"...хватит спорить, мужики, фамилия у нас одна - Спецназ"
В те далекие времена, когда миром правили законы магии и дикой природы… Хотя нет, не в такие прям далекие, но во времена, когда Первый канал действительно являлся флагманом вещания, задавал тренды телесмотрения и делал упор на неизменно качественный контент, выпущенный под своим брендом, на экраны вышел «Спецназ» – мини-сериал, который и по сей день прекрасно смотрится, а по большому счету, является эталоном в своем жанре, ведь за все время – ни до, ни после – такой отметки качества никто не продемонстрировал, хотя приблизиться пытались многие. Не удалось.
Залог успеха именно этого проекта – идеальное попадание в пространство, время, настроение русского зрителя. Поэтому при каждом просмотре непреодолимо обволакивает ностальгия по антуражу, событиям и «болевым точкам» начала нулевых. Кроме того, обязательным ингредиентами успеха стали душа, вложенная авторами, и профессионализм создателей. Поэтому такие очевидные моменты, как идеологический окрас, пропагандистская направленность, так называемые «ляпы» – а в реальности, как правило, художественные допущения с поправкой на бюджет или как раз желание не перегружать зрителя ненужными подробностями – эти вещи встречаются, но они не бросаются в глаза, не раздражают, и о таком вообще не задумываешься, когда есть целостность, есть атмосфера, простые, но сильно приближенные к реальности сюжеты и интересные образы, созданные актерами. Образы живые и настоящие, близкие простому зрителю, где в сильных мужиках соединились патриотизм, холодный расчет, понятное чувство юмора и у каждого свои достоинства и недостатки.
Несомненно важна рука автора. «Спецназ» срежиссировал Андрей Малюков, тот самый, что следом выпустит «Диверсанта», «Грозовые ворота», «Мы из будущего». Очевидно, что он мастер своего дела, когда это касается военной тематики. Чувствуется направленность на молодых – и это правильно. Бодрые титры и саундтрек, где искренне «подвывает» сам композитор Игорь Матвиенко, новаторское для 2002 года визуальное решение с переносом из одной локации в другую через спутник – по тем временам выглядело и вовсе бомбически, – хотя и до сих пор смотрится стильно, плюс, чувство юмора героев – тоже стильное, модное, молодежное. Словом, отдадим должное, сериал попал в правильные руки.
Сюжет строится на одной глобальной угрозе – терроризме в разных его ипостасях: торговля оружием («Сломанная стрела»), диверсионная война («Засада»), фальшивомонетчики («Клинок»), захват пассажирского самолета («Взлетная полоса»), угроза бактериологического оружия («Дыхание пророка»), одна из самых мерзких сторон бандитизма – живой щит из детей («Послушник»); финальная серия «Покушение» рассказывает о том, что спецназу военной разведки приходится ради мира, порой, обеспечивать безопасность своих же в недавнем прошлом стратегических противников. По драматургии можно сказать, что, если 3 серии первого сезона очень похожи друг на друга, то остальные сняты в индивидуальной манере: где-то использованы непривычные цветокор и динамика, в других местах – рассказ от третьего лица с флэшбэками. Все это разбавляет стиль, делая его только лучше. Что еще точно выгодно отличает «Спецназ» – это работа каскадеров, пиротехников, монтажеров. Отличные, правдоподобные, живые трюки, многие их которых, судя по всему, выполнены самими актерами.
Теперь об актерах отдельно. Поразительно («никогда такого не было, и вот опять»), но в который раз убеждаешься: не надо нам звезд, был бы хороший актерский состав без мискаста. И здесь все именно так. Костяк спецназовцев – это Александр Балуев («Клим»/ майор Платов), Алексей Кравченко («Док»/ капитан Вяземский), Владислав Галкин («Якут»/ старший лейтенант Урманов). В помощь им по возможности подключаются Игорь Лифанов («Хруст»), Александр Носик («Змей»), Андрей Зибров («Шах»). Можно без подробностей – все актеры первого эшелона. На второстепенных ролях тоже есть свои мастера: здесь полевой инструктор Гоша Куценко, сотрудник ФРС США Михаил Пореченков, любитель ломать головой кирпичи и только потом командовать штурмовым отрядом Владимир Турчинский (детский сад, конечно, но у его персонажа фамилия ОзорнЫх – это почему-то очень смешно), скользкий, неприятный, харизматичный, под стать своему связному Вагифу, Эвклид Кюрдзидис; майор контрразведки Лилин в исполнении Анатолия Петрова тоже отлично запоминается, а если приглядеться, то Сильвестра Андреевича из «Универа» можно найти. И мэтры есть в сериале: генерал-майор Андрей Толубеев – широко известный мастер курсов, вырастивший не одно поколение талантливых актеров, сам уж точно мастер в кадре. Отдельно отмечу Нодара Мгалоблишвили за образ «Бородатого», т.е. идеолога и спонсора актов вооруженного неповиновения в странах арабского востока. Наверное, после графа Калиостро из «Формулы любви», это – второй, настолько въедающийся в память герой в его исполнении.
Львиную долю позитивной атмосферы делает «внутряковый» юмор между ребятами и другими героями по ходу сюжета. Конечно, сейчас уже некоторые отсылки и референсы стерлись во времени и не так тонко чувствуются. Например, слова Хруста к Елене: «… и не улетай без меня на Кипр» – в смысле, что любящие женщины без своих мужчин на «всякие Кипры» не улетают. Это, как несложно догадаться, оммаж на Серёжу из «Особенностей национальной рыбалки» («я на бревне, а она на Кипре»). С другой стороны, какие-то слова, например, что «кишлак Мазар-а-Кан в Афганистане совсем на Крым не похож» приобретают актуальное звучание только сейчас. Вряд ли в 2002-2003, когда сериал создавался, команда думала, что снимает что-то вечное и долгоиграющее, просто сделали свою работу хорошо. Но имеем, что имеем: по прошествии времени «Спецназ» все так же смотрится в удовольствие и не стал телевизионным фастфудом. А еще сериал подарил нам проникновенное исполнение песни «Давай за…» группой «Любэ», ставшей такой же неотделимой частью «Спецназа», как «Тихий огонек» неотделим от сериала «Дальнобойщики».
ЧТО можно сказать в итоге? У всех свое прочтение, но, большой привет Павлу Лунгину: в «Спецназе» братство – в чистом виде, оно чувствуется через экран, что эти бойцы – команда.
А серия «Послушник» про захват школы, как дань Беслану, будет всегда смотреться честнее спекулятивных роликов Юрия Дудя. Грамотная пропаганда не навязывает, а через доступные инструменты имплантирует в сознание правильные идеи. Не повернется язык сказать про «Спецназ» плохого слова. Действия наших военных, показанные здесь, вызывают чувство гордости, и, не удивлюсь, если кого-то из молодых пацанов в свое время этот мини-сериал подвиг на то, чтобы стать достойным своих погон военнослужащим, вне зависимости от рода войск.
8
,0
2002, Россия, Боевики
2 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В те далекие времена, когда миром правили законы магии и дикой природы… Хотя нет, не в такие прям далекие, но во времена, когда Первый канал действительно являлся флагманом вещания, задавал тренды телесмотрения и делал упор на неизменно качественный контент, выпущенный под своим брендом, на экраны вышел «Спецназ» – мини-сериал, который и по сей день прекрасно смотрится, а по большому счету, является эталоном в своем жанре, ведь за все время – ни до, ни после – такой отметки качества никто не продемонстрировал, хотя приблизиться пытались многие. Не удалось. Залог успеха именно этого проекта – идеальное попадание в пространство, время, настроение русского зрителя. Поэтому при каждом просмотре непреодолимо обволакивает ностальгия по антуражу, событиям и «болевым точкам» начала нулевых. Кроме того, обязательным ингредиентами успеха стали душа, вложенная авторами, и профессионализм создателей. Поэтому такие очевидные моменты, как идеологический окрас, пропагандистская направленность, так называемые «ляпы» – а в реальности, как правило, художественные допущения с поправкой на бюджет или как раз желание не перегружать зрителя ненужными подробностями – эти вещи встречаются, но они не бросаются в глаза, не раздражают, и о таком вообще не задумываешься, когда есть целостность, есть атмосфера, простые, но сильно приближенные к реальности сюжеты и интересные образы, созданные актерами. Образы живые и настоящие, близкие простому зрителю, где в сильных мужиках соединились патриотизм, холодный расчет, понятное чувство юмора и у каждого свои достоинства и недостатки. Несомненно важна рука автора. «Спецназ» срежиссировал Андрей Малюков, тот самый, что следом выпустит «Диверсанта», «Грозовые ворота», «Мы из будущего». Очевидно, что он мастер своего дела, когда это касается военной тематики. Чувствуется направленность на молодых – и это правильно. Бодрые титры и саундтрек, где искренне «подвывает» сам композитор Игорь Матвиенко, новаторское для 2002 года визуальное решение с переносом из одной локации в другую через спутник – по тем временам выглядело и вовсе бомбически, – хотя и до сих пор смотрится стильно, плюс, чувство юмора героев – тоже стильное, модное, молодежное. Словом, отдадим должное, сериал попал в правильные руки. Сюжет строится на одной глобальной угрозе – терроризме в разных его ипостасях: торговля оружием («Сломанная стрела»), диверсионная война («Засада»), фальшивомонетчики («Клинок»), захват пассажирского самолета («Взлетная полоса»), угроза бактериологического оружия («Дыхание пророка»), одна из самых мерзких сторон бандитизма – живой щит из детей («Послушник»); финальная серия «Покушение» рассказывает о том, что спецназу военной разведки приходится ради мира, порой, обеспечивать безопасность своих же в недавнем прошлом стратегических противников. По драматургии можно сказать, что, если 3 серии первого сезона очень похожи друг на друга, то остальные сняты в индивидуальной манере: где-то использованы непривычные цветокор и динамика, в других местах – рассказ от третьего лица с флэшбэками. Все это разбавляет стиль, делая его только лучше. Что еще точно выгодно отличает «Спецназ» – это работа каскадеров, пиротехников, монтажеров. Отличные, правдоподобные, живые трюки, многие их которых, судя по всему, выполнены самими актерами. Теперь об актерах отдельно. Поразительно («никогда такого не было, и вот опять»), но в который раз убеждаешься: не надо нам звезд, был бы хороший актерский состав без мискаста. И здесь все именно так. Костяк спецназовцев – это Александр Балуев («Клим»/ майор Платов), Алексей Кравченко («Док»/ капитан Вяземский), Владислав Галкин («Якут»/ старший лейтенант Урманов). В помощь им по возможности подключаются Игорь Лифанов («Хруст»), Александр Носик («Змей»), Андрей Зибров («Шах»). Можно без подробностей – все актеры первого эшелона. На второстепенных ролях тоже есть свои мастера: здесь полевой инструктор Гоша Куценко, сотрудник ФРС США Михаил Пореченков, любитель ломать головой кирпичи и только потом командовать штурмовым отрядом Владимир Турчинский (детский сад, конечно, но у его персонажа фамилия ОзорнЫх – это почему-то очень смешно), скользкий, неприятный, харизматичный, под стать своему связному Вагифу, Эвклид Кюрдзидис; майор контрразведки Лилин в исполнении Анатолия Петрова тоже отлично запоминается, а если приглядеться, то Сильвестра Андреевича из «Универа» можно найти. И мэтры есть в сериале: генерал-майор Андрей Толубеев – широко известный мастер курсов, вырастивший не одно поколение талантливых актеров, сам уж точно мастер в кадре. Отдельно отмечу Нодара Мгалоблишвили за образ «Бородатого», т.е. идеолога и спонсора актов вооруженного неповиновения в странах арабского востока. Наверное, после графа Калиостро из «Формулы любви», это – второй, настолько въедающийся в память герой в его исполнении. Львиную долю позитивной атмосферы делает «внутряковый» юмор между ребятами и другими героями по ходу сюжета. Конечно, сейчас уже некоторые отсылки и референсы стерлись во времени и не так тонко чувствуются. Например, слова Хруста к Елене: «… и не улетай без меня на Кипр» – в смысле, что любящие женщины без своих мужчин на «всякие Кипры» не улетают. Это, как несложно догадаться, оммаж на Серёжу из «Особенностей национальной рыбалки» («я на бревне, а она на Кипре»). С другой стороны, какие-то слова, например, что «кишлак Мазар-а-Кан в Афганистане совсем на Крым не похож» приобретают актуальное звучание только сейчас. Вряд ли в 2002-2003, когда сериал создавался, команда думала, что снимает что-то вечное и долгоиграющее, просто сделали свою работу хорошо. Но имеем, что имеем: по прошествии времени «Спецназ» все так же смотрится в удовольствие и не стал телевизионным фастфудом. А еще сериал подарил нам проникновенное исполнение песни «Давай за…» группой «Любэ», ставшей такой же неотделимой частью «Спецназа», как «Тихий огонек» неотделим от сериала «Дальнобойщики». ЧТО можно сказать в итоге? У всех свое прочтение, но, большой привет Павлу Лунгину: в «Спецназе» братство – в чистом виде, оно чувствуется через экран, что эти бойцы – команда. А серия «Послушник» про захват школы, как дань Беслану, будет всегда смотреться честнее спекулятивных роликов Юрия Дудя. Грамотная пропаганда не навязывает, а через доступные инструменты имплантирует в сознание правильные идеи. Не повернется язык сказать про «Спецназ» плохого слова. Действия наших военных, показанные здесь, вызывают чувство гордости, и, не удивлюсь, если кого-то из молодых пацанов в свое время этот мини-сериал подвиг на то, чтобы стать достойным своих погон военнослужащим, вне зависимости от рода войск.