Вполне возможно, что кое-кто из зрителей и даже зрительниц, ринувшихся в июне в кинотеатры на сеансы роуд-муви «Тур с «Иванушками», испытал лёгкое разочарование, поскольку надеялся посмотреть что-то вроде сериалов «Король и Шут» /2023/ и (готовящаяся к выходу) «Комбинация» /2024/. То есть насладиться фильмом, рассказывающим о популярном музыкальном коллективе – только с точки зрения фанаток, отправившихся по тем городам и весям, где их кумиры запланировали дать концерты. На поверку всё оказалось не совсем так: в этом смысле пролог оказался ложной приманкой, поскольку лучшие подруги Вика, Катя, Инна и Ася, вроде бы собравшиеся в путешествие мечты, так и не превратились в пресловутых групи (1). Хуже того, рассорились и никуда в итоге не поехали… А между тем неплохие коммерческие показатели постановки Марка Горобеца в кинопрокате (RUR111 млн. кассовых сборов) косвенно свидетельствуют, что публика в общем и целом осталась довольна. Участники «Иванушек International» появляются в кадре собственной персоной, и в саундтреке звучат едва ли не все хиты поп-группы, которые героини при каждом удобном случае с удовольствием напевают. Но дело ещё и в другом.
Собственно, как только действие переносится в наши дни, становится понятно, что картина не имеет ничего общего с биографическими лентами – с так называемыми байопиками. Отечественные кинематографисты (в титрах значатся четверо сценаристов!), уж скорее, ориентировались на что-то типа комедии «Я хочу держать тебя за руку» /1979/, повествующей о компании ярых поклонниц, готовых на что угодно, лишь бы очутиться рядом с квартетом The Beatles, прилетевшим в США на «Шоу Эда Салливана». Правда, полнометражный дебют Роберта Земекиса был целиком посвящён памятной эпохе «битломании», российской же аудитории – предлагают предаться чувству ностальгии совместно с героинями, давно не общавшимися и встретившимися после длительной разлуки по грустному поводу – на похоронах скоропостижно скончавшейся Виктории. Кстати, до кучи можно вспомнить, что и в другом недавнем нашем роуд-муви – под названием «Танцуй, селёдка!» /2023/ Александы Лупашко – немаловажное место в сюжете занял эпизод с выступлением на провинциальной площадке «Отпетых мошенников», на которое, как вспоминает повзрослевшая Жанна, папа достал билеты, чтобы порадовать дочку.
Фильм оставляет, говоря по совести, двойственное впечатление. С одной стороны бросаются в глаза художественные огрехи и недоработки. Режиссёр, набивший руку на сериалах, честно старается удержать внимание на протяжении почти двух часов. Вот только романтическая линия Кати, постоянно сталкивающейся с Максом, не подозревая, что знакомство подстроил чуть ли не персонально Купидон, кажется до обидного предсказуемой. И практически сразу догадываешься, что Ася в конце концов бросит помешанного на спорте и здоровом образе жизни жениха, чтобы остаться с торговцем сахарной ватой Колей; Роман Курцын отметился в роли, как бы противоположной партии фитнес-тренера Жени в суперхите «Я худею» /2018/ Алексея Нужного. Не говоря уже о том, что некоторые комические ситуации (например, с аллергической реакцией Екатерины на мёд) можно было бы и «докрутить», если воспользоваться жаргоном кинодраматургов. Вместе с тем, с другой стороны, развлекательную функцию «Тур с «Иванушками» выполняет – и даже сопутствующая реклама красот наших южных городов, которые женщины и оценить-то толком не успевают, не слишком раздражает. Кроме того, не сказать, чтобы авторы совсем не стремились вложить в своё детище никакого смысла.
Доставка письма, написанного Викой обожаемому Андрею Григорьеву-Апполонову (кстати, уроженцу Сочи), является типичной внешней – иногда называемой «ложной» – целью. После бесконечных мытарств Катя получает шанс выйти на сцену в разгар концерта и срывающимся от волнения голосом начинает зачитывать текст, но… «звезда» её аккуратно прерывает, спровадив в зал. К счастью, женщине хватает мудрости уразуметь, что детскими болезнями нужно болеть в детстве – и что послание адресовано, в сущности, не «Иванушкам», а им самим. И уже непринципиально, что позже музыканты, нечаянно встретившие поклонниц у лифта, исправляют допущенную бестактность. Образы Инны и Аси получились менее яркими, чем хотелось бы: первая пускает пыль в глаза, скрывая от попутчиц, что давно (с момента ареста отца-бизнесмена) не принадлежит к состоятельным персонам, последняя – сумела сбросить лишний вес и выучиться на психолога, зато чрезмерно зависит от мнения будущего мужа. Разве что фрагмент с импровизированным сеансом психотерапии, организованным в камере предварительного заключения для троицы алкоголиков, по-настоящему забавен. А вот Агате Муцениеце, пожалуй, удалось воплотить колоритный, достаточно интересный образ.
Сценаристы, разумеется, в меру возможностей проработали отношения между давними подругами, которым ничего не стоит найти причину, чтобы разругаться насмерть (до очередного примирения со слезами умиления на глазах). В целом доведена до логического завершения и линия с музыкантами, не говоря уже про конкурирующую группку фанаток, ещё более одержимых поп-идолами и агрессивно настроенных к соперницам. И всё-таки главным постепенно становится конфликт между Катей и юной Юлей – конфликт затяжной, давно набивший оскомину. Чем дальше женщин заводит погоня за «Иванушками International», тем очевиднее становится, насколько дочь похожа на собственную маму: делает всё, чтобы повторить её ошибки молодости, как родительница ни старается оградить чадо от неприятностей. И как раз погружение в мир песен, когда-то (в раннем отрочестве) скрашивавших унылое бытование, невольно заставило задуматься над прожитыми годами – и над тем, как быть дальше. В данном отношении давние шлягеры поп-группы помогли авторам особо, обнаружив в контексте сюжета новый (местами – чуть ли не философский) смысл. Чего только стоит кульминация с трогательным пением под гитару песни «Куклы»! Вот уж воистину: «Просто дети стали старше».
_______
1 – Англоязычный термин «groupie», пожалуй, не нуждается в пояснении.
8
,4
2024, Россия, Комедии
111 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Вполне возможно, что кое-кто из зрителей и даже зрительниц, ринувшихся в июне в кинотеатры на сеансы роуд-муви «Тур с «Иванушками», испытал лёгкое разочарование, поскольку надеялся посмотреть что-то вроде сериалов «Король и Шут» /2023/ и (готовящаяся к выходу) «Комбинация» /2024/. То есть насладиться фильмом, рассказывающим о популярном музыкальном коллективе – только с точки зрения фанаток, отправившихся по тем городам и весям, где их кумиры запланировали дать концерты. На поверку всё оказалось не совсем так: в этом смысле пролог оказался ложной приманкой, поскольку лучшие подруги Вика, Катя, Инна и Ася, вроде бы собравшиеся в путешествие мечты, так и не превратились в пресловутых групи (1). Хуже того, рассорились и никуда в итоге не поехали… А между тем неплохие коммерческие показатели постановки Марка Горобеца в кинопрокате (RUR111 млн. кассовых сборов) косвенно свидетельствуют, что публика в общем и целом осталась довольна. Участники «Иванушек International» появляются в кадре собственной персоной, и в саундтреке звучат едва ли не все хиты поп-группы, которые героини при каждом удобном случае с удовольствием напевают. Но дело ещё и в другом. Собственно, как только действие переносится в наши дни, становится понятно, что картина не имеет ничего общего с биографическими лентами – с так называемыми байопиками. Отечественные кинематографисты (в титрах значатся четверо сценаристов!), уж скорее, ориентировались на что-то типа комедии «Я хочу держать тебя за руку» /1979/, повествующей о компании ярых поклонниц, готовых на что угодно, лишь бы очутиться рядом с квартетом The Beatles, прилетевшим в США на «Шоу Эда Салливана». Правда, полнометражный дебют Роберта Земекиса был целиком посвящён памятной эпохе «битломании», российской же аудитории – предлагают предаться чувству ностальгии совместно с героинями, давно не общавшимися и встретившимися после длительной разлуки по грустному поводу – на похоронах скоропостижно скончавшейся Виктории. Кстати, до кучи можно вспомнить, что и в другом недавнем нашем роуд-муви – под названием «Танцуй, селёдка!» /2023/ Александы Лупашко – немаловажное место в сюжете занял эпизод с выступлением на провинциальной площадке «Отпетых мошенников», на которое, как вспоминает повзрослевшая Жанна, папа достал билеты, чтобы порадовать дочку. Фильм оставляет, говоря по совести, двойственное впечатление. С одной стороны бросаются в глаза художественные огрехи и недоработки. Режиссёр, набивший руку на сериалах, честно старается удержать внимание на протяжении почти двух часов. Вот только романтическая линия Кати, постоянно сталкивающейся с Максом, не подозревая, что знакомство подстроил чуть ли не персонально Купидон, кажется до обидного предсказуемой. И практически сразу догадываешься, что Ася в конце концов бросит помешанного на спорте и здоровом образе жизни жениха, чтобы остаться с торговцем сахарной ватой Колей; Роман Курцын отметился в роли, как бы противоположной партии фитнес-тренера Жени в суперхите «Я худею» /2018/ Алексея Нужного. Не говоря уже о том, что некоторые комические ситуации (например, с аллергической реакцией Екатерины на мёд) можно было бы и «докрутить», если воспользоваться жаргоном кинодраматургов. Вместе с тем, с другой стороны, развлекательную функцию «Тур с «Иванушками» выполняет – и даже сопутствующая реклама красот наших южных городов, которые женщины и оценить-то толком не успевают, не слишком раздражает. Кроме того, не сказать, чтобы авторы совсем не стремились вложить в своё детище никакого смысла. Доставка письма, написанного Викой обожаемому Андрею Григорьеву-Апполонову (кстати, уроженцу Сочи), является типичной внешней – иногда называемой «ложной» – целью. После бесконечных мытарств Катя получает шанс выйти на сцену в разгар концерта и срывающимся от волнения голосом начинает зачитывать текст, но… «звезда» её аккуратно прерывает, спровадив в зал. К счастью, женщине хватает мудрости уразуметь, что детскими болезнями нужно болеть в детстве – и что послание адресовано, в сущности, не «Иванушкам», а им самим. И уже непринципиально, что позже музыканты, нечаянно встретившие поклонниц у лифта, исправляют допущенную бестактность. Образы Инны и Аси получились менее яркими, чем хотелось бы: первая пускает пыль в глаза, скрывая от попутчиц, что давно (с момента ареста отца-бизнесмена) не принадлежит к состоятельным персонам, последняя – сумела сбросить лишний вес и выучиться на психолога, зато чрезмерно зависит от мнения будущего мужа. Разве что фрагмент с импровизированным сеансом психотерапии, организованным в камере предварительного заключения для троицы алкоголиков, по-настоящему забавен. А вот Агате Муцениеце, пожалуй, удалось воплотить колоритный, достаточно интересный образ. Сценаристы, разумеется, в меру возможностей проработали отношения между давними подругами, которым ничего не стоит найти причину, чтобы разругаться насмерть (до очередного примирения со слезами умиления на глазах). В целом доведена до логического завершения и линия с музыкантами, не говоря уже про конкурирующую группку фанаток, ещё более одержимых поп-идолами и агрессивно настроенных к соперницам. И всё-таки главным постепенно становится конфликт между Катей и юной Юлей – конфликт затяжной, давно набивший оскомину. Чем дальше женщин заводит погоня за «Иванушками International», тем очевиднее становится, насколько дочь похожа на собственную маму: делает всё, чтобы повторить её ошибки молодости, как родительница ни старается оградить чадо от неприятностей. И как раз погружение в мир песен, когда-то (в раннем отрочестве) скрашивавших унылое бытование, невольно заставило задуматься над прожитыми годами – и над тем, как быть дальше. В данном отношении давние шлягеры поп-группы помогли авторам особо, обнаружив в контексте сюжета новый (местами – чуть ли не философский) смысл. Чего только стоит кульминация с трогательным пением под гитару песни «Куклы»! Вот уж воистину: «Просто дети стали старше». _______ 1 – Англоязычный термин «groupie», пожалуй, не нуждается в пояснении.