Настоящая мужская дружба поможет вынести любые испытания и невзгоды. По крайней мере, так было в 1981 году. Смотрите российский сериал «СССР» режиссера Алексея Рудакова, в котором главные роли исполнили Илья Малаков, Алексей Весёлкин (младший), Самвел Тадевосян, Филипп Бледный и Анастасия Уколова.
Шибко умные пижоны любят щеголять таким выражением, как «симулякр Бодрийяра», безбожно перевирая смысл этого постмодернистского терминологического уродца. Интересно, употребляют ли это словцо всуе творцы сериала «СССР», создавшие очередную копию несуществующего оригинала?
Начало 80-х, Союз нерушимый республик свободных вступил в последнее десятилетие своего существования перед впадением в нирвану. Из армии демобилизуются четыре советских мушкетера: Сергей (роль исполнил Илья Малаков), Самвел (Самвел Тадевосян), Семен (Алексей Весёлкин) и Роман (Филипп Бледный). Совершив по пути мимолетный подвиг (спасение юной пионерки из горящего корпуса летнего лагеря посреди охваченного пожаром леса), ребята, вместо того, чтобы объявить войну Англии, отправляются в столицу нашей Родины, город-герой Москву. Там их ожидает порция приключений менее огненосного свойства, потом на дембелей наваливаются проблемы жизни на гражданке. Один должен наконец-то по-взрослому разрешить конфликт отцов и детей: родитель Сергея, высокопоставленный партийный чиновник, навязывает отпрыску карьеру по своему образцу, а тот, будучи романтиком-диссидентом по натуре, не желает прогибаться под закостенелый неизменчивый мир зрелого социализма. Романа подкашивает когнитивный диссонанс: его барышня почему-то не следует песенной заповеди «солдат вернется, ты только жди». Самвела дожидаются родные в Спитаке, но его сердце внезапно покорила москвичка Вера (Анастасия Уколова). Семену придется как-то смириться с тем, что его пятый пункт, обремененный родственниками, решившими совершить исход на историческую родину, влечет за собой несокрушимую резолюцию: таких не берут в космонавты. Сюжет сериала ветвится множеством таких вот аппетитных коллизий, которых с лихвой хватает на 12 серий.
Авторы проекта не скрывали свои намерения: путь к сердцам зрителей они расчистят бульдозером ностальгических эмоций, который должны завести рассыпанные щедрыми пригоршнями мелкие, но значимые детали, настроения, штрихи и нюансы. Будучи вполне уже сознательным современником событий начала 80-х и не пребывая еще в состоянии спасительного маразма, позволяющего с аппетитом поглощать любую развесистую клюкву, которую взрастили лихие сценаристы, я с удовольствием могу покопаться в грудах ментальных заблуждений и эмоциональных флуктуаций, заполняющих сюжетные лабиринты «СССР».
Быт советского среднего класса, семья столичного партийного функционера слегка ниже среднего звена. Иван Андреевич – секретарь райкома с МИДовским прошлым. Просторная квартира, плотно заставленная мебелью. На стенах развешаны африканские маски, во всех углах монументальные напольные часы с боем. Модные кнопочные телефонные аппараты. А вот с холодильником ЗИЛ неувязочка вышла: в 80-е эта советская классика уже не считалась престижной. Хозяйка дома курит. Нам заботливо демонстрируют марку сигарет. «Столичные»? Даже «Космос» считался покруче, а людям такого ранга можно было и на «Мальборо» замахнуться, хотя бы родом из Кишинева.
Самый серьезный прокол, как обычно в нынешнем ретро-кино, это книги. Семейство весьма презентабельное, да еще с претензией на интеллигентность. Дочурка знает про дилемму с дикобразами Шопенгауэра, в доме можно найти томик Цветаевой. Нынешнему интернет-потребителю электронных букв сложно представить, насколько значимым маркером социального статуса и символом достатка служили в то время домашние библиотеки (бумажные, разумеется). Почему об этом забыл очень даже взрослый Алексей Рудаков – разумению не поддается. И что мы видим? В кабинете хозяина за стеклом шкафа тускло виднеется что-то вроде полного собрания сочинений Ленина. А в комнате его сына (студента истфака в прошлом) на полках среди серого макулатурного хлама сияет собрание сочинений Сервантеса! Этот желтенький пятитомник уже много лет кочует по фильмам и сериалам. Наверное, какой-то интеллигентный доброхот пожертвовал его нищему и малограмотному племени реквизиторов, которые теперь передают эти книги как переходящее Красное знамя победителей соцсоревнования. Для справки: в семье настоящих Погорельцевых вы бы увидели полки, ломящиеся от нарядных подписных собраний сочинений. А в комнате парня 18 – 20 лет на почетном месте стоял бы катушечный магнитофон, если отечественной модели – то что-то типа Союз, Ростов или Илеть. И вертушка, например, легендарный Арктур 006. Усилок и колонки прилагаются. А они нам Сервантеса подсовывают!
Из провинции в Москву приезжает очередная Фрося, дабы покорить столицу. Используется шаблонный ход: Дуня заявляется в квартиру практически незнакомой тетеньки с посланием от незадачливой маменьки. Милосердная москвичка дает Глаше приют. Автор не может забыть картину «Приходите завтра», мы его вполне понимаем. Но зачем девице в неофициальной обстановке комсомольский значок на лацкане кургузого пиджачка? Владивосток – очень далеко от Москвы, но это все же не деревня. Даже там люди уже не слегка циничных 80-х сдержанно относились к официозным символам, а потому членство в рядах ВЛКСМ демонстрировали, как правило, в надлежащих ситуациях. Вот на вступительный экзамен в вуз Фрося-Дуня-Глаша вполне могла нацепить знаменательный значок. Дьявол кроется, как известно, в мелочах, а потому погружение в эпоху оказывается не самым убедительным.
Еще штришок. Московская продвинутая девица тех времен едва ли стала бы ломиться на балет «Спартак», это же не конец 60-х. А в начале 80-х этот замечательный балет для столичной публики почти такой же привычный винтаж, как «Лебединое озеро». Но этот архаизм вполне понятен: авторы хотят подружить русскую девочку Веру с армянским пареньком Самвелом. Для этого применяются видные деятели культуры: художник Сарьян и композитор Хачатурян.
С дружбой народов создатели сериала, надо признаться, слегка переборщили, немножко приукрасили наше славное прошлое. Конечно, если представлять межнациональные отношения позднего СССР по образцу фонтана на ВДНХ, то все было бело и пушисто. А потому – дамочки в узбекских платьях на Красной площади, дружный интернационал дембелей, вроде бы не слышавших о такой интересной штучке, как армейские землячества. С подобными талантами Рудакову вполне можно снимать ремейки таких картин, как «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух».
Но вот эпоха начала 80-х, когда карнавальный кавардак коррумпированного социализма потихоньку трансформировался в кровавый кадаврак перестройки (простите шершавый каламбур от Германа Азизовича Шарабан-Мухлюева) такой подаче сопротивляется и мстит создателям симулякра картонной поступью марионеток-персонажей, ходульностью сюжетных перипетий и нелепостью психологических мотивировок. Но, поскольку племя поклонников экранного лубка плодовито и неистребимо, умеренный успех сериалу «СССР» обеспечен.
8
,3
2023, Россия, Мелодрамы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Настоящая мужская дружба поможет вынести любые испытания и невзгоды. По крайней мере, так было в 1981 году. Смотрите российский сериал «СССР» режиссера Алексея Рудакова, в котором главные роли исполнили Илья Малаков, Алексей Весёлкин (младший), Самвел Тадевосян, Филипп Бледный и Анастасия Уколова. Шибко умные пижоны любят щеголять таким выражением, как «симулякр Бодрийяра», безбожно перевирая смысл этого постмодернистского терминологического уродца. Интересно, употребляют ли это словцо всуе творцы сериала «СССР», создавшие очередную копию несуществующего оригинала? Начало 80-х, Союз нерушимый республик свободных вступил в последнее десятилетие своего существования перед впадением в нирвану. Из армии демобилизуются четыре советских мушкетера: Сергей (роль исполнил Илья Малаков), Самвел (Самвел Тадевосян), Семен (Алексей Весёлкин) и Роман (Филипп Бледный). Совершив по пути мимолетный подвиг (спасение юной пионерки из горящего корпуса летнего лагеря посреди охваченного пожаром леса), ребята, вместо того, чтобы объявить войну Англии, отправляются в столицу нашей Родины, город-герой Москву. Там их ожидает порция приключений менее огненосного свойства, потом на дембелей наваливаются проблемы жизни на гражданке. Один должен наконец-то по-взрослому разрешить конфликт отцов и детей: родитель Сергея, высокопоставленный партийный чиновник, навязывает отпрыску карьеру по своему образцу, а тот, будучи романтиком-диссидентом по натуре, не желает прогибаться под закостенелый неизменчивый мир зрелого социализма. Романа подкашивает когнитивный диссонанс: его барышня почему-то не следует песенной заповеди «солдат вернется, ты только жди». Самвела дожидаются родные в Спитаке, но его сердце внезапно покорила москвичка Вера (Анастасия Уколова). Семену придется как-то смириться с тем, что его пятый пункт, обремененный родственниками, решившими совершить исход на историческую родину, влечет за собой несокрушимую резолюцию: таких не берут в космонавты. Сюжет сериала ветвится множеством таких вот аппетитных коллизий, которых с лихвой хватает на 12 серий. Авторы проекта не скрывали свои намерения: путь к сердцам зрителей они расчистят бульдозером ностальгических эмоций, который должны завести рассыпанные щедрыми пригоршнями мелкие, но значимые детали, настроения, штрихи и нюансы. Будучи вполне уже сознательным современником событий начала 80-х и не пребывая еще в состоянии спасительного маразма, позволяющего с аппетитом поглощать любую развесистую клюкву, которую взрастили лихие сценаристы, я с удовольствием могу покопаться в грудах ментальных заблуждений и эмоциональных флуктуаций, заполняющих сюжетные лабиринты «СССР». Быт советского среднего класса, семья столичного партийного функционера слегка ниже среднего звена. Иван Андреевич – секретарь райкома с МИДовским прошлым. Просторная квартира, плотно заставленная мебелью. На стенах развешаны африканские маски, во всех углах монументальные напольные часы с боем. Модные кнопочные телефонные аппараты. А вот с холодильником ЗИЛ неувязочка вышла: в 80-е эта советская классика уже не считалась престижной. Хозяйка дома курит. Нам заботливо демонстрируют марку сигарет. «Столичные»? Даже «Космос» считался покруче, а людям такого ранга можно было и на «Мальборо» замахнуться, хотя бы родом из Кишинева. Самый серьезный прокол, как обычно в нынешнем ретро-кино, это книги. Семейство весьма презентабельное, да еще с претензией на интеллигентность. Дочурка знает про дилемму с дикобразами Шопенгауэра, в доме можно найти томик Цветаевой. Нынешнему интернет-потребителю электронных букв сложно представить, насколько значимым маркером социального статуса и символом достатка служили в то время домашние библиотеки (бумажные, разумеется). Почему об этом забыл очень даже взрослый Алексей Рудаков – разумению не поддается. И что мы видим? В кабинете хозяина за стеклом шкафа тускло виднеется что-то вроде полного собрания сочинений Ленина. А в комнате его сына (студента истфака в прошлом) на полках среди серого макулатурного хлама сияет собрание сочинений Сервантеса! Этот желтенький пятитомник уже много лет кочует по фильмам и сериалам. Наверное, какой-то интеллигентный доброхот пожертвовал его нищему и малограмотному племени реквизиторов, которые теперь передают эти книги как переходящее Красное знамя победителей соцсоревнования. Для справки: в семье настоящих Погорельцевых вы бы увидели полки, ломящиеся от нарядных подписных собраний сочинений. А в комнате парня 18 – 20 лет на почетном месте стоял бы катушечный магнитофон, если отечественной модели – то что-то типа Союз, Ростов или Илеть. И вертушка, например, легендарный Арктур 006. Усилок и колонки прилагаются. А они нам Сервантеса подсовывают! Из провинции в Москву приезжает очередная Фрося, дабы покорить столицу. Используется шаблонный ход: Дуня заявляется в квартиру практически незнакомой тетеньки с посланием от незадачливой маменьки. Милосердная москвичка дает Глаше приют. Автор не может забыть картину «Приходите завтра», мы его вполне понимаем. Но зачем девице в неофициальной обстановке комсомольский значок на лацкане кургузого пиджачка? Владивосток – очень далеко от Москвы, но это все же не деревня. Даже там люди уже не слегка циничных 80-х сдержанно относились к официозным символам, а потому членство в рядах ВЛКСМ демонстрировали, как правило, в надлежащих ситуациях. Вот на вступительный экзамен в вуз Фрося-Дуня-Глаша вполне могла нацепить знаменательный значок. Дьявол кроется, как известно, в мелочах, а потому погружение в эпоху оказывается не самым убедительным. Еще штришок. Московская продвинутая девица тех времен едва ли стала бы ломиться на балет «Спартак», это же не конец 60-х. А в начале 80-х этот замечательный балет для столичной публики почти такой же привычный винтаж, как «Лебединое озеро». Но этот архаизм вполне понятен: авторы хотят подружить русскую девочку Веру с армянским пареньком Самвелом. Для этого применяются видные деятели культуры: художник Сарьян и композитор Хачатурян. С дружбой народов создатели сериала, надо признаться, слегка переборщили, немножко приукрасили наше славное прошлое. Конечно, если представлять межнациональные отношения позднего СССР по образцу фонтана на ВДНХ, то все было бело и пушисто. А потому – дамочки в узбекских платьях на Красной площади, дружный интернационал дембелей, вроде бы не слышавших о такой интересной штучке, как армейские землячества. С подобными талантами Рудакову вполне можно снимать ремейки таких картин, как «Кубанские казаки» и «Свинарка и пастух». Но вот эпоха начала 80-х, когда карнавальный кавардак коррумпированного социализма потихоньку трансформировался в кровавый кадаврак перестройки (простите шершавый каламбур от Германа Азизовича Шарабан-Мухлюева) такой подаче сопротивляется и мстит создателям симулякра картонной поступью марионеток-персонажей, ходульностью сюжетных перипетий и нелепостью психологических мотивировок. Но, поскольку племя поклонников экранного лубка плодовито и неистребимо, умеренный успех сериалу «СССР» обеспечен.