То, что американцы толпами ринулись в кинотеатры смотреть триллер «Собиратель душ», удивления не вызывает. В премьерный уикенд кассовые сборы перекрыли относительно скромный (оцениваемый в пределах $10 млн.) бюджет, а общий результат – $108,9 млн. – оказался лучшим для игровых картин с участием Николаса Кейджа со времён кинокомикса «Призрачный гонщик 2» /2011/. Фильм и сам по себе получился замечательным, но в данном случае не меньший интерес представляет изобретательная (1) маркетинговая кампания. Сотрудники дистрибьютора Neon с согласия режиссёра-сценариста позволили себе «чуть-чуть пошалить», заинтриговав многомиллионную аудиторию тизерами с зашифрованными посланиями, разместив рекламные щиты с номером телефона (предварительно записав на автоответчик послания от персонажа-маньяка), выложив на сайтах подробности якобы совершённых преступлений. Наконец, личность ведущей «звезды» долгое время не афишировалась – и даже Майка Монро, впервые увидев (на съёмках сцены допроса) загримированного партнёра, пришла в неподдельный ужас. Всё это заставляет вспомнить не только грамотно подогретый ажиотаж публики в преддверии выхода «Ведьмы из Блэр: Курсовой с того света» /1999/, но и шумиху, сопутствовавшую российской премьере биографической ленты «Высоцкий. Спасибо, что живой» /2011/. Блестящая работа!
Впрочем, ещё сильнее «Собиратель душ» поразил тем, как стремительно творчески вырос Оз Перкинс. Он и в прежних постановках, начиная с дебюта под названием «Февраль» /2015/, убеждал мастерством создания на кинополотне мрачной, медленно обволакивающей, пугающей атмосферы, но… впечатление неизменно портилось из-за поверхностных (чтобы не сказать «примитивных») представлений о людской природе. На сей раз Озгуд резко приблизился к интуитивному постижению тайн той бездны человеческого бессознательного, дверь в которую, помнится, приоткрывали картины с участием Энтони, отца режиссёра: от «Психо» /1960/ до язвительных «Преступлений на почве страсти» /1984/. Вдобавок будет нелишне вспомнить, что в продолжении хичкоковского шедевра Перкинс-младший сыграл не кого иного, как юного Нормана Бейтса. Вот и теперь приметы присутствия дьявола заметит разве что очень дотошный зритель (при желании можно насчитать не менее десяти кратких появлений в кадре мерзкой козлиноподобной морды), однако незримое доминирование зла – чувствуется сразу. Под занавес же «Длинноногий», полуприкрыв глаза, прямо воздаёт хвалу сатане – словно в насмешку над Ли Харкер, только что отважившейся на отчаянный шаг, застрелив собственную мать.
Мистические (религиозно-эзотерические) мотивы вплетены авторами в ткань повествования достаточно тонко, чтобы «Собиратель душ» воспринимался в духе напряжённых, стилистически выверенных триллеров Джонатана Демме, Дэвида Финчера, Дени Вильнёва, посвящённых розыскам неуловимых серийных убийц. Юридически подкованная коллега резонно напоминает мисс Харкер, что дьяволопоклонничество как таковое в Соединённых Штатах не запрещено законом – и что задержанного Дейла Коббла, следовательно, не получится долго удерживать исключительно на основании обнаруженной при нём оккультной атрибутики. Необходимо найти неопровержимые доказательства связи с преступлениями, а ведь экспертиза неизменно указывала на отсутствие в домах жертв посторонних лиц – и происхождение зашифрованных записок за подписью «Длинноногого» ставило в тупик… По мере погружения Ли в изучение обстоятельств уголовных дел волей-неволей укрепляешься в подозрениях, что своим «ясновидением» девушка обязана не столько сверхъестественным способностям, сколько памяти: так или иначе прорываются фрагменты воспоминаний, заблокированных из-за полученной в детстве психической травмы.
Сложно не оценить грустную иронию режиссёра-сценариста по поводу ассоциаций с фигурой навязчивой родительницы Нормана Бейтса, которые наверняка возникнут у части публики. Рут на поверку сделала нечто противоположное – пошла на услужение к врагу рода человеческого ради защиты дочери. Старый как мир конфликт долга и чувства, развернувшийся в душе Ли, заиграл новыми красками, а в кульминационный момент коллизия достигает огромной эмоциональной силы. И всё-таки замысел фильма, к чести Оза, этим далеко не исчерпывается. На стене кабинета агента Картера, взявшего шефство над молодой, но перспективной (отлично проявившей себя на первом же оперативном мероприятии) сотрудницей, висит портрет президента Билла Клинтона, что позволяет быстро определить историческую эпоху. Соответственно, воспоминания об инциденте с жутким незнакомцем относятся к детству героини, пришедшемуся на середину семидесятых. Авторы оттолкнулись от печально известной (охватившей США, Великобританию и ЮАР в 1980-е) т.н. сатанинской паники, когда среди обывателей распространились слухи о ритуальных убийствах, жертвоприношениях людей и т.д. Но по мере развития перипетий становится понятно, что «Собиратель душ» лишь формально обращён в прошлое.
Ведь финальные кадры с растерянным взглядом Ли (револьвер так и не выстрелил в куклу) и нагло ухмыляющимся «Длинноногим», как ни крути, обращены напрямую в зрительный зал. Тем самым Озгуд Роберт Перкинс II прозрачно намекнул, что поведал об истоках трендов общественной жизни, наблюдаемых сегодня. Это раньше действовали тайные секты, как в «Князе тьмы» /1987/, и одиночки-отщепенцы, будто бы наставляемые голосами из преисподней. Ныне же – философские и эстетические элементы дьяволизма внедряются в официальную культурно-идеологическую доктрину Запада (и гордо выставляются на всеобщее обозрение в телешоу, например, на Евровидении, на церемониях открытия и закрытия Игр XXXIII Олимпиады). Коббл явно поспешил совершить акт суицида на глазах у растерянной мисс Харкер, непосредственно в ходе допроса… Нетрудно представить себе, какое будущее ждёт агента ФБР с учётом того, что сатана ещё усерднее продолжит собирать души на земле Соединённых Штатов.
_______
1 – Но вместе с тем – не слишком дорогостоящая по голливудским меркам: затраты составили величину, соизмеримую с производственными расходами.
4
,8
2024, Ужасы
100 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
То, что американцы толпами ринулись в кинотеатры смотреть триллер «Собиратель душ», удивления не вызывает. В премьерный уикенд кассовые сборы перекрыли относительно скромный (оцениваемый в пределах $10 млн.) бюджет, а общий результат – $108,9 млн. – оказался лучшим для игровых картин с участием Николаса Кейджа со времён кинокомикса «Призрачный гонщик 2» /2011/. Фильм и сам по себе получился замечательным, но в данном случае не меньший интерес представляет изобретательная (1) маркетинговая кампания. Сотрудники дистрибьютора Neon с согласия режиссёра-сценариста позволили себе «чуть-чуть пошалить», заинтриговав многомиллионную аудиторию тизерами с зашифрованными посланиями, разместив рекламные щиты с номером телефона (предварительно записав на автоответчик послания от персонажа-маньяка), выложив на сайтах подробности якобы совершённых преступлений. Наконец, личность ведущей «звезды» долгое время не афишировалась – и даже Майка Монро, впервые увидев (на съёмках сцены допроса) загримированного партнёра, пришла в неподдельный ужас. Всё это заставляет вспомнить не только грамотно подогретый ажиотаж публики в преддверии выхода «Ведьмы из Блэр: Курсовой с того света» /1999/, но и шумиху, сопутствовавшую российской премьере биографической ленты «Высоцкий. Спасибо, что живой» /2011/. Блестящая работа! Впрочем, ещё сильнее «Собиратель душ» поразил тем, как стремительно творчески вырос Оз Перкинс. Он и в прежних постановках, начиная с дебюта под названием «Февраль» /2015/, убеждал мастерством создания на кинополотне мрачной, медленно обволакивающей, пугающей атмосферы, но… впечатление неизменно портилось из-за поверхностных (чтобы не сказать «примитивных») представлений о людской природе. На сей раз Озгуд резко приблизился к интуитивному постижению тайн той бездны человеческого бессознательного, дверь в которую, помнится, приоткрывали картины с участием Энтони, отца режиссёра: от «Психо» /1960/ до язвительных «Преступлений на почве страсти» /1984/. Вдобавок будет нелишне вспомнить, что в продолжении хичкоковского шедевра Перкинс-младший сыграл не кого иного, как юного Нормана Бейтса. Вот и теперь приметы присутствия дьявола заметит разве что очень дотошный зритель (при желании можно насчитать не менее десяти кратких появлений в кадре мерзкой козлиноподобной морды), однако незримое доминирование зла – чувствуется сразу. Под занавес же «Длинноногий», полуприкрыв глаза, прямо воздаёт хвалу сатане – словно в насмешку над Ли Харкер, только что отважившейся на отчаянный шаг, застрелив собственную мать. Мистические (религиозно-эзотерические) мотивы вплетены авторами в ткань повествования достаточно тонко, чтобы «Собиратель душ» воспринимался в духе напряжённых, стилистически выверенных триллеров Джонатана Демме, Дэвида Финчера, Дени Вильнёва, посвящённых розыскам неуловимых серийных убийц. Юридически подкованная коллега резонно напоминает мисс Харкер, что дьяволопоклонничество как таковое в Соединённых Штатах не запрещено законом – и что задержанного Дейла Коббла, следовательно, не получится долго удерживать исключительно на основании обнаруженной при нём оккультной атрибутики. Необходимо найти неопровержимые доказательства связи с преступлениями, а ведь экспертиза неизменно указывала на отсутствие в домах жертв посторонних лиц – и происхождение зашифрованных записок за подписью «Длинноногого» ставило в тупик… По мере погружения Ли в изучение обстоятельств уголовных дел волей-неволей укрепляешься в подозрениях, что своим «ясновидением» девушка обязана не столько сверхъестественным способностям, сколько памяти: так или иначе прорываются фрагменты воспоминаний, заблокированных из-за полученной в детстве психической травмы. Сложно не оценить грустную иронию режиссёра-сценариста по поводу ассоциаций с фигурой навязчивой родительницы Нормана Бейтса, которые наверняка возникнут у части публики. Рут на поверку сделала нечто противоположное – пошла на услужение к врагу рода человеческого ради защиты дочери. Старый как мир конфликт долга и чувства, развернувшийся в душе Ли, заиграл новыми красками, а в кульминационный момент коллизия достигает огромной эмоциональной силы. И всё-таки замысел фильма, к чести Оза, этим далеко не исчерпывается. На стене кабинета агента Картера, взявшего шефство над молодой, но перспективной (отлично проявившей себя на первом же оперативном мероприятии) сотрудницей, висит портрет президента Билла Клинтона, что позволяет быстро определить историческую эпоху. Соответственно, воспоминания об инциденте с жутким незнакомцем относятся к детству героини, пришедшемуся на середину семидесятых. Авторы оттолкнулись от печально известной (охватившей США, Великобританию и ЮАР в 1980-е) т.н. сатанинской паники, когда среди обывателей распространились слухи о ритуальных убийствах, жертвоприношениях людей и т.д. Но по мере развития перипетий становится понятно, что «Собиратель душ» лишь формально обращён в прошлое. Ведь финальные кадры с растерянным взглядом Ли (револьвер так и не выстрелил в куклу) и нагло ухмыляющимся «Длинноногим», как ни крути, обращены напрямую в зрительный зал. Тем самым Озгуд Роберт Перкинс II прозрачно намекнул, что поведал об истоках трендов общественной жизни, наблюдаемых сегодня. Это раньше действовали тайные секты, как в «Князе тьмы» /1987/, и одиночки-отщепенцы, будто бы наставляемые голосами из преисподней. Ныне же – философские и эстетические элементы дьяволизма внедряются в официальную культурно-идеологическую доктрину Запада (и гордо выставляются на всеобщее обозрение в телешоу, например, на Евровидении, на церемониях открытия и закрытия Игр XXXIII Олимпиады). Коббл явно поспешил совершить акт суицида на глазах у растерянной мисс Харкер, непосредственно в ходе допроса… Нетрудно представить себе, какое будущее ждёт агента ФБР с учётом того, что сатана ещё усерднее продолжит собирать души на земле Соединённых Штатов. _______ 1 – Но вместе с тем – не слишком дорогостоящая по голливудским меркам: затраты составили величину, соизмеримую с производственными расходами.