Название сериала выведено во вступительных титрах в кавычках – явно для того, чтобы дополнительно подчеркнуть: имеется в виду отнюдь не буквальный смысл. С одной стороны вынесенный в заголовок глагол намекает на род деятельности главного героя, в прошлом – титулованного мотогонщика, который после аварии и полученной психологической травмы вынужден трудиться так называемым трезвым водителем, обязующимся доставить клиента по указанному адресу. Ивану Потапову действительно «везёт»… Что ни заказ, непременно попадается какая-нибудь эксцентричная личность со своими трудностями. Ситуация усугубляется тем, что бывший спортсмен – запойный пьяница. Мужчина прекрасно понимает, что ни под каким предлогом не должен прикасаться к спиртным напиткам, но ему катастрофически не хватает силы воли, чтобы ответить категорическим отказом на настойчивую просьбу выпить. Как результат, Иван неизменно просыпается в новом месте, решительно ничего не помня – и лишь со слов очевидцев узнавая, что отчебучил накануне. То, что для закадычных приятелей из российской комедии «День хомячка» /2003/ и из голливудской трилогии «Мальчишник в Вегасе» /2009-2013/ являлось из ряда вон выходящим событием, для Потапова – почти норма, печальная обыденность.
Из работ Владимира Щеголькова, учившегося во ВГИКе и в актёрской, и в режиссёрской (у Вадима Абдрашитова) мастерских, лишь ранние провоцировали шквал критики. Особенно досталось на орехи (увы, не сказать, что незаслуженно) фарсу «Антидурь» /2007/ с участием Владимира Турчинского и Дмитрия Дюжева. Постепенно, по мере накопления профессионального опыта (в основном – благодаря постановкам телесериалов), у него получилось выработать собственный стиль, ярким свидетельством чему служит и «Везёт». Между прочим, проект стал первым реализованным производственной компанией ООО «Студия Чеховъ», учреждённой Владимиром сравнительно недавно – в августе 2018-го года. И в общем-то по всему видно, что для Щеголькова это не был банальный коммерческий заказ. Если в первых сегментах ещё чувствуется желание ошарашить зрителя, заставив неотрывно следить за экранными перипетиями любой ценой (например, заинтриговав жестоким избиением бедолаги Ивана конкурентами), то мало-помалу удаётся найти верную интонацию, сохраняющуюся вплоть до последних кадров. Само бытование Потапова на бренной земле напоминает затянувшуюся трагикомедию, развязка которой всё никак не наступит.
Вряд ли Кирилла Кяро приглашали воплотить образ Арье, избравшего стезю раввина после того, как чудом уцелел на войне, специально с расчётом на ассоциации с его проникновенной ролью Андрея в «Пассажирах» /2020/, но… параллели всё равно напрашиваются. Дело даже не в том, что вновь возникают религиозно-мистические мотивы (правда, поданные уже в ироническом ключе): ванины алкоголические отключки сопровождаются посещением небес, куда живым доступ строго-настрого воспрещён. Услуги таксиста и трезвого водителя не так чтобы далеки друг от друга. Впрочем, если у Карена Оганесяна повторных встреч с «клиентами» не подразумевалось (за редким исключением – когда человек не обретал покой и не желал покидать наш мир), то на сей раз всё не так просто. Потапов вроде бы и не горит желанием вешать на себя чужие проблемы (как говорится, своих хватает), да обстоятельства неизменно складываются таким образом, что он просто не может бросить в беде очередного горемыку – и не вмешаться. На самом-то деле хроническое невезение спорадически сменяется удачей, пусть и не сразу осознаваемой. Среди подарков фортуны следует упомянуть хотя бы знакомство с Михаилом Поламорчуком, быстро переросшее в искреннюю дружбу – к счастью для обоих. «Всё пройдёт: и печаль, и радость», как поётся в песне на музыку Максима Дунаевского и слова Леонида Дербенёва, звучащей с экрана в исполнении Светланы Лободы.
Конечно, по меркам бытового правдоподобия нагромождение происшествий, участником которых становится Иван, избыточно. Как будто в северных городах России (1) часто опаивают в стриптиз-клубах египетских дирижёров с мировым именем, прилетевших на гастроли, случаются пожары в женских общественных банях и похищают найденный в ходе археологических раскопок репродуктивный орган ископаемого животного, являвшийся объектом поклонения первобытных племён. Но авторы и не стремятся к реализму – скорее, наоборот. Евгений Цыганов неслучайно подчёркивает в характере персонажа одну черту – не просто флегматичность, а скептицизм, неумение да и абсолютное нежелание чему-либо удивляться. Этого не проймут ни Светлана Петровна, обрадовавшая новостью, что ждёт ребёнка (то ли от него, то ли от Михи), ни находчивая малолетняя проститутка из Приднестровья, ни бизнесмен из лихих девяностых Егор, задумавший застрелиться, ни пациент клиники для душевнобольных, готовящийся отправиться к инопланетянам. Даже беседы с мудрым старцем, вразумляющим гостя на предмет того, что ждёт людей после смерти, и делящимся ценными советами, протекают совершенно буднично и спокойно. Восьмая серия завершается трогательным посвящением памяти Владимира Меньшова, и присутствие выдающегося режиссёра и актёра, почившего в бозе ещё летом 2021-го, до премьеры, придаёт экранным перипетиям особый, невыразимо грустный настрой.
Так везёт или не везёт?! Ещё гениальный французский комедиограф Франсис Вебер в «Невезучих» /1981/ убедительно отстаивал мысль, что хроническое отсутствие удачи сродни недугу (если не физическому, то по меньшей мере – психическому), незаметно передающемуся от одного индивида к другому. Причём ришаровский Франсуа Перрен и не заметил, как «заразил» сурового Жана Кампану, сыгранного Жераром Депардье. Вот и Потапов, кажется, невольно притягивает неприятности всех, с кем встречается по роду выбранной профессии. А мужчине бы надо элементарно разобраться с экс-супругой, категорически не желающей, чтобы тот участвовал в воспитании сына-школьника, и найти хоть какое-то жильё. Но в том и заключается парадоксальность ситуации, что непробиваемой защитой от проделок судьбы-индейки служит готовность прийти ближнему (и не совсем ближнему) на выручку. Пожалуй, и с Поламорчуком-то они сошлись именно по причине родственности воззрений. Два сапога пара! Миха, конечно, не святой, поскольку, трудясь в Госавтоинспекции МВД РФ, берёт взятки и вовсю пользуется служебным положением в личных целях. Но вместе с тем – без колебаний готов рисковать собственной шкурой, лишь бы восстановить справедливость. Настоящей проверкой на прочность – в разных отношениях – становится инцидент с попыткой урезонить зарвавшегося дальнобойщика.
Любопытно, что рабочим названием сериала был вариант «Иван». Потапов и вправду недаром носит это имя, периодически – поразительно напоминая своего тёзку из русских народных сказок, известного под обидным прозванием дурак. Кстати, пожилой пассажир, специально спустившийся с небес, чтобы предотвратить худшее, и заодно вызвавшийся исполнить заветную мечту, именно так его и характеризует – за просьбу организовать поездку на мотоцикле. Но Иван-дурак неизменно выходил победителем из любой передряги, включая и те, в какие попадал из-за себя же. Похоже, что бывший чемпион, сумевший подзалечить давнюю душевную рану, продолжит славную традицию. А везение – дело наживное.
_______
1 – Съёмки велись Мурманске, за что в финальных титрах выражена благодарность губернатору области Андрею Чибису, а также в Норильске, Кировске, Москве и Подмосковье.
7
,9
2021, Россия, Комедийные
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Название сериала выведено во вступительных титрах в кавычках – явно для того, чтобы дополнительно подчеркнуть: имеется в виду отнюдь не буквальный смысл. С одной стороны вынесенный в заголовок глагол намекает на род деятельности главного героя, в прошлом – титулованного мотогонщика, который после аварии и полученной психологической травмы вынужден трудиться так называемым трезвым водителем, обязующимся доставить клиента по указанному адресу. Ивану Потапову действительно «везёт»… Что ни заказ, непременно попадается какая-нибудь эксцентричная личность со своими трудностями. Ситуация усугубляется тем, что бывший спортсмен – запойный пьяница. Мужчина прекрасно понимает, что ни под каким предлогом не должен прикасаться к спиртным напиткам, но ему катастрофически не хватает силы воли, чтобы ответить категорическим отказом на настойчивую просьбу выпить. Как результат, Иван неизменно просыпается в новом месте, решительно ничего не помня – и лишь со слов очевидцев узнавая, что отчебучил накануне. То, что для закадычных приятелей из российской комедии «День хомячка» /2003/ и из голливудской трилогии «Мальчишник в Вегасе» /2009-2013/ являлось из ряда вон выходящим событием, для Потапова – почти норма, печальная обыденность. Из работ Владимира Щеголькова, учившегося во ВГИКе и в актёрской, и в режиссёрской (у Вадима Абдрашитова) мастерских, лишь ранние провоцировали шквал критики. Особенно досталось на орехи (увы, не сказать, что незаслуженно) фарсу «Антидурь» /2007/ с участием Владимира Турчинского и Дмитрия Дюжева. Постепенно, по мере накопления профессионального опыта (в основном – благодаря постановкам телесериалов), у него получилось выработать собственный стиль, ярким свидетельством чему служит и «Везёт». Между прочим, проект стал первым реализованным производственной компанией ООО «Студия Чеховъ», учреждённой Владимиром сравнительно недавно – в августе 2018-го года. И в общем-то по всему видно, что для Щеголькова это не был банальный коммерческий заказ. Если в первых сегментах ещё чувствуется желание ошарашить зрителя, заставив неотрывно следить за экранными перипетиями любой ценой (например, заинтриговав жестоким избиением бедолаги Ивана конкурентами), то мало-помалу удаётся найти верную интонацию, сохраняющуюся вплоть до последних кадров. Само бытование Потапова на бренной земле напоминает затянувшуюся трагикомедию, развязка которой всё никак не наступит. Вряд ли Кирилла Кяро приглашали воплотить образ Арье, избравшего стезю раввина после того, как чудом уцелел на войне, специально с расчётом на ассоциации с его проникновенной ролью Андрея в «Пассажирах» /2020/, но… параллели всё равно напрашиваются. Дело даже не в том, что вновь возникают религиозно-мистические мотивы (правда, поданные уже в ироническом ключе): ванины алкоголические отключки сопровождаются посещением небес, куда живым доступ строго-настрого воспрещён. Услуги таксиста и трезвого водителя не так чтобы далеки друг от друга. Впрочем, если у Карена Оганесяна повторных встреч с «клиентами» не подразумевалось (за редким исключением – когда человек не обретал покой и не желал покидать наш мир), то на сей раз всё не так просто. Потапов вроде бы и не горит желанием вешать на себя чужие проблемы (как говорится, своих хватает), да обстоятельства неизменно складываются таким образом, что он просто не может бросить в беде очередного горемыку – и не вмешаться. На самом-то деле хроническое невезение спорадически сменяется удачей, пусть и не сразу осознаваемой. Среди подарков фортуны следует упомянуть хотя бы знакомство с Михаилом Поламорчуком, быстро переросшее в искреннюю дружбу – к счастью для обоих. «Всё пройдёт: и печаль, и радость», как поётся в песне на музыку Максима Дунаевского и слова Леонида Дербенёва, звучащей с экрана в исполнении Светланы Лободы. Конечно, по меркам бытового правдоподобия нагромождение происшествий, участником которых становится Иван, избыточно. Как будто в северных городах России (1) часто опаивают в стриптиз-клубах египетских дирижёров с мировым именем, прилетевших на гастроли, случаются пожары в женских общественных банях и похищают найденный в ходе археологических раскопок репродуктивный орган ископаемого животного, являвшийся объектом поклонения первобытных племён. Но авторы и не стремятся к реализму – скорее, наоборот. Евгений Цыганов неслучайно подчёркивает в характере персонажа одну черту – не просто флегматичность, а скептицизм, неумение да и абсолютное нежелание чему-либо удивляться. Этого не проймут ни Светлана Петровна, обрадовавшая новостью, что ждёт ребёнка (то ли от него, то ли от Михи), ни находчивая малолетняя проститутка из Приднестровья, ни бизнесмен из лихих девяностых Егор, задумавший застрелиться, ни пациент клиники для душевнобольных, готовящийся отправиться к инопланетянам. Даже беседы с мудрым старцем, вразумляющим гостя на предмет того, что ждёт людей после смерти, и делящимся ценными советами, протекают совершенно буднично и спокойно. Восьмая серия завершается трогательным посвящением памяти Владимира Меньшова, и присутствие выдающегося режиссёра и актёра, почившего в бозе ещё летом 2021-го, до премьеры, придаёт экранным перипетиям особый, невыразимо грустный настрой. Так везёт или не везёт?! Ещё гениальный французский комедиограф Франсис Вебер в «Невезучих» /1981/ убедительно отстаивал мысль, что хроническое отсутствие удачи сродни недугу (если не физическому, то по меньшей мере – психическому), незаметно передающемуся от одного индивида к другому. Причём ришаровский Франсуа Перрен и не заметил, как «заразил» сурового Жана Кампану, сыгранного Жераром Депардье. Вот и Потапов, кажется, невольно притягивает неприятности всех, с кем встречается по роду выбранной профессии. А мужчине бы надо элементарно разобраться с экс-супругой, категорически не желающей, чтобы тот участвовал в воспитании сына-школьника, и найти хоть какое-то жильё. Но в том и заключается парадоксальность ситуации, что непробиваемой защитой от проделок судьбы-индейки служит готовность прийти ближнему (и не совсем ближнему) на выручку. Пожалуй, и с Поламорчуком-то они сошлись именно по причине родственности воззрений. Два сапога пара! Миха, конечно, не святой, поскольку, трудясь в Госавтоинспекции МВД РФ, берёт взятки и вовсю пользуется служебным положением в личных целях. Но вместе с тем – без колебаний готов рисковать собственной шкурой, лишь бы восстановить справедливость. Настоящей проверкой на прочность – в разных отношениях – становится инцидент с попыткой урезонить зарвавшегося дальнобойщика. Любопытно, что рабочим названием сериала был вариант «Иван». Потапов и вправду недаром носит это имя, периодически – поразительно напоминая своего тёзку из русских народных сказок, известного под обидным прозванием дурак. Кстати, пожилой пассажир, специально спустившийся с небес, чтобы предотвратить худшее, и заодно вызвавшийся исполнить заветную мечту, именно так его и характеризует – за просьбу организовать поездку на мотоцикле. Но Иван-дурак неизменно выходил победителем из любой передряги, включая и те, в какие попадал из-за себя же. Похоже, что бывший чемпион, сумевший подзалечить давнюю душевную рану, продолжит славную традицию. А везение – дело наживное. _______ 1 – Съёмки велись Мурманске, за что в финальных титрах выражена благодарность губернатору области Андрею Чибису, а также в Норильске, Кировске, Москве и Подмосковье.