Я уже давно хотел ознакомиться с творчеством прославленного Андрея Тарковского, но все не знал, с чего начать. В итоге мой выбор определило прочтение фантастической повести братьев Стругацких "Пикник на обочине".
О "Сталкере" я был наслышан задолго до того, как прочел первоисточник. Я знал, что эта картина отличается от романа, поэтому подходил к ней не как к экранизации, а как к самостоятельному произведению, хотя без сравнений не обошлось.
Хотелось бы начать с технических аспектов и актерской игры. Конечно, не стоит ждать точного воссоздания окрестностей Зоны, ведь фильм был снят в 1979 году, однако места для съемок были выбраны отлично, своим спокойствием и даже какой-то простотой в контексте картины они интригуют и создают атмосферу загадочности. Операторская работа хороша, но в одной из сцен были отчетливо видны отражения световых ламп. Конечно, это не критично, особенно учитывая год создания "Сталкера", тем не менее не заметить этого нельзя. Говоря об актерской игре, следует сразу отметить, что актерский состав по-настоящему выдающийся, хоть и насчитывает всего 5 человек. По моему мнению, Александр Кайдановский и Алиса Фрейндлих, для ролей которых были отведены наиболее сильные сцены фильма, справились со своими задачами блестяще.
Теперь перейдем к сюжету и смыслу картины.
В "Сталкере" Тарковский решил глубже передать философское значение произведения Стругацких. У Андрея Арсеньевича Зона таинственна и носит более мистический характер, однако в его ленте она показана как место безобидное на первый взгляд и играющее роль высшей силы, что решает, пропустить человека дальше или нет. Кроме того, она имеет одно интересное свойство: в ней именно человек является творцом своего окружения, но об этом позже. В центре сюжета стоит комната, которая способна исполнить самое сокровенное желание человека, и именно она является целью главных героев: Профессора, Писателя и Сталкера, ведущего первых двоих. Возвращаясь к упомянутой особенности зоны, стоит сказать, что она выполняет сразу 2 задачи. Во-первых, это очень важная для повествования деталь, поскольку благодаря ней мы можем больше узнать о переживаниях героев. Например, голос, остановивший Писателя идти дальше одному; раздавшийся телефонный звонок, благодаря которому мы узнаем, что Профессора одолевает жажда мести своему коллеги; и, наконец, мясорубка, пройденная Писателем по причине его неверия в сверхъестественное, раскрытого еще в начале фильма. Во-вторых, это хорошая метафора о том, что человек властен над тем, что его окружает, и не только действия, но и образ его мысли способен изменять мир вокруг него. Кроме того, с помощью различных цветовых гамм передается отношение Сталкера к Зоне и ко внешнему миру. Для героя Кайдановского именно Зона является домом, как раз поэтому она и окрашена в яркие, привычные нам цвета, тогда как обыденный мир для него сер и мрачен. Что касается самой идеи фильма, то, на мой взгляд, она тесно переплетается с книгой, несмотря на то, что картина во многом далека от романа, и именно вкупе с ней посыл автора становится более отчетливым и полным. Вспомнив строки о том, что человек не знает о своем разуме практически ничего, о том, разумен ли он вообще, и соединив их с историей о повесившемся сталкере Дикобразе, который пожелал вернуть жизнь брату, умершему в мясорубке, но получил богатство, а также со сценой, когда Профессор и Писатель отказались идти в комнату желаний, зритель может понять, что смысл фильма "Сталкер" заключается в том, что человеку еще только предстоит разобраться в своей природе, а пока он не знает даже своих собственных желаний.
Конечно, фильм насыщен метафорами, философскими вопросами и религиозным подтекстом, и в этом обилии легко что-то упустить после первого просмотра, однако стоит сказать, что ничего в нем не происходит просто так. В итоге можно лишь сделать вывод о том, что это отличное авторское и многогранное кино, которое дает пищу для размышлений и которое стоит посмотреть не один раз.
7
,4
1979, СССР, Фантастика
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Я уже давно хотел ознакомиться с творчеством прославленного Андрея Тарковского, но все не знал, с чего начать. В итоге мой выбор определило прочтение фантастической повести братьев Стругацких "Пикник на обочине". О "Сталкере" я был наслышан задолго до того, как прочел первоисточник. Я знал, что эта картина отличается от романа, поэтому подходил к ней не как к экранизации, а как к самостоятельному произведению, хотя без сравнений не обошлось. Хотелось бы начать с технических аспектов и актерской игры. Конечно, не стоит ждать точного воссоздания окрестностей Зоны, ведь фильм был снят в 1979 году, однако места для съемок были выбраны отлично, своим спокойствием и даже какой-то простотой в контексте картины они интригуют и создают атмосферу загадочности. Операторская работа хороша, но в одной из сцен были отчетливо видны отражения световых ламп. Конечно, это не критично, особенно учитывая год создания "Сталкера", тем не менее не заметить этого нельзя. Говоря об актерской игре, следует сразу отметить, что актерский состав по-настоящему выдающийся, хоть и насчитывает всего 5 человек. По моему мнению, Александр Кайдановский и Алиса Фрейндлих, для ролей которых были отведены наиболее сильные сцены фильма, справились со своими задачами блестяще. Теперь перейдем к сюжету и смыслу картины. В "Сталкере" Тарковский решил глубже передать философское значение произведения Стругацких. У Андрея Арсеньевича Зона таинственна и носит более мистический характер, однако в его ленте она показана как место безобидное на первый взгляд и играющее роль высшей силы, что решает, пропустить человека дальше или нет. Кроме того, она имеет одно интересное свойство: в ней именно человек является творцом своего окружения, но об этом позже. В центре сюжета стоит комната, которая способна исполнить самое сокровенное желание человека, и именно она является целью главных героев: Профессора, Писателя и Сталкера, ведущего первых двоих. Возвращаясь к упомянутой особенности зоны, стоит сказать, что она выполняет сразу 2 задачи. Во-первых, это очень важная для повествования деталь, поскольку благодаря ней мы можем больше узнать о переживаниях героев. Например, голос, остановивший Писателя идти дальше одному; раздавшийся телефонный звонок, благодаря которому мы узнаем, что Профессора одолевает жажда мести своему коллеги; и, наконец, мясорубка, пройденная Писателем по причине его неверия в сверхъестественное, раскрытого еще в начале фильма. Во-вторых, это хорошая метафора о том, что человек властен над тем, что его окружает, и не только действия, но и образ его мысли способен изменять мир вокруг него. Кроме того, с помощью различных цветовых гамм передается отношение Сталкера к Зоне и ко внешнему миру. Для героя Кайдановского именно Зона является домом, как раз поэтому она и окрашена в яркие, привычные нам цвета, тогда как обыденный мир для него сер и мрачен. Что касается самой идеи фильма, то, на мой взгляд, она тесно переплетается с книгой, несмотря на то, что картина во многом далека от романа, и именно вкупе с ней посыл автора становится более отчетливым и полным. Вспомнив строки о том, что человек не знает о своем разуме практически ничего, о том, разумен ли он вообще, и соединив их с историей о повесившемся сталкере Дикобразе, который пожелал вернуть жизнь брату, умершему в мясорубке, но получил богатство, а также со сценой, когда Профессор и Писатель отказались идти в комнату желаний, зритель может понять, что смысл фильма "Сталкер" заключается в том, что человеку еще только предстоит разобраться в своей природе, а пока он не знает даже своих собственных желаний. Конечно, фильм насыщен метафорами, философскими вопросами и религиозным подтекстом, и в этом обилии легко что-то упустить после первого просмотра, однако стоит сказать, что ничего в нем не происходит просто так. В итоге можно лишь сделать вывод о том, что это отличное авторское и многогранное кино, которое дает пищу для размышлений и которое стоит посмотреть не один раз.