Художник нашел источник вдохновения, связав жизнь с натурщицей, чье тело стало символом его познания женской сущности. И роль музы оказалась очень тяжелой ношей для прекрасной дамы. Смотрите байопик «Обнаженная муза Пьера Боннара».
Снять байопик о жизни творческой личности – не всегда простая задача. К примеру, художники. Как передать кинематографическими средствами суть творческого процесса? Вот гений стоит у мольберта, морщит лоб, щурит глаз, теребит ус и наносит взлохмаченной кистью свирепые мазки на истерзанный его вдохновением холст. Десяток секунд на экране. А что еще? То ли дело баскетболисты, рэперы или альпинисты: прыгают, отбивают чечетку или планируют покорение восьмитысячника. Хорошо еще, что среди мастеров изобразительного искусства иногда встречаются эксцентричные личности, чьи похождения могут вполне привлечь любителей триллеров или фильмов ужасов. Но вот беда: киноделы прошлого уже разобрали эти сюжеты, что называется, по косточкам. И на долю нынешних постановщиков не осталось ни одного интересного живописца. Уже сняты байопики про отрезание уха (Ван Гог), про заражение сифилисом несовершеннолетних туземок (Гоген), про покушение на Троцкого (Сикейрос), про похищение «Моны Лизы» (Пикассо). О пристрастии Модильяни к абсенту знают все; о буйном нраве Караваджо – уже просто надоело. Лесбийские наклонности Фриды Кало – давно не новость. Так мы и дожили до того момента, когда на экраны вышло жизнеописание живописца-буржуа Пьера Боннара – фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара».
Конец XIX века, Париж. В самом разгаре та самая знаменитая La Belle Époque, великолепный краткий миг между жутковатым прошлым и ужасным будущим, которое наступит вслед за коллективным самоубийством старой Европы (так иногда называют Первую мировую войну). В столице Франции кипит богемная тусовка, у всех на устах имена Моне, Мане, Гогена, Равеля, Сен-Санса и Верлена. Картинные галереи заполонили произведения одержавших решительную победу над скептиками-традиционалистами импрессионистов. Им на пятки наступают пламенные эпигоны – постимпрессионисты. И один из самых многообещающих представителей этого племени младого – художник Пьер Боннар (роль исполнил актер Венсан Макен).
Судьба этого живописца по сравнению с отдельно взятыми коллегами (Ван Гог, Гоген, Модильяни) складывалась на удивление скучно, уныло и благополучно. Он не знал настоящей нужды (у него был щедрый спонсор), а приобретя известность (и как следствие, коммерческий успех), смог вести весьма комфортный образ жизни. С женщинами ему везло, возможно, даже слишком: ему благоволи натурщицы и богемные дамы. Однако самой большой удачей для Боннара стало знакомство с Мартой Мелиньи (Сесиль де Франс). Эта девица из маргинальных слоев населения французской столицы пришлась художнику по душе. Вначале он был очарован выдающимися телесными достоинствами новой натурщицы, а потом его покорило обаяние, душевная тонкость и самоотверженность избранницы. Портреты обнаженной Марты привели публику в восторг, критики в один голос утверждали, что благодаря своей музе художнику удалось отразить на своих полотнах самую суть женской натуры. Причем сделано это было несколько деликатней, чем то, что ранее натворил Гюстав Курбе (смотрите «Происхождение мира» 1866 года) или чуть позже Эгон Шиле («Женщина в зеленых чулках» 1912 года).
Но каким образом создатели картины постарались приковать внимание зрителя к экранным событиям, разворачивающимся на протяжении двух часов? Художник, систематически выдающий на-гора откровенные ню. Значит, нас ждут эротические сцены. Вы не ошиблись. Главные герои регулярно демонстрируют обнаженные телеса: они гоняются друг за дружкой по лужайке, громко сопят в постели, причем дамский оргазм плавно перетекает в приступ астмы (юморок с сексуальным подтекстом народу должен понравиться), голяком плюхаются в Сену на глазах изумленных рыбаков, мирно дрейфующих на лодочке.
Самый известный портрет обнаженной музы, написанный художником в 1908 году, предъявляет вниманию зрителей выдающийся (в буквальном смысле этого слова) афедрон натурщицы, которая в полной мере могла бы носить почетное звание Каллипиги. Тем самым Сесиль де Франс была поставлена перед непростой дилеммой: явить миру собственный прекрасный зад или отказаться от столь рискованного поступка, надеясь на то, что публика просто поверит в телесную роскошь чуть задрапированной одежками актрисы. Решить эту проблему исполнительнице роли Марты помогли авторы картины. Во время одной из сцен купания даме удается пара нырков почти порнографического свойства, которые на краткий миг позволяют ценителям насладиться изысканным зрелищем влажных ягодиц мадам де Франс. В свои 47 лет она отлично сохранилась.
Любовные пертурбации и коллизии: яростные сцены ревности, секс втроем, увод благоверного из лона семьи, бегство из-под венца и, как следствие, самоубийство по рецепту Луция Аннея Сенеки. Получилась вполне себе добротная мелодрама. Позаботившись об извилистости сюжетного узора, создатели картины решили, что колорит повествования о жизни великого художника должен соответствовать заявленной теме.
Оператор и монтажеры оторвались в свое полное удовольствие, отражая в кадре художественные пристрастия постановщика. Видеоряд картины представляет собой непрерывную цепочку цитат из истории изобразительного искусства конца позапрошлого – первой половины прошлого века.
Клод Моне – один из персонажей фильма. Это друг и наставник Боннара. Поэтому о творчестве отца импрессионизма буквально вопиет каждый второй кадр фильма: заводи Сены, лодки, купы деревьев, мостики, сходни… и кувшинки, кувшинки, кувшинки. Иногда обертоны живописи Моне перебивают сезанновские интонации: эти зеленые оттенки ни с чем не перепутаешь. А тут аллюзия на Жоржа Сёра: тоже Сена плюс купальщики. Вдруг – совсем неожиданно, как чертик из коробки, выскакивает фрагмент из Рене Магритта: скопище мужчин в котелках на белом фоне. К чему? Зачем? Да просто по приколу! И фрагментами – произведения самого Боннара, особенно его позднего периода, когда он перешел к использованию более насыщенных цветовых сочетаний, чем это было свойственно классикам импрессионизма.
Я, конечно, не большой знаток живописи, так что настоящие ценители смогут более точно выявить художественные пристрастия создателей фильма. Некоторые из них, скорее всего, будут недовольны: цитаты слишком откровенны, иногда просто назойливы. Да хватит уже ваших заводей-кувшинок! Скажите спасибо, что в этом байопике как-то обошлось без отсылок к Караваджо, хотя часть событий разворачивается в Италии. Вот бы вы насладились всеми оттенками черного!
А нам было интересно: иногда забавно, временами грустно. Настоящая жизнь настоящего художника. И его музы. Без нее – никак.
7
,5
2023, Драмы
121 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Художник нашел источник вдохновения, связав жизнь с натурщицей, чье тело стало символом его познания женской сущности. И роль музы оказалась очень тяжелой ношей для прекрасной дамы. Смотрите байопик «Обнаженная муза Пьера Боннара». Снять байопик о жизни творческой личности – не всегда простая задача. К примеру, художники. Как передать кинематографическими средствами суть творческого процесса? Вот гений стоит у мольберта, морщит лоб, щурит глаз, теребит ус и наносит взлохмаченной кистью свирепые мазки на истерзанный его вдохновением холст. Десяток секунд на экране. А что еще? То ли дело баскетболисты, рэперы или альпинисты: прыгают, отбивают чечетку или планируют покорение восьмитысячника. Хорошо еще, что среди мастеров изобразительного искусства иногда встречаются эксцентричные личности, чьи похождения могут вполне привлечь любителей триллеров или фильмов ужасов. Но вот беда: киноделы прошлого уже разобрали эти сюжеты, что называется, по косточкам. И на долю нынешних постановщиков не осталось ни одного интересного живописца. Уже сняты байопики про отрезание уха (Ван Гог), про заражение сифилисом несовершеннолетних туземок (Гоген), про покушение на Троцкого (Сикейрос), про похищение «Моны Лизы» (Пикассо). О пристрастии Модильяни к абсенту знают все; о буйном нраве Караваджо – уже просто надоело. Лесбийские наклонности Фриды Кало – давно не новость. Так мы и дожили до того момента, когда на экраны вышло жизнеописание живописца-буржуа Пьера Боннара – фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара». Конец XIX века, Париж. В самом разгаре та самая знаменитая La Belle Époque, великолепный краткий миг между жутковатым прошлым и ужасным будущим, которое наступит вслед за коллективным самоубийством старой Европы (так иногда называют Первую мировую войну). В столице Франции кипит богемная тусовка, у всех на устах имена Моне, Мане, Гогена, Равеля, Сен-Санса и Верлена. Картинные галереи заполонили произведения одержавших решительную победу над скептиками-традиционалистами импрессионистов. Им на пятки наступают пламенные эпигоны – постимпрессионисты. И один из самых многообещающих представителей этого племени младого – художник Пьер Боннар (роль исполнил актер Венсан Макен). Судьба этого живописца по сравнению с отдельно взятыми коллегами (Ван Гог, Гоген, Модильяни) складывалась на удивление скучно, уныло и благополучно. Он не знал настоящей нужды (у него был щедрый спонсор), а приобретя известность (и как следствие, коммерческий успех), смог вести весьма комфортный образ жизни. С женщинами ему везло, возможно, даже слишком: ему благоволи натурщицы и богемные дамы. Однако самой большой удачей для Боннара стало знакомство с Мартой Мелиньи (Сесиль де Франс). Эта девица из маргинальных слоев населения французской столицы пришлась художнику по душе. Вначале он был очарован выдающимися телесными достоинствами новой натурщицы, а потом его покорило обаяние, душевная тонкость и самоотверженность избранницы. Портреты обнаженной Марты привели публику в восторг, критики в один голос утверждали, что благодаря своей музе художнику удалось отразить на своих полотнах самую суть женской натуры. Причем сделано это было несколько деликатней, чем то, что ранее натворил Гюстав Курбе (смотрите «Происхождение мира» 1866 года) или чуть позже Эгон Шиле («Женщина в зеленых чулках» 1912 года). Но каким образом создатели картины постарались приковать внимание зрителя к экранным событиям, разворачивающимся на протяжении двух часов? Художник, систематически выдающий на-гора откровенные ню. Значит, нас ждут эротические сцены. Вы не ошиблись. Главные герои регулярно демонстрируют обнаженные телеса: они гоняются друг за дружкой по лужайке, громко сопят в постели, причем дамский оргазм плавно перетекает в приступ астмы (юморок с сексуальным подтекстом народу должен понравиться), голяком плюхаются в Сену на глазах изумленных рыбаков, мирно дрейфующих на лодочке. Самый известный портрет обнаженной музы, написанный художником в 1908 году, предъявляет вниманию зрителей выдающийся (в буквальном смысле этого слова) афедрон натурщицы, которая в полной мере могла бы носить почетное звание Каллипиги. Тем самым Сесиль де Франс была поставлена перед непростой дилеммой: явить миру собственный прекрасный зад или отказаться от столь рискованного поступка, надеясь на то, что публика просто поверит в телесную роскошь чуть задрапированной одежками актрисы. Решить эту проблему исполнительнице роли Марты помогли авторы картины. Во время одной из сцен купания даме удается пара нырков почти порнографического свойства, которые на краткий миг позволяют ценителям насладиться изысканным зрелищем влажных ягодиц мадам де Франс. В свои 47 лет она отлично сохранилась. Любовные пертурбации и коллизии: яростные сцены ревности, секс втроем, увод благоверного из лона семьи, бегство из-под венца и, как следствие, самоубийство по рецепту Луция Аннея Сенеки. Получилась вполне себе добротная мелодрама. Позаботившись об извилистости сюжетного узора, создатели картины решили, что колорит повествования о жизни великого художника должен соответствовать заявленной теме. Оператор и монтажеры оторвались в свое полное удовольствие, отражая в кадре художественные пристрастия постановщика. Видеоряд картины представляет собой непрерывную цепочку цитат из истории изобразительного искусства конца позапрошлого – первой половины прошлого века. Клод Моне – один из персонажей фильма. Это друг и наставник Боннара. Поэтому о творчестве отца импрессионизма буквально вопиет каждый второй кадр фильма: заводи Сены, лодки, купы деревьев, мостики, сходни… и кувшинки, кувшинки, кувшинки. Иногда обертоны живописи Моне перебивают сезанновские интонации: эти зеленые оттенки ни с чем не перепутаешь. А тут аллюзия на Жоржа Сёра: тоже Сена плюс купальщики. Вдруг – совсем неожиданно, как чертик из коробки, выскакивает фрагмент из Рене Магритта: скопище мужчин в котелках на белом фоне. К чему? Зачем? Да просто по приколу! И фрагментами – произведения самого Боннара, особенно его позднего периода, когда он перешел к использованию более насыщенных цветовых сочетаний, чем это было свойственно классикам импрессионизма. Я, конечно, не большой знаток живописи, так что настоящие ценители смогут более точно выявить художественные пристрастия создателей фильма. Некоторые из них, скорее всего, будут недовольны: цитаты слишком откровенны, иногда просто назойливы. Да хватит уже ваших заводей-кувшинок! Скажите спасибо, что в этом байопике как-то обошлось без отсылок к Караваджо, хотя часть событий разворачивается в Италии. Вот бы вы насладились всеми оттенками черного! А нам было интересно: иногда забавно, временами грустно. Настоящая жизнь настоящего художника. И его музы. Без нее – никак.