Сказ про то, как князь Ярослав татаро-монгола женил
Снимать в современной России фильмы и сериалы на исторические темы – занятие неблагодарное. Ведь у нас в истории разбираются абсолютно все – и стар, и млад. И те, кому забивали мозги историей КПСС, и те, кого натаскивали сыграть в угадайку 1 из 4-х на ЕГЭ. А еще все поголовно читали серьезную научную литературу: Валентина Пикуля, Льва Гумилева, Михаила Зыгаря или (свят, свят!) академика Фоменко. Так что вполне можно понять создателей сериала «Золотая Орда», режиссера Тимура Алпатова и сценариста Ольгу Ларионову, которые честно предупредили зрителей: в основе их творения не лежат никакие подлинные исторические события, все чистая выдумка. Дескать, не судите строго, люди добрые, не надо нас доставать из-за несоответствия вашим представлениям (навеянным, конечно, самыми серьезными источниками) о той печальной эпохе.
Итак, где-то в Евразии находится государство Золотая Орда. Чуть западнее (или слева, как любят выражаться герои сериала) располагается Русь. Нам периодически демонстрируют карту, там даже названия городов написаны. А стрелочками заботливо изображают маршруты передвижения персонажей. Так что заодно географию вспомнить можно. Правит Ордой великий хан Берке (Рамиль Сабитов). Он собирается воевать с ильханом Персии Хулагу. А потому отправляет своего полководца Менгу-Темира (Санжар Мади) на Русь. Так, ну-ка, прочь руки от Википедии! Наши герои выдуманные. А имена у них с реальными историческими деятелями совпадают совершенно случайно. Так что не удивляйтесь дальше. Менгу-Темир должен доставить шефу вспомогательные войска, пушечное мясо из русских ратников. Нас этим не удивишь. Источники утверждают, что русские войска помогали монголам аж в Южном Китае. Всего госзаказ государства-гегемона составляет 40 тысяч человек. Ладно, мы поняли. Нам же сказали – фэнтези. 40 так 40. Почему не 150? Великий князь Ярослав (Александр Устюгов) собирает совет директоров… то есть, князей. Что делать? Они, разумеется, ничего путного подсказать великому директору (генеральному князю) не могут. И тут на авансцену выходит княгиня Устинья (Юлия Пересильд), жена князя Бориса (Артур Иванов), брата Ярослава. Дама природой не обделена: красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна. А еще политесу обучена, искусству геополитическому не чужда. Посмотрел на нее бедолага Менгу-Темир и подумал: Ларису Ивановну… то есть Устинью батьковну хочу. Тут все и закрутилось. А вокруг основной сюжетной линии авторы затейливо ветвят второстепенные дорожки. Тут и богомаз Николка (Сергей Соцердотский), и Гришка-скоморох (Юрий Тарасов), и кавалерист-девица Настя (Карина Андоленко). Все они удостоены небольших эпизодов, которые призваны перемежать коллизии основной сюжетной линии.
Авторы сериала старались. Это видно невооруженным взглядом. Они и карты нарисовали. И костюмчики понарядней подобрали главным персонажам. Менгу-Темир настоящий модник. Ему почти не уступает Ярослав. Над интерьерами тоже поработали: в княжеских покоях реечки на окне заботливо раскрашены в светофорные цвета. А над самым сексодромом висят три иконы (ну, в автомобилях у членов съемочной группы такие же). Наверное, на уроках по истории КПСС и при подготовке к ЕГЭ никто не рассказывал о том, что есть в православном жилище такое местечко – красный угол называется.
Уважение вызывает и кинематографическая эрудиция создателей сериала. Посмотрите сцену выступления Гришки-скомороха на княжеском пиру. А потом мы узнаем о творческих страданиях богомаза-модерниста Николки. Да, мы такие: смотрели Тарковского про Андрея Рублева. Там тоже татарское иго. А кавалькаду Менгу-Темира мы у самого Эйзенштейна подсмотрели в «Александре Невском». Похвально. Только почему-то большинство подобных сцен благодаря опереточному исполнению смахивает на пародию. А как лихо сценарист нам сочиняет диалог хана Берке с архитектором, который ему новую столицу проектирует. Тот хану: у монголов отсутствует художественный вкус. А тиран его – бац, и отбрил: других монголов у меня нет. Ну вылитый товарищ Сталин! Только у того вместо монголов писатели были.
И, конечно, нельзя не отметить креатив представителей монтажно-операторского цеха. Как смело они заменяют монтажные склейки, используя прием смены фокусировки: персонаж говорит, его показывают четко, а тот собеседник, который пока молчит, размыт, как ежик в тумане. Даст ответную реплику – в фокус помещают его. Все остальное кадре (процентов 70) разглядеть невозможно. Достает просто чудовищно! Граждане дорогие, а обычной восьмеркой воспользоваться не пробовали? Неужели элементарно две камеры поставить бюджета не хватило? Так злоупотреблять расфокусом – просто дурной тон.
Впрочем, если подумать, такие придирки к гаремному сериалу по очень отдаленным мотивам отечественной истории неуместны. Хотя, может быть, создателям «Золотой Орды» можно было пойти дальше. Вместо аляповатой разлюли-малины а-ля рюс можно было снять полностью сказочный сериал про совсем вымышленную страну. И тогда подданные князя Гороха будут с горечью нести тяготы Торо-Мордорского ига.
8
,0
2018, Россия, Мелодрамы
1 сезон
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Снимать в современной России фильмы и сериалы на исторические темы – занятие неблагодарное. Ведь у нас в истории разбираются абсолютно все – и стар, и млад. И те, кому забивали мозги историей КПСС, и те, кого натаскивали сыграть в угадайку 1 из 4-х на ЕГЭ. А еще все поголовно читали серьезную научную литературу: Валентина Пикуля, Льва Гумилева, Михаила Зыгаря или (свят, свят!) академика Фоменко. Так что вполне можно понять создателей сериала «Золотая Орда», режиссера Тимура Алпатова и сценариста Ольгу Ларионову, которые честно предупредили зрителей: в основе их творения не лежат никакие подлинные исторические события, все чистая выдумка. Дескать, не судите строго, люди добрые, не надо нас доставать из-за несоответствия вашим представлениям (навеянным, конечно, самыми серьезными источниками) о той печальной эпохе. Итак, где-то в Евразии находится государство Золотая Орда. Чуть западнее (или слева, как любят выражаться герои сериала) располагается Русь. Нам периодически демонстрируют карту, там даже названия городов написаны. А стрелочками заботливо изображают маршруты передвижения персонажей. Так что заодно географию вспомнить можно. Правит Ордой великий хан Берке (Рамиль Сабитов). Он собирается воевать с ильханом Персии Хулагу. А потому отправляет своего полководца Менгу-Темира (Санжар Мади) на Русь. Так, ну-ка, прочь руки от Википедии! Наши герои выдуманные. А имена у них с реальными историческими деятелями совпадают совершенно случайно. Так что не удивляйтесь дальше. Менгу-Темир должен доставить шефу вспомогательные войска, пушечное мясо из русских ратников. Нас этим не удивишь. Источники утверждают, что русские войска помогали монголам аж в Южном Китае. Всего госзаказ государства-гегемона составляет 40 тысяч человек. Ладно, мы поняли. Нам же сказали – фэнтези. 40 так 40. Почему не 150? Великий князь Ярослав (Александр Устюгов) собирает совет директоров… то есть, князей. Что делать? Они, разумеется, ничего путного подсказать великому директору (генеральному князю) не могут. И тут на авансцену выходит княгиня Устинья (Юлия Пересильд), жена князя Бориса (Артур Иванов), брата Ярослава. Дама природой не обделена: красотою лепа, червлена губами, бровьми союзна. А еще политесу обучена, искусству геополитическому не чужда. Посмотрел на нее бедолага Менгу-Темир и подумал: Ларису Ивановну… то есть Устинью батьковну хочу. Тут все и закрутилось. А вокруг основной сюжетной линии авторы затейливо ветвят второстепенные дорожки. Тут и богомаз Николка (Сергей Соцердотский), и Гришка-скоморох (Юрий Тарасов), и кавалерист-девица Настя (Карина Андоленко). Все они удостоены небольших эпизодов, которые призваны перемежать коллизии основной сюжетной линии. Авторы сериала старались. Это видно невооруженным взглядом. Они и карты нарисовали. И костюмчики понарядней подобрали главным персонажам. Менгу-Темир настоящий модник. Ему почти не уступает Ярослав. Над интерьерами тоже поработали: в княжеских покоях реечки на окне заботливо раскрашены в светофорные цвета. А над самым сексодромом висят три иконы (ну, в автомобилях у членов съемочной группы такие же). Наверное, на уроках по истории КПСС и при подготовке к ЕГЭ никто не рассказывал о том, что есть в православном жилище такое местечко – красный угол называется. Уважение вызывает и кинематографическая эрудиция создателей сериала. Посмотрите сцену выступления Гришки-скомороха на княжеском пиру. А потом мы узнаем о творческих страданиях богомаза-модерниста Николки. Да, мы такие: смотрели Тарковского про Андрея Рублева. Там тоже татарское иго. А кавалькаду Менгу-Темира мы у самого Эйзенштейна подсмотрели в «Александре Невском». Похвально. Только почему-то большинство подобных сцен благодаря опереточному исполнению смахивает на пародию. А как лихо сценарист нам сочиняет диалог хана Берке с архитектором, который ему новую столицу проектирует. Тот хану: у монголов отсутствует художественный вкус. А тиран его – бац, и отбрил: других монголов у меня нет. Ну вылитый товарищ Сталин! Только у того вместо монголов писатели были. И, конечно, нельзя не отметить креатив представителей монтажно-операторского цеха. Как смело они заменяют монтажные склейки, используя прием смены фокусировки: персонаж говорит, его показывают четко, а тот собеседник, который пока молчит, размыт, как ежик в тумане. Даст ответную реплику – в фокус помещают его. Все остальное кадре (процентов 70) разглядеть невозможно. Достает просто чудовищно! Граждане дорогие, а обычной восьмеркой воспользоваться не пробовали? Неужели элементарно две камеры поставить бюджета не хватило? Так злоупотреблять расфокусом – просто дурной тон. Впрочем, если подумать, такие придирки к гаремному сериалу по очень отдаленным мотивам отечественной истории неуместны. Хотя, может быть, создателям «Золотой Орды» можно было пойти дальше. Вместо аляповатой разлюли-малины а-ля рюс можно было снять полностью сказочный сериал про совсем вымышленную страну. И тогда подданные князя Гороха будут с горечью нести тяготы Торо-Мордорского ига.