Идет Великая Отечественная война. В самые тяжелые моменты страну спасут обычные парни. Один из них – таежный охотник, становится знаменитым снайпером. Смотрите сериал «Самогон», историю о том, как простой человек превращается в героя.
Как любил приговаривать один военный, обладающий незаурядным чувством юмора (еще он имел привычку закладывать руку за обшлаг своего серого сюртука, а дрожание его левой икры считалось великим признаком), от великого до смешного один шаг. Эта мысль поддается логической пролонгации: а от смешного до ужасного и того меньше. Об этом история про человека, носившего забавное прозвище и занимающегося ремеслом весьма сурового свойства. Это советский снайпер времен ВОВ, которому сослуживцы дали прозвище Самогон.
Поздняя осень 1942 года, немцы активно наступают на юго-западном (если смотреть от Москвы) направлении. Им противостоят новобранцы, прибывшие из Сибири. И в первом же бою неподготовленные молодые бойцы оказывают матерому врагу упорное сопротивление. Это становится возможным в том числе и благодаря умелым действиям всего одного бойца. Николай Слепков по прозвищу Самогон (роль исполнил Юрий Дейнекин) – отменный стрелок, он одного за другим укладывает фашистов, вынуждая их обратиться в бегство. Так начинается боевой путь снайпера, на счету которого несколько сотен уничтоженных вражеских солдат и офицеров.
Очередная лубочная картина, долженствующая выполнить свою скромную роль в сфере военно-патриотической пропаганды. Каноны жанра в целом соблюдены: тяжелая пора, страна на грани гибели. Обычный советский человек, молодой парень, чуждый тщеславия, становится тем самым гвоздем, отсутствие которого в кузнице по словам одного поэта приводит к бегству целой армии. К счастью для нынешних поколений, среди наших советских предков с избытком нашлось тех, про кого уже другой поэт сказал:
- Гвозди бы делать из этих людей:
- Крепче бы не было в мире гвоздей.
Если оценивать сериал как пропагандистский продукт, особых претензий к его качеству не возникает. А вот о каких-то выдающихся художественных достоинствах картины, к сожалению, разговор лучше не начинать, потому что в этом случае придется подбирать метафоры уже иного рода. Речь зайдет не о гвоздях, а об одном полезном инструменте, который использовался при написании сюжета, проработке характеров персонажей и съемках тех или иных эпизодов: топорная работа.
Итак, драматургическим каркасом истории служит несколько коллизий. Первая (и основная) позаимствована из хитового фильма про Фореста Гампа. Юноша-аутист оказывается ввергнутым в водоворот напряженных событий, и он несмотря на кажущуюся неприспособленность к подобным передрягам с честью выходит изо всех испытаний, посрамляя недругов и поражая супостатов. Нелюдимый обитатель таежной деревни, прибывший в составе сибирского пополнения на фронт, демонстрирует навыки искусного охотника. Вот только вместо мохнатых-хвостатых мишеней его целью становятся хищники более опасные: свора фашистских оккупантов, в том числе и группа элитных снайперов-чемпионов.
Процедура превращения угрюмого недотепы в супер-бойца занимает несколько эпизодов, которые авторы сериала уснащают множеством прикольных диалогов и невероятных деталей. Самогон пререкается с командиром, достигая юмористического эффекта благодаря чересчур буквальному пониманию формализованного казенного словаря, используемого в воинской среде. Сказано «кругом», значит поворачиваешься не на 180 градусов (как по уставу), а на 360 (как по учебнику геометрии). Командир психует, сослуживцы ржут-не-могут, зритель слегка улыбается.
Потом наступает черед анекдотов о первых проявлениях супер-меткости. Три пули в центр мишени и недоумение начальства по этому поводу. Над такой же байкой, которую насочинял Фенимор Купер про своего Кожаного Чулка, прикалывался еще ехидный Марк Твен, только там был гвоздь с окрашенной в белое головкой, который в три приема вбивали в ствол дерева пули охотника не из сибирских, а заокеанских дебрей. Наверное, сценаристы «Самогона» в детстве баловались книжками про индейцев и крепко ушибли теми сюжетами свой креатив.
Наступает время испытания суперсилы главного героя в полевых условиях. Эпизод боевого крещения Николая Слепкова провален начисто. Сцена, в которой фашисты маршируют на окопавшихся красноармейцев, могла быть вообще позаимствована из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964). Тамошние буржуины примерно таким же манером атаковали доблестных мальчишей: в полный рост, плотными шеренгами без сопровождения бронетехники. Не удивительно, что и драпанули фрицы из «Самогона» столь же стремительно, что и воинство Главного Буржуина в экранизации повести Аркадия Гайдара (тоже, наверное, входила в круг чтения создателей проекта). Да и в целом антураж военного времени в сериале хромает: вход в здание, где размещается командование части, отведенной в ближний тыл для подготовки пополнения, освещается какими-то полыхающими кострами. А как же светомаскировка?
Вторая линия драматургических конфликтов пролегает уже не между немцами и нашими, она делит военнослужащих Красной Армии на честных, добрых и в целом положительных обладателей выдержанного характера (чуть не сказал – истинных арийцев) и каких-то суетливых мелкотравчатых прохвостов, норовящих не поверить в снайперские таланты Самогона. Таковыми выступают его ротный командир старлей Провоторов и завистник-односельчанин сержант Щапов. Эта парочка с хитрющими гримасами на физиономиях строит козни и организует мелкие пакости главному герою. Чем им по большому счету не угодил Слепков – сказать не так просто. Возможно, ими движет уязвленное самолюбие, зависть и абсолютно бессмысленная, но нередко наблюдаемая среди людей стервозность. Но это вполне приемлемый повод для внутриофисных интриг в глубоко мирное время. На фронте под огнем противника подобные происки выглядят как-то неубедительно и совершенно глупо. Понятно, что создателям сериала нужен хоть какой-то внутренний конфликт, вот им и приходится. По той же причине введена и сюжетная линия с Зойкой-ППЖойкой: нужно ведь слегка приласкать нашего героя нежным дамским взглядом, без романтической составляющей нас не поймет дамская часть целевой аудитории.
Если вычленить из сюжета эти шероховатости, получится умеренно увлекательная история, очередной наш ответ на голливудские попытки приписать победу в великой войне своим летчикам, танкистам и морякам. Наши снайперы тоже поработали над оптимизацией численного состава противника. Это делали и настоящие снайперы, такие, как Михаил Сурков (702 убитых немца), Владимир Салбиев (601 мертвый нацист), Василий Квачантирадзе (534 вражеских трупа), и их экранное отражение – Николай Слепков по прозвищу Самогон. Не подумайте плохого: он вовсе не алкоголик, а охотник одиночка, самостоятельно загоняющий дичь.
8
,3
2023, Россия, Военные
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Идет Великая Отечественная война. В самые тяжелые моменты страну спасут обычные парни. Один из них – таежный охотник, становится знаменитым снайпером. Смотрите сериал «Самогон», историю о том, как простой человек превращается в героя. Как любил приговаривать один военный, обладающий незаурядным чувством юмора (еще он имел привычку закладывать руку за обшлаг своего серого сюртука, а дрожание его левой икры считалось великим признаком), от великого до смешного один шаг. Эта мысль поддается логической пролонгации: а от смешного до ужасного и того меньше. Об этом история про человека, носившего забавное прозвище и занимающегося ремеслом весьма сурового свойства. Это советский снайпер времен ВОВ, которому сослуживцы дали прозвище Самогон. Поздняя осень 1942 года, немцы активно наступают на юго-западном (если смотреть от Москвы) направлении. Им противостоят новобранцы, прибывшие из Сибири. И в первом же бою неподготовленные молодые бойцы оказывают матерому врагу упорное сопротивление. Это становится возможным в том числе и благодаря умелым действиям всего одного бойца. Николай Слепков по прозвищу Самогон (роль исполнил Юрий Дейнекин) – отменный стрелок, он одного за другим укладывает фашистов, вынуждая их обратиться в бегство. Так начинается боевой путь снайпера, на счету которого несколько сотен уничтоженных вражеских солдат и офицеров. Очередная лубочная картина, долженствующая выполнить свою скромную роль в сфере военно-патриотической пропаганды. Каноны жанра в целом соблюдены: тяжелая пора, страна на грани гибели. Обычный советский человек, молодой парень, чуждый тщеславия, становится тем самым гвоздем, отсутствие которого в кузнице по словам одного поэта приводит к бегству целой армии. К счастью для нынешних поколений, среди наших советских предков с избытком нашлось тех, про кого уже другой поэт сказал: - Гвозди бы делать из этих людей: - Крепче бы не было в мире гвоздей. Если оценивать сериал как пропагандистский продукт, особых претензий к его качеству не возникает. А вот о каких-то выдающихся художественных достоинствах картины, к сожалению, разговор лучше не начинать, потому что в этом случае придется подбирать метафоры уже иного рода. Речь зайдет не о гвоздях, а об одном полезном инструменте, который использовался при написании сюжета, проработке характеров персонажей и съемках тех или иных эпизодов: топорная работа. Итак, драматургическим каркасом истории служит несколько коллизий. Первая (и основная) позаимствована из хитового фильма про Фореста Гампа. Юноша-аутист оказывается ввергнутым в водоворот напряженных событий, и он несмотря на кажущуюся неприспособленность к подобным передрягам с честью выходит изо всех испытаний, посрамляя недругов и поражая супостатов. Нелюдимый обитатель таежной деревни, прибывший в составе сибирского пополнения на фронт, демонстрирует навыки искусного охотника. Вот только вместо мохнатых-хвостатых мишеней его целью становятся хищники более опасные: свора фашистских оккупантов, в том числе и группа элитных снайперов-чемпионов. Процедура превращения угрюмого недотепы в супер-бойца занимает несколько эпизодов, которые авторы сериала уснащают множеством прикольных диалогов и невероятных деталей. Самогон пререкается с командиром, достигая юмористического эффекта благодаря чересчур буквальному пониманию формализованного казенного словаря, используемого в воинской среде. Сказано «кругом», значит поворачиваешься не на 180 градусов (как по уставу), а на 360 (как по учебнику геометрии). Командир психует, сослуживцы ржут-не-могут, зритель слегка улыбается. Потом наступает черед анекдотов о первых проявлениях супер-меткости. Три пули в центр мишени и недоумение начальства по этому поводу. Над такой же байкой, которую насочинял Фенимор Купер про своего Кожаного Чулка, прикалывался еще ехидный Марк Твен, только там был гвоздь с окрашенной в белое головкой, который в три приема вбивали в ствол дерева пули охотника не из сибирских, а заокеанских дебрей. Наверное, сценаристы «Самогона» в детстве баловались книжками про индейцев и крепко ушибли теми сюжетами свой креатив. Наступает время испытания суперсилы главного героя в полевых условиях. Эпизод боевого крещения Николая Слепкова провален начисто. Сцена, в которой фашисты маршируют на окопавшихся красноармейцев, могла быть вообще позаимствована из фильма «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964). Тамошние буржуины примерно таким же манером атаковали доблестных мальчишей: в полный рост, плотными шеренгами без сопровождения бронетехники. Не удивительно, что и драпанули фрицы из «Самогона» столь же стремительно, что и воинство Главного Буржуина в экранизации повести Аркадия Гайдара (тоже, наверное, входила в круг чтения создателей проекта). Да и в целом антураж военного времени в сериале хромает: вход в здание, где размещается командование части, отведенной в ближний тыл для подготовки пополнения, освещается какими-то полыхающими кострами. А как же светомаскировка? Вторая линия драматургических конфликтов пролегает уже не между немцами и нашими, она делит военнослужащих Красной Армии на честных, добрых и в целом положительных обладателей выдержанного характера (чуть не сказал – истинных арийцев) и каких-то суетливых мелкотравчатых прохвостов, норовящих не поверить в снайперские таланты Самогона. Таковыми выступают его ротный командир старлей Провоторов и завистник-односельчанин сержант Щапов. Эта парочка с хитрющими гримасами на физиономиях строит козни и организует мелкие пакости главному герою. Чем им по большому счету не угодил Слепков – сказать не так просто. Возможно, ими движет уязвленное самолюбие, зависть и абсолютно бессмысленная, но нередко наблюдаемая среди людей стервозность. Но это вполне приемлемый повод для внутриофисных интриг в глубоко мирное время. На фронте под огнем противника подобные происки выглядят как-то неубедительно и совершенно глупо. Понятно, что создателям сериала нужен хоть какой-то внутренний конфликт, вот им и приходится. По той же причине введена и сюжетная линия с Зойкой-ППЖойкой: нужно ведь слегка приласкать нашего героя нежным дамским взглядом, без романтической составляющей нас не поймет дамская часть целевой аудитории. Если вычленить из сюжета эти шероховатости, получится умеренно увлекательная история, очередной наш ответ на голливудские попытки приписать победу в великой войне своим летчикам, танкистам и морякам. Наши снайперы тоже поработали над оптимизацией численного состава противника. Это делали и настоящие снайперы, такие, как Михаил Сурков (702 убитых немца), Владимир Салбиев (601 мертвый нацист), Василий Квачантирадзе (534 вражеских трупа), и их экранное отражение – Николай Слепков по прозвищу Самогон. Не подумайте плохого: он вовсе не алкоголик, а охотник одиночка, самостоятельно загоняющий дичь.