Средневековая Русь, насыщенный тревогами и опасностями мир, в котором всегда найдется место подвигу. Смотрите исторический сериал «Витязи» режиссера Михаила Колпахчиева, главные роли исполнили актеры Олег Малышев, Алан Томаев, Дмитрий Петрухин и Валерия Ермошина.
Со времен Гомера, первого известного человечеству автора авантюрного романа с продолжением, прошла куча веков. Изобретать сюжеты для подобного рода историй становится все сложнее. А потому на первый план сегодня выходит не столько изобретательность в построении фабулы, сколько антураж, в рамках которого она развивается, атмосфера, которой дышат герои. Сколько криминальных экранных историй начинается с ограбления инкассаторской машины? Как заинтересовать зрителя таким затасканным зачином? А вот как: переносим действие на несколько сотен лет в прошлое. Тогда вместо ментов у нас будут богатыри… Нет, кажется, тогда правоохранителей называли храбрами… Дружинники? Не те ассоциации. Княжьи вои? Не то звучание. Пусть будут витязи! Сразу что-то из Пушкина вспоминается, а это наше всё.
Итак, витязиный такой СОБР. Поехали! Таинственное ограбление (кто-то инфу слил криминалу), а потом – киднеппинг (супостаты стырили красну девицу посреди чащобы дремучей). И тут же по родимым весям шастает какой-то чин из Бундесвера… то есть, из Ливонского ордена. НАТОвец на фоне Церкви Преображения Господня из Кижей XVIII века – караул!
В принципе нормальный прием. Тем более, когда режиссер, судя по всему, активно вращается в тусовке ролевиков. Столько здоровенных дядек без толку железяками размахивают, пора их к делу пристроить. А одного – самого могутного – сделаем Конаном: заголим для красоты торс, переполненный бодибилдингом, а, чтобы со Шварценеггером не путали, дадим ему имя не Черномор, а Белогор.
Что касается имен – тут создатели проекта от души порезвились. Вот, к примеру, витязь Громобой. Догадайтесь, чем он вооружен? Катана, гладиус, кистень, дубина? Не угадали. Молот, это же славянская аватара Тора, а он, как известно, бог грома. Или персонаж по имени Варун. Я погуглил, нашел 27 знаменитых носителей этого имени. Все поголовно индийцы, спортсмены, актеры (даже сценарист один затесался), айтишники. Ни одного витязя! А это сценаристы эрудицию демонстрируют, откопали какого-то славянского идола с индоевропейскими корнями, заставили актера отрастить мохнатую бороду – вот вам нашенский то ли Арджуна, то ли вообще Индра. Про Миру я вообще молчу: отдает чем-то душистым, снова корни то ли индийские, то ли (божечки!) иудейские. На самом деле – отсылка к лозунгу «Миру – мир!». Ей бы еще подружку Майю…
Одной лишь ономастикой сфера лингвистических пристрастий авторов сериала не ограничивается. Ребята решили озаботиться хронолектикой (прошу прощения за неологизм, им можно, я мне нельзя?). Персонажи у них говорят на специальном языке, каждой фразой давая понять зрителю, что вот они – в тридевятом царстве очучиваются. Поначалу, минуты три, слушать это даже слегка отчасти почти прикольно. Но когда в одном предложении появляются слова «давеча», «токмо» и «диковинная», начинаешь вспоминать, что граммар-наци можно перевести и на современный русский язык: лингво-фашист.
Проблема вербальной достоверности, разумеется, встает во весь рост перед любыми авторами исторических картин. Если бы персонажи «Витязей» заговорили на настоящем древнерусском – современный зритель не понял бы практически ничего, не даром же «Слово о полку Игореве» доступно обычному читателю только в переводе. Но надо ведь и меру знать, да еще и хоть каплей художественного вкуса обладать. А так особо чувствительного зрителя лингвистические кунштюки типа «бегмя бежать» и до инфаркта довести могут. Сразу вспоминается забавный рассказ Михаила Задорнова: могём шикануть, когда хочем. Перегрузить сценарий просторечными псевдоархаичными словами и выражениями – и вот вам, исторический колорит. Интересно, в XIII веке на Руси в ходу было выражение «дрыхнуть без задних ног»?
Ладно, можно ведь и звук приглушить. Будем наслаждаться, нам дают экшен. Я, например, так и поступил, а потому не получил ответа на вопрос: удосужились ли авторы сценария употребить сочное словечко «анадысь»? Если да – то сколько раз? Любоваться неуклюжими трюками ролевиков, конечно, желающие всегда найдутся. Особенно среди тинэйджеров, которым головной мозг гаджеты заменяют. Но как насчет элементарного здравого смысла? Вот первые кадры: по лесу перемещается конвой, сопровождающий кассу с оброком. Шестеро здоровенных мужиков в латах, шлемах, с мечами/молотами, щитами, кольчугами бредут рядом с телегой, запряженной одной клячей, на которую толстым канатом принайтовлен сундук с казенным серебром.
Витязь, напомню, синоним для обозначения рыцаря. Вооружение русского воина тех времен примерно соответствовало оснащению классического европейского бойца. И таскать на себе это увесистое железо лучше было все-таки на лошадке. Это же конные воины. Ау, мушкетеры, вашу кавалерию Атос в кости проиграл? В чем причина такого странного казуса с непарнокопытными – сказать сложно. То ли не смогли подобрать тяжеловозов, способных вынести на себе корпулентных персонажей, то ли режиссера в детстве пони укусил. Но, скорее всего, всем было просто на все наплевать. Плюс экономия бюджета.
Опростоволосившийся средневековый спецназ прибывает в Новгород. Высокое начальство вызывает выживших на ковер, приказывает сдать табельные мечи и топоры, отправляет их на все четыре стороны. Ребята перед тем, как разойтись, решают покручиниться на могилках павших товарищей. Примечательная деталь: на могилки эти водружаются защитные головные уборы, по которым супостаты оШЕЛОМили почивших в бозе богатырей. Покручинились – и разошлись.
Предлагаю целевой аудитории «Витязей» включить воображение. Представьте, что ваш приятель повторил судьбу одного из персонажей клипа группы «Ленинград» про ЗОЖ. Вы приходите на его могилку, кладете на нее любимый айфон бывшего друга и уходите, таращась в свой гаджет. Как вы думаете, как скоро аппарат на месте упокоения любителя ЗОЖ обретет живого владельца? Шлем средневекового рыцаря/богатыря/витязя по стоимости вполне соответствовал самой продвинутой модели любимого аксессуара современного гопника/хипстера/мажора.
Так что «Витязи» может сегодня считаться практически эталоном экранного китча. Дорамы про Чосон этому изделию уступают с большим отрывом, нам есть чем гордиться. У меня возникает подозрение, что изготовление сериалов подобного уровня является результатом тайного сговора между заказчиками. Телеканалы первого ряда требуют соблюдения субординации: третьесортные вещатели просто обязаны создавать благоприятный фон для продукции старших товарищей. После «Витязей» народ будет просто не оттащить от первых кнопок в прайм-тайм.
7
,5
2023, Россия, Приключения
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Средневековая Русь, насыщенный тревогами и опасностями мир, в котором всегда найдется место подвигу. Смотрите исторический сериал «Витязи» режиссера Михаила Колпахчиева, главные роли исполнили актеры Олег Малышев, Алан Томаев, Дмитрий Петрухин и Валерия Ермошина. Со времен Гомера, первого известного человечеству автора авантюрного романа с продолжением, прошла куча веков. Изобретать сюжеты для подобного рода историй становится все сложнее. А потому на первый план сегодня выходит не столько изобретательность в построении фабулы, сколько антураж, в рамках которого она развивается, атмосфера, которой дышат герои. Сколько криминальных экранных историй начинается с ограбления инкассаторской машины? Как заинтересовать зрителя таким затасканным зачином? А вот как: переносим действие на несколько сотен лет в прошлое. Тогда вместо ментов у нас будут богатыри… Нет, кажется, тогда правоохранителей называли храбрами… Дружинники? Не те ассоциации. Княжьи вои? Не то звучание. Пусть будут витязи! Сразу что-то из Пушкина вспоминается, а это наше всё. Итак, витязиный такой СОБР. Поехали! Таинственное ограбление (кто-то инфу слил криминалу), а потом – киднеппинг (супостаты стырили красну девицу посреди чащобы дремучей). И тут же по родимым весям шастает какой-то чин из Бундесвера… то есть, из Ливонского ордена. НАТОвец на фоне Церкви Преображения Господня из Кижей XVIII века – караул! В принципе нормальный прием. Тем более, когда режиссер, судя по всему, активно вращается в тусовке ролевиков. Столько здоровенных дядек без толку железяками размахивают, пора их к делу пристроить. А одного – самого могутного – сделаем Конаном: заголим для красоты торс, переполненный бодибилдингом, а, чтобы со Шварценеггером не путали, дадим ему имя не Черномор, а Белогор. Что касается имен – тут создатели проекта от души порезвились. Вот, к примеру, витязь Громобой. Догадайтесь, чем он вооружен? Катана, гладиус, кистень, дубина? Не угадали. Молот, это же славянская аватара Тора, а он, как известно, бог грома. Или персонаж по имени Варун. Я погуглил, нашел 27 знаменитых носителей этого имени. Все поголовно индийцы, спортсмены, актеры (даже сценарист один затесался), айтишники. Ни одного витязя! А это сценаристы эрудицию демонстрируют, откопали какого-то славянского идола с индоевропейскими корнями, заставили актера отрастить мохнатую бороду – вот вам нашенский то ли Арджуна, то ли вообще Индра. Про Миру я вообще молчу: отдает чем-то душистым, снова корни то ли индийские, то ли (божечки!) иудейские. На самом деле – отсылка к лозунгу «Миру – мир!». Ей бы еще подружку Майю… Одной лишь ономастикой сфера лингвистических пристрастий авторов сериала не ограничивается. Ребята решили озаботиться хронолектикой (прошу прощения за неологизм, им можно, я мне нельзя?). Персонажи у них говорят на специальном языке, каждой фразой давая понять зрителю, что вот они – в тридевятом царстве очучиваются. Поначалу, минуты три, слушать это даже слегка отчасти почти прикольно. Но когда в одном предложении появляются слова «давеча», «токмо» и «диковинная», начинаешь вспоминать, что граммар-наци можно перевести и на современный русский язык: лингво-фашист. Проблема вербальной достоверности, разумеется, встает во весь рост перед любыми авторами исторических картин. Если бы персонажи «Витязей» заговорили на настоящем древнерусском – современный зритель не понял бы практически ничего, не даром же «Слово о полку Игореве» доступно обычному читателю только в переводе. Но надо ведь и меру знать, да еще и хоть каплей художественного вкуса обладать. А так особо чувствительного зрителя лингвистические кунштюки типа «бегмя бежать» и до инфаркта довести могут. Сразу вспоминается забавный рассказ Михаила Задорнова: могём шикануть, когда хочем. Перегрузить сценарий просторечными псевдоархаичными словами и выражениями – и вот вам, исторический колорит. Интересно, в XIII веке на Руси в ходу было выражение «дрыхнуть без задних ног»? Ладно, можно ведь и звук приглушить. Будем наслаждаться, нам дают экшен. Я, например, так и поступил, а потому не получил ответа на вопрос: удосужились ли авторы сценария употребить сочное словечко «анадысь»? Если да – то сколько раз? Любоваться неуклюжими трюками ролевиков, конечно, желающие всегда найдутся. Особенно среди тинэйджеров, которым головной мозг гаджеты заменяют. Но как насчет элементарного здравого смысла? Вот первые кадры: по лесу перемещается конвой, сопровождающий кассу с оброком. Шестеро здоровенных мужиков в латах, шлемах, с мечами/молотами, щитами, кольчугами бредут рядом с телегой, запряженной одной клячей, на которую толстым канатом принайтовлен сундук с казенным серебром. Витязь, напомню, синоним для обозначения рыцаря. Вооружение русского воина тех времен примерно соответствовало оснащению классического европейского бойца. И таскать на себе это увесистое железо лучше было все-таки на лошадке. Это же конные воины. Ау, мушкетеры, вашу кавалерию Атос в кости проиграл? В чем причина такого странного казуса с непарнокопытными – сказать сложно. То ли не смогли подобрать тяжеловозов, способных вынести на себе корпулентных персонажей, то ли режиссера в детстве пони укусил. Но, скорее всего, всем было просто на все наплевать. Плюс экономия бюджета. Опростоволосившийся средневековый спецназ прибывает в Новгород. Высокое начальство вызывает выживших на ковер, приказывает сдать табельные мечи и топоры, отправляет их на все четыре стороны. Ребята перед тем, как разойтись, решают покручиниться на могилках павших товарищей. Примечательная деталь: на могилки эти водружаются защитные головные уборы, по которым супостаты оШЕЛОМили почивших в бозе богатырей. Покручинились – и разошлись. Предлагаю целевой аудитории «Витязей» включить воображение. Представьте, что ваш приятель повторил судьбу одного из персонажей клипа группы «Ленинград» про ЗОЖ. Вы приходите на его могилку, кладете на нее любимый айфон бывшего друга и уходите, таращась в свой гаджет. Как вы думаете, как скоро аппарат на месте упокоения любителя ЗОЖ обретет живого владельца? Шлем средневекового рыцаря/богатыря/витязя по стоимости вполне соответствовал самой продвинутой модели любимого аксессуара современного гопника/хипстера/мажора. Так что «Витязи» может сегодня считаться практически эталоном экранного китча. Дорамы про Чосон этому изделию уступают с большим отрывом, нам есть чем гордиться. У меня возникает подозрение, что изготовление сериалов подобного уровня является результатом тайного сговора между заказчиками. Телеканалы первого ряда требуют соблюдения субординации: третьесортные вещатели просто обязаны создавать благоприятный фон для продукции старших товарищей. После «Витязей» народ будет просто не оттащить от первых кнопок в прайм-тайм.