Любой (даже начинающий) продюсер, режиссёр, сценарист, которому доводилось участвовать в так называемых питчингах – на специальных мероприятиях, устраиваемых ради презентации потенциально заинтересованным лицам кинематографических проектов, находящихся в разной стадии готовности, не может не знать понятия «high-concept pitch». Это выражение, трудно поддающееся дословному переводу с английского языка, подразумевает (в противоположность low-concept pitch’у), что тема представляемого фильма или сериала является неизбитой, в идеальном случае – уникальной, не имеющей аналогов на отечественных, а то и мировых кино- и телеэкранах. «По колено» – прямо-таки образчик пресловутого «хай-концепта». Разумеется, в истории киноискусства случались прецеденты появления картин с участием актёров и актрис, страдающих дварфизмом. Вспомним хотя бы музыкальный вестерн «Ужас крошечного городка» /1938/ Сэма Ньюфилда, ставший, несмотря на удручающий художественный уровень, «культовым», или притчу немца Вернера Херцога «И карлики начинали с малого» /1970/ (о бунте в исправительной колонии). Менее радикальных примеров и вовсе с избытком: от шедевра Фолькера Шлёндорфа «Жестяной барабан» /1979/ (там отказавшийся взрослеть трёхлетний Оскар знакомился с членами труппы цирковых лилипутов) до глуповатого и не лишённого пошлости отечественного фарса «Маленький гигант большого секса» /1993/ Николая Досталя, по Фазилю Искандеру. Но чтобы ситком с главным героем невысокого (сильно ниже среднего) роста… И вправду что-то новенькое!
Идея, в которую поверили многие известные личности (среди генеральных продюсеров в титрах значатся, в частности, телеведущая Тина Канделаки и музыкант Сергей Шнуров), могла бы банально не сработать без соответствующего творческого подхода. К счастью, неискушённость Саши Абдуллаева, для которого постановка оказалась первой, в значительной степени компенсируется удачно подобранным исполнительским составом. И если Станислав Агафонов вовсю демонстрирует навыки весельчака и неутомимого балагура, без которых бы точно не смог подготовить столько команд «Клуба весёлых и находчивых», то с Иваном Филипповым дело обстоит сложнее. Он производит впечатление непрофессионального артиста (1), демонстрирующего естественность психологических реакций перед камерой и идеально подошедшего по типажу – на роль скромного провинциала, по стечению обстоятельств не просто очутившегося в Москве, а попавшего в суматошный мир шоу-бизнеса. Между тем дебютант имеет за плечами (помимо участия в КВН в составе тюменского коллектива «Русь») богатый опыт выступления тамадой на свадьбах и заводилой на массовых мероприятиях, умея не хуже партнёра по съёмочной площадке развлекать толпы зрителей. Тандем, получивший от полицейских ехидное прозвище «стражи Галактики» (а самого Санька как только ни обзывали: и маленьким Муком, и Хоттабычем, и Ланнистером, и… ещё обиднее), сложился на славу! Да и окружение не подкачало.
Преимущество упомянутого выше подхода проявляется и в том, что в необычном по замыслу веб-сериале не без удовольствия отметились многие знаменитости. Скажем, приглашение (естественно, в романтическом качестве) Олимпии Ивлевой, запомнившейся по видеоклипам панк-поп-рэйв-группы Little Big, закономерно, пусть Александр и не решается в последний момент изменить Алёне с Оливией. И надо обладать определённой смелостью, чтобы (подобно Игорю Угольникову и Сергею Жигунову) поиронизировать по поводу собственного имиджа бизнесмена от киноискусства, старающегося придерживаться однажды провозглашённого кредо. Тем более в рискованную эстетическую игру ввязались Максим Лагашкин, Ян Цапник и Артём Бобцов, представшие как бы самими собой – «настоящими» версиями себя. Первый раскрылся «заботливым» папашей, мечтающим отдохнуть от назойливых детишек (и не очень-то церемонящимся с гостем-аниматором в костюме гнома, победившим отпрыска-дзюдоиста), второй – экранным кумиром, склонным к истерикам и невоздержанным на язык. «Звезда» «Домашнего ареста» /2018/ же вовсе выставлен мини-гангстером, цинично наживающимся на собратьях по несчастью. И, кстати, реалии отечественной киноиндустрии освещены иронически, местами – в сатирическом ключе. Особенно обидно было осознать, что оказалась редкостной дрянью кастинг-директор Даша, открывшая Грибову дорогу в профессиональную столичную тусовку.
Впрочем, отличительной чертой сериала Абдуллаева является та занятная особенность, что сфера «важнейшего из искусств» (с сопутствующей рекламной отраслью) всё-таки не поставлена во главу угла. Да, недоразумение с кинопробами вынудило Александра порвать с нелюбимой работой (решительно сжечь мосты!) и отправиться наудачу в мегаполис, где и среднестатистический-то человек неизбежно теряется на фоне сотен и тысяч небоскрёбов. Однако вынесенное в заголовок словосочетание воспринимается не только намёком на последствия недостатка гормона соматотропина в организме главного героя. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как Грибов (кстати, фамилия «говорящая») растёт над собой в переносном смысле – под чутким руководством старшего товарища, даром, что ли, зарабатывающего на пропитание преподавателем в вузе. В какой-то момент им и вправду овладевает ощущение, когда кажется, будто море по колено, – когда повседневные трудности вообще перестают волновать. При этом немаловажно, что выбраться из житейских передряг Саше помогает особого рода рыцарский настрой, врождённое (или привитое родителями с раннего детства) благородство – готовность без колебаний прийти на выручку слабым и угнетаемым. В данном отношении он поневоле представляется «маленьким гигантом» среди миллионов рослых ничтожеств и посредственностей, населяющих большой город. А какой же рыцарь без дамы своего сердца?!
Многие комические ситуации строятся на желании рубахи-парня Стаса открыть новому другу – девственнику – мир плотских удовольствий; результат неизбежно оказывается плачевным. Особенно курьёзным получилось посещение расположенного по соседству публичного дома по заданию блюстителей закона, которым срочно потребовалось доставить «ночных бабочек» на вечеринку к шефу. Но так уж угодно распорядиться его величеству случаю, что Александр чуть ли не с первого взгляда влюбляется в красавицу Алёну, увы, потерявшую голову от Никиты – многообещающего молодого актёра, чей бескомпромиссный романтизм девушку, скорее, раздражает. Судьба-индейка совершенно не щадит сашины чувства, то дразня, то одаривая призрачной надеждой, то, наоборот, ясно давая понять: не видать иногороднему карлику счастья как своих ушей. Апогеем становится ложь приятеля про неизлечимую болезнь, которую избранница имеет неосторожность принять за чистую монету… К этому времени законы ситкома, кстати сказать, основательно уступают место комедии лирической – и становится не смешно, а грустно. В данном отношении представляется удачной песня-лейтмотив «Небоскрёбы» (версия от Шнурова давнего шлягера Вилли Токарева), звучащая под занавес большинства серий. Да и в целом первый сезон завершается на тревожно-щемящей ноте – совсем не в традициях легкомысленного жанра. Лично мне будет, не скрою, жаль, если сериал «По колено» окажется не настолько популярным, чтобы продюсеры запустили в производство продолжение.
_______
1 – Натурщика, если воспользоваться терминологией французского мастера Робера Брессона.
8
,1
2021, Россия, Комедийные
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Любой (даже начинающий) продюсер, режиссёр, сценарист, которому доводилось участвовать в так называемых питчингах – на специальных мероприятиях, устраиваемых ради презентации потенциально заинтересованным лицам кинематографических проектов, находящихся в разной стадии готовности, не может не знать понятия «high-concept pitch». Это выражение, трудно поддающееся дословному переводу с английского языка, подразумевает (в противоположность low-concept pitch’у), что тема представляемого фильма или сериала является неизбитой, в идеальном случае – уникальной, не имеющей аналогов на отечественных, а то и мировых кино- и телеэкранах. «По колено» – прямо-таки образчик пресловутого «хай-концепта». Разумеется, в истории киноискусства случались прецеденты появления картин с участием актёров и актрис, страдающих дварфизмом. Вспомним хотя бы музыкальный вестерн «Ужас крошечного городка» /1938/ Сэма Ньюфилда, ставший, несмотря на удручающий художественный уровень, «культовым», или притчу немца Вернера Херцога «И карлики начинали с малого» /1970/ (о бунте в исправительной колонии). Менее радикальных примеров и вовсе с избытком: от шедевра Фолькера Шлёндорфа «Жестяной барабан» /1979/ (там отказавшийся взрослеть трёхлетний Оскар знакомился с членами труппы цирковых лилипутов) до глуповатого и не лишённого пошлости отечественного фарса «Маленький гигант большого секса» /1993/ Николая Досталя, по Фазилю Искандеру. Но чтобы ситком с главным героем невысокого (сильно ниже среднего) роста… И вправду что-то новенькое! Идея, в которую поверили многие известные личности (среди генеральных продюсеров в титрах значатся, в частности, телеведущая Тина Канделаки и музыкант Сергей Шнуров), могла бы банально не сработать без соответствующего творческого подхода. К счастью, неискушённость Саши Абдуллаева, для которого постановка оказалась первой, в значительной степени компенсируется удачно подобранным исполнительским составом. И если Станислав Агафонов вовсю демонстрирует навыки весельчака и неутомимого балагура, без которых бы точно не смог подготовить столько команд «Клуба весёлых и находчивых», то с Иваном Филипповым дело обстоит сложнее. Он производит впечатление непрофессионального артиста (1), демонстрирующего естественность психологических реакций перед камерой и идеально подошедшего по типажу – на роль скромного провинциала, по стечению обстоятельств не просто очутившегося в Москве, а попавшего в суматошный мир шоу-бизнеса. Между тем дебютант имеет за плечами (помимо участия в КВН в составе тюменского коллектива «Русь») богатый опыт выступления тамадой на свадьбах и заводилой на массовых мероприятиях, умея не хуже партнёра по съёмочной площадке развлекать толпы зрителей. Тандем, получивший от полицейских ехидное прозвище «стражи Галактики» (а самого Санька как только ни обзывали: и маленьким Муком, и Хоттабычем, и Ланнистером, и… ещё обиднее), сложился на славу! Да и окружение не подкачало. Преимущество упомянутого выше подхода проявляется и в том, что в необычном по замыслу веб-сериале не без удовольствия отметились многие знаменитости. Скажем, приглашение (естественно, в романтическом качестве) Олимпии Ивлевой, запомнившейся по видеоклипам панк-поп-рэйв-группы Little Big, закономерно, пусть Александр и не решается в последний момент изменить Алёне с Оливией. И надо обладать определённой смелостью, чтобы (подобно Игорю Угольникову и Сергею Жигунову) поиронизировать по поводу собственного имиджа бизнесмена от киноискусства, старающегося придерживаться однажды провозглашённого кредо. Тем более в рискованную эстетическую игру ввязались Максим Лагашкин, Ян Цапник и Артём Бобцов, представшие как бы самими собой – «настоящими» версиями себя. Первый раскрылся «заботливым» папашей, мечтающим отдохнуть от назойливых детишек (и не очень-то церемонящимся с гостем-аниматором в костюме гнома, победившим отпрыска-дзюдоиста), второй – экранным кумиром, склонным к истерикам и невоздержанным на язык. «Звезда» «Домашнего ареста» /2018/ же вовсе выставлен мини-гангстером, цинично наживающимся на собратьях по несчастью. И, кстати, реалии отечественной киноиндустрии освещены иронически, местами – в сатирическом ключе. Особенно обидно было осознать, что оказалась редкостной дрянью кастинг-директор Даша, открывшая Грибову дорогу в профессиональную столичную тусовку. Впрочем, отличительной чертой сериала Абдуллаева является та занятная особенность, что сфера «важнейшего из искусств» (с сопутствующей рекламной отраслью) всё-таки не поставлена во главу угла. Да, недоразумение с кинопробами вынудило Александра порвать с нелюбимой работой (решительно сжечь мосты!) и отправиться наудачу в мегаполис, где и среднестатистический-то человек неизбежно теряется на фоне сотен и тысяч небоскрёбов. Однако вынесенное в заголовок словосочетание воспринимается не только намёком на последствия недостатка гормона соматотропина в организме главного героя. Гораздо интереснее наблюдать за тем, как Грибов (кстати, фамилия «говорящая») растёт над собой в переносном смысле – под чутким руководством старшего товарища, даром, что ли, зарабатывающего на пропитание преподавателем в вузе. В какой-то момент им и вправду овладевает ощущение, когда кажется, будто море по колено, – когда повседневные трудности вообще перестают волновать. При этом немаловажно, что выбраться из житейских передряг Саше помогает особого рода рыцарский настрой, врождённое (или привитое родителями с раннего детства) благородство – готовность без колебаний прийти на выручку слабым и угнетаемым. В данном отношении он поневоле представляется «маленьким гигантом» среди миллионов рослых ничтожеств и посредственностей, населяющих большой город. А какой же рыцарь без дамы своего сердца?! Многие комические ситуации строятся на желании рубахи-парня Стаса открыть новому другу – девственнику – мир плотских удовольствий; результат неизбежно оказывается плачевным. Особенно курьёзным получилось посещение расположенного по соседству публичного дома по заданию блюстителей закона, которым срочно потребовалось доставить «ночных бабочек» на вечеринку к шефу. Но так уж угодно распорядиться его величеству случаю, что Александр чуть ли не с первого взгляда влюбляется в красавицу Алёну, увы, потерявшую голову от Никиты – многообещающего молодого актёра, чей бескомпромиссный романтизм девушку, скорее, раздражает. Судьба-индейка совершенно не щадит сашины чувства, то дразня, то одаривая призрачной надеждой, то, наоборот, ясно давая понять: не видать иногороднему карлику счастья как своих ушей. Апогеем становится ложь приятеля про неизлечимую болезнь, которую избранница имеет неосторожность принять за чистую монету… К этому времени законы ситкома, кстати сказать, основательно уступают место комедии лирической – и становится не смешно, а грустно. В данном отношении представляется удачной песня-лейтмотив «Небоскрёбы» (версия от Шнурова давнего шлягера Вилли Токарева), звучащая под занавес большинства серий. Да и в целом первый сезон завершается на тревожно-щемящей ноте – совсем не в традициях легкомысленного жанра. Лично мне будет, не скрою, жаль, если сериал «По колено» окажется не настолько популярным, чтобы продюсеры запустили в производство продолжение. _______ 1 – Натурщика, если воспользоваться терминологией французского мастера Робера Брессона.