Однажды в Ростове: история банды Толстопятовых, часть 1
В истории российского телевидения сериалы являли собой нечто двойственное. Мне сложно назвать качественным продуктом все эти «Интерны», «Универ», «Папины дочки» и т. д. – но такие сериалы имели свою аудиторию. В противовес им можно вспомнить качественные костюмированные сериалы типа «Петербургских тайн», а также работы от команды Сергея Жигунова.
Начало девяностых прикончили советский кинематограф, который был силен, полон талантов и в принципе был уникален. Сотни талантливых актеров остались без работы. В период огромного кинематографического и телевизионного застоя едва ли не единственным светлым пятном были продюсерские работы Жигунова: фильмы «Черный квадрат» и «Принцесса на бобах», сериалы «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Удивительно, как Жигунов смог найти на все это деньги в те непростые годы, но длительное время он лидировал в кинематографе и на телевидении. Его работы однозначно были знаком качества.
А далее качество начало проседать и падать. Сериалы по ироническим детективам Иоанны Хмелевской, «Моя прекрасная няня» (это без комментариев просто) – все это было пятью уровнями ниже прежних работ. И можно с уверенностью сказать, что «Однажды в Ростове» вызывает смешанные чувства, но все же это последняя продюсерская работа Жигунова, которая является достаточно интересной и творческой.
Начнем с каста. Он очень впечатляет. И лидирующие, и второстепенные роли сыграны ярко, плеяда звездных имен – Богдан Ступка, Анна Каменкова, Виктор Раков, Екатерина Вуличенко, Кирилл Плетнев, Юрий Беляев, Алена Бабенко, Владимир Вдовиченков и сам Жигунов. Всех тут не упомянешь, актерские работы действительно крутые. Явный провал только один, зато существенный – с главной героиней. К этому вернемся чуть позже.
Сериал объединил два события, в реальности разведенных по времени: расстрел рабочих в Новочеркасске и организация и деятельность банды братьев Толстопятовых. Откровенно говоря, мне абсолютно непонятно наличие новочеркасской линии в сериале. Для чего она была введена в сценарий – это один огромный открытый вопрос. Не спорю – информация об абсолютно засекреченном прежде событии была подана достоверно и подробно, но вот зачем – сложно понять. Если Жигунов хотел показать саму эпоху – то хвост был обрублен слишком резко. Трансформация Вячеслава Толстопятова через это событие была показана неубедительно и слабо. Есть впечатление, что Жигунов хотел протянуть новочеркасские события через весь сериал, опять-таки для демонстрации эпохи советских шестидесятых, и приготовил значительно более расширенную роль для Богдана Ступки, но болезнь и скоропостижная смерть последнего не дала осуществиться этой идее, и сценаристам пришлось подрубать имеющийся материал как есть.
Воспроизведение советского быта, антуража тех лет, в том числе масштабно – было сделано практически идеально. И есть ощущение, что команда Жигунова настолько сосредоточилась на деталях антуража и атмосферы, что полностью забила на сценарий. И потому вопросов вызывает он немало.
Состав банды прорисовывается практически изначально, хотя не все мотивации участников прописаны хорошо. В первую очередь криво прописана мотивация самого Вячеслава Толстопятова. Тут много всего – несчастная невзаимная любовь, шокирующие события в Новочеркасске. Однако – Вячеслав уже как-то сразу оказался хладнокровным сложившимся убийцей, когда же он успел стать таким? Его пафосное и ненатуральное «сдохни мусор» вызывает немало вопросов. Откуда взялась эта ненависть, на чем она замешана – непонятно.
Сотрудники КГБ показаны мягкотелыми тряпками и котиками. Ничего ужасающего и мертвого, из того, что несла эта структура – не было показано даже близко. Гэбисты чуть ли не извиняются друг перед другом за совершенные злодейства и выглядят сами как замшелая интеллигенция. Очень неубедительно.
Так что главным оппонентом банды неожиданно становится обычный милиционер. Интуиция у него – как у потомственного экстрасенса. Но вот беда – он эмоциональная истеричка, пьяница и вообще тупой. Поэтому он изначально ходит кругами вокруг Толстопятовых, но не находя доказательств – бухает и дружит с ними, затем снова начинает их подозревать. С этим образом сценаристы перемудрили – либо уж персонаж тупой, либо сильная интуиция, нельзя мешать всё в одно.
Сам же Жигунов играет роль романтика-гэбиста, творческого мечтателя, который вроде как жертва, а вроде как и мудак. Симпатий он никаких не вызывает, а его метания на протяжении всего сериала смешны и нелепы. Если сценаристы хотели показать человека-заложника системы, то им это снова не удалось и получилась карикатура.
Туда же отнесем образ Толстопятова-старшего. Виктор Раков – блистательный актер и не мог настолько сильно переиграть с бесконечными рыданиями по собственной инициативе. Значит, он выполнял установку режиссера. В этом случае могу отметить несомненный режиссерский и сценарный провал, образ получился тупым. Ходячая катастрофа, человек-несчастье, для чего умный и талантливый Вячеслав таскал эту обузу на все ограбления – по фильму совершенно непонятно, разве что Вячеслав – тупой самодур и идиот. Но ни это, ни образ Толстопятова-старшего абсолютно не соответствует исторической действительности, как и логике.
8
,3
2012, Россия, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В истории российского телевидения сериалы являли собой нечто двойственное. Мне сложно назвать качественным продуктом все эти «Интерны», «Универ», «Папины дочки» и т. д. – но такие сериалы имели свою аудиторию. В противовес им можно вспомнить качественные костюмированные сериалы типа «Петербургских тайн», а также работы от команды Сергея Жигунова. Начало девяностых прикончили советский кинематограф, который был силен, полон талантов и в принципе был уникален. Сотни талантливых актеров остались без работы. В период огромного кинематографического и телевизионного застоя едва ли не единственным светлым пятном были продюсерские работы Жигунова: фильмы «Черный квадрат» и «Принцесса на бобах», сериалы «Королева Марго» и «Графиня де Монсоро». Удивительно, как Жигунов смог найти на все это деньги в те непростые годы, но длительное время он лидировал в кинематографе и на телевидении. Его работы однозначно были знаком качества. А далее качество начало проседать и падать. Сериалы по ироническим детективам Иоанны Хмелевской, «Моя прекрасная няня» (это без комментариев просто) – все это было пятью уровнями ниже прежних работ. И можно с уверенностью сказать, что «Однажды в Ростове» вызывает смешанные чувства, но все же это последняя продюсерская работа Жигунова, которая является достаточно интересной и творческой. Начнем с каста. Он очень впечатляет. И лидирующие, и второстепенные роли сыграны ярко, плеяда звездных имен – Богдан Ступка, Анна Каменкова, Виктор Раков, Екатерина Вуличенко, Кирилл Плетнев, Юрий Беляев, Алена Бабенко, Владимир Вдовиченков и сам Жигунов. Всех тут не упомянешь, актерские работы действительно крутые. Явный провал только один, зато существенный – с главной героиней. К этому вернемся чуть позже. Сериал объединил два события, в реальности разведенных по времени: расстрел рабочих в Новочеркасске и организация и деятельность банды братьев Толстопятовых. Откровенно говоря, мне абсолютно непонятно наличие новочеркасской линии в сериале. Для чего она была введена в сценарий – это один огромный открытый вопрос. Не спорю – информация об абсолютно засекреченном прежде событии была подана достоверно и подробно, но вот зачем – сложно понять. Если Жигунов хотел показать саму эпоху – то хвост был обрублен слишком резко. Трансформация Вячеслава Толстопятова через это событие была показана неубедительно и слабо. Есть впечатление, что Жигунов хотел протянуть новочеркасские события через весь сериал, опять-таки для демонстрации эпохи советских шестидесятых, и приготовил значительно более расширенную роль для Богдана Ступки, но болезнь и скоропостижная смерть последнего не дала осуществиться этой идее, и сценаристам пришлось подрубать имеющийся материал как есть. Воспроизведение советского быта, антуража тех лет, в том числе масштабно – было сделано практически идеально. И есть ощущение, что команда Жигунова настолько сосредоточилась на деталях антуража и атмосферы, что полностью забила на сценарий. И потому вопросов вызывает он немало. Состав банды прорисовывается практически изначально, хотя не все мотивации участников прописаны хорошо. В первую очередь криво прописана мотивация самого Вячеслава Толстопятова. Тут много всего – несчастная невзаимная любовь, шокирующие события в Новочеркасске. Однако – Вячеслав уже как-то сразу оказался хладнокровным сложившимся убийцей, когда же он успел стать таким? Его пафосное и ненатуральное «сдохни мусор» вызывает немало вопросов. Откуда взялась эта ненависть, на чем она замешана – непонятно. Сотрудники КГБ показаны мягкотелыми тряпками и котиками. Ничего ужасающего и мертвого, из того, что несла эта структура – не было показано даже близко. Гэбисты чуть ли не извиняются друг перед другом за совершенные злодейства и выглядят сами как замшелая интеллигенция. Очень неубедительно. Так что главным оппонентом банды неожиданно становится обычный милиционер. Интуиция у него – как у потомственного экстрасенса. Но вот беда – он эмоциональная истеричка, пьяница и вообще тупой. Поэтому он изначально ходит кругами вокруг Толстопятовых, но не находя доказательств – бухает и дружит с ними, затем снова начинает их подозревать. С этим образом сценаристы перемудрили – либо уж персонаж тупой, либо сильная интуиция, нельзя мешать всё в одно. Сам же Жигунов играет роль романтика-гэбиста, творческого мечтателя, который вроде как жертва, а вроде как и мудак. Симпатий он никаких не вызывает, а его метания на протяжении всего сериала смешны и нелепы. Если сценаристы хотели показать человека-заложника системы, то им это снова не удалось и получилась карикатура. Туда же отнесем образ Толстопятова-старшего. Виктор Раков – блистательный актер и не мог настолько сильно переиграть с бесконечными рыданиями по собственной инициативе. Значит, он выполнял установку режиссера. В этом случае могу отметить несомненный режиссерский и сценарный провал, образ получился тупым. Ходячая катастрофа, человек-несчастье, для чего умный и талантливый Вячеслав таскал эту обузу на все ограбления – по фильму совершенно непонятно, разве что Вячеслав – тупой самодур и идиот. Но ни это, ни образ Толстопятова-старшего абсолютно не соответствует исторической действительности, как и логике.