Бесподобная и беззастенчивая фантазия барона Мюнхгаузена обеспечила ему долгую и щедрую на приключения жизнь в литературе, кино и анимации разных стран. Избранные рассказы Эриха Распе в 1970-е годы ожили на советских экранах благодаря мультипликаторам Натану Лернеру и Анатолию Солину, создавшим яркую и превеселую версию знаменитейшего в мире хвастунишки. Его удивительные небылицы и жизнерадостные песни озвучил народный артист РСФСР Сергей Цейц. Маленький друг барона Мюнхаузена присылает ему жалобные письма, которые доказывают его прискорбную несхожесть со своим старшим товарищем. То юный автор жалуется на строгую бабушку, то на плохую погоду, то на безвыходное положение из-за разбитой вазы. Барон же, читая письма, только улыбается: у него на каждый случай припасена собственная «удивительно правдивая» история, служащая хорошим уроком мужества. Без мужества неугомонный Мюнхаузен не смог бы отправиться в Африку и на Северный полюс, к восточному джину и в морское путешествие. Не смог бы охотиться на белого медведя, дрессировать свирепого льва, в одиночку сражаться с пиратами. И не смог бы рассказать о своих похождениях верной собаке Матильде, а заодно и нескольким поколениям маленьких зрителей. Всем фантазерам, оптимистами и любителям веселых мультфильмов рекомендуем смотреть «Приключения Мюнхгаузена» онлайн.
Страны | СССР |
---|---|
Жанр | Для детей, Комедия, Семейные |
Премьера в мире | 1 января 1973 |
Количество сезонов | 1 сезон |
Режиссёры | Натан Лернер, Анатолий Солин |
---|---|
Продюсеры | Лидия Варенцова |
Актёры | Сергей Цейц, Александр Пожаров, Григорий Шпигель, Гарри Гриневич, Гарри Бардин, Виктор Сергачев, Вячеслав Богачёв, Рогволд Суховерко |
Сценаристы | Анатолий Солин, Инна Пшеничная, Роман Сеф |
Операторы | Владимир Милованов, Эрнст Гаман |
Композиторы | Давид Кривицкий, Шандор Каллош, Анатолий Киселев |
Художники | Инна Пшеничная, Игорь Верповский |
Монтаж | Тамара Иванкова |
Между крокодилом и львом (1972)
В основе сценария серии — синтез рассказов «Удивительная охота», «За волосы» и «Между крокодилом и львом».
Отвлечённый от мемуаров о своих приключениях, барон Мюнхаузен получает письмо от своего маленького друга, который жалуется на то, что попал в безвыходное положение. Возмущённый отсутствием мужества, Мюнхаузен вспоминает своё приключение в Африке. Он охотился на уток, а его в это же время преследовал лев. Последний обезоруживает главного героя путём съедания ружья. Находчивый барон применяет навыки дрессировки и выходит победителем из схватки со львом.
Барон взбирается на дерево и шагает по кронам, однако срывается и падает в болото, из которого сам себя вытягивает за волосы на сушу, но снова сталкивается с разъярённым львом. Укрыться от хищника барон решает в озере, где продолжает охоту на уток, а сам при этом становится объектом охоты крокодила. Охотник хватается за лапы уток и уходит от преследования крокодила, но на берегу чуть не попадает в пасть ко льву. Оказавшись зажатым с двух сторон, Мюнхаузен дёргает уток за лапы, сбрасывает тяжёлые сапоги, и птицы поднимают его в воздух, а прыгнувший лев оказывается в раскрытой пасти крокодила. Барон отпускает одну утку и спускается на землю, в свои сапоги.
Меткий выстрел (1973)
В основе сценария серии — рассказы «Необыкновенный олень» и «Среди белых медведей».
Барон получает письмо от своего юного друга, в котором тот жалуется на плохую погоду и упадок духа. В ответ на это Мюнхаузен вспоминает историю, случившуюся с ним на Северном полюсе, и знаменитую охоту на белого медведя. Зверь понадобился английскому королю Эдуарду CI для британского зоопарка. Мюнхаузен прибывает на Северный полюс, уютно распологается в иглу и нос к носу встречается с белым медведем.
За время его поимки барон успевает оледенеть, после чего отогревается на газовой горелке и устраивает западню из деревянного ящика, которую вскоре медведь разносит в щепки. Следующей попыткой становится выстрел вишнёвой косточкой в голову медведю. Спустя некоторое время барон пробует поимку медведя в капкан, потом изрядно бегает от него и наконец, будучи загнанным в угол, бросает в пасть разъярённого зверя будильник. Звон из утробы приводит медведя в ужас, а из его головы начинает прорастать вишнёвое дерево. В итоге медведь сдаётся, а Мюнхаузен увозит его на своём корабле.
Павлин (1974)
В основе сценария — рассказ «Верхом на ядре».
Барон получает письмо от своего юного друга, в котором тот нарисовал павлина с дарственной надписью для Мюнхаузена. Это становится поводом для очередного воспоминания барона. История началась с изображения павлина в одной старинной книге, и Мюнхаузен тут же предположил, что пение этой прекрасной птицы должно быть неподражаемым. В той же книге значилось, что павлин заключён в башне знаменитого джинна Рахата ибн Лукума. Этой информации оказалось достаточно, чтобы барон отправился на Восток.
Изнывая от жары, барон добирается до башни джинна, но приходит к его обеденному перерыву. Несмотря на просьбу "Не беспокоить", барон решает воспользоваться услугами ковра-самолёта, взлетает на верхнюю площадку башни и излагает джинну свою просьбу о приобретении павлина. Недовольный, отвлечением от трапезы Рахат ибн Лукум вышвыривает незваного гостя из своих покоев. Пока Мюнхаузен недовольно сидит на пороге башни, к нему подходит торговец волшебной жидкостью с эффектом роста, от которой барон сперва отказывается. Этой жидкостью торговец наращивает себе волосы и превращает кота во льва. Одну из капель этой жидкости торговец проливает на пальмовый росток и тот превращается в высокую пальму, на которой Мюнхаузен снова поднимается к джинну и пытается с ним объясниться. Однако джинн и на этот раз не даёт барону закончить просьбу — вышвыривает его в фонтан.
Приземлившись в фонтан Мюнхаузен распугивает гулявший там народ, после чего поднимается обратно к джинну на струе того фонтана. Всё же джинн снова выбрасывает барона из башни, и на этот раз тот оказывается среди старцев, раскуривающих кальян. Вдохнув пары этого кальяна, он ещё раз возносится к джинну. Джинн в очередной раз выбрасывает Мюнхаузена, а тот снова появляется в сосуде с десертным блюдом. Главный герой надоедает джинну, так что последний превращает сосуд в пушку и выстреливает бароном из неё. Тот влетает в другую пушку и верхом на ядре в очередной раз возвращается к джинну.
Разъярённый джинн откладывает трапезу и обещает сделать из назойливого посетителя шашлык. джинн с бароном изводят друг друга путём различных превращений. Мюнхаузен всё-таки побеждает в поединке, после чего джинн залезает в сосуд и выбрасывается в море, а к барону-победителю из заточения выходит тот самый павлин. Мюнхаузен уговаривает его спеть, но, услышав ужасный верещащий крик, падает в обморок. Из произошедшего Мюнхаузен делает вывод: не всё то золото, что блестит.
Чудесный остров (1974)
В основе сценария серии — синтез рассказов «Второе путешествие на луну» и «В желудке у рыбы».
Барон получает письмо от своего маленького друга, в котором тот жалуется на свою бабушку, заставляющую его учить уроки. Согласно письму, это настолько угнетает друга барона, что, когда он вырастет, обязательно станет пиратом, потому что «пиратов все боятся и они, что хотят, то и делают». С последним утверждением Мюнхаузен не соглашается и вспоминает историю, случившуюся с ним в море, где он терпит кораблекрушение и оказывается на крохотном необитаемом острове. Мюнхаузен видит на горизонте корабль и привлекает к себе внимание, но тут же жалеет об этом, разглядев пиратов.
Всё же барон собирается с мужеством и заявляет, что не намерен сдаваться, и рассерженные пираты открывают огонь из пушки. Одно из ядер попадает в «остров», который оказывается спиной гигантской рыбы. Она проглатывает пиратский корабль, а отважный Мюнхаузен, в свою очередь, укрощает её. В ответ на просьбы пиратов и раскаяние в том, что в детстве они не слушались бабушку, Мюнхаузен выпускает их из брюха рыбы.
Волк в упряжке (1995)
В основе сценария серии — синтез рассказов «Волк, запряжённый в сани» и «Лисица на иголке».
Возмущённый утверждением, что Мюнхаузен всегда врёт, барон сжигает в камине газету, опубликовавшую это. В подтверждение своей честности он вспоминает об одном из эпизодов своей жизни, который случился с ним в царской России. Барон пересёк российскую границу, направляясь в Санкт-Петербург, и попал в российскую зиму, морозную и снежную. Скакать верхом на коне оказывается невозможно, поэтому он продолжает свой путь в купленных санях.
Ночью на лесной дороге на сани нападает голодный волк, который в напряжённой погоне попадает в упряжку вместо лошади. Через некоторое время Мюнхаузен добирается на санях до города, а там, держа удирающего волка за хвост и стегая его плетью, заставляет зверя выпрыгнуть из собственной шкуры и убежать, прикрывая наготу. Сам же Мюнхаузен оказывается в царской карете и дарит волчью шкуру царице.
Отзывы