Сложно сказать, оправдались ли расчёты правительства Уэльса, оказавшего создателям ощутимую финансовую поддержку. Желание тамошних политиков обеспечить региону (не отличающемуся, к слову, высокой плотностью населения на фоне среднестатистических показателей Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии) дополнительную притягательность как раз понятно. Вероятный успех мини-сериала мог способствовать повышенному притоку туристов, которых бы не просто радовали окрестные красоты (лесные и горные пейзажи), но и пленил ореол загадочности с сильным привкусом мистики. Государственных мужей не смутили даже криминальные мотивы, в том числе – упоминание о попытках выращивания отдельными предприимчивыми гражданами конопли (1) в товарных количествах. Крис Мркса, судя по всему, сразу не скрывал художественных амбиций сотворить «валлийский «Твин Пикс», сделав по примеру Дэвида Линча ставку на смешение бытописательства (с непременным извлечением на свет Божий пресловутых «скелетов в шкафу») и эзотерических изысканий. Общие усилия, пожалуй, не пропали втуне, поскольку «Реквием» получил определённую известность, в том числе в Северной Америке – благодаря потоковому сервису Netflix, проявившему интерес к проекту изначально. Жители города и общины Долгеллау наверняка ещё долго будут тешить залётных визитёров байками о тайном обществе последователей легендарного Джона Ди… Впрочем, не станем забегать вперёд.
Кадры пролога с самоубийством (некий пожилой человек, явно находясь в изменённом состоянии сознания, разбивается о землю, спрыгнув с крыши), хотя и не являющиеся чем-то из ряда вон выходящим по нынешним меркам, моментально настраивают на тревожный лад. Но, пожалуй, ещё более сильное впечатление производит «совпадение»: случается ещё один акт суицида, совершённый Дженис на подземной парковке прямо на глазах у изумлённой дочери Матильды Грей. Девушку, подающую надежды виолончелистку, не удовлетворяют объяснения полиции и судебно-медицинского эксперта, и дело не только во всплывших подозрительных фактах (в частности, выясняется, что мать продолжительное время употребляла антидепрессанты). Она догадывается, что причина уходит корнями в далёкое прошлое, а найденные среди личных вещей покойной фотографии – усиливают сомнения. Усиливают настолько, что Тилли, поддерживаемая лучшим другом и коллегой Харланом Файном, решает направиться туда, где женщина когда-то давно (свыше двадцати лет назад) запечатлела на плёнку незнакомых людей… Перед Лидией Уилсон, пусть пока не считающейся «звездой» (хотя кто-то наверняка отметил актрису с необычной, запоминающейся красотой в роли Калары в «Стартреке: Бесконечности» /2016/), стояла задача в чём-то посложнее, чем перед Кайлом МакЛахленом. Если специальный агент ФБР Дейл Купер прибыл для расследования конкретного преступления (обстоятельств насильственной смерти Лоры Палмер) и получал поддержку от сотрудников местных правоохранительных органов, то мисс Грей остаётся чужой для всех. И, хуже того, сама не очень понимает, что и где искать…
Первая серия «Реквиема» затягивает в водоворот экранных перипетий, как ни странно, не так основательно, как последующие. Поначалу сознание зрителя (как и героини) ещё цепляется за надежду, что ничего экстраординарного по факту не произошло – что постепенно набирающая обороты интрига получит достаточно правдоподобное, притом рациональное, объяснение. Объяснение из области психологии (или даже психиатрии), поскольку душевное здоровье человека, пережившего подобное потрясение, может и пошатнуться. К тому же, примешиваются тривиальные меркантильные соображения: Матильду приглашает остановиться в имении Ник Дин, озабоченный исключительно тем, как бы поскорее продать наследство. Вторжение «потусторонних» элементов происходит неспешно, но, к чести сценаристов Криса Мрксы и Блэйка Эйшфорда, неотвратимо – и с какого-то момента ожидаешь развязки уже с нетерпением, искренне беспокоясь за судьбу талантливой виолончелистки. Авторы вполне открыто ориентируются на славную национальную (уточним: общебританскую) традицию параноидальных триллеров и хорроров, заставляя гадать, в какую сторону клонят. Имеет ли место тотальный, всепроникающий заговор, частью которого (глупцом, завлечённым в гигантскую клетку из ивовых прутьев, как в «культовой» постановке Робина Харди «Плетёный человек» /1973/) предначертано стать гостье? Или всё куда банальнее и… не лишено изрядного абсурда, как в «Типа крутых легавых» /2007/ Эдгара Райта?! Во всяком случае констебль Пи-Си Грейв производит впечатление добросовестной и неподкупной блюстительницы закона, не верящей Грей исключительно в силу профессиональной привычки.
Потревожив тень Джона Ди, создатели мини-сериала поневоле подключились к давней полемике относительно исследований знаменитого придворного учёного и астролога в области так называемой енохианской магии. Скептики склонны приписывать создание системы медиуму Эдварду Келли, считая того мошенником, ловко вытягивавшим средства из состоятельного единомышленника. Но если Ди действительно удалось постичь великий секрет – овладеть языком ангелов, наделяющим властью над вселяющими трепет бесплотными сущностями?! И если, в свою очередь, его последователи сумели пронести тайну сквозь века?.. В «Твин Пиксе», к слову, тоже хватало локальных заговоров – с той разницей, что Дэвид Линч всё-таки не позволял себе удариться в конспирологию, делая неявную оговорку, что могущество каждой из теневых структур (в том числе из пугающих потусторонних сфер) ограничено. Однако Мкрсу роднит с американским коллегой установка в том духе, что, доискиваясь сути феноменов, индивид (агент Купер и Грей) одновременно углубляется в себя, погружается внутрь собственной натуры, совершает путешествие в поисках утраченного – напрочь забытого – «я».
Что и говорить, завораживающее зрелище! Жаль только, что в финале «Реквиема» у авторов, так сказать, дрогнула рука – и странноватая (не туманная, а именно странная) развязка волей-неволей воспринимается уступкой ожиданиям публики. Представляется желанием поставить жирную точку (причём не лишив продюсеров возможности запустить в производство гипотетическое продолжение) там, где, уж скорее, напрашивалось многоточие… Дело даже не в спорности подобного исхода с моральной точки зрения. Как ни парадоксально, не очень веришь в столь радикальное – практически мгновенное – преображение личности. В месте, где «ангелы поют такими злыми голосами» (прямо по Владимиру Высоцкому!), всё обманчиво и зыбко, не имеет дна и вообще твёрдой опоры. Матильда же не просто избежала печальной участи «глупца» Ника Хоуи, сожжённого на гигантском ритуальном костре, не просто реконструировала картину того, что случилось двадцать три года назад в далёком Уэльсе, не просто помогла восстановлению попранной справедливости. Щедрый жест с наделением героини особой силой видится упрощением сложных явлений – и служит, следовательно, слабоватым разрешением мощной драматической ситуации. Впрочем, обозначенный недостаток не настолько велик, чтобы не оценить по достоинству мини-сериал в целом.
_______
1 – Любопытно, что проблему в схожем ключе (правда, более обстоятельно и… язвительно) вскоре осветит в «Джентльменах» /2019/ Гай Ричи.
9
,2
2018, Триллеры
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сложно сказать, оправдались ли расчёты правительства Уэльса, оказавшего создателям ощутимую финансовую поддержку. Желание тамошних политиков обеспечить региону (не отличающемуся, к слову, высокой плотностью населения на фоне среднестатистических показателей Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии) дополнительную притягательность как раз понятно. Вероятный успех мини-сериала мог способствовать повышенному притоку туристов, которых бы не просто радовали окрестные красоты (лесные и горные пейзажи), но и пленил ореол загадочности с сильным привкусом мистики. Государственных мужей не смутили даже криминальные мотивы, в том числе – упоминание о попытках выращивания отдельными предприимчивыми гражданами конопли (1) в товарных количествах. Крис Мркса, судя по всему, сразу не скрывал художественных амбиций сотворить «валлийский «Твин Пикс», сделав по примеру Дэвида Линча ставку на смешение бытописательства (с непременным извлечением на свет Божий пресловутых «скелетов в шкафу») и эзотерических изысканий. Общие усилия, пожалуй, не пропали втуне, поскольку «Реквием» получил определённую известность, в том числе в Северной Америке – благодаря потоковому сервису Netflix, проявившему интерес к проекту изначально. Жители города и общины Долгеллау наверняка ещё долго будут тешить залётных визитёров байками о тайном обществе последователей легендарного Джона Ди… Впрочем, не станем забегать вперёд. Кадры пролога с самоубийством (некий пожилой человек, явно находясь в изменённом состоянии сознания, разбивается о землю, спрыгнув с крыши), хотя и не являющиеся чем-то из ряда вон выходящим по нынешним меркам, моментально настраивают на тревожный лад. Но, пожалуй, ещё более сильное впечатление производит «совпадение»: случается ещё один акт суицида, совершённый Дженис на подземной парковке прямо на глазах у изумлённой дочери Матильды Грей. Девушку, подающую надежды виолончелистку, не удовлетворяют объяснения полиции и судебно-медицинского эксперта, и дело не только во всплывших подозрительных фактах (в частности, выясняется, что мать продолжительное время употребляла антидепрессанты). Она догадывается, что причина уходит корнями в далёкое прошлое, а найденные среди личных вещей покойной фотографии – усиливают сомнения. Усиливают настолько, что Тилли, поддерживаемая лучшим другом и коллегой Харланом Файном, решает направиться туда, где женщина когда-то давно (свыше двадцати лет назад) запечатлела на плёнку незнакомых людей… Перед Лидией Уилсон, пусть пока не считающейся «звездой» (хотя кто-то наверняка отметил актрису с необычной, запоминающейся красотой в роли Калары в «Стартреке: Бесконечности» /2016/), стояла задача в чём-то посложнее, чем перед Кайлом МакЛахленом. Если специальный агент ФБР Дейл Купер прибыл для расследования конкретного преступления (обстоятельств насильственной смерти Лоры Палмер) и получал поддержку от сотрудников местных правоохранительных органов, то мисс Грей остаётся чужой для всех. И, хуже того, сама не очень понимает, что и где искать… Первая серия «Реквиема» затягивает в водоворот экранных перипетий, как ни странно, не так основательно, как последующие. Поначалу сознание зрителя (как и героини) ещё цепляется за надежду, что ничего экстраординарного по факту не произошло – что постепенно набирающая обороты интрига получит достаточно правдоподобное, притом рациональное, объяснение. Объяснение из области психологии (или даже психиатрии), поскольку душевное здоровье человека, пережившего подобное потрясение, может и пошатнуться. К тому же, примешиваются тривиальные меркантильные соображения: Матильду приглашает остановиться в имении Ник Дин, озабоченный исключительно тем, как бы поскорее продать наследство. Вторжение «потусторонних» элементов происходит неспешно, но, к чести сценаристов Криса Мрксы и Блэйка Эйшфорда, неотвратимо – и с какого-то момента ожидаешь развязки уже с нетерпением, искренне беспокоясь за судьбу талантливой виолончелистки. Авторы вполне открыто ориентируются на славную национальную (уточним: общебританскую) традицию параноидальных триллеров и хорроров, заставляя гадать, в какую сторону клонят. Имеет ли место тотальный, всепроникающий заговор, частью которого (глупцом, завлечённым в гигантскую клетку из ивовых прутьев, как в «культовой» постановке Робина Харди «Плетёный человек» /1973/) предначертано стать гостье? Или всё куда банальнее и… не лишено изрядного абсурда, как в «Типа крутых легавых» /2007/ Эдгара Райта?! Во всяком случае констебль Пи-Си Грейв производит впечатление добросовестной и неподкупной блюстительницы закона, не верящей Грей исключительно в силу профессиональной привычки. Потревожив тень Джона Ди, создатели мини-сериала поневоле подключились к давней полемике относительно исследований знаменитого придворного учёного и астролога в области так называемой енохианской магии. Скептики склонны приписывать создание системы медиуму Эдварду Келли, считая того мошенником, ловко вытягивавшим средства из состоятельного единомышленника. Но если Ди действительно удалось постичь великий секрет – овладеть языком ангелов, наделяющим властью над вселяющими трепет бесплотными сущностями?! И если, в свою очередь, его последователи сумели пронести тайну сквозь века?.. В «Твин Пиксе», к слову, тоже хватало локальных заговоров – с той разницей, что Дэвид Линч всё-таки не позволял себе удариться в конспирологию, делая неявную оговорку, что могущество каждой из теневых структур (в том числе из пугающих потусторонних сфер) ограничено. Однако Мкрсу роднит с американским коллегой установка в том духе, что, доискиваясь сути феноменов, индивид (агент Купер и Грей) одновременно углубляется в себя, погружается внутрь собственной натуры, совершает путешествие в поисках утраченного – напрочь забытого – «я». Что и говорить, завораживающее зрелище! Жаль только, что в финале «Реквиема» у авторов, так сказать, дрогнула рука – и странноватая (не туманная, а именно странная) развязка волей-неволей воспринимается уступкой ожиданиям публики. Представляется желанием поставить жирную точку (причём не лишив продюсеров возможности запустить в производство гипотетическое продолжение) там, где, уж скорее, напрашивалось многоточие… Дело даже не в спорности подобного исхода с моральной точки зрения. Как ни парадоксально, не очень веришь в столь радикальное – практически мгновенное – преображение личности. В месте, где «ангелы поют такими злыми голосами» (прямо по Владимиру Высоцкому!), всё обманчиво и зыбко, не имеет дна и вообще твёрдой опоры. Матильда же не просто избежала печальной участи «глупца» Ника Хоуи, сожжённого на гигантском ритуальном костре, не просто реконструировала картину того, что случилось двадцать три года назад в далёком Уэльсе, не просто помогла восстановлению попранной справедливости. Щедрый жест с наделением героини особой силой видится упрощением сложных явлений – и служит, следовательно, слабоватым разрешением мощной драматической ситуации. Впрочем, обозначенный недостаток не настолько велик, чтобы не оценить по достоинству мини-сериал в целом. _______ 1 – Любопытно, что проблему в схожем ключе (правда, более обстоятельно и… язвительно) вскоре осветит в «Джентльменах» /2019/ Гай Ричи.