Скандал на пустом месте, или Наглядное пособие по деградации
Начать я должен вот с чего: сериал "Спящие" привлёк моё внимание прежде всего реакцией на него нашей "либеральной" общественности, а так же тем, что режиссёр данной ленты был подвергнут остракизму с их стороны, если не сказать травле. В целом, для меня этого вполне достаточно для того, чтобы заинтересоваться проектом в силу моего резко отрицательного отношения к этим самым деятелям. Кроме того фигура Сергея Минаева внушает (или уже внушала) определённые надежды. И вот, не прошло года, как я таки добрался до "Спящих", посмотрел и ощутил в себе желание поделиться собственными соображениями по этому поводу.
Второй момент, который я обязан озвучить: я не являюсь поклонником российских сериалов, не смотрю их, а те куски, что мне доводилось случайно увидеть, сформировали у меня стойкое отторжение к данной форме "искусства", как, впрочем, и ко всей современной российской киноиндустрии в целом. За очень редким исключением к которым, к сожалению не относится ни расхваленный фильм "Дурак", ни "Спящие", но об этом ниже.
Так получилось, что буквально перед обозреваемым сериалом, я подряд пересмотрел сериал "Обмани Меня", а так же ознакомился с первыми сезонами "Карточного Домика" и именно с последним я буду проводить параллели ниже, хотя это и не в полной мере корректно.
Итак, начнём:
Должен признаться, я не вполне понимаю, почему сериал "Спящие" вызвал такой широкий резонанс в кругах наших блогеров и оппозиции, а так же различных одиозных личностей из этой тусовки. Рискну предположить, что сценаристу Сергею Минаеву удалось высветить их такими, какие они и есть на самом деле (по меньшей мере со стороны это выглядит именно так), и эти люди не нашли ничего лучше, чем обидеться на зеркало. Во всяком случае мне трудно предположить, как непричастный к показанной в сериале деятельности человек мог бы оскорбиться данной лентой. Видимо, на воре и шапка горит.
И это безусловное достоинство "Спящих". Хотя бы ради этого укола правды данную ленту стоило снимать. Но, пожалуй, только это в ней и удалось, а вот всё остальное...
... Главное, что нужно хорошему сериалу, это качественный сценарий. Голливудский блокбастер может выехать на спецэффектах и действии, сериал - нет. И именно этой составляющей в совместной работе Быкова и Минаева лично мне обнаружить не удалось. Действие сериала неимоверно затянуто, сшито белыми нитками, утрированно и заунывно. "Спящие" изобилуют абсолютно пустыми сценами, призванными искусственно растянуть хронометраж. Диалоги, зачастую, выглядят картонными и надуманными, но хуже всего то, что уровень актёрской игры в сериале стремительно приближается к плинтусу. Да, есть пара исключений, которым удалось выделиться на общем фоне, но всё что связано с второстепенными персонажами, уж не говоря о проходных - это тихий ужас.
Впрочем, этим грешит практически всё современное российской кино. Такое ощущение, что театральные ВУЗы, некогда выпускавшие из своих стен потрясающих актёров, теперь превратились в заводы по производству посредственностей, которые если и слышали про систему Станиславского, то только где-то краем уха. Но вина ли это только актёров? На мой взгляд - нет.
Главная беда "Спящих", это абсолютно убогий сценарий.
Он ходулен и клиширован. Добрая половина диалогов в нём, это усреднённые фразы-нитки, главная задача которые довести персонажей из пункта "А" в пункт "Б". Да, в сериале есть сцены с мощным посылом и искреннем нервом, трогательные, точные, нужные; но на общем фоне они выглядят, как небольшой кусочек деликатесного блюда, на здоровенном куске сублимированного и безвкусного хлеба. Возможно, более талантливые актёры смогли бы заставить и эти посредственные фразы заиграть, но мы об этом никогда не узнаем.
Здесь я вынужден обратиться к примеру. Пусть будет тот же "Карточный Домик" от Netflix. Сериалы сопоставимы - большое количество действующих лиц, несколько линий, куча диалогов, но вот что любопытно - в "Карточном Домике" ни один из диалогов не вызвал у меня внутреннего отторжения, чувства наигранности и недоверия. Бездуховный западный кинематограф показывает живых людей, которые говорят, как живые люди, действуют, как живые люди и выглядят, как живые люди. Безусловно и там есть к чему придраться. Само собой найдётся множество поводов для критики данной многосерийки, но на фоне "Спящих", он выглядит безупречным.
И дело тут не только в диалогах, сценарии и актёрской игре. Буквально все аспекты "Домика" превосходят "Спящих" на голову, а то и на несколько голов. Причём, если про техническую часть можно справедливо сказать - ну так там бюджеты несравнимые, то вот с качеством некоторых других моментов такой фокус не пройдёт.
Было бы странно ожидать от Быкова режиссуры на уровне Финчера, Шумахера или той же Фостер, но в списке режиссёров "Домика" числятся около двадцати имён, а при этом общий уровень сериала никогда не проседает и сохраняет очень высокую планку. И на этом фоне работа Быкова выглядит откровенно слабо. Хотя, пожалуй, я воздержусь от дальнейшей критики в адрес режиссёра "Спящих", ибо ему и так сильно досталось, так что не стоит добивать лежачего.
Другое дело Сергей Минаев. Человек знаковый, известный, одиозный. И тем не менее не сумевший облечь свою однозначно нужную и правильную идею, вскрывающий нарыв общества, в приемлемую форму. Впрочем, я, кажется, иду по кругу. Поговорим о чём-нибудь ещё.
Например, об антураже. Знаете, что раздражало меня помимо вышеуказанных проблем "Спящих" во время просмотра? Пустота. И речь не про пустоты хронометража, которые изобильно присутствуют, речь не о пустотах характеров и диалогов. Речь о пустоте кадра.
Буквально весь антураж, все декорации сериала пусты. Ощущение, что перед нами павильоны, в которые наспех кинули пару столов, поставили пару полок и, в лучшем случае, повесили на стену пару картинок. Опять же, обращаясь к примеру "Карточного Домика", там пространство кадра организовано таким образом, что ты его не замечаешь. Ты подсознательно ощущаешь, что присутствуешь в комнате, где живут настоящие люди, где они проводят много времени, где они работают годами. Кабинеты и квартиры, частные дома - всё это выглядит натурально, а потому не режет глаз и не вызывает чувства, что тебя обманывают.
В "Спящих" всё иначе. Там лично я ощущал себя зрителем некой весьма бюджетной постановки в каком-нибудь не самом хорошем театре, где декораторы (и реквизиторы) вынуждены использовать те скудные запасы, что пылятся в недрах их студий. И, да, можно опять вспомнить про несопоставимость бюджетов, про ограниченность средств, про общую разницу индустрии кино у нас и на западе, но это будет лишь отговоркой - не более того. Недостаток средств всегда можно замаскировать организацией пространства кадра, главное чтобы создатели хотели это сделать. Насытить декорации можно из личных средств, снимая в жилых помещениях или давно используемых офисах. Можно, в конце концов, договориться с каким-нибудь ведомством и использовать в качестве площадки их помещения. Но - нет. Вместо этого нам предлагают симулятор. Этакую компьютерную игру из прошлых времён, где технический уровень тогдашних движков не позволял достойно обставить помещения мебелью и наполнить мелкими деталями.
И в итоге большая часть помещений сериала не выглядят жилыми, большая часть офисов не ощущается местом, где работают люди. Всё это смотрится именно как декорация местечковой театральной постановки, коей и является.
И стоит ли говорить о том, что дом персонажа, это его отражение? Что то, как обставлено помещение, какие картины висят на стенах, какие полки стоят по углам, чем они наполнены и прочее, это важнейшая составляющая самого характера героя? По этим деталям мы невольно формируем у себя в голове образ человека, заполняем те пробелы, которые нельзя заполнить через диалоги или иные художественные средства. Наглядный пример - убого сфотошопленное фото в офисе главного редактора газеты "Зеркало" (если мне память не изменяет) из сериала. На них этот самый редактор весьма топорно приделан к фотографии Бориса Ельцина и это очень многое говорит о нём, как о человеке. Но почему авторы не пользовались схожими приёмами по отношению к другим персонажам? Думаю, потому что они просто подражали американским фильмам и сериалам, где этот приём с фотографиями используется регулярно. Вот только ощущение, что они так и не поняли, зачем он на самом деле нужен и что призван показать.
В целом же сериал "Спящие" показался мне чертовски затянутым, весьма сомнительным и довольно ходульным. Да, там есть хорошие сцены, да, некоторые диалоги или, скорее, монологи героев бьют не в бровь, а в глаз, но это теряется на общем посредственном фоне всей ленты; тонет в трясине остальной пустоты.
Если бы не резонанс и травля Быкова, я вряд ли бы польстился на это зрелище и ничего бы не потерял. И это печально.
Возможно я тенденциозен и предвзят, но сериал "Спящие", это ещё один пример того, что даже достойный, в целом, замысел наши современные деятели от кино не могут качественно воплотить на экране. Да, это не абсолютный провал, и не тотальная бездарность, но на мировом уровне данная лента смотрится слабо.
За сим - всё. Смотреть ли "Спящих"? Если вы смотрите каких-нибудь "Глухарей", "Ментов" или что там сейчас штампуют наши киноделы, то, думаю, работа Быкова/Минаева придётся вам по душе, я же предпочту ей что-то более качественное, как в техническом плане, так и в целом.
7
,9
2017-2018, Россия, Триллеры
2 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Начать я должен вот с чего: сериал "Спящие" привлёк моё внимание прежде всего реакцией на него нашей "либеральной" общественности, а так же тем, что режиссёр данной ленты был подвергнут остракизму с их стороны, если не сказать травле. В целом, для меня этого вполне достаточно для того, чтобы заинтересоваться проектом в силу моего резко отрицательного отношения к этим самым деятелям. Кроме того фигура Сергея Минаева внушает (или уже внушала) определённые надежды. И вот, не прошло года, как я таки добрался до "Спящих", посмотрел и ощутил в себе желание поделиться собственными соображениями по этому поводу. Второй момент, который я обязан озвучить: я не являюсь поклонником российских сериалов, не смотрю их, а те куски, что мне доводилось случайно увидеть, сформировали у меня стойкое отторжение к данной форме "искусства", как, впрочем, и ко всей современной российской киноиндустрии в целом. За очень редким исключением к которым, к сожалению не относится ни расхваленный фильм "Дурак", ни "Спящие", но об этом ниже. Так получилось, что буквально перед обозреваемым сериалом, я подряд пересмотрел сериал "Обмани Меня", а так же ознакомился с первыми сезонами "Карточного Домика" и именно с последним я буду проводить параллели ниже, хотя это и не в полной мере корректно. Итак, начнём: Должен признаться, я не вполне понимаю, почему сериал "Спящие" вызвал такой широкий резонанс в кругах наших блогеров и оппозиции, а так же различных одиозных личностей из этой тусовки. Рискну предположить, что сценаристу Сергею Минаеву удалось высветить их такими, какие они и есть на самом деле (по меньшей мере со стороны это выглядит именно так), и эти люди не нашли ничего лучше, чем обидеться на зеркало. Во всяком случае мне трудно предположить, как непричастный к показанной в сериале деятельности человек мог бы оскорбиться данной лентой. Видимо, на воре и шапка горит. И это безусловное достоинство "Спящих". Хотя бы ради этого укола правды данную ленту стоило снимать. Но, пожалуй, только это в ней и удалось, а вот всё остальное... ... Главное, что нужно хорошему сериалу, это качественный сценарий. Голливудский блокбастер может выехать на спецэффектах и действии, сериал - нет. И именно этой составляющей в совместной работе Быкова и Минаева лично мне обнаружить не удалось. Действие сериала неимоверно затянуто, сшито белыми нитками, утрированно и заунывно. "Спящие" изобилуют абсолютно пустыми сценами, призванными искусственно растянуть хронометраж. Диалоги, зачастую, выглядят картонными и надуманными, но хуже всего то, что уровень актёрской игры в сериале стремительно приближается к плинтусу. Да, есть пара исключений, которым удалось выделиться на общем фоне, но всё что связано с второстепенными персонажами, уж не говоря о проходных - это тихий ужас. Впрочем, этим грешит практически всё современное российской кино. Такое ощущение, что театральные ВУЗы, некогда выпускавшие из своих стен потрясающих актёров, теперь превратились в заводы по производству посредственностей, которые если и слышали про систему Станиславского, то только где-то краем уха. Но вина ли это только актёров? На мой взгляд - нет. Главная беда "Спящих", это абсолютно убогий сценарий. Он ходулен и клиширован. Добрая половина диалогов в нём, это усреднённые фразы-нитки, главная задача которые довести персонажей из пункта "А" в пункт "Б". Да, в сериале есть сцены с мощным посылом и искреннем нервом, трогательные, точные, нужные; но на общем фоне они выглядят, как небольшой кусочек деликатесного блюда, на здоровенном куске сублимированного и безвкусного хлеба. Возможно, более талантливые актёры смогли бы заставить и эти посредственные фразы заиграть, но мы об этом никогда не узнаем. Здесь я вынужден обратиться к примеру. Пусть будет тот же "Карточный Домик" от Netflix. Сериалы сопоставимы - большое количество действующих лиц, несколько линий, куча диалогов, но вот что любопытно - в "Карточном Домике" ни один из диалогов не вызвал у меня внутреннего отторжения, чувства наигранности и недоверия. Бездуховный западный кинематограф показывает живых людей, которые говорят, как живые люди, действуют, как живые люди и выглядят, как живые люди. Безусловно и там есть к чему придраться. Само собой найдётся множество поводов для критики данной многосерийки, но на фоне "Спящих", он выглядит безупречным. И дело тут не только в диалогах, сценарии и актёрской игре. Буквально все аспекты "Домика" превосходят "Спящих" на голову, а то и на несколько голов. Причём, если про техническую часть можно справедливо сказать - ну так там бюджеты несравнимые, то вот с качеством некоторых других моментов такой фокус не пройдёт. Было бы странно ожидать от Быкова режиссуры на уровне Финчера, Шумахера или той же Фостер, но в списке режиссёров "Домика" числятся около двадцати имён, а при этом общий уровень сериала никогда не проседает и сохраняет очень высокую планку. И на этом фоне работа Быкова выглядит откровенно слабо. Хотя, пожалуй, я воздержусь от дальнейшей критики в адрес режиссёра "Спящих", ибо ему и так сильно досталось, так что не стоит добивать лежачего. Другое дело Сергей Минаев. Человек знаковый, известный, одиозный. И тем не менее не сумевший облечь свою однозначно нужную и правильную идею, вскрывающий нарыв общества, в приемлемую форму. Впрочем, я, кажется, иду по кругу. Поговорим о чём-нибудь ещё. Например, об антураже. Знаете, что раздражало меня помимо вышеуказанных проблем "Спящих" во время просмотра? Пустота. И речь не про пустоты хронометража, которые изобильно присутствуют, речь не о пустотах характеров и диалогов. Речь о пустоте кадра. Буквально весь антураж, все декорации сериала пусты. Ощущение, что перед нами павильоны, в которые наспех кинули пару столов, поставили пару полок и, в лучшем случае, повесили на стену пару картинок. Опять же, обращаясь к примеру "Карточного Домика", там пространство кадра организовано таким образом, что ты его не замечаешь. Ты подсознательно ощущаешь, что присутствуешь в комнате, где живут настоящие люди, где они проводят много времени, где они работают годами. Кабинеты и квартиры, частные дома - всё это выглядит натурально, а потому не режет глаз и не вызывает чувства, что тебя обманывают. В "Спящих" всё иначе. Там лично я ощущал себя зрителем некой весьма бюджетной постановки в каком-нибудь не самом хорошем театре, где декораторы (и реквизиторы) вынуждены использовать те скудные запасы, что пылятся в недрах их студий. И, да, можно опять вспомнить про несопоставимость бюджетов, про ограниченность средств, про общую разницу индустрии кино у нас и на западе, но это будет лишь отговоркой - не более того. Недостаток средств всегда можно замаскировать организацией пространства кадра, главное чтобы создатели хотели это сделать. Насытить декорации можно из личных средств, снимая в жилых помещениях или давно используемых офисах. Можно, в конце концов, договориться с каким-нибудь ведомством и использовать в качестве площадки их помещения. Но - нет. Вместо этого нам предлагают симулятор. Этакую компьютерную игру из прошлых времён, где технический уровень тогдашних движков не позволял достойно обставить помещения мебелью и наполнить мелкими деталями. И в итоге большая часть помещений сериала не выглядят жилыми, большая часть офисов не ощущается местом, где работают люди. Всё это смотрится именно как декорация местечковой театральной постановки, коей и является. И стоит ли говорить о том, что дом персонажа, это его отражение? Что то, как обставлено помещение, какие картины висят на стенах, какие полки стоят по углам, чем они наполнены и прочее, это важнейшая составляющая самого характера героя? По этим деталям мы невольно формируем у себя в голове образ человека, заполняем те пробелы, которые нельзя заполнить через диалоги или иные художественные средства. Наглядный пример - убого сфотошопленное фото в офисе главного редактора газеты "Зеркало" (если мне память не изменяет) из сериала. На них этот самый редактор весьма топорно приделан к фотографии Бориса Ельцина и это очень многое говорит о нём, как о человеке. Но почему авторы не пользовались схожими приёмами по отношению к другим персонажам? Думаю, потому что они просто подражали американским фильмам и сериалам, где этот приём с фотографиями используется регулярно. Вот только ощущение, что они так и не поняли, зачем он на самом деле нужен и что призван показать. В целом же сериал "Спящие" показался мне чертовски затянутым, весьма сомнительным и довольно ходульным. Да, там есть хорошие сцены, да, некоторые диалоги или, скорее, монологи героев бьют не в бровь, а в глаз, но это теряется на общем посредственном фоне всей ленты; тонет в трясине остальной пустоты. Если бы не резонанс и травля Быкова, я вряд ли бы польстился на это зрелище и ничего бы не потерял. И это печально. Возможно я тенденциозен и предвзят, но сериал "Спящие", это ещё один пример того, что даже достойный, в целом, замысел наши современные деятели от кино не могут качественно воплотить на экране. Да, это не абсолютный провал, и не тотальная бездарность, но на мировом уровне данная лента смотрится слабо. За сим - всё. Смотреть ли "Спящих"? Если вы смотрите каких-нибудь "Глухарей", "Ментов" или что там сейчас штампуют наши киноделы, то, думаю, работа Быкова/Минаева придётся вам по душе, я же предпочту ей что-то более качественное, как в техническом плане, так и в целом.