Удивительно было видеть в фильмографии Тарковского фильм из жанра научной фантастики. У нас с этим жанром не совсем дружат, поэтому очень странно и смело, что кто-то отважился снять хороший фильм в этом направлении и призадумавшись, нет ничего удивительного в том, что его захотел снять именно Тарковский. Это большой простор для фантазии, где гений режиссера мог раскрыться в полной мере. Благо есть и некоторые обстоятельства, которые подготовили почву. Люди до сих пор горды первым человеком в космосе, который оказался русским, чего говорить о тех временах, когда все это было в самом разгаре. И “Космическая Одиссея” Стэнли Кубрика, сделавшая чуть ли не революцию в жанре научной фантастики. Причем стоит отметить, что некоторые сходства с Кубриковским фильмом есть, поэтому их можно считать похожими. Может “Солярис” не так красив и не настолько пестрит образами, хотя и здесь их множество, но все же он очень хорош по содержанию. Данные фильмы можно назвать философскими.
Люди долгое время изучают “Соляристику” - науку, посвященную лишь одной планете, Солярис, где центральное место занимает океан, который на самом деле не так прост, хранит в себе море тайн и загадок, которые возможно не все предстоит человеку узнать. За такое время прогресс изучения продвинулся не на много, нет рационального объяснения, все видят какие-то галлюцинации. Главный герой фильма отправляется на корабль, где находятся еще двое ученых, так долго пытающихся познать этот океан. Раньше их было трое, один покончил самоубийством, здесь и начинается мир тайн, загадок и самого, что ни есть ужаса! Ведь неизвестность пугает больше всего.
Океан имеет в себе множество характеристик, что позволяет говорить о нем, как о цельном существе. Он оказывается живой, может мыслить, меняться, чувствовать, слушать и влиять на сознание людей. Причем он настолько умен, что нашел лазейку в в человеке, его слабое место, через которое океан может действовать и человек ничего не сможет с этим поделать - это сон. Всем рано или поздно захочется спать и тогда океан начнет влиять на сознания, заходя в самые потайные уголки нашего мозга и извлекать все наши слабости, и самое дорогое, что у нас есть. Как выяснилось, существо взаимодействует с совестью человека, это, наверняка, не просто так, ведь совесть нас координирует и взяв над ней контроль можно манипулировать всем человеком. Легко и просто в такую ситуацию попадает главный герой, к которому является его умершая 10 лет назад жена, покончившая самоубийством. Подобное случилось не просто так, а из-за конфликта, в котором есть вина и героя.
Наши мысли в данном случае могут материализоваться благодаря нам самим, существо взявшее контроль - всесильно перед уязвимым человеческим разумом, люди сами потом начинают загонять себя в хитрую ловушку, предпочитая желаемую иллюзию действительности. И тут дело не в случае или слабости, все мы такие, откинем все, чтобы оставить только самое дорогое, однако дальнейшая материализация иллюзии и стирание грани между двумя мирами приводит всегда к трагическому у того или иного человека. Что является конечным? Страх или что-то еще, но, наверняка, из-за подобного злоупотребления и слепому следованию воли океана Гибарян и закончил самоубийством. В то время, как Сарториус и Снаут научились противостоять, хоть и на них это не очень хорошо сказывается. А Крис Кельвин на протяжении всего фильма все больше и больше сходит с ума (похоже на героя Джека Николсона из фильма “Сияние”), поддаваясь искушению.
Материализованная нами мысль, с которой мы сближаемся, оказывается бессмертна, вот сила человеческой мысли - это не плоть, а что-то высшее, наши мысли и разум бессмертны - это их важная характеристика, которая позволяет понять вообще, что представляет из себя человек и как видно, океан успешно разгадывает эту загадку, в то время как люди, океан разгадать не могут.
Существует несколько точек зрения на его познание: первая - наблюдение и описание, безобидный метод, а второй - это уничтожение, что в свою очередь очень безнравственно, здесь раскрывается истинная наука и ее суть. Познание тогда истина, когда опирается на нравственность. Человек живет познанием мира и поняв устройство научного познания можно совершать дальнейшую эволюцию в человеческой жизни. Но суждено ли человеку познать все, есть ли некие ограничения, которые наложены чем либо, богом, природой или еще кем-нибудь? Здесь очень удачно “Солярис” перекликается с предыдущим фильмом режиссера под названием “Андрей Рублев”,где также высказана теория о невозможности полного познания. Фильмы по оболочке разные на самом деле имеют сходство и прямую связь, которая выражается не только в схожих явлениях, но вообще с точки зрения мысли и философии дополняют друг друга, поэтому их можно объединить в дилогию.
Ясно, что океан представляет в фильме главный интерес, в нем сосредоточено почти все содержание и сказать по правде именно это существо и является главным героем фильма, а никак не Крис Кельвин.
Сам, как уже выяснилось, настоящий главный герой - это целый образ, большая аллегория или если взять в расчет Тарковского не как режиссера, а как художника, то здесь больше подойдет развернутая метафора (свое мастерство художника автор будет развивать, что еще сильнее скажется в его следующем фильме еще более поэтичном “Зеркале”).
Океан как образ природы в целом, которую невозможно познать и о которой люди знают так мало, хотя уже сколько лет бьются над разгадкой, пытаясь ее объяснить и даже не верится, что ее можно познать, а она, как оказывается, нас всех уже знает. Выходит фильм, противостояние человека и природы, два контекстных антонима, где победу, к сожалению, для человека, полностью одерживает природа. Однако не стоит огорчаться, поняв ее характер, она не враг, а помощник, иногда даже работая в нашу пользу, она считая для нас необходимыми наши лучшие воспоминания воспроизводить для нашего же блага, поэтому все подобное делается не со зла.
Выход из состояния иллюзии имеется и он прост, надо только лишь дать понять, общаться с океаном (природой) с помощью мыслей и тогда он вас послушает, а методы разрушительного воздействия человеком на океан вызовут только ответную еще более бурную реакцию и тогда шансы выжить у человека уменьшаются. Воевать с природой бесполезно, она умнее нас с ней можно только взаимодействовать и тогда, найдя общий язык, результат будет для обоих положителен. Залог успеха здесь - это умение слушать и понимать, иметь единение с природой, вот и сходство с “Рублевым”, где призывалось единение с богом. Тем самым соединив так удачно два фильма, можно выработать прекрасный залог успешного существование, одновременное единение человека с природой и богом.
Природа живая от того и многогранна, постоянно меняется, что человек не способен изучить ее, но все же не стоит это дело бросать, мелкими шагами мы будем собирать крупицы и выстраивать картину мира, но только в определенных рамках, так как более совершенный разум в виде природы, дальнейшего развития не желает, возможно, тем самым защищая себя от уничтожения, ведь пока человек не познает все, ему уничтожать нет смысла, а средства для уничтожения у него есть. Вечный конфликт человека и природы, видимо, неизбежен.
Однако не всегда человек зависим от природы, у него все же есть собственный разум, выбор и сила духа, которая позволяет бороться с самим собой. Крису все же удалось не сойти с ума благодаря собственным усилиям. Все же он выбрал вернуться на землю, так как не в силах противостоять себе и океану так удачно, как его коллеги на корабле, которые в итоге посвятили себя исследованиям дальше. Они уже сошли с ума по-своему, постепенно теряют свою человечность (сцена в кабинете во время дня рождения Снаута).
Так борьба завершается и рассеивается принцип двоемирия между ощущением жизни земной и какой-то неизвестной, может, идеальной там на Солярисе.
Последний кадр показывает явное превосходство океана над земной жизнью и человеком, который в его огромных размерах и величии просто растворяется. Покровительство природе такой большой по сравнению с человеком.
Фильм на протяжении более двух с половиной часов происходит почти полностью на корабле, то есть смены почти не происходит, все просто и статично, но через немногочисленные образы и диалоги передаются огромный смысл, который делает, что должен делать фильм в жанре научной фантастики. Особый экземпляр, которым мы можем еще и гордиться ведь почти никакому российскому фильму не удавалось получить на самом престижном кинофестивале вторую по значимости награду(Гран-при).
Глубокая, образная и философская научная фантастика, которая раскрыла преимущества таланта Тарковского и где-то дополнила его предыдущую работу. Тем самым образно получилась дилогия единения. Все это имеет значение в равной степени будь-то единение с богом или с природой.
7
,7
1972, СССР, Советские
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Удивительно было видеть в фильмографии Тарковского фильм из жанра научной фантастики. У нас с этим жанром не совсем дружат, поэтому очень странно и смело, что кто-то отважился снять хороший фильм в этом направлении и призадумавшись, нет ничего удивительного в том, что его захотел снять именно Тарковский. Это большой простор для фантазии, где гений режиссера мог раскрыться в полной мере. Благо есть и некоторые обстоятельства, которые подготовили почву. Люди до сих пор горды первым человеком в космосе, который оказался русским, чего говорить о тех временах, когда все это было в самом разгаре. И “Космическая Одиссея” Стэнли Кубрика, сделавшая чуть ли не революцию в жанре научной фантастики. Причем стоит отметить, что некоторые сходства с Кубриковским фильмом есть, поэтому их можно считать похожими. Может “Солярис” не так красив и не настолько пестрит образами, хотя и здесь их множество, но все же он очень хорош по содержанию. Данные фильмы можно назвать философскими. Люди долгое время изучают “Соляристику” - науку, посвященную лишь одной планете, Солярис, где центральное место занимает океан, который на самом деле не так прост, хранит в себе море тайн и загадок, которые возможно не все предстоит человеку узнать. За такое время прогресс изучения продвинулся не на много, нет рационального объяснения, все видят какие-то галлюцинации. Главный герой фильма отправляется на корабль, где находятся еще двое ученых, так долго пытающихся познать этот океан. Раньше их было трое, один покончил самоубийством, здесь и начинается мир тайн, загадок и самого, что ни есть ужаса! Ведь неизвестность пугает больше всего. Океан имеет в себе множество характеристик, что позволяет говорить о нем, как о цельном существе. Он оказывается живой, может мыслить, меняться, чувствовать, слушать и влиять на сознание людей. Причем он настолько умен, что нашел лазейку в в человеке, его слабое место, через которое океан может действовать и человек ничего не сможет с этим поделать - это сон. Всем рано или поздно захочется спать и тогда океан начнет влиять на сознания, заходя в самые потайные уголки нашего мозга и извлекать все наши слабости, и самое дорогое, что у нас есть. Как выяснилось, существо взаимодействует с совестью человека, это, наверняка, не просто так, ведь совесть нас координирует и взяв над ней контроль можно манипулировать всем человеком. Легко и просто в такую ситуацию попадает главный герой, к которому является его умершая 10 лет назад жена, покончившая самоубийством. Подобное случилось не просто так, а из-за конфликта, в котором есть вина и героя. Наши мысли в данном случае могут материализоваться благодаря нам самим, существо взявшее контроль - всесильно перед уязвимым человеческим разумом, люди сами потом начинают загонять себя в хитрую ловушку, предпочитая желаемую иллюзию действительности. И тут дело не в случае или слабости, все мы такие, откинем все, чтобы оставить только самое дорогое, однако дальнейшая материализация иллюзии и стирание грани между двумя мирами приводит всегда к трагическому у того или иного человека. Что является конечным? Страх или что-то еще, но, наверняка, из-за подобного злоупотребления и слепому следованию воли океана Гибарян и закончил самоубийством. В то время, как Сарториус и Снаут научились противостоять, хоть и на них это не очень хорошо сказывается. А Крис Кельвин на протяжении всего фильма все больше и больше сходит с ума (похоже на героя Джека Николсона из фильма “Сияние”), поддаваясь искушению. Материализованная нами мысль, с которой мы сближаемся, оказывается бессмертна, вот сила человеческой мысли - это не плоть, а что-то высшее, наши мысли и разум бессмертны - это их важная характеристика, которая позволяет понять вообще, что представляет из себя человек и как видно, океан успешно разгадывает эту загадку, в то время как люди, океан разгадать не могут. Существует несколько точек зрения на его познание: первая - наблюдение и описание, безобидный метод, а второй - это уничтожение, что в свою очередь очень безнравственно, здесь раскрывается истинная наука и ее суть. Познание тогда истина, когда опирается на нравственность. Человек живет познанием мира и поняв устройство научного познания можно совершать дальнейшую эволюцию в человеческой жизни. Но суждено ли человеку познать все, есть ли некие ограничения, которые наложены чем либо, богом, природой или еще кем-нибудь? Здесь очень удачно “Солярис” перекликается с предыдущим фильмом режиссера под названием “Андрей Рублев”,где также высказана теория о невозможности полного познания. Фильмы по оболочке разные на самом деле имеют сходство и прямую связь, которая выражается не только в схожих явлениях, но вообще с точки зрения мысли и философии дополняют друг друга, поэтому их можно объединить в дилогию. Ясно, что океан представляет в фильме главный интерес, в нем сосредоточено почти все содержание и сказать по правде именно это существо и является главным героем фильма, а никак не Крис Кельвин. Сам, как уже выяснилось, настоящий главный герой - это целый образ, большая аллегория или если взять в расчет Тарковского не как режиссера, а как художника, то здесь больше подойдет развернутая метафора (свое мастерство художника автор будет развивать, что еще сильнее скажется в его следующем фильме еще более поэтичном “Зеркале”). Океан как образ природы в целом, которую невозможно познать и о которой люди знают так мало, хотя уже сколько лет бьются над разгадкой, пытаясь ее объяснить и даже не верится, что ее можно познать, а она, как оказывается, нас всех уже знает. Выходит фильм, противостояние человека и природы, два контекстных антонима, где победу, к сожалению, для человека, полностью одерживает природа. Однако не стоит огорчаться, поняв ее характер, она не враг, а помощник, иногда даже работая в нашу пользу, она считая для нас необходимыми наши лучшие воспоминания воспроизводить для нашего же блага, поэтому все подобное делается не со зла. Выход из состояния иллюзии имеется и он прост, надо только лишь дать понять, общаться с океаном (природой) с помощью мыслей и тогда он вас послушает, а методы разрушительного воздействия человеком на океан вызовут только ответную еще более бурную реакцию и тогда шансы выжить у человека уменьшаются. Воевать с природой бесполезно, она умнее нас с ней можно только взаимодействовать и тогда, найдя общий язык, результат будет для обоих положителен. Залог успеха здесь - это умение слушать и понимать, иметь единение с природой, вот и сходство с “Рублевым”, где призывалось единение с богом. Тем самым соединив так удачно два фильма, можно выработать прекрасный залог успешного существование, одновременное единение человека с природой и богом. Природа живая от того и многогранна, постоянно меняется, что человек не способен изучить ее, но все же не стоит это дело бросать, мелкими шагами мы будем собирать крупицы и выстраивать картину мира, но только в определенных рамках, так как более совершенный разум в виде природы, дальнейшего развития не желает, возможно, тем самым защищая себя от уничтожения, ведь пока человек не познает все, ему уничтожать нет смысла, а средства для уничтожения у него есть. Вечный конфликт человека и природы, видимо, неизбежен. Однако не всегда человек зависим от природы, у него все же есть собственный разум, выбор и сила духа, которая позволяет бороться с самим собой. Крису все же удалось не сойти с ума благодаря собственным усилиям. Все же он выбрал вернуться на землю, так как не в силах противостоять себе и океану так удачно, как его коллеги на корабле, которые в итоге посвятили себя исследованиям дальше. Они уже сошли с ума по-своему, постепенно теряют свою человечность (сцена в кабинете во время дня рождения Снаута). Так борьба завершается и рассеивается принцип двоемирия между ощущением жизни земной и какой-то неизвестной, может, идеальной там на Солярисе. Последний кадр показывает явное превосходство океана над земной жизнью и человеком, который в его огромных размерах и величии просто растворяется. Покровительство природе такой большой по сравнению с человеком. Фильм на протяжении более двух с половиной часов происходит почти полностью на корабле, то есть смены почти не происходит, все просто и статично, но через немногочисленные образы и диалоги передаются огромный смысл, который делает, что должен делать фильм в жанре научной фантастики. Особый экземпляр, которым мы можем еще и гордиться ведь почти никакому российскому фильму не удавалось получить на самом престижном кинофестивале вторую по значимости награду(Гран-при). Глубокая, образная и философская научная фантастика, которая раскрыла преимущества таланта Тарковского и где-то дополнила его предыдущую работу. Тем самым образно получилась дилогия единения. Все это имеет значение в равной степени будь-то единение с богом или с природой.