Всматриваться в свои гипотетические прошлые жизни – насколько это вообще продуктивно?! Создатели фильма, который так и называется – «Прошлые жизни», предлагают особый подход, укоренённый в традиционной для корейцев (1) буддистской традиции. Сён А Мун, по настоянию родителей взявшая себе (перед переездом в Торонто) новое, «западное» имя Нора, несколько раз рассказывает о понятии «ин-юн». Это когда два незнакомых человека сразу чувствуют, что не являются друг другу чужими, потому что пересекались в прежних воплощениях. А если мужчина и женщина переживали этот самый «ин-юн» восемь тысяч раз, им предначертано свыше быть вместе – сочетаться священными узами брака. Правда, девушка добавляет, что соотечественники нередко используют красивую легенду для соблазнения, и у Норы завязываются интимные отношения с Артуром. Казалось бы, тихая и предсказуемая семейная жизнь устраивает супругов, но… почему всё-таки вызывает такое волнение встреча с бывшим одноклассником Хэй Суном, которого не видела с детства и с которым почти не общалась двенадцать лет – после нескольких видеозвонков?
Было бы странно, если б киноискусство обошло молчанием одну из самых интересных (будоражащих воображение) религиозно-философских идей – идею метемпсихоза. Лично мне из всех кинопроизведений на обозначенную тему представляется лучшей трагикомедия «Защищая твою жизнь» /1991/, где парадоксальность драматической ситуации и внешняя насмешливость интонации не помешали Альберту Бруксу поставить вопрос ребром. Но Селин Сон, полагаю, ближе по духу тонкая, деликатная картина «Перед рассветом» /1995/, пусть дебютантка и вступает с Ричардом Линклейтером в заочный творческий спор. Ведь писатель Джесси, предложивший молодой француженке сойти в Вене с поезда и просто погулять по красивому городу, с иронией (с чисто заокеанским прагматизмом?) доводит концепцию до абсурда. Дескать, из-за того, что население Земли непрерывно растёт, душам хочешь не хочешь приходится мельчать, разрываясь на совсем крохотные куски… Норе, разумеется, такой аспект чужд: эмоции, вызванные прилётом Суна в Нью-Йорк, навевают иные размышления. Хэй, кстати, даже выдвигает в шутку гипотезу, что в одной из прошлых жизни они были королевой и оруженосцем короля… Кто знает!
Селин не скрывала, что замысел носил в значительной степени автобиографический характер. Её родители-художники эмигрировали из Республики Корея в Канаду, когда дочери было двенадцать лет, а после изучения психологии в Университете Куинс в Кингстоне, провинция Онтарио, Сон перебралась в Нью-Йорк, занявшись сочинением пьес. Но, пожалуй, ещё интереснее прозвучала история о том, что послужило непосредственным толчком к рождению сюжета фильма. Повествование начинается с того, как посетители бара, остающиеся невидимыми для зрителя, обсуждают необычную пару, сидящую за стойкой в четыре часа утра: мужчину и женщину азиатской внешности и типичного белого американца. Кем они друг другу приходятся? Родственниками, коллегами, случайными знакомыми?.. Эта беседа неизбежно вспоминается позже, когда мы уж знаем, как нелегко Норе организовать коммуникацию мужа, заучившего на корейском языке несколько обрывочных фраз, с гостем, скверно говорящим по-английски. Впрочем, когда она отлучается, выясняется, что Хэй с Артуром способны общаться вполне сносно.
Дебютная постановка Сон очень хорошо прошла в прокате, собрав в общем и целом $24,8 млн. (что вдвое превысило производственный бюджет), и вызвала ещё больший художественный резонанс, начиная с премьеры на кинофестивале «Сандэнс». Обидно, конечно, что не принесло наград участие в конкурсе Берлинского МКФ и что остались нереализованными номинации на «Золотой глобус» (по премии «Оскар» итогов пока нет), но количество киносмотров не может не впечатлить. Да и положительный отзыв Кристофера Нолана – дорогого стоит! Поневоле задумаешься, благодаря чему «Прошлые жизни», лишённые не то что визуальных эффектов и компьютерной графики, а вообще любых изобразительных и драматургических изысков, не претендующие на злободневность (социальную, как в замечательной драме «Минари» /2020/ Ли Айзека Чуна, политическую, хотя бы в части исследования современных нравов), нашли такой горячий отклик. Если подходить формально, историю бывших однокашников даже к романтическим не причислишь, пусть Нора, проводив до такси Хэя, и даёт волю чувствам, так как не в силах сдержаться и не заплакать (как когда-то в школьные годы) при Артуре…
События ленты представляются интересными с точки зрения практической психологии, поскольку кинематографисты (за исключением разве что мультипликаторов) на удивление редко обращаются к феномену так называемой щенячьей любви. В самом термине (в том числе в англоязычном варианте – puppy love) есть что-то уничижительное… Но если Ник Фабиано и Ричард Алан Рейд в одноимённой романтической комедии (между прочим, выпущенной немногим позже, в августе 2023-го) попытались обыграть двойной смысл выражения, то Селин обращается к сути. А что, если детское, ещё незамутнённое сознание способно лучше определить того, кто является родственной душой? И тогда настойчивость (на грани одержимости!) выросшего Суна непременно найти А Мун, уехавшую на чужбину, не покажется прихотью – ни спустя двенадцать лет, ни через двадцать четыре года. Прозрение Андрея Вознесенского, призывавшего не возвращаться к былым возлюбленным, коих нет на свете, вроде бы нашло очередное подтверждение, но… Сомнение-то всё равно останется. «Прошлые жизни» заставляют зрителей поразмышлять над тем, как легко подчас сделать неправильный выбор – совершить ошибку, которую, скорее всего, уже не получится исправить: сделанного не воротишь, сказанного не вернёшь. И даже на осознание данного обстоятельства может потребоваться много, очень много драгоценного времени.
_______
1 – Правда, чисто статистически давно уступившую (27,7% против 15,5% по данным на 2015-й год) христианству, не говоря уже о том, что большинство граждан относит себя к атеистам и агностикам.
7
,1
2023, США, Мелодрамы
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Всматриваться в свои гипотетические прошлые жизни – насколько это вообще продуктивно?! Создатели фильма, который так и называется – «Прошлые жизни», предлагают особый подход, укоренённый в традиционной для корейцев (1) буддистской традиции. Сён А Мун, по настоянию родителей взявшая себе (перед переездом в Торонто) новое, «западное» имя Нора, несколько раз рассказывает о понятии «ин-юн». Это когда два незнакомых человека сразу чувствуют, что не являются друг другу чужими, потому что пересекались в прежних воплощениях. А если мужчина и женщина переживали этот самый «ин-юн» восемь тысяч раз, им предначертано свыше быть вместе – сочетаться священными узами брака. Правда, девушка добавляет, что соотечественники нередко используют красивую легенду для соблазнения, и у Норы завязываются интимные отношения с Артуром. Казалось бы, тихая и предсказуемая семейная жизнь устраивает супругов, но… почему всё-таки вызывает такое волнение встреча с бывшим одноклассником Хэй Суном, которого не видела с детства и с которым почти не общалась двенадцать лет – после нескольких видеозвонков? Было бы странно, если б киноискусство обошло молчанием одну из самых интересных (будоражащих воображение) религиозно-философских идей – идею метемпсихоза. Лично мне из всех кинопроизведений на обозначенную тему представляется лучшей трагикомедия «Защищая твою жизнь» /1991/, где парадоксальность драматической ситуации и внешняя насмешливость интонации не помешали Альберту Бруксу поставить вопрос ребром. Но Селин Сон, полагаю, ближе по духу тонкая, деликатная картина «Перед рассветом» /1995/, пусть дебютантка и вступает с Ричардом Линклейтером в заочный творческий спор. Ведь писатель Джесси, предложивший молодой француженке сойти в Вене с поезда и просто погулять по красивому городу, с иронией (с чисто заокеанским прагматизмом?) доводит концепцию до абсурда. Дескать, из-за того, что население Земли непрерывно растёт, душам хочешь не хочешь приходится мельчать, разрываясь на совсем крохотные куски… Норе, разумеется, такой аспект чужд: эмоции, вызванные прилётом Суна в Нью-Йорк, навевают иные размышления. Хэй, кстати, даже выдвигает в шутку гипотезу, что в одной из прошлых жизни они были королевой и оруженосцем короля… Кто знает! Селин не скрывала, что замысел носил в значительной степени автобиографический характер. Её родители-художники эмигрировали из Республики Корея в Канаду, когда дочери было двенадцать лет, а после изучения психологии в Университете Куинс в Кингстоне, провинция Онтарио, Сон перебралась в Нью-Йорк, занявшись сочинением пьес. Но, пожалуй, ещё интереснее прозвучала история о том, что послужило непосредственным толчком к рождению сюжета фильма. Повествование начинается с того, как посетители бара, остающиеся невидимыми для зрителя, обсуждают необычную пару, сидящую за стойкой в четыре часа утра: мужчину и женщину азиатской внешности и типичного белого американца. Кем они друг другу приходятся? Родственниками, коллегами, случайными знакомыми?.. Эта беседа неизбежно вспоминается позже, когда мы уж знаем, как нелегко Норе организовать коммуникацию мужа, заучившего на корейском языке несколько обрывочных фраз, с гостем, скверно говорящим по-английски. Впрочем, когда она отлучается, выясняется, что Хэй с Артуром способны общаться вполне сносно. Дебютная постановка Сон очень хорошо прошла в прокате, собрав в общем и целом $24,8 млн. (что вдвое превысило производственный бюджет), и вызвала ещё больший художественный резонанс, начиная с премьеры на кинофестивале «Сандэнс». Обидно, конечно, что не принесло наград участие в конкурсе Берлинского МКФ и что остались нереализованными номинации на «Золотой глобус» (по премии «Оскар» итогов пока нет), но количество киносмотров не может не впечатлить. Да и положительный отзыв Кристофера Нолана – дорогого стоит! Поневоле задумаешься, благодаря чему «Прошлые жизни», лишённые не то что визуальных эффектов и компьютерной графики, а вообще любых изобразительных и драматургических изысков, не претендующие на злободневность (социальную, как в замечательной драме «Минари» /2020/ Ли Айзека Чуна, политическую, хотя бы в части исследования современных нравов), нашли такой горячий отклик. Если подходить формально, историю бывших однокашников даже к романтическим не причислишь, пусть Нора, проводив до такси Хэя, и даёт волю чувствам, так как не в силах сдержаться и не заплакать (как когда-то в школьные годы) при Артуре… События ленты представляются интересными с точки зрения практической психологии, поскольку кинематографисты (за исключением разве что мультипликаторов) на удивление редко обращаются к феномену так называемой щенячьей любви. В самом термине (в том числе в англоязычном варианте – puppy love) есть что-то уничижительное… Но если Ник Фабиано и Ричард Алан Рейд в одноимённой романтической комедии (между прочим, выпущенной немногим позже, в августе 2023-го) попытались обыграть двойной смысл выражения, то Селин обращается к сути. А что, если детское, ещё незамутнённое сознание способно лучше определить того, кто является родственной душой? И тогда настойчивость (на грани одержимости!) выросшего Суна непременно найти А Мун, уехавшую на чужбину, не покажется прихотью – ни спустя двенадцать лет, ни через двадцать четыре года. Прозрение Андрея Вознесенского, призывавшего не возвращаться к былым возлюбленным, коих нет на свете, вроде бы нашло очередное подтверждение, но… Сомнение-то всё равно останется. «Прошлые жизни» заставляют зрителей поразмышлять над тем, как легко подчас сделать неправильный выбор – совершить ошибку, которую, скорее всего, уже не получится исправить: сделанного не воротишь, сказанного не вернёшь. И даже на осознание данного обстоятельства может потребоваться много, очень много драгоценного времени. _______ 1 – Правда, чисто статистически давно уступившую (27,7% против 15,5% по данным на 2015-й год) христианству, не говоря уже о том, что большинство граждан относит себя к атеистам и агностикам.