«Ослеплённые» являются ещё одним впечатляющим примером мастерства и высокого профессионализма, который в последние годы демонстрируют шведы, причём на телевидении – даже чаще, чем в «большом» кинематографе. И уже неважно, что действие телесериала разворачивается внутри страны и не касается зарубежных реалий напрямую, как это было, например, в блестящем детективе «Мост» /2011-2018/. Создателям без труда удалось привлечь инвесторов не только из соседних Дании, Норвегии и Финляндии, но даже из Великобритании. Конечно, данному обстоятельству можно подобрать объяснение в том духе, что затронутая проблематика сохраняет актуальность для большей части земного шара, а национальный колорит лишь придаёт сюжету дополнительную окраску. Однако в данном случае гораздо важнее степень погружённости в материал – и как раз здесь авторам есть чем порадовать. Вряд ли Каролина Нейрат станет утверждать, будто под именем Беатрис Фаргас вывела саму себя периода работы в газетах Dagens Industri и Svenska Dagbladet. Тем не менее одноимённый роман, вышедший из печати в 2016-м году, частично основывался на опыте проведения журналистского расследования в отношении HQ Bank. «Частично» – потому что традиционная оговорка, что события и персонажи вымышлены, позволила существенно усилить драматизм и обострить конфликт.
По-обывательски жаль, что Беатрис Фаркас не наделена столь же необычными чертами характера, как та же Сага Норен в исполнении Софии Хелин, сумевшая обратить свой душевный недуг (синдром Аспергера) на пользу профессии – ремеслу следователя. Или как Лисбет Саландер в экранизациях прозы Стига Ларссона. Тем не менее и Юлии Рагнарссон (1) удалось воплотить яркий образ. То, что сравнительно молодая сотрудница Dagbladet амбициозна до крайности и мечтает добиться признания на выбранном поприще, – как раз понятно. Ей не хочется долго прозябать в когорте «младших» и выслушивать мелочные придирки редактора, покровительствующего бездарным любимчикам. По-настоящему необычен аспект личных взаимоотношений Беа с Педером Роотом. (Заметим в скобках, что Матиас Варела, уроженец Испании, прославившийся в трилогии «Шальные деньги» /2010-2013/ в облачении наркобарыги чилийского происхождения, «дослужился» до роли исполнительного директора влиятельного банка.) Чтобы зритель поверил, что женщина, влюблённая в зрелого мужчину, способна совершить поступок, грозящий серьёзными неприятностями избраннику (не говоря уже о сотнях рядовых работниках финансово-кредитного учреждения), нужна сильная мотивация. Чем руководствовалась героиня?! Только ли верностью призванию? Быть может, жаждой славы? Или сказалась обида на любовника, смалодушничавшего – не рискнувшего поведать супруге об измене (и попросить развод, как обещал)?.. Кстати, остроумно придумано: чуть ли не любая встреча Беатрис и Педера (в том числе – проходящая в разгар их конфронтации) завершается знойным соитием где-нибудь в отеле. Это позволяет драматургически подготовить кульминацию.
Итак, мы имеем дело с тесным переплетением интересов крупного бизнеса и чувствами (страстью или всё-таки любовью?) конкретного человека, которые с неотвратимостью вступают в непримиримые противоречия. До определённого момента представляется, что, какие бы помыслы ни владели Фаркас, тайный роман перестаёт иметь значение. На кону – слишком высокая ставка! То, что началось с проверки сомнительных сведений, поступивших от анонимного источника, постепенно перерастает в громкий скандал, грозящий разрушить многие судьбы – и даже потрясти экономическую стабильность государства, если контролирующие органы оперативно не среагируют и не проявят твёрдость. Беа обладает не только цепким умом, позволяющим разобраться (хотя бы и с помощью привлечённого эксперта) в тонкостях торговых сделок, и потрясающей институцией, поскольку неизменно предугадывает действия противной стороны. Она – ещё и прирождённый манипулятор, умеющий посулами, логическими доводами, настойчивостью вытягивать конфиденциальные сведения, а подчас и провоцировать на решительные поступки ответственных личностей. Иногда риск оправдывается, но… Журналистка может сколько угодно доказывать себе и окружающим (например, подруге, чьим доверием бывшая коллега цинично воспользовалась, чтобы разместить на официальном сайте СМИ резонансную статью), однако всему есть предел. И совесть не обманешь рассуждениями о том, что, скажем, повесившийся от отчаяния Адам «поторопился», поскольку, вероятно, вернул бы вложенные в облигации своего банка сбережения.
Опасения, что действие, погружённое в будни финансовой организации, покажется скучноватым (перенасыщенным профессиональным жаргоном и т.п.), не подтверждаются. Если в первых сериях ещё ощущается атмосфера производственной драмы (к слову, неинтересной тоже далеко не всем), то постепенно начинает доминировать стихия детектива, ближе к финалу – полноценного триллера. Нейрат и соратникам-кинодраматургам нельзя не отдать должного в умении повышать ставки, резко (так сказать, скачкообразно) выводя опасность на новый уровень. От заверений службы по связям с общественностью в абсолютной надёжности организации – к признанию серьёзности проблем. От риска лишиться лицензии – к уголовному преследованию. И так далее. Миф о «цивилизованности» современного капитализма, якобы действующего в строгих рамках закона и этических норм, разрушается достаточно быстро – подобно последней костяшке домино (из заставки), разлетающейся на мелкие кусочки. Почтенный старец Отто Ренскёльд, олицетворяющий собой (во всяком случае – истово стремящийся к тому) незыблемость старых порядков, старающийся блюсти честь рода, ни секунды не колеблется, когда нужно прибегнуть к услугам наёмных убийц, гарантирующих решение вопроса суровыми методами, зато в кратчайшие сроки. Да и не одни уважаемые бизнесмены пользуются проверенными приёмами гангстеров!
Вынесенное в заголовок имя прилагательное исчерпывающе раскрывает отношение авторов к людям, вовлечённым в возмутительную историю. Казалось бы, нет ни малейших сомнений в том, кто именно подразумевается под «ослеплёнными». Разумеется, банкиры, готовые ради наживы идти на неоправданный риск, а затем скрывать убытки в отчётах, благо что стандарты МСФО такие «вольности» позволяют. Один из самых сильных фрагментов за весь сериал – параллельный монтаж двух напряжённых эпизодов: игра Хенрика Бейера за карточным столом, где блеф помогает сорвать большой куш, и торговля акциями на новостях всем его отделом (в свете ожидаемого повышения процентной ставки). Как говорится, красноречивее любых слов! Но только ли заправилы финансовой сферы, с готовностью цитирующие слова Гордона Гекко (из замечательной драмы Оливера Стоуна «Уолл-стрит» /1987/) о том, что «жадность – это хорошо», ослеплены? Формально и вправду нет никаких претензий к настойчивой (настырной!) Беа, искренне верящей в то, что выполняет ответственную миссию – ограничивает власть денег. Однако развязка, содержащая недвусмысленную заявку на второй сезон (выход анонсирован в 2022-м году), неслучайно исполнена горькой иронии. Даже такие идеалисты и романтики, пока мало битые жизнью (хотя как раз Фаркас уцелела чудом), являются частью системы, хотят того или нет. Это тот случай, когда победа в сражении вовсе не знаменует собой триумфальное окончание войны.
_______
1 – На Родине актриса достаточно известна (среди прочего и по тому же «Мосту»), зарубежные же зрители могли запомнить «восходящую звезду» по небольшой партии Инги в оккультном хорроре «Солнцестояние» /2019/.
7
,5
2019, Триллеры
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
«Ослеплённые» являются ещё одним впечатляющим примером мастерства и высокого профессионализма, который в последние годы демонстрируют шведы, причём на телевидении – даже чаще, чем в «большом» кинематографе. И уже неважно, что действие телесериала разворачивается внутри страны и не касается зарубежных реалий напрямую, как это было, например, в блестящем детективе «Мост» /2011-2018/. Создателям без труда удалось привлечь инвесторов не только из соседних Дании, Норвегии и Финляндии, но даже из Великобритании. Конечно, данному обстоятельству можно подобрать объяснение в том духе, что затронутая проблематика сохраняет актуальность для большей части земного шара, а национальный колорит лишь придаёт сюжету дополнительную окраску. Однако в данном случае гораздо важнее степень погружённости в материал – и как раз здесь авторам есть чем порадовать. Вряд ли Каролина Нейрат станет утверждать, будто под именем Беатрис Фаргас вывела саму себя периода работы в газетах Dagens Industri и Svenska Dagbladet. Тем не менее одноимённый роман, вышедший из печати в 2016-м году, частично основывался на опыте проведения журналистского расследования в отношении HQ Bank. «Частично» – потому что традиционная оговорка, что события и персонажи вымышлены, позволила существенно усилить драматизм и обострить конфликт. По-обывательски жаль, что Беатрис Фаркас не наделена столь же необычными чертами характера, как та же Сага Норен в исполнении Софии Хелин, сумевшая обратить свой душевный недуг (синдром Аспергера) на пользу профессии – ремеслу следователя. Или как Лисбет Саландер в экранизациях прозы Стига Ларссона. Тем не менее и Юлии Рагнарссон (1) удалось воплотить яркий образ. То, что сравнительно молодая сотрудница Dagbladet амбициозна до крайности и мечтает добиться признания на выбранном поприще, – как раз понятно. Ей не хочется долго прозябать в когорте «младших» и выслушивать мелочные придирки редактора, покровительствующего бездарным любимчикам. По-настоящему необычен аспект личных взаимоотношений Беа с Педером Роотом. (Заметим в скобках, что Матиас Варела, уроженец Испании, прославившийся в трилогии «Шальные деньги» /2010-2013/ в облачении наркобарыги чилийского происхождения, «дослужился» до роли исполнительного директора влиятельного банка.) Чтобы зритель поверил, что женщина, влюблённая в зрелого мужчину, способна совершить поступок, грозящий серьёзными неприятностями избраннику (не говоря уже о сотнях рядовых работниках финансово-кредитного учреждения), нужна сильная мотивация. Чем руководствовалась героиня?! Только ли верностью призванию? Быть может, жаждой славы? Или сказалась обида на любовника, смалодушничавшего – не рискнувшего поведать супруге об измене (и попросить развод, как обещал)?.. Кстати, остроумно придумано: чуть ли не любая встреча Беатрис и Педера (в том числе – проходящая в разгар их конфронтации) завершается знойным соитием где-нибудь в отеле. Это позволяет драматургически подготовить кульминацию. Итак, мы имеем дело с тесным переплетением интересов крупного бизнеса и чувствами (страстью или всё-таки любовью?) конкретного человека, которые с неотвратимостью вступают в непримиримые противоречия. До определённого момента представляется, что, какие бы помыслы ни владели Фаркас, тайный роман перестаёт иметь значение. На кону – слишком высокая ставка! То, что началось с проверки сомнительных сведений, поступивших от анонимного источника, постепенно перерастает в громкий скандал, грозящий разрушить многие судьбы – и даже потрясти экономическую стабильность государства, если контролирующие органы оперативно не среагируют и не проявят твёрдость. Беа обладает не только цепким умом, позволяющим разобраться (хотя бы и с помощью привлечённого эксперта) в тонкостях торговых сделок, и потрясающей институцией, поскольку неизменно предугадывает действия противной стороны. Она – ещё и прирождённый манипулятор, умеющий посулами, логическими доводами, настойчивостью вытягивать конфиденциальные сведения, а подчас и провоцировать на решительные поступки ответственных личностей. Иногда риск оправдывается, но… Журналистка может сколько угодно доказывать себе и окружающим (например, подруге, чьим доверием бывшая коллега цинично воспользовалась, чтобы разместить на официальном сайте СМИ резонансную статью), однако всему есть предел. И совесть не обманешь рассуждениями о том, что, скажем, повесившийся от отчаяния Адам «поторопился», поскольку, вероятно, вернул бы вложенные в облигации своего банка сбережения. Опасения, что действие, погружённое в будни финансовой организации, покажется скучноватым (перенасыщенным профессиональным жаргоном и т.п.), не подтверждаются. Если в первых сериях ещё ощущается атмосфера производственной драмы (к слову, неинтересной тоже далеко не всем), то постепенно начинает доминировать стихия детектива, ближе к финалу – полноценного триллера. Нейрат и соратникам-кинодраматургам нельзя не отдать должного в умении повышать ставки, резко (так сказать, скачкообразно) выводя опасность на новый уровень. От заверений службы по связям с общественностью в абсолютной надёжности организации – к признанию серьёзности проблем. От риска лишиться лицензии – к уголовному преследованию. И так далее. Миф о «цивилизованности» современного капитализма, якобы действующего в строгих рамках закона и этических норм, разрушается достаточно быстро – подобно последней костяшке домино (из заставки), разлетающейся на мелкие кусочки. Почтенный старец Отто Ренскёльд, олицетворяющий собой (во всяком случае – истово стремящийся к тому) незыблемость старых порядков, старающийся блюсти честь рода, ни секунды не колеблется, когда нужно прибегнуть к услугам наёмных убийц, гарантирующих решение вопроса суровыми методами, зато в кратчайшие сроки. Да и не одни уважаемые бизнесмены пользуются проверенными приёмами гангстеров! Вынесенное в заголовок имя прилагательное исчерпывающе раскрывает отношение авторов к людям, вовлечённым в возмутительную историю. Казалось бы, нет ни малейших сомнений в том, кто именно подразумевается под «ослеплёнными». Разумеется, банкиры, готовые ради наживы идти на неоправданный риск, а затем скрывать убытки в отчётах, благо что стандарты МСФО такие «вольности» позволяют. Один из самых сильных фрагментов за весь сериал – параллельный монтаж двух напряжённых эпизодов: игра Хенрика Бейера за карточным столом, где блеф помогает сорвать большой куш, и торговля акциями на новостях всем его отделом (в свете ожидаемого повышения процентной ставки). Как говорится, красноречивее любых слов! Но только ли заправилы финансовой сферы, с готовностью цитирующие слова Гордона Гекко (из замечательной драмы Оливера Стоуна «Уолл-стрит» /1987/) о том, что «жадность – это хорошо», ослеплены? Формально и вправду нет никаких претензий к настойчивой (настырной!) Беа, искренне верящей в то, что выполняет ответственную миссию – ограничивает власть денег. Однако развязка, содержащая недвусмысленную заявку на второй сезон (выход анонсирован в 2022-м году), неслучайно исполнена горькой иронии. Даже такие идеалисты и романтики, пока мало битые жизнью (хотя как раз Фаркас уцелела чудом), являются частью системы, хотят того или нет. Это тот случай, когда победа в сражении вовсе не знаменует собой триумфальное окончание войны. _______ 1 – На Родине актриса достаточно известна (среди прочего и по тому же «Мосту»), зарубежные же зрители могли запомнить «восходящую звезду» по небольшой партии Инги в оккультном хорроре «Солнцестояние» /2019/.