Сегодня модным стало жаловаться на деградацию юмора на российских телеэкранах. Дескать, эту нишу монополизировали многочисленные птенцы гнезда Маслякова – матерые и не очень КВН-щики разных лет. Давят зрителя своими стендаповскими поделками, а тот же ситком практически вымер. Мне эти жалобы кажутся в чем-то справедливыми, но слухи о смерти всех юмористических жанров, кроме КВН, слегка преувеличены. Лишним подтверждением этому стал выход сериала «Везёт» режиссера Владимира Щеголькова. Сразу оговорюсь: с жанром этого сериала не все так очевидно. Назвать его ситкомом в чистом виде нельзя. Причин тому имеется несколько.
Во-первых, видны признаки откровенного «ушучивания» многих эпизодов сериала, когда его создатели вставляют стендап-номера в сцены, претендующие на то, чтобы выглядеть по-настоящему драматичными. Сериал как раз с такой сцены начинается: главного героя (Иван Потапов в исполнении Евгения Цыганова) зверски избивают недобросовестные конкуренты по частному извозу. Эпизод завершается немудрящей шуточкой, призванной снизить его пафос. Так задается лейтмотив сериала, авторы сооружают экранный коктейль по рецепту: взять три части печального, смешать с двумя частями забавного. Не взбалтывать. Употребить, заглядывая в бездонные очи Евгения Цыганова.
В то же время некоторые комические сцены разыгрываются с мастерством, которое выдает наличие профильного (отнюдь не КВН-овского) образования у ведущих исполнителей и сценаристов (разговор Ивана и его приятеля Михаила с дворовыми мальчишками).
Второе отличие от типичной комедии ситуаций – кастинг. На главные роли взят ряд актеров, которым откровенно тесноваты рамки совсем уж простенькой комедии, сопровождаемой назойливым закадровым смехом. Единственное исключение – Максим Лагашкин в роли плюшевого полицейского Михаила Поламорчука. Ему не в первой исполнять на экране жуликоватого, но обаятельного мента, он себя чувствует в этом качестве как рыба в воде, играет, что называется, одной левой. А вот Светлана Ходченкова (Светлана Петровна) пытается привнести в роль сексуально озабоченной и начинающей стареть стервозы что-то загадочное. Эта шлюховатая дамочка иногда норовит одарить зрителя неким подобием улыбки Джоконды. Периодически начинаешь верить в хоть какие-то глубины души этого персонажа.
Цыганов верен себе. Поклонники умеренного таланта этого актера получат удовольствие от очередной встречи с гибридом двух персонажей комедии дель арте: Пьеро и Арлекина. И, конечно, Владимир Меньшов в роли Деда. Как это ни печально, мы видели последнюю роль замечательного актера. Дрожь пробирает от таких совпадений: на экране умирает персонаж, в жизни – его исполнитель.
Еще одна особенность сериала, которая должна привлечь к просмотру достаточно взыскательную публику, это обилие правдоподобных деталей, призванных слегка оттенять нестандартность ситуаций, в которые попадают герои. Чувствуется, что создатели «Везёт» пользовались услугами информированных консультантов (впрочем, вполне возможно, что они просто не поленились основательно порыться в интернете). Зрители узнают много интересного о таких материях, как жульнические схемы инспекторов ГИБДД или требования к поведению ортодоксальных иудеев в шаббат.
Авторы сериала четко придерживаются основного ситкомовского посыла: мы показываем типичного героя, попавшего в нестандартную ситуацию. Именно так создается разность потенциалов, высекающая искру зрительских эмоций: запойный алкоголик выполняет функцию трезвого водителя; жуликоватый инспектор ГИБДД выступает в качестве доброго самаритянина в самых различных ситуациях; юная проститутка с детдомовским прошлым оказывается скромной женой престарелого вдовца; отличница физмата оборачивается прожженной шлюхой; мирный раввин имеет в анамнезе обширное боевое прошлое.
Удачно выбран и способ организации сюжета. Водитель, занимающийся «трезвым» извозом, знакомится с самыми различными персонажами, попадает в интересные истории. Прием, прямо скажем, не новый, его использовали многие, от Аркадия Райкина до Роберто Бениньи, но, тем не менее, он приносит неплохие результаты. Грех не воспользоваться.
И, наконец, грамотное дозирование комического и драматического. Авторам удается не перегнуть палку. Они хорошо чувствуют, когда нужно сменить доминирующее настроение сюжета. Только что мы видели, как полицейские оказывают помощь пострадавшим в страшной аварии. А через минуту те же самые герои преспокойно обсуждают очередную жульническую операцию. Сначала они заключают пари, когда замерзнет насмерть упрямец, решивший пешком преодолеть в легкой одежде 20 километров в сильный мороз. Но тут же эти вроде бы бессердечные негодяи делятся с предметом пари теплыми вещами. А потом ввиду изменения граничных условий спора заключенное ими пари тут же расторгается.
Эта эмоциональная чехарда совершенно не раздражает, наоборот, придает образам героев сериала объемность и убедительность. Так что коллектив создателей «Везёт» может поставить себе в заслугу то обстоятельство, что отечественный юмористический сериал еще жив. Будем надеяться, что это надолго.
7
,9
2021, Россия, Комедийные
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Сегодня модным стало жаловаться на деградацию юмора на российских телеэкранах. Дескать, эту нишу монополизировали многочисленные птенцы гнезда Маслякова – матерые и не очень КВН-щики разных лет. Давят зрителя своими стендаповскими поделками, а тот же ситком практически вымер. Мне эти жалобы кажутся в чем-то справедливыми, но слухи о смерти всех юмористических жанров, кроме КВН, слегка преувеличены. Лишним подтверждением этому стал выход сериала «Везёт» режиссера Владимира Щеголькова. Сразу оговорюсь: с жанром этого сериала не все так очевидно. Назвать его ситкомом в чистом виде нельзя. Причин тому имеется несколько. Во-первых, видны признаки откровенного «ушучивания» многих эпизодов сериала, когда его создатели вставляют стендап-номера в сцены, претендующие на то, чтобы выглядеть по-настоящему драматичными. Сериал как раз с такой сцены начинается: главного героя (Иван Потапов в исполнении Евгения Цыганова) зверски избивают недобросовестные конкуренты по частному извозу. Эпизод завершается немудрящей шуточкой, призванной снизить его пафос. Так задается лейтмотив сериала, авторы сооружают экранный коктейль по рецепту: взять три части печального, смешать с двумя частями забавного. Не взбалтывать. Употребить, заглядывая в бездонные очи Евгения Цыганова. В то же время некоторые комические сцены разыгрываются с мастерством, которое выдает наличие профильного (отнюдь не КВН-овского) образования у ведущих исполнителей и сценаристов (разговор Ивана и его приятеля Михаила с дворовыми мальчишками). Второе отличие от типичной комедии ситуаций – кастинг. На главные роли взят ряд актеров, которым откровенно тесноваты рамки совсем уж простенькой комедии, сопровождаемой назойливым закадровым смехом. Единственное исключение – Максим Лагашкин в роли плюшевого полицейского Михаила Поламорчука. Ему не в первой исполнять на экране жуликоватого, но обаятельного мента, он себя чувствует в этом качестве как рыба в воде, играет, что называется, одной левой. А вот Светлана Ходченкова (Светлана Петровна) пытается привнести в роль сексуально озабоченной и начинающей стареть стервозы что-то загадочное. Эта шлюховатая дамочка иногда норовит одарить зрителя неким подобием улыбки Джоконды. Периодически начинаешь верить в хоть какие-то глубины души этого персонажа. Цыганов верен себе. Поклонники умеренного таланта этого актера получат удовольствие от очередной встречи с гибридом двух персонажей комедии дель арте: Пьеро и Арлекина. И, конечно, Владимир Меньшов в роли Деда. Как это ни печально, мы видели последнюю роль замечательного актера. Дрожь пробирает от таких совпадений: на экране умирает персонаж, в жизни – его исполнитель. Еще одна особенность сериала, которая должна привлечь к просмотру достаточно взыскательную публику, это обилие правдоподобных деталей, призванных слегка оттенять нестандартность ситуаций, в которые попадают герои. Чувствуется, что создатели «Везёт» пользовались услугами информированных консультантов (впрочем, вполне возможно, что они просто не поленились основательно порыться в интернете). Зрители узнают много интересного о таких материях, как жульнические схемы инспекторов ГИБДД или требования к поведению ортодоксальных иудеев в шаббат. Авторы сериала четко придерживаются основного ситкомовского посыла: мы показываем типичного героя, попавшего в нестандартную ситуацию. Именно так создается разность потенциалов, высекающая искру зрительских эмоций: запойный алкоголик выполняет функцию трезвого водителя; жуликоватый инспектор ГИБДД выступает в качестве доброго самаритянина в самых различных ситуациях; юная проститутка с детдомовским прошлым оказывается скромной женой престарелого вдовца; отличница физмата оборачивается прожженной шлюхой; мирный раввин имеет в анамнезе обширное боевое прошлое. Удачно выбран и способ организации сюжета. Водитель, занимающийся «трезвым» извозом, знакомится с самыми различными персонажами, попадает в интересные истории. Прием, прямо скажем, не новый, его использовали многие, от Аркадия Райкина до Роберто Бениньи, но, тем не менее, он приносит неплохие результаты. Грех не воспользоваться. И, наконец, грамотное дозирование комического и драматического. Авторам удается не перегнуть палку. Они хорошо чувствуют, когда нужно сменить доминирующее настроение сюжета. Только что мы видели, как полицейские оказывают помощь пострадавшим в страшной аварии. А через минуту те же самые герои преспокойно обсуждают очередную жульническую операцию. Сначала они заключают пари, когда замерзнет насмерть упрямец, решивший пешком преодолеть в легкой одежде 20 километров в сильный мороз. Но тут же эти вроде бы бессердечные негодяи делятся с предметом пари теплыми вещами. А потом ввиду изменения граничных условий спора заключенное ими пари тут же расторгается. Эта эмоциональная чехарда совершенно не раздражает, наоборот, придает образам героев сериала объемность и убедительность. Так что коллектив создателей «Везёт» может поставить себе в заслугу то обстоятельство, что отечественный юмористический сериал еще жив. Будем надеяться, что это надолго.