Киношная мода зачастую выбирает ту или иную эпоху, куда погружают зрителей фильмы и сериалы. Формируется эта мода не вполне осознанно. С одной стороны, создатели экранного продукта ориентируются на трезвый расчет по поводу предпочтений зрителей, а с другой – от собственного ego тоже не убежишь, те или иные времена почему-то кажутся режиссерам и сценаристам более выигрышными по собственным ощущениям или воспоминаниям. Сегодня, похоже, для создателей российских сериалов 60-е годы прошлого века становятся той тихой гаванью, куда память и фантазии зрителей погружаются, словно окутанные мягкой ватой: миленько и уютненько. Сериал Владимира Котта «Заступники» переносит нас в 1966 год. Характерная деталь, официантка спрашивает главных героев: вам как яйца сварить, крутенько или в смяточку? Те довольные смеются. Как же это здорово, жить в эпоху уменьшительно-ласкательных суффиксов!
О том, какую сверхзадачу перед собой поставили авторы «Заступников» по первым сериям судить непросто, но кое-какие выводы все-таки сделать можно. Невооруженным глазом просматривается традиционное для исторических сериалов небольшой хронологической глубины стремление потрафить ностальгическим настроениям старшей части аудитории. Внимание к мелочам, желание максимально точно воспроизвести аксессуары, элементы интерьера, одежду, повадки – все это похвально. Прическа Мари Ворожи (исполнительница роли Нины Метлицкой) умиляет, так же, как и пружинки для регулирования длины рукава на рубашке Кирилла Гребенщикова (исполнитель роли Бориса). Массовка с похвальным самопожертвованием дымит табачищем – ничего не поделаешь, такие беспечные времена. Но на всех не угодишь. Интернет уже полон воплями зрителей, возмущенных убожеством сапожек главной героини, жены преуспевающего адвоката. Мне кажется, к таким вещам стоит относиться философски. Без ляпов обойтись не удастся никому и никогда. Я обращу внимание таких придир на сантехнику, которая в сериале опередила время лет на 15.
Для того, чтобы соблюсти идеальную точность в деталях, нам не хватает всего ничего: сценариста, который мог бы писать, как Стивен Кинг. Вот уж кто в своих романах отдает духу времени просто тонны букв! Но чего не выросло – того не выросло. Меня больше напрягают неточности психологического или логического характера. Небольшой пример: вечером Борис звонит по телефону Нине. Курит, конечно. Рядом с ним на журнальном столике лежит стопка книг: пятитомное собрание сочинений Сервантеса 1961 года издания. Деталь многозначительная: тогда все читали? Даже если утомленный личными и профессиональными проблемами адвокат и листал на сон грядущий историю хитроумного идальго, он, скорее всего, извлек бы из плотного ряда престижной печатной продукции нужный ему том. Создается впечатление, что реквизиторша второпях просто не донесла до книжного шкафа свою нелегкую ношу.
Показать образцы профессионального воплощения актерами характерных образов – еще одна важная задача. В целом кастинг себя оправдал, серьезных претензий к исполнителям главных ролей и ролей второго плана нет. Кое-что, пожалуй, можно предъявить Мари Ворожи. Создается впечатление, что образцом для подражания при выборе образа Нины Метлицкой она взяла (скорее всего, не без подсказки старших товарищей) небольшую, но запоминающуюся роль Марии Дюжевой, сыгравшей молоденькую адвокатессу в «Мимино» Георгия Данелии. Та же девчачья слегка неуклюжая походка, скромные кофточки, портфельчик, пронзительные глазки. И те самые сапожки, которые вызвали ярость публики. Небольшое несоответствие: в «Мимино» адвокатесса вела свой первый процесс, а у Метлицкой худо-бедно два года юридического стажа за плечами, ей уже скоро тридцать. И, конечно, матерый, материально упакованный весьма солидно муж (личная «Волга» ГАЗ-21 по тем временам – это очень круто). Крупные планы со слезами на глазах при таких внешних данных, как у Ворожи, грех не использовать. Но вот играть иногда стоит чуть изобретательней. Вот Метлицкая в расстроенных чувствах приходит к подруге, где они злоупотребляют алкоголем. После этого актрисы начинают добросовестно играть этюд «две пьяненькие студентки»: темп речи замедляется, взгляд становится задумчивым, язык немножко заплетается. В принципе похоже. Но люли в жизни свое опьянение проявляют по-разному. Можно было бы и сымпровизировать, но сработал принцип «сойдет и так».
А вот авторы диалогов показали себя с самой лучшей стороны. Они помнят о такой вещи, как речевая характеристика персонажа. В наше время, когда сериалы снимают быстрее, чем смотрят, это не частое явление. Периодически сценаристы балуют нас перлами русской народной словесности: «рассмотрите свою морально-половую жизнь во всех аспектах этого вопроса и приведите ее к одному знаменателю»; «ты у меня на фабрику отправишься глаза плюшевым зайцам пришивать»; «хамить нужно изящно». Просто душа радуется, сердце отдыхает после типичных суконных диалогов современных сериалов.
Но главный пласт сериала, безусловно, идеологического свойства. Что представляла собой эта эпоха? Какое место она заняла в стройной шеренге позднесоветского безвременья? С одной стороны, времена по сравнению со сталинскими вполне себе вегетарианские. А с другой – хрущевская оттепель уже прошла. Народ (особенно в столицах) еще позволяет себе много чего: общение с иностранцами, фарцовка, приобщение к западной музыке. Но Софья Власьевна начинает все более свирепо огрызаться: диссидентов сажают не в массовом порядке, а квадратно-гнездовым способом, кому-то дают шанс по принципу «дан приказ ему на Запад ей в другую строну (на Колыму)». Такое закручивание гаек кое-кого вводит в ступор: неужели ничего не изменилось? И самая большая удача нового проекта Владимира Котта – как раз умение передать эту амбивалентность. Люди не знают, чего им ждать, что можно, а что уже не допускается. Очень хорошо это отражается в зеркале профессиональной деятельности главных героев. Именно адвокатам приходится сталкиваться с метаниями охранителей коммунистической системы. Может ли адвокат запугать майора КГБ, ссылаясь на знакомство с самим Семичастным? Чекист сначала дает задний ход, но потом берет себя в руки и дает отпор зарвавшемуся «заступнику».
Юридическая действительность эпохи развитого социализма встает перед зрителями во всей красе: цинизм адвокатов, бездушие стороны уголовного преследования – если кто-то думает, что в прекрасном советском далёко этого не было – рекомендую посмотреть «Заступников», там это наглядно показано. Брежневская эпоха в этом отношении отличалась от сталинской только масштабами репрессий. Правда, Леонид Ильич в отличие от Иосифа Виссарионовича вынужден был еще и оглядываться за западное общественное мнение. Так что кое-кому из подзащитных Метлицкой просто повезло родиться в нужное время, хотя, может быть, и не в нужном месте.
Создателям сериала удалось показать и поведенческие особенности представителей разных поколений в конце 60-х. Еще не пуганый молодняк творит с нашей точки зрения совершенно безумные вещи: заигрывает с представителями зарубежной разведки, рискуя получить гомерический срок. А те, кто помнят, на что способна репрессивная машина имени Ленина-Сталина, действуют по принципу «меньше знаешь – лучше защищаешь». Этот психологический зазор дает авторам массу возможностей для эффектного создания плодотворных с творческой точки зрения коллизий. Чего мы им искренне желаем в последующих сериях «Заступников».
8
,5
2020-2022, Россия, Детективы
2 сезона
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Киношная мода зачастую выбирает ту или иную эпоху, куда погружают зрителей фильмы и сериалы. Формируется эта мода не вполне осознанно. С одной стороны, создатели экранного продукта ориентируются на трезвый расчет по поводу предпочтений зрителей, а с другой – от собственного ego тоже не убежишь, те или иные времена почему-то кажутся режиссерам и сценаристам более выигрышными по собственным ощущениям или воспоминаниям. Сегодня, похоже, для создателей российских сериалов 60-е годы прошлого века становятся той тихой гаванью, куда память и фантазии зрителей погружаются, словно окутанные мягкой ватой: миленько и уютненько. Сериал Владимира Котта «Заступники» переносит нас в 1966 год. Характерная деталь, официантка спрашивает главных героев: вам как яйца сварить, крутенько или в смяточку? Те довольные смеются. Как же это здорово, жить в эпоху уменьшительно-ласкательных суффиксов! О том, какую сверхзадачу перед собой поставили авторы «Заступников» по первым сериям судить непросто, но кое-какие выводы все-таки сделать можно. Невооруженным глазом просматривается традиционное для исторических сериалов небольшой хронологической глубины стремление потрафить ностальгическим настроениям старшей части аудитории. Внимание к мелочам, желание максимально точно воспроизвести аксессуары, элементы интерьера, одежду, повадки – все это похвально. Прическа Мари Ворожи (исполнительница роли Нины Метлицкой) умиляет, так же, как и пружинки для регулирования длины рукава на рубашке Кирилла Гребенщикова (исполнитель роли Бориса). Массовка с похвальным самопожертвованием дымит табачищем – ничего не поделаешь, такие беспечные времена. Но на всех не угодишь. Интернет уже полон воплями зрителей, возмущенных убожеством сапожек главной героини, жены преуспевающего адвоката. Мне кажется, к таким вещам стоит относиться философски. Без ляпов обойтись не удастся никому и никогда. Я обращу внимание таких придир на сантехнику, которая в сериале опередила время лет на 15. Для того, чтобы соблюсти идеальную точность в деталях, нам не хватает всего ничего: сценариста, который мог бы писать, как Стивен Кинг. Вот уж кто в своих романах отдает духу времени просто тонны букв! Но чего не выросло – того не выросло. Меня больше напрягают неточности психологического или логического характера. Небольшой пример: вечером Борис звонит по телефону Нине. Курит, конечно. Рядом с ним на журнальном столике лежит стопка книг: пятитомное собрание сочинений Сервантеса 1961 года издания. Деталь многозначительная: тогда все читали? Даже если утомленный личными и профессиональными проблемами адвокат и листал на сон грядущий историю хитроумного идальго, он, скорее всего, извлек бы из плотного ряда престижной печатной продукции нужный ему том. Создается впечатление, что реквизиторша второпях просто не донесла до книжного шкафа свою нелегкую ношу. Показать образцы профессионального воплощения актерами характерных образов – еще одна важная задача. В целом кастинг себя оправдал, серьезных претензий к исполнителям главных ролей и ролей второго плана нет. Кое-что, пожалуй, можно предъявить Мари Ворожи. Создается впечатление, что образцом для подражания при выборе образа Нины Метлицкой она взяла (скорее всего, не без подсказки старших товарищей) небольшую, но запоминающуюся роль Марии Дюжевой, сыгравшей молоденькую адвокатессу в «Мимино» Георгия Данелии. Та же девчачья слегка неуклюжая походка, скромные кофточки, портфельчик, пронзительные глазки. И те самые сапожки, которые вызвали ярость публики. Небольшое несоответствие: в «Мимино» адвокатесса вела свой первый процесс, а у Метлицкой худо-бедно два года юридического стажа за плечами, ей уже скоро тридцать. И, конечно, матерый, материально упакованный весьма солидно муж (личная «Волга» ГАЗ-21 по тем временам – это очень круто). Крупные планы со слезами на глазах при таких внешних данных, как у Ворожи, грех не использовать. Но вот играть иногда стоит чуть изобретательней. Вот Метлицкая в расстроенных чувствах приходит к подруге, где они злоупотребляют алкоголем. После этого актрисы начинают добросовестно играть этюд «две пьяненькие студентки»: темп речи замедляется, взгляд становится задумчивым, язык немножко заплетается. В принципе похоже. Но люли в жизни свое опьянение проявляют по-разному. Можно было бы и сымпровизировать, но сработал принцип «сойдет и так». А вот авторы диалогов показали себя с самой лучшей стороны. Они помнят о такой вещи, как речевая характеристика персонажа. В наше время, когда сериалы снимают быстрее, чем смотрят, это не частое явление. Периодически сценаристы балуют нас перлами русской народной словесности: «рассмотрите свою морально-половую жизнь во всех аспектах этого вопроса и приведите ее к одному знаменателю»; «ты у меня на фабрику отправишься глаза плюшевым зайцам пришивать»; «хамить нужно изящно». Просто душа радуется, сердце отдыхает после типичных суконных диалогов современных сериалов. Но главный пласт сериала, безусловно, идеологического свойства. Что представляла собой эта эпоха? Какое место она заняла в стройной шеренге позднесоветского безвременья? С одной стороны, времена по сравнению со сталинскими вполне себе вегетарианские. А с другой – хрущевская оттепель уже прошла. Народ (особенно в столицах) еще позволяет себе много чего: общение с иностранцами, фарцовка, приобщение к западной музыке. Но Софья Власьевна начинает все более свирепо огрызаться: диссидентов сажают не в массовом порядке, а квадратно-гнездовым способом, кому-то дают шанс по принципу «дан приказ ему на Запад ей в другую строну (на Колыму)». Такое закручивание гаек кое-кого вводит в ступор: неужели ничего не изменилось? И самая большая удача нового проекта Владимира Котта – как раз умение передать эту амбивалентность. Люди не знают, чего им ждать, что можно, а что уже не допускается. Очень хорошо это отражается в зеркале профессиональной деятельности главных героев. Именно адвокатам приходится сталкиваться с метаниями охранителей коммунистической системы. Может ли адвокат запугать майора КГБ, ссылаясь на знакомство с самим Семичастным? Чекист сначала дает задний ход, но потом берет себя в руки и дает отпор зарвавшемуся «заступнику». Юридическая действительность эпохи развитого социализма встает перед зрителями во всей красе: цинизм адвокатов, бездушие стороны уголовного преследования – если кто-то думает, что в прекрасном советском далёко этого не было – рекомендую посмотреть «Заступников», там это наглядно показано. Брежневская эпоха в этом отношении отличалась от сталинской только масштабами репрессий. Правда, Леонид Ильич в отличие от Иосифа Виссарионовича вынужден был еще и оглядываться за западное общественное мнение. Так что кое-кому из подзащитных Метлицкой просто повезло родиться в нужное время, хотя, может быть, и не в нужном месте. Создателям сериала удалось показать и поведенческие особенности представителей разных поколений в конце 60-х. Еще не пуганый молодняк творит с нашей точки зрения совершенно безумные вещи: заигрывает с представителями зарубежной разведки, рискуя получить гомерический срок. А те, кто помнят, на что способна репрессивная машина имени Ленина-Сталина, действуют по принципу «меньше знаешь – лучше защищаешь». Этот психологический зазор дает авторам массу возможностей для эффектного создания плодотворных с творческой точки зрения коллизий. Чего мы им искренне желаем в последующих сериях «Заступников».