Будь проще – и люди к тебе потянутся. Грамотные создатели сериалов никогда не забывают это золотое правило. И поэтому к ним народная тропа точно не зарастет. Турецкий сериал, которые наши прокатчики перекрестили на свой лад и назвали «Последний император», прост, очень прост. Временами – на грани гениальности.
Но для начала о названии. Оригинальное турецкое название «Права на престол. Абдулхамид» для российского экрана тоже не очень подходит (кто такой Абдулхамид? Причем здесь игра престолов?), но и «Последний император» тоже бьет мимо цели. Во-первых, этих последних императоров в мировой истории было столько (от Западно-Римского до Византийского, от Китайского до Российского, от Наполеона III до вождя третьего рейха), что турецкий Абдулхамид II теряется среди этой толпы венценосцев, как щенок чихуахуа на выставке сенбернаров. А еще европейское «император» все-таки не вписывается в исламскую контекст. Тамошний султан (который еще и плюс халиф) – весьма неординарная монархическая магистратура. И, наконец, одолжаться у Бертолуччи как-то не совсем удобно. Я бы предложил что-то вроде «Больной человек Европы». Именно так именовали Османскую империю в середине XIX века, а некоторые исследователи (смотри, например, классический труд «Расцвет и упадок Османской империи» лорда Кинросса) считали, что султан Абдулхамид страдал рядом серьезных заболеваний, в том числе и психического свойства. Но в заголовок я вынес название, которое в наибольшей степени, на мой взгляд, соответствует содержанию сериала. «Последний император» (который не от Бертолуччи) – это именно сказка про последнего султана-самодержца, обитающего в Звездном городке (дворец Йилдыз переводится как Звездный) на берегу Босфора.
Идет к концу XIX век. Османская империя находится на последнем издыхании, огромную державу сотрясают бунты национальных и религиозных меньшинств, проиграна война с Россией, все новые провинции провозглашают независимость, казна уже объявляла дефолт и все глубже погружается в долговую яму, заботливо вырытую западноевропейскими банкирами. Страна беременна революцией, либеральные круги требуют разморозить конституцию, которую в начале своего правления принял султан. Султан Абдулхамид не рискует появляться вне стен своего дворца, опасаясь покушений. Он берет под контроль управление огромным государством, для чего в разные концы империи прокладываются все новые телеграфные линии. Репрессии ужесточаются, уже произошли армянские погромы, христианам живется не сладко. Пытаясь обуздать аппетиты великих держав, Абдулхамид регулярно дает обещания о либерализации политической системы страны, но обещания эти не выполняет или коварно нарушает. А что мы видим на экране?
Великий, мудрый, великодушный и очень еще привлекательный мужчина в роскошных усах и алой феске правит страной так, что подданные и придворные желают ему долгих лет жизни, только тогда в империи узнают, что такое рай на земле. Он уже одержал все военные победы, какие только можно. Он умело реализует планы по созданию новых транспортных артерий, которые благотворно повлияют на экономику страны. Он – замечательный отец. Принцесса Наиме-султан им горячо любима, принц Мехмед Абдулкадер-эфенди им тщательно наставляем. По разным поводам и без таковых султан произносит очень умные и легко запоминаемые (а потом так же легко забываемые) нравоучительные фразы про верность родине и богу.
Абдулхамид на диво проницательный правитель. Он с легкостью решает логические загадки. Вначале это сходство с Шерлоком Холмсом удивляет, но потом нам объясняют, какой писатель присылает султану свои книги еще до их выхода в печать, и сразу становится легче. У султана, разумеется, сераль. Там обитают его жены (в том числе, мать наследника Бидар-эфенди) и сестры (в том числе, самая влиятельная Салиха Ханым-эфенди). Гаремные интриги плетутся искусно и коварно, при помощи царственных дам решаются вопросы большой политики и макроэкономики. Абдулхамид и на этом поле рулит мудро и справедливо.
А еще в сериале есть шпионская линия: султан по-отечески напутствует своих штирлицев, отправляя их на берега туманного Альбиона и проявляя великолепное знакомство с топографией Букингемского дворца. Естественно, пара-тройка любовных зигзагов молнией перечеркивает пространство многих серий.
Снято все очень добротно, сюжетные коллизии прорабатываются в точном соответствии с законами драматургии. Костюмы и интерьеры на высоте. Сказка получилась на загляденье, каноны подобного рода историй грубо не нарушаются, чистота жанра почти идеальная. Ведь что мы ценим в сказке? Она должна быть понятна даже ребенку (инфантильному взрослому). Турки это знают. Поэтому негодяя в сериале вы опознаете с первого взгляда: у него будет злодейская физиономия, перекошенная гнусной улыбкой. Принцесса должна быть красивой. «Последний император» (который не от Бертолуччи) вас в этом не подведет: жасминовый букет просто благоухает на просторах султанского сераля. При этом четко соблюдается субординация: чем важнее принцесса, чем ближе она к трону, тем она красивее. Завалящие принцессы – те будут пожиже красотой и поскромнее гардеробом.
В сказке должна быть легко читаемая мораль. Тут ни о каком нравственном релятивизме речи быть не может. Вот султан – всяко молодец: в бога верует, водку не пьет, о духовных скрепах помнит ежесекундно. Женам не изменяет (про второй гарем – ни слова). А какой-нибудь Махмуд паша – просто воплощение черноты: вина не чурается, с англичанами шашни водит. На самом дне преисподней – уже десница сатаны. Это Теодор Герцль. Мало того, что он сионизм придумал, норовит государство еврейское на исконных турецких территориях создать, он так с отцом поступает, что ему король Лир не позавидовал бы.
Сказка должна быть красивой. И тут тоже все в порядке. О костюмах, интерьерах и принцессах уже было сказано. Но в сказке все должно быть прекрасно: нужные слова произносятся с правильными интонациями, с принятием нужной позы. Чтобы ни капли пафоса не пролилось за край кадра понапрасну.
Сказка должна быть поучительной, добру молодцу урок. Но это уже для самых продвинутых. Сериал ведь можно смотреть, просто наслаждаясь визуальными эффектами и смакую сюжетные перипетии. Девочки-подростки и замотанные шопингом домохозяйки именно так и поступят. А вот высоколобые скептики и взыскующие информации юноши получат в довесок еще и пищу для размышлений. Какой месседж российский зритель может извлечь из немудрящего, на первый взгляд, смотрива? Наблюдатели утверждают, что сериал создан чуть ли не по прямому указанию нынешнего турецкого султана – Реджепа Эрдогана. Проводится политика идеологической обработки населения нашего курортного подбрюшья в духе национального единения на почве гордости страницами родной истории.
Практически все великие султаны Османской империи (Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный) уже воспеты должным образом. Пришла пора даже таких неочевидных правителей, как Абдулхамид II. Ведь его роль в истории сопоставима с ролью нашего последнего императора. Хотя, надо отдать ему должное, Николай II был человеком гораздо менее кровожадным и более сдержанным, чем его османский коллега. Вот и приходится работникам турецкого агитпропа заниматься. лакировкой завершившейся действительности. Но посмотрите, какие геополитические нюансы заботливо выделяют создатели сериала. Главные враги отважных османов – англосаксы. Привет президенту Трампу! Про Герцля нам тоже все показали. Значит, несмотря на все заигрывания с Израилем, в Турции Иерусалим столицей еврейского государства пока признать не готовы.
Кроме того, сериал наводит на размышления: что, если бы наш император проявлял такое же звериное желание остаться у власти любой ценой, как Абдулхамид? Скорее всего, ничего хорошего бы не вышло. По крайней мере, об этом свидетельствуют те потрясения, которые пережила Турция после 30 лет пребывания у власти царя-султана.
«Последний император» – редкий пример простого сериала, способного вогнать отдельные категории зрителей в когнитивный диссонанс. Может, таким зрителям проще надо быть?
7
,9
2017, Исторические
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Будь проще – и люди к тебе потянутся. Грамотные создатели сериалов никогда не забывают это золотое правило. И поэтому к ним народная тропа точно не зарастет. Турецкий сериал, которые наши прокатчики перекрестили на свой лад и назвали «Последний император», прост, очень прост. Временами – на грани гениальности. Но для начала о названии. Оригинальное турецкое название «Права на престол. Абдулхамид» для российского экрана тоже не очень подходит (кто такой Абдулхамид? Причем здесь игра престолов?), но и «Последний император» тоже бьет мимо цели. Во-первых, этих последних императоров в мировой истории было столько (от Западно-Римского до Византийского, от Китайского до Российского, от Наполеона III до вождя третьего рейха), что турецкий Абдулхамид II теряется среди этой толпы венценосцев, как щенок чихуахуа на выставке сенбернаров. А еще европейское «император» все-таки не вписывается в исламскую контекст. Тамошний султан (который еще и плюс халиф) – весьма неординарная монархическая магистратура. И, наконец, одолжаться у Бертолуччи как-то не совсем удобно. Я бы предложил что-то вроде «Больной человек Европы». Именно так именовали Османскую империю в середине XIX века, а некоторые исследователи (смотри, например, классический труд «Расцвет и упадок Османской империи» лорда Кинросса) считали, что султан Абдулхамид страдал рядом серьезных заболеваний, в том числе и психического свойства. Но в заголовок я вынес название, которое в наибольшей степени, на мой взгляд, соответствует содержанию сериала. «Последний император» (который не от Бертолуччи) – это именно сказка про последнего султана-самодержца, обитающего в Звездном городке (дворец Йилдыз переводится как Звездный) на берегу Босфора. Идет к концу XIX век. Османская империя находится на последнем издыхании, огромную державу сотрясают бунты национальных и религиозных меньшинств, проиграна война с Россией, все новые провинции провозглашают независимость, казна уже объявляла дефолт и все глубже погружается в долговую яму, заботливо вырытую западноевропейскими банкирами. Страна беременна революцией, либеральные круги требуют разморозить конституцию, которую в начале своего правления принял султан. Султан Абдулхамид не рискует появляться вне стен своего дворца, опасаясь покушений. Он берет под контроль управление огромным государством, для чего в разные концы империи прокладываются все новые телеграфные линии. Репрессии ужесточаются, уже произошли армянские погромы, христианам живется не сладко. Пытаясь обуздать аппетиты великих держав, Абдулхамид регулярно дает обещания о либерализации политической системы страны, но обещания эти не выполняет или коварно нарушает. А что мы видим на экране? Великий, мудрый, великодушный и очень еще привлекательный мужчина в роскошных усах и алой феске правит страной так, что подданные и придворные желают ему долгих лет жизни, только тогда в империи узнают, что такое рай на земле. Он уже одержал все военные победы, какие только можно. Он умело реализует планы по созданию новых транспортных артерий, которые благотворно повлияют на экономику страны. Он – замечательный отец. Принцесса Наиме-султан им горячо любима, принц Мехмед Абдулкадер-эфенди им тщательно наставляем. По разным поводам и без таковых султан произносит очень умные и легко запоминаемые (а потом так же легко забываемые) нравоучительные фразы про верность родине и богу. Абдулхамид на диво проницательный правитель. Он с легкостью решает логические загадки. Вначале это сходство с Шерлоком Холмсом удивляет, но потом нам объясняют, какой писатель присылает султану свои книги еще до их выхода в печать, и сразу становится легче. У султана, разумеется, сераль. Там обитают его жены (в том числе, мать наследника Бидар-эфенди) и сестры (в том числе, самая влиятельная Салиха Ханым-эфенди). Гаремные интриги плетутся искусно и коварно, при помощи царственных дам решаются вопросы большой политики и макроэкономики. Абдулхамид и на этом поле рулит мудро и справедливо. А еще в сериале есть шпионская линия: султан по-отечески напутствует своих штирлицев, отправляя их на берега туманного Альбиона и проявляя великолепное знакомство с топографией Букингемского дворца. Естественно, пара-тройка любовных зигзагов молнией перечеркивает пространство многих серий. Снято все очень добротно, сюжетные коллизии прорабатываются в точном соответствии с законами драматургии. Костюмы и интерьеры на высоте. Сказка получилась на загляденье, каноны подобного рода историй грубо не нарушаются, чистота жанра почти идеальная. Ведь что мы ценим в сказке? Она должна быть понятна даже ребенку (инфантильному взрослому). Турки это знают. Поэтому негодяя в сериале вы опознаете с первого взгляда: у него будет злодейская физиономия, перекошенная гнусной улыбкой. Принцесса должна быть красивой. «Последний император» (который не от Бертолуччи) вас в этом не подведет: жасминовый букет просто благоухает на просторах султанского сераля. При этом четко соблюдается субординация: чем важнее принцесса, чем ближе она к трону, тем она красивее. Завалящие принцессы – те будут пожиже красотой и поскромнее гардеробом. В сказке должна быть легко читаемая мораль. Тут ни о каком нравственном релятивизме речи быть не может. Вот султан – всяко молодец: в бога верует, водку не пьет, о духовных скрепах помнит ежесекундно. Женам не изменяет (про второй гарем – ни слова). А какой-нибудь Махмуд паша – просто воплощение черноты: вина не чурается, с англичанами шашни водит. На самом дне преисподней – уже десница сатаны. Это Теодор Герцль. Мало того, что он сионизм придумал, норовит государство еврейское на исконных турецких территориях создать, он так с отцом поступает, что ему король Лир не позавидовал бы. Сказка должна быть красивой. И тут тоже все в порядке. О костюмах, интерьерах и принцессах уже было сказано. Но в сказке все должно быть прекрасно: нужные слова произносятся с правильными интонациями, с принятием нужной позы. Чтобы ни капли пафоса не пролилось за край кадра понапрасну. Сказка должна быть поучительной, добру молодцу урок. Но это уже для самых продвинутых. Сериал ведь можно смотреть, просто наслаждаясь визуальными эффектами и смакую сюжетные перипетии. Девочки-подростки и замотанные шопингом домохозяйки именно так и поступят. А вот высоколобые скептики и взыскующие информации юноши получат в довесок еще и пищу для размышлений. Какой месседж российский зритель может извлечь из немудрящего, на первый взгляд, смотрива? Наблюдатели утверждают, что сериал создан чуть ли не по прямому указанию нынешнего турецкого султана – Реджепа Эрдогана. Проводится политика идеологической обработки населения нашего курортного подбрюшья в духе национального единения на почве гордости страницами родной истории. Практически все великие султаны Османской империи (Мехмед Завоеватель, Сулейман Великолепный) уже воспеты должным образом. Пришла пора даже таких неочевидных правителей, как Абдулхамид II. Ведь его роль в истории сопоставима с ролью нашего последнего императора. Хотя, надо отдать ему должное, Николай II был человеком гораздо менее кровожадным и более сдержанным, чем его османский коллега. Вот и приходится работникам турецкого агитпропа заниматься. лакировкой завершившейся действительности. Но посмотрите, какие геополитические нюансы заботливо выделяют создатели сериала. Главные враги отважных османов – англосаксы. Привет президенту Трампу! Про Герцля нам тоже все показали. Значит, несмотря на все заигрывания с Израилем, в Турции Иерусалим столицей еврейского государства пока признать не готовы. Кроме того, сериал наводит на размышления: что, если бы наш император проявлял такое же звериное желание остаться у власти любой ценой, как Абдулхамид? Скорее всего, ничего хорошего бы не вышло. По крайней мере, об этом свидетельствуют те потрясения, которые пережила Турция после 30 лет пребывания у власти царя-султана. «Последний император» – редкий пример простого сериала, способного вогнать отдельные категории зрителей в когнитивный диссонанс. Может, таким зрителям проще надо быть?