В первой трети своего хронометража фильм «Воздух» смотрится типичным военным кино современного образца: зрителя встречает тревожный титр с датой трагических событий, нарезка душераздирающих кадров и чьи-нибудь паникёрские реплики типа «всё пропало». Но чем дальше развивается действие, тем чаще приходится вспоминать, а кто, собственно, ответственный за режиссуру и нравственно-идейный посыл ленты. Это Алексей Герман младший – постановщик специфически-претенциозных артхаусов, что впервые в карьере оказался у руля блокбастера, ещё и посвящённого событиям Великой Отечественной. Ну, как посвящённого – кино рассказывает придуманную историю с вымышленными героями, пусть в персонаже Анастасии Талызиной без труда и узнается легендарная лётчица Лидия Литвяк. Схожесть есть даже во внешности двух женщин.
И всё-таки «Воздух» – чистой воды фантазия автора. Фильм заимствует концепцию сразу нескольких советских шедевров военного кино, но в отличие от картин «В бой идут одни старики», «В небе «ночные ведьмы»» и «А зори здесь тихие», работа Германа младшего уходит в плоскость философского рассуждения. Чувствуется, что режиссёру не настолько интересны сами бои в небе, хоть он публично и хвалился использованием новомодной технологии павильонных съёмок с использованием полноразмерных макетов, кружащихся перед гигантскими экранами. Куда важнее автору сама идея вооружённого конфликта как чудовищного и антигуманного явления, оправдания которому нет и быть не может. Что ж, открыл человек глаза на правду, ничего не скажешь. Но если без сарказма, то уже по части атмосферы «Воздух» уделывает фальшиво-глянцевых оппонентов в составе «Девятаева», «Крыльев над Берлином» и «Лётчика». Герман младший не пытается показать страшную войну как подходящую площадку для демонстрации героизма. В его картине это совсем иное – беспросветный мрак, ужас, страх и опустошение.
Впрочем, даже режиссёр артхаусных драм то ли не может по настоянию «партии», то ли не хочет самостоятельно отойти от задолбавших клише в фильмах такого рода. Наша героиня должна быть не просто наивной идеалисткой, проходящей путь от пацифистки до лучшей истребительницы в лётном полку. Она обязательно жертва репрессий – ну куда же без кровавой «гэбни»! А ещё прекрасную девушку обязательно поразит любовный вирус! И не в виде светлого и чистого чувства, как в тех же «…Стариках» Леонида Быкова, а как притянутого и неестественного порыва, что вызывает чувство неловкости за Анастасию Талызину и Сергея Безрукова, между которыми – ни много ни мало – двадцать шесть лет разницы в возрасте, и в фильме это хорошо заметно. Также, в духе времени героине никак не обойтись без грязных домогательств абьюзеров, и чтобы уж окончательно припечатать великий образ красноармейца один такой, с позволения сказать, боец набросится на девчонку… из зависти, что-то больно заговорённая от пуль немецких «Мессершмиттов».
Короче говоря, всевозможного идеологического мусора в «Воздухе» хватает, и природа возникновения его понятна: киноленту явно ориентировали за западные фестивали, да вот некстати грянула пандемия, а затем резко сменился и политический фон. Ну а в отрыве от всей этой вредоносной шелухи фильм способен понравиться уже одними только боями и полным ощущением, что сценарного иммунитета тут нет ни у кого из персонажей. Жаль, что не получила развития линия с противостоянием наших лётчиц многоопытному немцу Ульриху, что громит наши «Яки» будто косточки из компота. Смешно, но в этом плане с «Воздухом» уверенно посоревнуются даже фильмы из серии «Снайпер», в которых нет почти ничего, собственно, военного. Сценам из быта девчонок, который их окружает в перерывах между схватками в небе, не хватает связности. Это вообще бич «Воздуха». Герман младший будто крайне неохотно возвращал героинь на землю и снимал их склоки, возникающие из-за разницы в темпераментах. Фактически и так, с первого же появления на экране становится понятно, насколько по-разному смотрят на мир героини Талызиной и Аглаи Тарасовой, но режиссёр, тем не менее, пытается убедить, что это не мешает им быть лучшими подругами и верными соратницами. Более верным орудием в руках автора становится смерть, а перед её лицом, как известно, все равны.
До статуса явления в жанре «Воздуху» не дотянуться, однако в сравнении с совсем уж очевидными надругательствами над советским наследием типа «Т-34», фильм Германа младшего относительно безвреден и имеет своё лицо. Не слишком запоминающееся, и всё же. В отрыве от разносортного барахла, которое лишь удлиняет и без того солидный хронометраж, это кино напоминает о героизме простых девчонок, что наравне с крепкими мужиками защищали Родину и внесли немалый вклад в великую Победу. За режиссёром не заржавело в финальных титрах отдать почести погибшим родственникам, и сделано это было, хочется верить, искренне. Что до остального: артхаус остаётся артхаусом, с каким бюджетом сложившемуся автору ни начинай предприятие. Пробить на эмоции Алексей Алексеевич оказался способен, и сделал это с уверенностью настоящего мастера.
7
,4
2023, Россия, Военные
151 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
В первой трети своего хронометража фильм «Воздух» смотрится типичным военным кино современного образца: зрителя встречает тревожный титр с датой трагических событий, нарезка душераздирающих кадров и чьи-нибудь паникёрские реплики типа «всё пропало». Но чем дальше развивается действие, тем чаще приходится вспоминать, а кто, собственно, ответственный за режиссуру и нравственно-идейный посыл ленты. Это Алексей Герман младший – постановщик специфически-претенциозных артхаусов, что впервые в карьере оказался у руля блокбастера, ещё и посвящённого событиям Великой Отечественной. Ну, как посвящённого – кино рассказывает придуманную историю с вымышленными героями, пусть в персонаже Анастасии Талызиной без труда и узнается легендарная лётчица Лидия Литвяк. Схожесть есть даже во внешности двух женщин. И всё-таки «Воздух» – чистой воды фантазия автора. Фильм заимствует концепцию сразу нескольких советских шедевров военного кино, но в отличие от картин «В бой идут одни старики», «В небе «ночные ведьмы»» и «А зори здесь тихие», работа Германа младшего уходит в плоскость философского рассуждения. Чувствуется, что режиссёру не настолько интересны сами бои в небе, хоть он публично и хвалился использованием новомодной технологии павильонных съёмок с использованием полноразмерных макетов, кружащихся перед гигантскими экранами. Куда важнее автору сама идея вооружённого конфликта как чудовищного и антигуманного явления, оправдания которому нет и быть не может. Что ж, открыл человек глаза на правду, ничего не скажешь. Но если без сарказма, то уже по части атмосферы «Воздух» уделывает фальшиво-глянцевых оппонентов в составе «Девятаева», «Крыльев над Берлином» и «Лётчика». Герман младший не пытается показать страшную войну как подходящую площадку для демонстрации героизма. В его картине это совсем иное – беспросветный мрак, ужас, страх и опустошение. Впрочем, даже режиссёр артхаусных драм то ли не может по настоянию «партии», то ли не хочет самостоятельно отойти от задолбавших клише в фильмах такого рода. Наша героиня должна быть не просто наивной идеалисткой, проходящей путь от пацифистки до лучшей истребительницы в лётном полку. Она обязательно жертва репрессий – ну куда же без кровавой «гэбни»! А ещё прекрасную девушку обязательно поразит любовный вирус! И не в виде светлого и чистого чувства, как в тех же «…Стариках» Леонида Быкова, а как притянутого и неестественного порыва, что вызывает чувство неловкости за Анастасию Талызину и Сергея Безрукова, между которыми – ни много ни мало – двадцать шесть лет разницы в возрасте, и в фильме это хорошо заметно. Также, в духе времени героине никак не обойтись без грязных домогательств абьюзеров, и чтобы уж окончательно припечатать великий образ красноармейца один такой, с позволения сказать, боец набросится на девчонку… из зависти, что-то больно заговорённая от пуль немецких «Мессершмиттов». Короче говоря, всевозможного идеологического мусора в «Воздухе» хватает, и природа возникновения его понятна: киноленту явно ориентировали за западные фестивали, да вот некстати грянула пандемия, а затем резко сменился и политический фон. Ну а в отрыве от всей этой вредоносной шелухи фильм способен понравиться уже одними только боями и полным ощущением, что сценарного иммунитета тут нет ни у кого из персонажей. Жаль, что не получила развития линия с противостоянием наших лётчиц многоопытному немцу Ульриху, что громит наши «Яки» будто косточки из компота. Смешно, но в этом плане с «Воздухом» уверенно посоревнуются даже фильмы из серии «Снайпер», в которых нет почти ничего, собственно, военного. Сценам из быта девчонок, который их окружает в перерывах между схватками в небе, не хватает связности. Это вообще бич «Воздуха». Герман младший будто крайне неохотно возвращал героинь на землю и снимал их склоки, возникающие из-за разницы в темпераментах. Фактически и так, с первого же появления на экране становится понятно, насколько по-разному смотрят на мир героини Талызиной и Аглаи Тарасовой, но режиссёр, тем не менее, пытается убедить, что это не мешает им быть лучшими подругами и верными соратницами. Более верным орудием в руках автора становится смерть, а перед её лицом, как известно, все равны. До статуса явления в жанре «Воздуху» не дотянуться, однако в сравнении с совсем уж очевидными надругательствами над советским наследием типа «Т-34», фильм Германа младшего относительно безвреден и имеет своё лицо. Не слишком запоминающееся, и всё же. В отрыве от разносортного барахла, которое лишь удлиняет и без того солидный хронометраж, это кино напоминает о героизме простых девчонок, что наравне с крепкими мужиками защищали Родину и внесли немалый вклад в великую Победу. За режиссёром не заржавело в финальных титрах отдать почести погибшим родственникам, и сделано это было, хочется верить, искренне. Что до остального: артхаус остаётся артхаусом, с каким бюджетом сложившемуся автору ни начинай предприятие. Пробить на эмоции Алексей Алексеевич оказался способен, и сделал это с уверенностью настоящего мастера.