ОБ ЭСТЕТСТВУЮЩЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ КАННИБАЛИЗМЕ ТАРКОВСКОГО
Никогда я не подчинялся общим веяниям. Меня пугает, когда все разом сходят с ума по какому-нибудь объекту. И неважно, по чему именно – по конструктору Lego, книгам о Гарри Поттере или сериалу «Игра престолов».
Так же случилось и с фильмом «Сталкер». Мне столько раз говорили: «Посмотри обязательно этот шедевр!» Посмотрел. Люди, вы серьёзно? Вы считаете этот фильм шедевром? Я его даже хорошим назвать не могу!
Постараюсь объяснить свою точку зрения, пока в меня не полетели помидоры от киноведов. Договоримся сразу, мы говорим только об этом фильме. Не будем приплетать другие картины, хотя ещё одну просто необходимо будет упомянуть!
Фильм «Сталкер» могут считать шедевральным только те, кто не читал «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Тогда для них картина, возможно, станет открытием. Но те, кто с текстом «Пикника на обочине» хорошо знаком, отнесутся к ленте Тарковского в лучшем случае снисходительно, в худшем — пренебрежительно.
Просто режиссёр Тарковский взял и кастрировал одно из самых глубоких произведений Стругацких. Он своим фильмом вырвал отличной повести яйца: все философские построения, которые заставляют читателя глубоко задуматься после прочтения были Тарковским удалены и выброшены. В угоду чему? На ум приходит только одно: «Я — художник, я так вижу!» Сами понимаете, после вивисекции над повестью, устроенной Тарковским, это слабое оправдание.
Я вполне мог бы принять «Сталкер», если бы режиссёр, как истинный художник, показал своё видение, которое отличалось бы от книжного, но потрясало зрителя красотой нового замысла. Фиг там! Унылые сентенции, шаткие умозаключения и жалкие потуги на философию, которая в книге является основным стержнем: «Кто ты, человек? Каким ты будешь, если на обочине твой жизни развернётся «пикник» представителей другой планеты? Останешься ли ты прежде всего человеком? Будешь ли ты готов к самопожертвованию?» В фильме всё выкошено. Герои, как умалишённые бегают по Зоне и зачем-то кидают гайки. В книжке так ярко описан опасный путь сталкера, что местами становится жутко. При просмотре фильма вы будете зевать.
Так я вас теперь спрошу: во имя чего братья Стругацкие писали Тарковскому двенадцать вариантов сценария? Двенадцать, Карл! Он уговорил их переписать в тринадцатый раз, не оставив при съёмках от замысла авторов даже самой малой мыслишки! Зачем тогда в титрах стоят имена Стругацких? Был бы фильм «Сталкер» всецело детищем Тарковского, я бы слова не сказал. Но в титрах имена авторов, а от самих авторов в картине ничегошеньки не осталось! Точно так же ничего не осталось от Лема в «Солярисе»! Это второй фильм, который снят на крепкой фантастической истории, но тоже основательно перекроен и перелицован так, что не узнать. В «Солярисе» Тарковский хорошенько потоптался на художественной основе и вытоптал все основные идеи автора. Станислав Лем, увидев сценарий, даже тогда воскликнул: «Вы не меня снимаете, а Достоевского!»
Вам не кажутся странными такие «великие режиссёры»? А меж тем, «Сталкер» считается одним из лучших фильмов советского кинематографа. Вот я и пытаюсь понять, а за что, собственно? Вероятно за эстетствующий художественный каннибализм. Ведь режиссёр пожирал каждого автора. Он хорош только в «Зеркале», поскольку сам себя сожрать не смог. В это же время Тарковский задумывал снять кино по повести Александра Беляева «Ариэль». Представляю, во что бы она в его руках превратилась!
Какое счастье, что не снял!
7
,4
1979, СССР, Фантастика
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Никогда я не подчинялся общим веяниям. Меня пугает, когда все разом сходят с ума по какому-нибудь объекту. И неважно, по чему именно – по конструктору Lego, книгам о Гарри Поттере или сериалу «Игра престолов». Так же случилось и с фильмом «Сталкер». Мне столько раз говорили: «Посмотри обязательно этот шедевр!» Посмотрел. Люди, вы серьёзно? Вы считаете этот фильм шедевром? Я его даже хорошим назвать не могу! Постараюсь объяснить свою точку зрения, пока в меня не полетели помидоры от киноведов. Договоримся сразу, мы говорим только об этом фильме. Не будем приплетать другие картины, хотя ещё одну просто необходимо будет упомянуть! Фильм «Сталкер» могут считать шедевральным только те, кто не читал «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Тогда для них картина, возможно, станет открытием. Но те, кто с текстом «Пикника на обочине» хорошо знаком, отнесутся к ленте Тарковского в лучшем случае снисходительно, в худшем — пренебрежительно. Просто режиссёр Тарковский взял и кастрировал одно из самых глубоких произведений Стругацких. Он своим фильмом вырвал отличной повести яйца: все философские построения, которые заставляют читателя глубоко задуматься после прочтения были Тарковским удалены и выброшены. В угоду чему? На ум приходит только одно: «Я — художник, я так вижу!» Сами понимаете, после вивисекции над повестью, устроенной Тарковским, это слабое оправдание. Я вполне мог бы принять «Сталкер», если бы режиссёр, как истинный художник, показал своё видение, которое отличалось бы от книжного, но потрясало зрителя красотой нового замысла. Фиг там! Унылые сентенции, шаткие умозаключения и жалкие потуги на философию, которая в книге является основным стержнем: «Кто ты, человек? Каким ты будешь, если на обочине твой жизни развернётся «пикник» представителей другой планеты? Останешься ли ты прежде всего человеком? Будешь ли ты готов к самопожертвованию?» В фильме всё выкошено. Герои, как умалишённые бегают по Зоне и зачем-то кидают гайки. В книжке так ярко описан опасный путь сталкера, что местами становится жутко. При просмотре фильма вы будете зевать. Так я вас теперь спрошу: во имя чего братья Стругацкие писали Тарковскому двенадцать вариантов сценария? Двенадцать, Карл! Он уговорил их переписать в тринадцатый раз, не оставив при съёмках от замысла авторов даже самой малой мыслишки! Зачем тогда в титрах стоят имена Стругацких? Был бы фильм «Сталкер» всецело детищем Тарковского, я бы слова не сказал. Но в титрах имена авторов, а от самих авторов в картине ничегошеньки не осталось! Точно так же ничего не осталось от Лема в «Солярисе»! Это второй фильм, который снят на крепкой фантастической истории, но тоже основательно перекроен и перелицован так, что не узнать. В «Солярисе» Тарковский хорошенько потоптался на художественной основе и вытоптал все основные идеи автора. Станислав Лем, увидев сценарий, даже тогда воскликнул: «Вы не меня снимаете, а Достоевского!» Вам не кажутся странными такие «великие режиссёры»? А меж тем, «Сталкер» считается одним из лучших фильмов советского кинематографа. Вот я и пытаюсь понять, а за что, собственно? Вероятно за эстетствующий художественный каннибализм. Ведь режиссёр пожирал каждого автора. Он хорош только в «Зеркале», поскольку сам себя сожрать не смог. В это же время Тарковский задумывал снять кино по повести Александра Беляева «Ариэль». Представляю, во что бы она в его руках превратилась! Какое счастье, что не снял!