Ещё при жизни Короля футбола о нём было снято пять документальных фильмов, и они смотрелись как однотипные дифирамбы человеку, чьё имя-прозвище и без того известно всему миру. Но кинолента 2023 года вышла уже после смерти Пеле, и воспринимается она несколько иначе, чем все предыдущие постановки. Не секрет, что сеньор Эдсон Арантес ду Насименту был сложным и уж точно не самым приятным в общении человеком. Он не страдал ложной скромностью и, к примеру, до последнего отказывался признавать рекорд португальца Криштиану Роналду по количеству забитых мячей. Регулярно конфликтовал бразилец с другим игроком столетия по версии ФИФА – Диего Марадоной, а его прогнозы на исходы тех или иных турниров превратились в часть мирового футбольного фольклора, как сбывающиеся с точностью до наоборот. Что ж, в херувимы Пеле не рвался, и теперь, когда он вместе с заклятым аргентинским соперником гоняет мяч на небесах, самое время в полной мере оценить наследие, и с этим очень поможет документалка с подзаголовком «Король игры».
Довольно стандартное по композиции кино содержит множество архивных кадров, часть которых датирована серединой пятидесятых, когда бразильскому клубу «Сантос» удалось отхватить лучшего игрока в своей истории. Поскольку дорога Пеле к вершинам мировой славы более-менее известна всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется футболом, то фильм и не призван срывать какие-то покровы, зато обладает сдержанно-уважительной интонацией, не переходящей в детские восторги. Конструкция ленты логичная и чёткая, охватывает двадцатилетний отрезок жизни игрока с первого года выступления за клуб и сборную, до прощального матча в США, куда сеньор Ду Насименту отправился развивать футбол. Очень важно, кстати, что авторы картины уточняют, как этот трансфер вообще стал возможен, поскольку правительство Бразилии ещё после обеды на Чемпионате мира 1958 года в Швеции издало специальный меморандум, приравнявший главную звезду сборной к национальному достоянию. Это постарался легендарный госсекретарь США и будущий патриарх мировой политики Генри Киссинджер. Как знать, не найди он тогда нужных слов для своего бразильского коллеги, и американский соккер так и остался бы уделом любителей…
Короткий хронометраж в 44 минуты потребовал ускоренного повествования, но фильму это только пошло на пользу. Опять-таки из-за чрезвычайной известности героя. В отличие от версии 2021 года, которая содержит немало высказываний самого Пеле и погружений в тогдашнюю бразильскую обстановку, лента 2023-го концентрируется непосредственно на футболе, и на том значении, что оказал бразильский идол. Обаятельный бомбардир в этой постановке представлен, прежде всего, символом игры, превращении её в произведение искусства. Пусть, по традиции для фильмов о Пеле, его не менее статусные партнёры по чемпионским командам Гарринча, Диди, Загалло, Тостао и Ривелино снова остались за бортом внимания, было сказано главное: без Эдсона футбольная Бразилия не достигла бы и доли нынешнего величия. Судя по архивным кадрам, складывается ощущение, будто Пеле делал футбол удивительно лёгкой игрой, но это, конечно, заблуждение. И авторы поясняют, в успехах форварда под десятым номером не меньшую роль, чем техника, играл его выдающийся атлетизм. Жаль, не упомянули о том буме грамотности, что вызвала по всей стране публикация автобиографии Короля футбола, но если уж решили рассказывать об игре, пусть будет исключительно об игре…
Интересно, как осветили создатели любовь Пеле к всевозможным титулам и наградам. На контрасте с весьма сдержанным экскурсом его деятельности по завершении спортивной карьеры, это воспринимается даже слегка иронично. Да, слёзы бразильца в 2013-м, когда его наградили почётным «Золотым мячом», действительно произвели впечатление. Как и вручение ордена Британской империи из рук самой королевы Елизаветы II. Носить его, правда, официально не разрешали, ибо для этого требовалось иметь соответствующее гражданство. Пеле святым не был, ну так на то он и Король футбола, а не, скажем, Ангел футбола. Без него осиротела не только Бразилия. Вся игра утратила частицу своего прежнего блеска. Уход величайшего южноамериканца оставил незаживающую рану в сердцах миллионов поклонников игры с мячом №1, так что любезно простим авторам этого кино портрет исключительно положительного героя. Его регалии, и особенно три титула на Чемпионатах мира, долго останутся в неприкосновенности, а если бразильская земля ещё и родит когда-нибудь легенду сопоставимого масштаба, то это в любом случае будет кто-то другой, но не Король игры. Король один, и он покинул нас 29 декабря 2022 года.
7
,7
2023, Документальные
44 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Ещё при жизни Короля футбола о нём было снято пять документальных фильмов, и они смотрелись как однотипные дифирамбы человеку, чьё имя-прозвище и без того известно всему миру. Но кинолента 2023 года вышла уже после смерти Пеле, и воспринимается она несколько иначе, чем все предыдущие постановки. Не секрет, что сеньор Эдсон Арантес ду Насименту был сложным и уж точно не самым приятным в общении человеком. Он не страдал ложной скромностью и, к примеру, до последнего отказывался признавать рекорд португальца Криштиану Роналду по количеству забитых мячей. Регулярно конфликтовал бразилец с другим игроком столетия по версии ФИФА – Диего Марадоной, а его прогнозы на исходы тех или иных турниров превратились в часть мирового футбольного фольклора, как сбывающиеся с точностью до наоборот. Что ж, в херувимы Пеле не рвался, и теперь, когда он вместе с заклятым аргентинским соперником гоняет мяч на небесах, самое время в полной мере оценить наследие, и с этим очень поможет документалка с подзаголовком «Король игры». Довольно стандартное по композиции кино содержит множество архивных кадров, часть которых датирована серединой пятидесятых, когда бразильскому клубу «Сантос» удалось отхватить лучшего игрока в своей истории. Поскольку дорога Пеле к вершинам мировой славы более-менее известна всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется футболом, то фильм и не призван срывать какие-то покровы, зато обладает сдержанно-уважительной интонацией, не переходящей в детские восторги. Конструкция ленты логичная и чёткая, охватывает двадцатилетний отрезок жизни игрока с первого года выступления за клуб и сборную, до прощального матча в США, куда сеньор Ду Насименту отправился развивать футбол. Очень важно, кстати, что авторы картины уточняют, как этот трансфер вообще стал возможен, поскольку правительство Бразилии ещё после обеды на Чемпионате мира 1958 года в Швеции издало специальный меморандум, приравнявший главную звезду сборной к национальному достоянию. Это постарался легендарный госсекретарь США и будущий патриарх мировой политики Генри Киссинджер. Как знать, не найди он тогда нужных слов для своего бразильского коллеги, и американский соккер так и остался бы уделом любителей… Короткий хронометраж в 44 минуты потребовал ускоренного повествования, но фильму это только пошло на пользу. Опять-таки из-за чрезвычайной известности героя. В отличие от версии 2021 года, которая содержит немало высказываний самого Пеле и погружений в тогдашнюю бразильскую обстановку, лента 2023-го концентрируется непосредственно на футболе, и на том значении, что оказал бразильский идол. Обаятельный бомбардир в этой постановке представлен, прежде всего, символом игры, превращении её в произведение искусства. Пусть, по традиции для фильмов о Пеле, его не менее статусные партнёры по чемпионским командам Гарринча, Диди, Загалло, Тостао и Ривелино снова остались за бортом внимания, было сказано главное: без Эдсона футбольная Бразилия не достигла бы и доли нынешнего величия. Судя по архивным кадрам, складывается ощущение, будто Пеле делал футбол удивительно лёгкой игрой, но это, конечно, заблуждение. И авторы поясняют, в успехах форварда под десятым номером не меньшую роль, чем техника, играл его выдающийся атлетизм. Жаль, не упомянули о том буме грамотности, что вызвала по всей стране публикация автобиографии Короля футбола, но если уж решили рассказывать об игре, пусть будет исключительно об игре… Интересно, как осветили создатели любовь Пеле к всевозможным титулам и наградам. На контрасте с весьма сдержанным экскурсом его деятельности по завершении спортивной карьеры, это воспринимается даже слегка иронично. Да, слёзы бразильца в 2013-м, когда его наградили почётным «Золотым мячом», действительно произвели впечатление. Как и вручение ордена Британской империи из рук самой королевы Елизаветы II. Носить его, правда, официально не разрешали, ибо для этого требовалось иметь соответствующее гражданство. Пеле святым не был, ну так на то он и Король футбола, а не, скажем, Ангел футбола. Без него осиротела не только Бразилия. Вся игра утратила частицу своего прежнего блеска. Уход величайшего южноамериканца оставил незаживающую рану в сердцах миллионов поклонников игры с мячом №1, так что любезно простим авторам этого кино портрет исключительно положительного героя. Его регалии, и особенно три титула на Чемпионатах мира, долго останутся в неприкосновенности, а если бразильская земля ещё и родит когда-нибудь легенду сопоставимого масштаба, то это в любом случае будет кто-то другой, но не Король игры. Король один, и он покинул нас 29 декабря 2022 года.