приложив нечеловеческие усилия, постарались его заретушировать, и о первой вспышке ВИЧ-инфекции широкая общественность узнала уже после распада Союза. «Нулевой пациент» с похвальной документальной точностью иллюстрирует события нескольких тревожных недель, когда скромная столица Калмыкии Элиста превратилась в объект пристального внимания высших партийных чинов. Всему виной оказалась бдительность молодого педиатра Кирсана Аюшева, заподозрившего у маленькой пациентки симптомы прежде неведомой заразы и решившего добиться ответов даже в обход инструкций непосредственного начальства.
Совместный проект шоураннера Максима Иванова, сценариста Олега Маловичко и двух режиссёров Сергея Трофимова и Евгения Стычкина вышел, прежде всего, актёрским. Да, специалисты по реквизиту, гримёры и костюмеры проделали выдающуюся работу, но без ярких лицедейских номеров сериал лишился бы души. Аскар Ильясов в роли молодого врача-правдоискателя и его сверстник Никита Ефремов, воплотивший такого же идейного московского врача, невероятно хороши на экране. Они не играют, а живут своими персонажами, словно наяву переживают страшные дни, когда вполне реален был риск стать свидетелями полномасштабной эпидемии, способной выкосить страну. Под стать главным звездам и герои второго плана, прежде всего пронырливый журналист от Евгения Стычкина, выступившего в сериале ещё и как актёр. Про таких людей, как Игорь Карахан, в народе говорят: «без мыла в ж*** залезет». Ну, вы знаете, куда именно. При этом сам Стычкин ещё и настоял на проблемах Игоря со здоровьем, что было призвано подчеркнуть отчаянность его натуры, готовность сражаться за пресловутую правду до конца, в самом буквальном смысле этого слова. Не менее эффектен в этой ленте и Павел Майков. В его исполнении получился на редкость человечный КГБ-шник. Главной сценой с его участием становится не какой-нибудь бесчеловечный допрос в легендарном здании на Лубянке, а… душевнейший мастер-класс по лепке пельменей. Авторы сериала очень хотели приблизить персонажей к простому зрителю, и это им, без сомнений, удалось.
Проблема «Нулевого пациента» как раз в том, что в погоне за естественностью характеров была потеряна цельность повествования. Если в первых двух-трёх сериях экранное время почти полностью отдано элистинскому врачу Аюшеву и московскому учёному Гончарову, то в последних эпизодах на передний план выходят другие люди, о которых прежде не было и упоминаний. Видимо, это издержки попыток не отходить далеко от исторической подосновы, хотя сами идеологи и заявляли о самостоятельности проекта. Чувствуется, что им было интереснее снимать ретроспективу тех тяжёлых лет, когда СССР оставалось жить считаные годы. Вот авторы с разных сторон и показывали упадок: начиная от халатности обычной смазливенькой медсестры и заканчивая преступной недальновидностью самого академика Чазова. Главному кремлёвскому врачу и вообще легендарной в учёных кругах личности крепко досталось в этом сериале. Евгений Иванович Чазов в исполнении всегда обаятельного Игоря Бочкина выставлен безнадёжным номенклатурщиком, отставшим от жизни рудиментом порочной системы. На его фоне более адекватен Гончаров-старший, воплощённый другим Игорем – Гординым. А ведь противостояние Дмитрия Гончарова – героя Никиты Ефремова – собственному отцу назначено одной из сквозных линий всего сюжета. Сознательно или нет, но создатели обрушились на партийную верхушку СССР с ещё большей яростью, чем мистеры, ответственные за «Чернобыль». От американцев иного ждать, в общем-то, и не приходилось, но и наши проявили по этой части не сказать что похвальную старательность.
Где-то на заднем плане от разоблачения закостенелых чиновников едва не теряется основной массив сюжета, а он, надо отдать должное, держит в напряжении до самого конца, когда будет оглашён конкретный виновник эпидемии, тот самый нулевой пациент. Но личность этого человека и обстоятельства его невольного участия в распространении вируса не так интересны, как давящие на жалость сцены с простыми жителями Элисты, их горе, страдания и несправедливая ненависть перепуганной толпы, которой только ткни пальцем в чью-нибудь сторону – доказательств не затребуют и тут же растерзают. То, как отвратно выглядят стихийные бунты и как стремительно бунтари лишаются человеческих черт – показано страшнее, чем сама смерть, а она жертв не выбирает. В создании сериала важен ещё один немаловажный нюанс – его снимали в самый разгар пандемии COVID-19, когда молва распространяла не менее жуткие подробности воздействия инфекции, чем это бывает при ВИЧ. От названия смертоносной болезни уж точно не зависит реакция людских масс – она всегда будет плюс-минус одинаковая, в этом картина убеждает безупречно. Что же до всего остального, то авторов изрядно шатало по сторонам, но своей главной цели – показать настоящих рыцарей в борьбе с всеобщей бедой, они смогли, и сделали без какой- либо назидательности. Деликатно, но твёрдо.
8
,9
2022, Россия, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Круто поставленную многосерийную медицинскую драму «Нулевой пациент» сложно смотреть в отрыве от контекста, а он несомненно навеян «Чернобылем» от американского канала НВО. Наши деятели решили не отставать от зарубежных коллег, благо в период правления Горбачёва хватало громких трагедий – взрыв четвёртого энергоблока на АЭС лишь самая известная. Двумя годами позже, в 1988-м, стряслось не менее кошмарное происшествие, но тогдашние власти, приложив нечеловеческие усилия, постарались его заретушировать, и о первой вспышке ВИЧ-инфекции широкая общественность узнала уже после распада Союза. «Нулевой пациент» с похвальной документальной точностью иллюстрирует события нескольких тревожных недель, когда скромная столица Калмыкии Элиста превратилась в объект пристального внимания высших партийных чинов. Всему виной оказалась бдительность молодого педиатра Кирсана Аюшева, заподозрившего у маленькой пациентки симптомы прежде неведомой заразы и решившего добиться ответов даже в обход инструкций непосредственного начальства. Совместный проект шоураннера Максима Иванова, сценариста Олега Маловичко и двух режиссёров Сергея Трофимова и Евгения Стычкина вышел, прежде всего, актёрским. Да, специалисты по реквизиту, гримёры и костюмеры проделали выдающуюся работу, но без ярких лицедейских номеров сериал лишился бы души. Аскар Ильясов в роли молодого врача-правдоискателя и его сверстник Никита Ефремов, воплотивший такого же идейного московского врача, невероятно хороши на экране. Они не играют, а живут своими персонажами, словно наяву переживают страшные дни, когда вполне реален был риск стать свидетелями полномасштабной эпидемии, способной выкосить страну. Под стать главным звездам и герои второго плана, прежде всего пронырливый журналист от Евгения Стычкина, выступившего в сериале ещё и как актёр. Про таких людей, как Игорь Карахан, в народе говорят: «без мыла в ж*** залезет». Ну, вы знаете, куда именно. При этом сам Стычкин ещё и настоял на проблемах Игоря со здоровьем, что было призвано подчеркнуть отчаянность его натуры, готовность сражаться за пресловутую правду до конца, в самом буквальном смысле этого слова. Не менее эффектен в этой ленте и Павел Майков. В его исполнении получился на редкость человечный КГБ-шник. Главной сценой с его участием становится не какой-нибудь бесчеловечный допрос в легендарном здании на Лубянке, а… душевнейший мастер-класс по лепке пельменей. Авторы сериала очень хотели приблизить персонажей к простому зрителю, и это им, без сомнений, удалось. Проблема «Нулевого пациента» как раз в том, что в погоне за естественностью характеров была потеряна цельность повествования. Если в первых двух-трёх сериях экранное время почти полностью отдано элистинскому врачу Аюшеву и московскому учёному Гончарову, то в последних эпизодах на передний план выходят другие люди, о которых прежде не было и упоминаний. Видимо, это издержки попыток не отходить далеко от исторической подосновы, хотя сами идеологи и заявляли о самостоятельности проекта. Чувствуется, что им было интереснее снимать ретроспективу тех тяжёлых лет, когда СССР оставалось жить считаные годы. Вот авторы с разных сторон и показывали упадок: начиная от халатности обычной смазливенькой медсестры и заканчивая преступной недальновидностью самого академика Чазова. Главному кремлёвскому врачу и вообще легендарной в учёных кругах личности крепко досталось в этом сериале. Евгений Иванович Чазов в исполнении всегда обаятельного Игоря Бочкина выставлен безнадёжным номенклатурщиком, отставшим от жизни рудиментом порочной системы. На его фоне более адекватен Гончаров-старший, воплощённый другим Игорем – Гординым. А ведь противостояние Дмитрия Гончарова – героя Никиты Ефремова – собственному отцу назначено одной из сквозных линий всего сюжета. Сознательно или нет, но создатели обрушились на партийную верхушку СССР с ещё большей яростью, чем мистеры, ответственные за «Чернобыль». От американцев иного ждать, в общем-то, и не приходилось, но и наши проявили по этой части не сказать что похвальную старательность. Где-то на заднем плане от разоблачения закостенелых чиновников едва не теряется основной массив сюжета, а он, надо отдать должное, держит в напряжении до самого конца, когда будет оглашён конкретный виновник эпидемии, тот самый нулевой пациент. Но личность этого человека и обстоятельства его невольного участия в распространении вируса не так интересны, как давящие на жалость сцены с простыми жителями Элисты, их горе, страдания и несправедливая ненависть перепуганной толпы, которой только ткни пальцем в чью-нибудь сторону – доказательств не затребуют и тут же растерзают. То, как отвратно выглядят стихийные бунты и как стремительно бунтари лишаются человеческих черт – показано страшнее, чем сама смерть, а она жертв не выбирает. В создании сериала важен ещё один немаловажный нюанс – его снимали в самый разгар пандемии COVID-19, когда молва распространяла не менее жуткие подробности воздействия инфекции, чем это бывает при ВИЧ. От названия смертоносной болезни уж точно не зависит реакция людских масс – она всегда будет плюс-минус одинаковая, в этом картина убеждает безупречно. Что же до всего остального, то авторов изрядно шатало по сторонам, но своей главной цели – показать настоящих рыцарей в борьбе с всеобщей бедой, они смогли, и сделали без какой- либо назидательности. Деликатно, но твёрдо.