Разумеется, далеко не каждый зритель побежит сломя голову в ближайший кинотеатр смотреть такие фильмы, как «Субстанция». Реакция некоего высокопоставленного чиновника кинокомпании Universal Pictures, изначально отвечавшей за международный прокат ленты, не удивляет. Узнав, что по условиям контракта фильм не получится перемонтировать и радикально сократить, он настоял на разрыве договора. Кто ж мог предположить, что переуступка прав (1) Mubi обернётся осязаемой упущенной выгодой!.. Общемировые кассовые сборы уже составили $55,4 млн., из которых на североамериканский кинорынок пришлось $16,4 млн. В качестве любопытного (и очень показательного) факта можно упомянуть, что детище Корали Фаржа чуть ли не первым из боди-хорроров было официально закуплено в Социалистическую Республику Вьетнам – с сокращением хронометража примерно на полторы минуты. Но нам, конечно, интереснее внушительный (с поправкой на специфическую эстетику – феноменальный) успех картины в России, где выручка оценивается в 556,9 млн. рублей. Для сравнения: близкий в жанровом отношении «Титан» /2021/ Жюлии Дюкорно едва преодолел отметку в 5 млн. рублей.
Сопоставление двух кинопроизведений напрашивается не только из-за факта участия в основном конкурсе престижного Каннского МКФ, пусть Фаржа и не повторила триумф соотечественницы, удовольствовавшись премией за лучший сценарий. Зато Корали имеет полное право гордиться тем, что вступила в соперничество с их общим кумиром Дэвидом Кроненбергом, чей свежий опус под названием «Саван» /2024/ остался без наград. Если в «Титане» прослеживались прямые параллели с «Автокатастрофой» /1996/, то «Субстанция» содержит массу почтительных отсылок к творческому наследию мэтра ужасов (ужасов не только «телесных»). Отслаивающийся на пальце Сью ноготь мгновенно заставляет вспомнить аналогичную неприятность, приключившуюся с Сетом Брандлом в процессе превращения в гигантскую муху, непосредственно из плоти извлекали чужеродные предметы персонажи «Видеодрома» /1983/ и «Экзистенции» /1999/, да и само появление на свет юной копии Элизабет Спаркл вызывает ассоциации с «разрешением от бремени» в «Выводке» /1979/. Женщина-режиссёр, подступившаяся к теме ещё в короткометражке «Реальность+» /2014/, отдаёт дань богатым традициям, накопленным талантливыми предшественниками. Отдельного упоминания заслуживает её принципиальная установка на использование так называемых практических спецэффектов, позволяющих куда точнее, чем технологии CGI, передать ощущение фактуры, провоцируя у публики чувство отвращения…
Впрочем, Дюкорно с Фаржа усвоили у Кроненберга и других корифеев не только навязчивую (болезненную?) тягу к исследованию противоестественных деформаций человеческого тела. Дэвид, хоть и становился (в начале профессионального пути) объектом критики за дурной вкус, последовательно обращался к животрепещущим проблемам Запада, выходил на философские, социальные, даже политические обобщения. Иногда и вовсе озвучивал поразительно точные прогнозы! Чего-то подобного теперь пытаются добиться Жюлия и Корали. Приглашение Деми Мур обернулось редкостной удачей для фильма. Актриса, не испугавшаяся обилия на экране обнажённой натуры (правда, признавшаяся в интервью, что всё-таки испытывала смущение, в отличие от молодой партнёрши Маргарет Куолли), покоряет той смелостью, с какой погружается в собственные страхи. Боязнь неотвратимо приближающейся старости, которую худо-бедно помогают побороть достижения фармакологии вкупе с регулярными физическими нагрузками, меркнет на фоне сущего ужаса от осознания скорой – окончательной и бесповоротной! – утраты обожания масс. Суть биографии Спаркл передана всего в нескольких кадрах – кадрах с монтированием звезды на голливудской «Аллее славы», потрескавшейся и обветшавшей с годами. Пройдёт ещё чуть-чуть времени – и уже мало кто вспомнит некогда знаменитую лицедейку. Вместе с тем речь идёт о признании не исключительно на актёрской стезе.
На заре «перестройки» ощутимым спросом у советских кинозрителей пользовалась заокеанская драма «Любовь и аэробика» /1985/ (в оригинале – «Божественные тела»), отразившая тогдашнее повальное увлечение по обе стороны «железного занавеса» данной разновидностью гимнастики. На Корали Фаржа, вероятно, ещё в детстве произвёл неизгладимое впечатление поворот в карьере Джейн Фонды, добившейся разработанным комплексом упражнений (изложенных в книге и записанных на видеокассеты) едва ли не большей популярности, чем ранее – благодаря блистательным ролям и смелым политическим акциям. Деми, в «рейганомику» только начинавшая покорять киноиндустрию, воочию наблюдала за тем, как ловко старшая коллега играла на раскручиваемом культе не просто здорового, крепкого, выносливого, но непременно – красивого («божественного») тела. От неё и самой позже требовались серьёзные усилия, чтобы соответствовать представлениям о себе как о вечнозелёном секс-символе… Но в том и заключается парадокс, что это заставляет добровольно совершать над организмом форменные акты насилия. С далеко идущими последствиями.
На сеансе невооружённым глазом видно, что для режиссёра-сценаристки (как и для создательницы «Титана») важен феминистский подтекст. Трудно спорить с тем, что общественные предрассудки толкают женщину сделать роковой выбор – пуститься на эксперименты над собой. Деннис Куэйд (между прочим, сменивший безвременно почившего в бозе Рэя Лиотту), пожалуй, ещё не представал в столь же отвратительном обличии, как в облачении наглого, циничного, нечистоплотного продюсера по имени… Харви, который без зазрения совести выпроваживает Элизабет и поёт дифирамбы прелестнице Сью, попутно сколачивая состояние. Ходячее воплощение худших качеств маскулинного мира! Но даже это становится несущественным на фоне фееричного в своей кровавости финала. В конце концов человек несёт за своё «Я» персональную ответственность – ответственность перед собой, другими людьми и Богом.
_______
1 – По имеющейся информации, всего за $12,5 млн., что оказалось даже меньше производственного бюджета, составившего $17,5 млн.
5
,0
2024, Ужасы
135 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Разумеется, далеко не каждый зритель побежит сломя голову в ближайший кинотеатр смотреть такие фильмы, как «Субстанция». Реакция некоего высокопоставленного чиновника кинокомпании Universal Pictures, изначально отвечавшей за международный прокат ленты, не удивляет. Узнав, что по условиям контракта фильм не получится перемонтировать и радикально сократить, он настоял на разрыве договора. Кто ж мог предположить, что переуступка прав (1) Mubi обернётся осязаемой упущенной выгодой!.. Общемировые кассовые сборы уже составили $55,4 млн., из которых на североамериканский кинорынок пришлось $16,4 млн. В качестве любопытного (и очень показательного) факта можно упомянуть, что детище Корали Фаржа чуть ли не первым из боди-хорроров было официально закуплено в Социалистическую Республику Вьетнам – с сокращением хронометража примерно на полторы минуты. Но нам, конечно, интереснее внушительный (с поправкой на специфическую эстетику – феноменальный) успех картины в России, где выручка оценивается в 556,9 млн. рублей. Для сравнения: близкий в жанровом отношении «Титан» /2021/ Жюлии Дюкорно едва преодолел отметку в 5 млн. рублей. Сопоставление двух кинопроизведений напрашивается не только из-за факта участия в основном конкурсе престижного Каннского МКФ, пусть Фаржа и не повторила триумф соотечественницы, удовольствовавшись премией за лучший сценарий. Зато Корали имеет полное право гордиться тем, что вступила в соперничество с их общим кумиром Дэвидом Кроненбергом, чей свежий опус под названием «Саван» /2024/ остался без наград. Если в «Титане» прослеживались прямые параллели с «Автокатастрофой» /1996/, то «Субстанция» содержит массу почтительных отсылок к творческому наследию мэтра ужасов (ужасов не только «телесных»). Отслаивающийся на пальце Сью ноготь мгновенно заставляет вспомнить аналогичную неприятность, приключившуюся с Сетом Брандлом в процессе превращения в гигантскую муху, непосредственно из плоти извлекали чужеродные предметы персонажи «Видеодрома» /1983/ и «Экзистенции» /1999/, да и само появление на свет юной копии Элизабет Спаркл вызывает ассоциации с «разрешением от бремени» в «Выводке» /1979/. Женщина-режиссёр, подступившаяся к теме ещё в короткометражке «Реальность+» /2014/, отдаёт дань богатым традициям, накопленным талантливыми предшественниками. Отдельного упоминания заслуживает её принципиальная установка на использование так называемых практических спецэффектов, позволяющих куда точнее, чем технологии CGI, передать ощущение фактуры, провоцируя у публики чувство отвращения… Впрочем, Дюкорно с Фаржа усвоили у Кроненберга и других корифеев не только навязчивую (болезненную?) тягу к исследованию противоестественных деформаций человеческого тела. Дэвид, хоть и становился (в начале профессионального пути) объектом критики за дурной вкус, последовательно обращался к животрепещущим проблемам Запада, выходил на философские, социальные, даже политические обобщения. Иногда и вовсе озвучивал поразительно точные прогнозы! Чего-то подобного теперь пытаются добиться Жюлия и Корали. Приглашение Деми Мур обернулось редкостной удачей для фильма. Актриса, не испугавшаяся обилия на экране обнажённой натуры (правда, признавшаяся в интервью, что всё-таки испытывала смущение, в отличие от молодой партнёрши Маргарет Куолли), покоряет той смелостью, с какой погружается в собственные страхи. Боязнь неотвратимо приближающейся старости, которую худо-бедно помогают побороть достижения фармакологии вкупе с регулярными физическими нагрузками, меркнет на фоне сущего ужаса от осознания скорой – окончательной и бесповоротной! – утраты обожания масс. Суть биографии Спаркл передана всего в нескольких кадрах – кадрах с монтированием звезды на голливудской «Аллее славы», потрескавшейся и обветшавшей с годами. Пройдёт ещё чуть-чуть времени – и уже мало кто вспомнит некогда знаменитую лицедейку. Вместе с тем речь идёт о признании не исключительно на актёрской стезе. На заре «перестройки» ощутимым спросом у советских кинозрителей пользовалась заокеанская драма «Любовь и аэробика» /1985/ (в оригинале – «Божественные тела»), отразившая тогдашнее повальное увлечение по обе стороны «железного занавеса» данной разновидностью гимнастики. На Корали Фаржа, вероятно, ещё в детстве произвёл неизгладимое впечатление поворот в карьере Джейн Фонды, добившейся разработанным комплексом упражнений (изложенных в книге и записанных на видеокассеты) едва ли не большей популярности, чем ранее – благодаря блистательным ролям и смелым политическим акциям. Деми, в «рейганомику» только начинавшая покорять киноиндустрию, воочию наблюдала за тем, как ловко старшая коллега играла на раскручиваемом культе не просто здорового, крепкого, выносливого, но непременно – красивого («божественного») тела. От неё и самой позже требовались серьёзные усилия, чтобы соответствовать представлениям о себе как о вечнозелёном секс-символе… Но в том и заключается парадокс, что это заставляет добровольно совершать над организмом форменные акты насилия. С далеко идущими последствиями. На сеансе невооружённым глазом видно, что для режиссёра-сценаристки (как и для создательницы «Титана») важен феминистский подтекст. Трудно спорить с тем, что общественные предрассудки толкают женщину сделать роковой выбор – пуститься на эксперименты над собой. Деннис Куэйд (между прочим, сменивший безвременно почившего в бозе Рэя Лиотту), пожалуй, ещё не представал в столь же отвратительном обличии, как в облачении наглого, циничного, нечистоплотного продюсера по имени… Харви, который без зазрения совести выпроваживает Элизабет и поёт дифирамбы прелестнице Сью, попутно сколачивая состояние. Ходячее воплощение худших качеств маскулинного мира! Но даже это становится несущественным на фоне фееричного в своей кровавости финала. В конце концов человек несёт за своё «Я» персональную ответственность – ответственность перед собой, другими людьми и Богом. _______ 1 – По имеющейся информации, всего за $12,5 млн., что оказалось даже меньше производственного бюджета, составившего $17,5 млн.