Посвящается памяти Геннадия Шпаликова
Ленту Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре" советские киночиновники допустили к показу только спустя 8 лет после окончания съемок. Пятница, 5 июня 1987 года. Уже ушел из жизни Олег Даль, получивший посмертно премию за главную роль, набирали силу перестройка и гласность, бурлила антиалкогольная компания, а скромный автор этих строк сдавал выпускные экзамены за 8 класс основной школы. Жалею ли я о том, что не удосужился стать свидетелем премьеры знаковой экранизации пьесы Александра Вампилова "Утиная охота" у двухпрограммного телевизора? Нисколько. В то время вряд ли это могло заинтересовать. Хватало своих алкоголиков, в своем дворе, в своем подъезде и иногда даже в собственной квартире, поэтому переключил бы программу с "Отпуском" на другую, вторую, а то и вовсе отключил ящик. Поэтому не знаю, плохо это или хорошо, что познакомился с этим материалом первый раз только спустя 30 лет после премьеры, хотя и смотрел с интересом немного позже всю запрещенку, которая хлынула на экраны в конце 80-х - начале 90-х. Конечно, не всегда было понятно, почему тот или иной фильм не допускали к показу и убирали на длинную полку, но это уже просто частности ограниченного юношеского кругозора. И, безусловно, даже сейчас "Отпуск в сентябре" способен произвести определенное впечатление удачно найденными диссонансами настроения экзистенциальной драмы и мятущегося алкотриллера.
Прочитав историю создания "Отпуска", осталось только удивляться, как из-за сбоя в цензуре и бюрократической машине Мельникову удалось начать запуск этой ленты. Ленты о человеке, совсем не похожем на типичного гомо советикуса, деформирующем окружающий мир через алкоголь-транквилизатор и живущем только в сентябре каждого года на утиной охоте. В главном герое этой ленты - Зилове - просматривается желание Олега Даля сыграть максимально обобщенный образ человека на исходе третьего десятка жизни, который уже от нее успел смертельно устать. Герою Даля, в отличие от самого актера, порядка 27 лет. Слишком стар для рок-н-ролла и слишком молод, чтобы умереть. В этом возрасте Джим Моррисон из Doors уже спешил на Пер-Лашез, а Курт Кобейн, подобно Зилову, заряжал свою двустволку в гараже. Люди творческие и неуравновешенные. Складывается впечатление, что Даль не играет роль, а проживает ее, проживает с той отчаянной радостью лебединой песни и с пониманием скорого конца. Но чем больше оголяется душа актера, тем дальше он отодвигает от себя образ и представляет зрителю самого себя. Зилов - алкоголик и это не удивительно, он находит так компромисс с действительностью, которая уже отформатировала и укатала его. Его источенный водкой мозг дает ему совсем другие реалии и очень наивно делать из этого образа Печорина эпохи брежневского застоя. Надо же, какая цаца - квартиру получил, жена-красавица, друзья любят, любовница без ума, работа есть. Что еще в этой жизни осталось? Дети? Или запредельное желание разбить себе голову об потолок этой зоны комфорта? Зритель не получает ответов на эти вопросы.
Мельников в "Отпуске в сентябре" из всех сил старается сказать-показать нам про героя что-то этакое, а получается восторженная фига в кармане против Системы. Попробуйте посмотреть на этот фильм без привязки ко времени и без тернового страдальческого венца. Начнется мельтешение в трех клаустрофобных локациях: квартира - кабинет - кафе "Надежда". Чем занят Зилов? Возлияниями, изменами и выяснением отношений. Задыхается? Да не поверю ни за что. Просто уже крепко на стакане, обычная серость на стакане. Не скрою, что Юрий Богатырев в роли Саяпина переигрывает Даля, потому что в нем нет того страшного для каждого актера момента, когда он перестает разделять жизнь и сцену. Он - такое же ничтожество, как и Зилов, но у него есть сердце и он далек от рефлексии, к нему возникает симпатия именно благодаря игре Богатырева. В чем главная проблема Даля в этой ленте? В том, что слишком много себя было втиснуто в образ, по сути дела, свободной планировки. Попробуйте понять, отвлекаясь от времени действия ленты, чем именно недоволен Даль-Зилов и не найдете внятного ответа. Почему так? Просто другое время. Припоздал Вампилов со своим диффузным, всепроникающим и всевопрошающим к самому себе героем от товарищей-классиков типа Камю и Сартра. Получил человек с утра венок с траурной лентой самому себе от скорбящих друзей. И все. Точка. Абзац. Должен начаться саспенс. А нам вместо этого скармливают одни сплошные флэшбэки.
Основная проблема (и загадка) "Отпуска в сентябре" кроется в исходном материале - в пьесе Вампилова. Не суждено узнать, почему и в какой момент, дала сбой Система, в которой появился представитель так отчаянно и до смешного нелепо стремящийся самоликвидироваться. Когда он понял, что он - лишний? Автор пьесы, а вслед за ним и режиссер, лишают Зилова права на спасение. Он движется по дороге потерь: любовница, отец, жена, возможно, скоро от него отвернутся его верные друзья. Но героя Олега Даля мало что беспокоит на самом деле, кроме алкогольного тумана, благодаря которому он иногда начинает видеть какие-то свои внутренние маяки. Жизнь уже потеряна после той расстрельной сцены в кафе в третьем акте, когда с каждым тостом Зилов загоняет в себя очередную водочную пулю. Очень хочу умереть, но не знаю как, это про него, пока не появляется заветная сорокагрудусная. Так умирает душа. Трагикомическая сцена прощания с плотью окончательно ставит все на свои места. Даже застрелиться не может по-людски. В итоге лента Мельникова, несмотря на отличный каст актеров (Ирина Купченко, Евгений Леонов, Наталья Гундарева, Николай Бурляев) производит впечатление слепка сцен с натуры мерзкого насекомого, подсевшего на яд, и уводит зрителя в плоскость двухкопеечного спасения из телефонной будки от самого трезвомыслящего персонажа - одноклассника Димы (Геннадий Богачев). Сам по себе "Отпуск в сентябре" останется кинематографическим памятником и документом эпохи с отличными актерами и режиссурой, мало отступающей от первоисточника. Поэтому такое старательное следование канве пьесы Вампилова может послужить отличным примером адаптации театрального материала к формату телефильма, но не более того. А вот за экзистенцией, пожалуйста - к другому экрану.
7
,0
1979, СССР, Драмы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Посвящается памяти Геннадия Шпаликова Ленту Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре" советские киночиновники допустили к показу только спустя 8 лет после окончания съемок. Пятница, 5 июня 1987 года. Уже ушел из жизни Олег Даль, получивший посмертно премию за главную роль, набирали силу перестройка и гласность, бурлила антиалкогольная компания, а скромный автор этих строк сдавал выпускные экзамены за 8 класс основной школы. Жалею ли я о том, что не удосужился стать свидетелем премьеры знаковой экранизации пьесы Александра Вампилова "Утиная охота" у двухпрограммного телевизора? Нисколько. В то время вряд ли это могло заинтересовать. Хватало своих алкоголиков, в своем дворе, в своем подъезде и иногда даже в собственной квартире, поэтому переключил бы программу с "Отпуском" на другую, вторую, а то и вовсе отключил ящик. Поэтому не знаю, плохо это или хорошо, что познакомился с этим материалом первый раз только спустя 30 лет после премьеры, хотя и смотрел с интересом немного позже всю запрещенку, которая хлынула на экраны в конце 80-х - начале 90-х. Конечно, не всегда было понятно, почему тот или иной фильм не допускали к показу и убирали на длинную полку, но это уже просто частности ограниченного юношеского кругозора. И, безусловно, даже сейчас "Отпуск в сентябре" способен произвести определенное впечатление удачно найденными диссонансами настроения экзистенциальной драмы и мятущегося алкотриллера. Прочитав историю создания "Отпуска", осталось только удивляться, как из-за сбоя в цензуре и бюрократической машине Мельникову удалось начать запуск этой ленты. Ленты о человеке, совсем не похожем на типичного гомо советикуса, деформирующем окружающий мир через алкоголь-транквилизатор и живущем только в сентябре каждого года на утиной охоте. В главном герое этой ленты - Зилове - просматривается желание Олега Даля сыграть максимально обобщенный образ человека на исходе третьего десятка жизни, который уже от нее успел смертельно устать. Герою Даля, в отличие от самого актера, порядка 27 лет. Слишком стар для рок-н-ролла и слишком молод, чтобы умереть. В этом возрасте Джим Моррисон из Doors уже спешил на Пер-Лашез, а Курт Кобейн, подобно Зилову, заряжал свою двустволку в гараже. Люди творческие и неуравновешенные. Складывается впечатление, что Даль не играет роль, а проживает ее, проживает с той отчаянной радостью лебединой песни и с пониманием скорого конца. Но чем больше оголяется душа актера, тем дальше он отодвигает от себя образ и представляет зрителю самого себя. Зилов - алкоголик и это не удивительно, он находит так компромисс с действительностью, которая уже отформатировала и укатала его. Его источенный водкой мозг дает ему совсем другие реалии и очень наивно делать из этого образа Печорина эпохи брежневского застоя. Надо же, какая цаца - квартиру получил, жена-красавица, друзья любят, любовница без ума, работа есть. Что еще в этой жизни осталось? Дети? Или запредельное желание разбить себе голову об потолок этой зоны комфорта? Зритель не получает ответов на эти вопросы. Мельников в "Отпуске в сентябре" из всех сил старается сказать-показать нам про героя что-то этакое, а получается восторженная фига в кармане против Системы. Попробуйте посмотреть на этот фильм без привязки ко времени и без тернового страдальческого венца. Начнется мельтешение в трех клаустрофобных локациях: квартира - кабинет - кафе "Надежда". Чем занят Зилов? Возлияниями, изменами и выяснением отношений. Задыхается? Да не поверю ни за что. Просто уже крепко на стакане, обычная серость на стакане. Не скрою, что Юрий Богатырев в роли Саяпина переигрывает Даля, потому что в нем нет того страшного для каждого актера момента, когда он перестает разделять жизнь и сцену. Он - такое же ничтожество, как и Зилов, но у него есть сердце и он далек от рефлексии, к нему возникает симпатия именно благодаря игре Богатырева. В чем главная проблема Даля в этой ленте? В том, что слишком много себя было втиснуто в образ, по сути дела, свободной планировки. Попробуйте понять, отвлекаясь от времени действия ленты, чем именно недоволен Даль-Зилов и не найдете внятного ответа. Почему так? Просто другое время. Припоздал Вампилов со своим диффузным, всепроникающим и всевопрошающим к самому себе героем от товарищей-классиков типа Камю и Сартра. Получил человек с утра венок с траурной лентой самому себе от скорбящих друзей. И все. Точка. Абзац. Должен начаться саспенс. А нам вместо этого скармливают одни сплошные флэшбэки. Основная проблема (и загадка) "Отпуска в сентябре" кроется в исходном материале - в пьесе Вампилова. Не суждено узнать, почему и в какой момент, дала сбой Система, в которой появился представитель так отчаянно и до смешного нелепо стремящийся самоликвидироваться. Когда он понял, что он - лишний? Автор пьесы, а вслед за ним и режиссер, лишают Зилова права на спасение. Он движется по дороге потерь: любовница, отец, жена, возможно, скоро от него отвернутся его верные друзья. Но героя Олега Даля мало что беспокоит на самом деле, кроме алкогольного тумана, благодаря которому он иногда начинает видеть какие-то свои внутренние маяки. Жизнь уже потеряна после той расстрельной сцены в кафе в третьем акте, когда с каждым тостом Зилов загоняет в себя очередную водочную пулю. Очень хочу умереть, но не знаю как, это про него, пока не появляется заветная сорокагрудусная. Так умирает душа. Трагикомическая сцена прощания с плотью окончательно ставит все на свои места. Даже застрелиться не может по-людски. В итоге лента Мельникова, несмотря на отличный каст актеров (Ирина Купченко, Евгений Леонов, Наталья Гундарева, Николай Бурляев) производит впечатление слепка сцен с натуры мерзкого насекомого, подсевшего на яд, и уводит зрителя в плоскость двухкопеечного спасения из телефонной будки от самого трезвомыслящего персонажа - одноклассника Димы (Геннадий Богачев). Сам по себе "Отпуск в сентябре" останется кинематографическим памятником и документом эпохи с отличными актерами и режиссурой, мало отступающей от первоисточника. Поэтому такое старательное следование канве пьесы Вампилова может послужить отличным примером адаптации театрального материала к формату телефильма, но не более того. А вот за экзистенцией, пожалуйста - к другому экрану.