Что было раньше: курица или яйцо? Этот вопрос можно сформулировать и более мудреным способом: Софокл, сочинявший своего знаменитого «Царя Эдипа», хотя бы догадывался о том, что его персонаж страдал одноименным комплексом? А русская поговорка «правда глаза колет» когда возникла? После знакомства ее безымянного автора с творчеством Софокла? До обнародования Фрейдом своих открытий? Если вы слегка подзабыли школьный курс древнегреческой драмы: когда Эдипу открылась ужасная правда о том, что он убил своего отца и переспал с собственной матерью, бедолага выколол себе глаза.
Как видим, знакомство с учением доктора Фрейда существенно обогащает комплект аллюзий современного человека. И теперь даже обычная криминальная драма в той или иной степени не может обойтись без сюжетного ответвления, посвященного психологическому портрету преступника, выстроенному на основании исследования подсознания злодея, его детских психологических травм и сексуальных девиаций. Так что мини-сериал «Убийство по Фрейду» Роберта Дорнхельма открытием для искушенного зрителя точно не станет.
Блистательная Вена начала прошлого века, столица тысячелетней империи Габсбургов пока не подозревает, что часы истории отмеряют последнее десятилетие ее безмятежного существования. Здесь в это время живет, работает и творит один из властителей дум, определивших пути развития человеческой цивилизации на много лет вперед – Зигмунд Фрейд, пророк учения о подсознательном. Его молодой последователь, англичанин Макс Либерман (роль сыграл Мэттью Бирд) регулярно посещает лекции своего кумира. Его привлекает не только теория, но и практические способы применения психоанализа. Либерман мечтает о лаврах сыщика. Благодаря семейным связям он получает возможность реализовать свою мечту и становится напарником инспектора венской полиции Оскара Рейнхардта в исполнении Юргена Маурера. Они приступают к расследованию череды загадочных преступлений. Одна серия проекта посвящается отдельному расследованию.
Литературной основой сценария стал цикл произведений второсортного британского создателя криминальных романов, плодовитого эпигона классиков жанра, Конан Дойла и Агаты Кристи. Все те же штампы: пара сыщиков-антагонистов; один поумнее, второй слегка тугодум, один профессиональный полицейский, а другой медик. Обязательно должно быть убийство в закрытой изнутри комнате. Ведущие расследование герои в упор не замечают детали, в которые авторы просто пальцем тычут. А преступником оказывается, как правило, самый незаметный персонаж типа бабушки, которая до самого финала истории мирно сидела у печки и носки внукам вязала.
Впрочем, пенять на выбор сюжетной основы создателям «Убийства по Фрейду» не стоит: желающих смастерить сценарий по шедеврам Кейт Аткинсон и Мика Геррона сегодня больше, чем китайцев в очереди к мавзолею Ленина. Пришлось работать с тем, что имеется на рынке, и что бюджет вытянет. Вот и поработали.
Конечно, набор традиционных детективных банальностей следует освежить. Создатели «Убийства по Фрейду», надо отдать им должное, делают это на высоком профессиональном уровне. С одной стороны, требуется солидный налет архаичной патины, нас ведь переносят на 100 с лишним лет назад. Значит, модный фильтр сепия в кадре, тщательно подобранные костюмы, аксессуары, интерьеры. Ничего нового, но скрупулезность операторов, монтажеров, декораторов, костюмеров сериала внушает огромное уважение. Картинка ласкает взор. А эпизод с посещением вернисажа, на котором выставлен «Бетховенский фриз» Густава Климта, меня просто потряс. Намек зрителям о некоторых деталях расследуемого преступления дается при помощи оживления персонажей фриза. Мастера компьютерной графики набрались наглости и сварганили мультик на основе картины самого создателя золотого «Поцелуя»! И у них получилось замечательно.
Это про форму. Что касается содержания: к началу XX века криминалистика давно уже вышла из пеленок. Развиваются передовые методы идентификации личности (дактилоскопия вытесняет бертильонаж), в распоряжении сыщиков наработки в сфере трасологии и токсикологии, судебная медицина тоже добивается серьезных успехов. Конечно, составление психологического портрета преступника в то время все же до некоторой степени анахронизм, но можно предположить, что поклонники учения Фрейда уже тогда влились в ряды полицейских медиков. Другое дело, что афишировать подобные взгляды серьезные профессионалы (тем более, на государственной службе) позволить себе не могли, так как академическое сообщество весьма скептически относилось к идеям о членении разума на сознание и подсознание. Персонажи сериала регулярно используют (или рассуждают об использовании) самых передовых по тем меркам методах, а потому первую скрипку в дуэте партнеров играет именно врач, а не сыщик (еще бы, Рейнхардт в отличие от персонажа Конан Дойла не музыкален). То есть венский Ватсон поменялся ролями с австрийским Холмсом. Именно он демонстрирует потрясенному напарнику чудеса дедуктивно-психологического метода.
К самым серьезным недостаткам сериала я бы отнес некоторую наивность… скажу грубее: криминалистическую девственность главных героев, особенно Рейнхардта. По сюжету к моменту знакомства с Либерманом инспектор уже пару лет не может раскрыть ни одного преступления. Начальство на неудачника посматривает косо, прямым текстом намекает на его профнепригодность, подыскивает ему замену. Так что в самое ближайшее время ему грозит, скорее всего, перевод из престижного столичного подразделения куда-нибудь в тирольскую глушь, где он сможет печально йоделировать, пересчитывая овец в отарах, перегоняемых на альпийские луга. Познакомившись с методикой расследования, которую практикует Рейнхардт, этому удивляться не станешь. Осмотр места преступления проводится настолько небрежно, что просто диву даешься. Появившийся в квартире убитой девицы Либерман мгновенно обнаруживает детали, оставшиеся неведомыми бригаде Рейнхардта. К полицейским рвется свидетельница, она пытается сообщить им важные сведения – от нее отмахиваются, как от надоедливой мухи, хотя круглые сутки проводится поквартирный опрос для опознания жертвы, не приносящий никаких результатов. А судмедэксперт выясняет, что покойная была беременна, только после подсказки все того же премудрого Либермана. Авторы сериала просто в поддавки играют со зрителями. Вот, смотрите, вы оказались более наблюдательными, чем наши суперсыщики! Какие вы у нас умненькие-разумненькие! Для коррекционного детского сада такой подход был бы оптимальным, но, мне кажется, творцы проекта рассчитывали на более широкую целевую аудиторию. Единственное (но и блистательное) исключение – та подсказка по Климту, о которой написано выше.
Как ни странно, больший интерес в сериале вызывают не сугубо детективные сюжеты, а демонстрация действительных и мнимых достижений психоанализа во время лечебных сеансов. Может быть, это и к лучшему: криминальными историями мы наелись сильнее, чем качественными сюжетами психологического свойства. Преступление проиграло подсознанию. Фрейд одолел Конан Дойла.
8
,3
2019-2022, Триллеры
3 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Что было раньше: курица или яйцо? Этот вопрос можно сформулировать и более мудреным способом: Софокл, сочинявший своего знаменитого «Царя Эдипа», хотя бы догадывался о том, что его персонаж страдал одноименным комплексом? А русская поговорка «правда глаза колет» когда возникла? После знакомства ее безымянного автора с творчеством Софокла? До обнародования Фрейдом своих открытий? Если вы слегка подзабыли школьный курс древнегреческой драмы: когда Эдипу открылась ужасная правда о том, что он убил своего отца и переспал с собственной матерью, бедолага выколол себе глаза. Как видим, знакомство с учением доктора Фрейда существенно обогащает комплект аллюзий современного человека. И теперь даже обычная криминальная драма в той или иной степени не может обойтись без сюжетного ответвления, посвященного психологическому портрету преступника, выстроенному на основании исследования подсознания злодея, его детских психологических травм и сексуальных девиаций. Так что мини-сериал «Убийство по Фрейду» Роберта Дорнхельма открытием для искушенного зрителя точно не станет. Блистательная Вена начала прошлого века, столица тысячелетней империи Габсбургов пока не подозревает, что часы истории отмеряют последнее десятилетие ее безмятежного существования. Здесь в это время живет, работает и творит один из властителей дум, определивших пути развития человеческой цивилизации на много лет вперед – Зигмунд Фрейд, пророк учения о подсознательном. Его молодой последователь, англичанин Макс Либерман (роль сыграл Мэттью Бирд) регулярно посещает лекции своего кумира. Его привлекает не только теория, но и практические способы применения психоанализа. Либерман мечтает о лаврах сыщика. Благодаря семейным связям он получает возможность реализовать свою мечту и становится напарником инспектора венской полиции Оскара Рейнхардта в исполнении Юргена Маурера. Они приступают к расследованию череды загадочных преступлений. Одна серия проекта посвящается отдельному расследованию. Литературной основой сценария стал цикл произведений второсортного британского создателя криминальных романов, плодовитого эпигона классиков жанра, Конан Дойла и Агаты Кристи. Все те же штампы: пара сыщиков-антагонистов; один поумнее, второй слегка тугодум, один профессиональный полицейский, а другой медик. Обязательно должно быть убийство в закрытой изнутри комнате. Ведущие расследование герои в упор не замечают детали, в которые авторы просто пальцем тычут. А преступником оказывается, как правило, самый незаметный персонаж типа бабушки, которая до самого финала истории мирно сидела у печки и носки внукам вязала. Впрочем, пенять на выбор сюжетной основы создателям «Убийства по Фрейду» не стоит: желающих смастерить сценарий по шедеврам Кейт Аткинсон и Мика Геррона сегодня больше, чем китайцев в очереди к мавзолею Ленина. Пришлось работать с тем, что имеется на рынке, и что бюджет вытянет. Вот и поработали. Конечно, набор традиционных детективных банальностей следует освежить. Создатели «Убийства по Фрейду», надо отдать им должное, делают это на высоком профессиональном уровне. С одной стороны, требуется солидный налет архаичной патины, нас ведь переносят на 100 с лишним лет назад. Значит, модный фильтр сепия в кадре, тщательно подобранные костюмы, аксессуары, интерьеры. Ничего нового, но скрупулезность операторов, монтажеров, декораторов, костюмеров сериала внушает огромное уважение. Картинка ласкает взор. А эпизод с посещением вернисажа, на котором выставлен «Бетховенский фриз» Густава Климта, меня просто потряс. Намек зрителям о некоторых деталях расследуемого преступления дается при помощи оживления персонажей фриза. Мастера компьютерной графики набрались наглости и сварганили мультик на основе картины самого создателя золотого «Поцелуя»! И у них получилось замечательно. Это про форму. Что касается содержания: к началу XX века криминалистика давно уже вышла из пеленок. Развиваются передовые методы идентификации личности (дактилоскопия вытесняет бертильонаж), в распоряжении сыщиков наработки в сфере трасологии и токсикологии, судебная медицина тоже добивается серьезных успехов. Конечно, составление психологического портрета преступника в то время все же до некоторой степени анахронизм, но можно предположить, что поклонники учения Фрейда уже тогда влились в ряды полицейских медиков. Другое дело, что афишировать подобные взгляды серьезные профессионалы (тем более, на государственной службе) позволить себе не могли, так как академическое сообщество весьма скептически относилось к идеям о членении разума на сознание и подсознание. Персонажи сериала регулярно используют (или рассуждают об использовании) самых передовых по тем меркам методах, а потому первую скрипку в дуэте партнеров играет именно врач, а не сыщик (еще бы, Рейнхардт в отличие от персонажа Конан Дойла не музыкален). То есть венский Ватсон поменялся ролями с австрийским Холмсом. Именно он демонстрирует потрясенному напарнику чудеса дедуктивно-психологического метода. К самым серьезным недостаткам сериала я бы отнес некоторую наивность… скажу грубее: криминалистическую девственность главных героев, особенно Рейнхардта. По сюжету к моменту знакомства с Либерманом инспектор уже пару лет не может раскрыть ни одного преступления. Начальство на неудачника посматривает косо, прямым текстом намекает на его профнепригодность, подыскивает ему замену. Так что в самое ближайшее время ему грозит, скорее всего, перевод из престижного столичного подразделения куда-нибудь в тирольскую глушь, где он сможет печально йоделировать, пересчитывая овец в отарах, перегоняемых на альпийские луга. Познакомившись с методикой расследования, которую практикует Рейнхардт, этому удивляться не станешь. Осмотр места преступления проводится настолько небрежно, что просто диву даешься. Появившийся в квартире убитой девицы Либерман мгновенно обнаруживает детали, оставшиеся неведомыми бригаде Рейнхардта. К полицейским рвется свидетельница, она пытается сообщить им важные сведения – от нее отмахиваются, как от надоедливой мухи, хотя круглые сутки проводится поквартирный опрос для опознания жертвы, не приносящий никаких результатов. А судмедэксперт выясняет, что покойная была беременна, только после подсказки все того же премудрого Либермана. Авторы сериала просто в поддавки играют со зрителями. Вот, смотрите, вы оказались более наблюдательными, чем наши суперсыщики! Какие вы у нас умненькие-разумненькие! Для коррекционного детского сада такой подход был бы оптимальным, но, мне кажется, творцы проекта рассчитывали на более широкую целевую аудиторию. Единственное (но и блистательное) исключение – та подсказка по Климту, о которой написано выше. Как ни странно, больший интерес в сериале вызывают не сугубо детективные сюжеты, а демонстрация действительных и мнимых достижений психоанализа во время лечебных сеансов. Может быть, это и к лучшему: криминальными историями мы наелись сильнее, чем качественными сюжетами психологического свойства. Преступление проиграло подсознанию. Фрейд одолел Конан Дойла.