Картина «Фантастические твари и где они обитают» /2016/ стала сущим бальзамом для истерзанных душ тех, кто так и не смирился с окончанием цикла о Гарри Поттере. Дж. К. Роулинг честно сделала всё, чтобы подсластить горечь расставания с юным (росшим, можно сказать, на глазах у всей планеты) волшебником и его верными друзьями. И действительно, размах новых приключений сделал своё дело, тем более что атмосфера Нью-Йорка, подёрнутая дымкой ретро, придала истории дополнительное очарование. «Приманкой» сиквела же стали сами Ньют Саламандер (застенчивый защитник несчастных существ, опрометчиво относимых к опасным монстрам), забавный недотёпа Якоб Ковальски и сёстры Голдштейн, к которым мы успели проникнуться симпатией. Кроме того, авторы не обманули почтенную публику, пообещав (уже в подзаголовке) поближе познакомить с инфернальным Грин-де-Вальдом. Джонни Депп, не стеснявшийся признаваться, что является горячим поклонником медиафраншизы (и даже, говорят, давший согласие на участие в проекте до того, как прочитал сценарий), ни на йоту не повторяется, воплощая образ ещё одного мерзавца с колоссальными амбициями. Характер его колоритного (мягко сказано!) персонажа блестяще раскрывается сразу же, в захватывающем дух прологе, где транспортируемому преступнику удаётся совершить побег – с лёгкостью и изяществом.
Кого-то, возможно, раздосадует тот факт, что собственно фантастическим тварям в продолжении уделено всё-таки меньше внимания, чем раньше. Разумеется, малыш-лукотрус Пикетт по-прежнему путешествует у Ньюта в кармане, а нюхлер, как и положено, норовит набить сумку драгоценностями; в папу пошли и детёныши. Однако на сей раз сыр-бор разгорается не из-за них. Прославленная писательница-сценаристка волей-неволей вернулась к проверенной драматургической формуле, повествуя о человеческом, слишком человеческом борении страстей и прозрачно намекая, что у волшебников процесс протекает ничуть не менее интенсивно, чем у простых смертных. Но это при всём желании сложно счесть недостатком: экранизации роулинговской прозы завораживали не в последнюю очередь именно актуальным подтекстом. Наличие волшебных палочек, заклинаний и зелий лишь придавало остроту старой как мир схватке за владычество, но никак не меняло природу извечного противостояния как таковую. В данном случае достигает апогея сражение за душу Криденса, старающегося разгадать тайну своего происхождения. Затаённая обида и неутолённая жажда мести являются страшным оружием…
Крупнейший мегаполис Соединённых Штатов – это, конечно, хорошо, но европейские столицы (Лондон и Париж) почему-то вызывают больший интерес в обозначенном контексте, не говоря уже о радостном, почти ностальгическом чувстве, возникающем, когда действие переносится в Хогвартс. Постепенно начинает проясняться, что происходило в стенах легендарного учебного заведения задолго до поступления сообразительного Гарри – и где кроются истоки тех проблем, с какими уникуму предстоит столкнуться спустя много десятилетий. Очень точно выбран Джуд Лоу (1) на роль Альбуса Дамблдора, чья мудрость только и стала залогом разрешения мучительной моральной дилеммы. Напряжение, как и положено, достигает наивысшей точки в кульминации, когда беглец от магического правосудия Геллерт бросает клич потенциальным соратникам и адептам, расписывая в ярких красках радостное грядущее.
Конечно, здесь может возникнуть внутренний протест: сколько, дескать, можно беззастенчиво мифологизировать события недавнего прошлого? Что, после «марвеловской» Гидры, якобы потеснившей НСДАП, и теневого участия в битвах пришельцев-трансформеров подошла очередь магов?.. Грин-де-Вальд прямо заявляет, что нужно срочно устанавливать тотальный контроль над Землёй, пока не разразилась глобальная бойня, и убедительности его речи придают иллюстрации-пророчества: погружённые в руины города, подвергнутые массированным авианалётам, и взрыв атомной бомбы. Впрочем, как раз Дэвид Йейтс и Джоан делают всё, чтобы свести спекулятивность подхода к минимуму. Скорее, приходится признать правоту кинематографистов, подметивших пугающее созвучие текущего момента тому предгрозью – состоянию между двумя мировыми войнами, хрупкость и неустойчивость которого была очевидна думающим современникам.
И вновь дело – отнюдь не в следствиях, не в шалостях причудливых фантастических тварей, время от времени доставляющих неудобство тихим, ни о чём не подозревающим обывателям. Могущественный злодей, подозрительно напоминающий описанную Фридрихом Ницше (и поднятую на щит приверженцами нацизма) белокурую бестию, не так уж оригинален. Выказывающий твёрдое намерение вскарабкаться на вершину пирамиды власти и «милостиво» отводящий рядовым людям участь безропотных рабов, он не говорит в общем-то ничего такого, что противоречило бы духу эпохи. Это тот же, хорошо знакомый по теоретическим выкладкам идеологов фашизма (и особенно гитлеризма) толпо-элитарный принцип – принцип разделения на «низшие» и «высшие» категории. Тонкость замысла заключается в том, что воззвания звучат настолько убедительно (недаром же тюремщики пошли на то, чтобы вырвать язык у узника – искушённого оратора!), что вносят разлад и в души тех, от кого точно нельзя было ожидать перехода на тёмную сторону. Но что удручает сильнее всего, так это – осознание невесёлой истины, что такие личности, как Геллерт вовсе не остались уделом туманного прошлого. Напротив, сказочница прямо подводит зрителей к недвусмысленному выводу: сегодняшние Грин-де-Вальды всё чаще поднимают голову. В свете подобных наблюдений как-то неловко рассуждать о сугубо зрелищных достоинствах кинопроизведения, о красивых визуальных эффектах и сочных характерах. Никто и не сомневается, что в данных аспектах создатели на высоте. Равно как и в том, что огромный (впрочем, не обнародованный киностудией) производственный бюджет быстро окупится в кинопрокате. Ведь до завершения истории ещё далеко!
__________
1 – Многие справедливо отметили символичность новой встречи трёх «звёзд» (помимо упомянутых актёров – Колина Фаррелла), побывавших в Воображариуме доктора Парнаса.
8
,1
2018, США, Фэнтези
128 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Картина «Фантастические твари и где они обитают» /2016/ стала сущим бальзамом для истерзанных душ тех, кто так и не смирился с окончанием цикла о Гарри Поттере. Дж. К. Роулинг честно сделала всё, чтобы подсластить горечь расставания с юным (росшим, можно сказать, на глазах у всей планеты) волшебником и его верными друзьями. И действительно, размах новых приключений сделал своё дело, тем более что атмосфера Нью-Йорка, подёрнутая дымкой ретро, придала истории дополнительное очарование. «Приманкой» сиквела же стали сами Ньют Саламандер (застенчивый защитник несчастных существ, опрометчиво относимых к опасным монстрам), забавный недотёпа Якоб Ковальски и сёстры Голдштейн, к которым мы успели проникнуться симпатией. Кроме того, авторы не обманули почтенную публику, пообещав (уже в подзаголовке) поближе познакомить с инфернальным Грин-де-Вальдом. Джонни Депп, не стеснявшийся признаваться, что является горячим поклонником медиафраншизы (и даже, говорят, давший согласие на участие в проекте до того, как прочитал сценарий), ни на йоту не повторяется, воплощая образ ещё одного мерзавца с колоссальными амбициями. Характер его колоритного (мягко сказано!) персонажа блестяще раскрывается сразу же, в захватывающем дух прологе, где транспортируемому преступнику удаётся совершить побег – с лёгкостью и изяществом. Кого-то, возможно, раздосадует тот факт, что собственно фантастическим тварям в продолжении уделено всё-таки меньше внимания, чем раньше. Разумеется, малыш-лукотрус Пикетт по-прежнему путешествует у Ньюта в кармане, а нюхлер, как и положено, норовит набить сумку драгоценностями; в папу пошли и детёныши. Однако на сей раз сыр-бор разгорается не из-за них. Прославленная писательница-сценаристка волей-неволей вернулась к проверенной драматургической формуле, повествуя о человеческом, слишком человеческом борении страстей и прозрачно намекая, что у волшебников процесс протекает ничуть не менее интенсивно, чем у простых смертных. Но это при всём желании сложно счесть недостатком: экранизации роулинговской прозы завораживали не в последнюю очередь именно актуальным подтекстом. Наличие волшебных палочек, заклинаний и зелий лишь придавало остроту старой как мир схватке за владычество, но никак не меняло природу извечного противостояния как таковую. В данном случае достигает апогея сражение за душу Криденса, старающегося разгадать тайну своего происхождения. Затаённая обида и неутолённая жажда мести являются страшным оружием… Крупнейший мегаполис Соединённых Штатов – это, конечно, хорошо, но европейские столицы (Лондон и Париж) почему-то вызывают больший интерес в обозначенном контексте, не говоря уже о радостном, почти ностальгическом чувстве, возникающем, когда действие переносится в Хогвартс. Постепенно начинает проясняться, что происходило в стенах легендарного учебного заведения задолго до поступления сообразительного Гарри – и где кроются истоки тех проблем, с какими уникуму предстоит столкнуться спустя много десятилетий. Очень точно выбран Джуд Лоу (1) на роль Альбуса Дамблдора, чья мудрость только и стала залогом разрешения мучительной моральной дилеммы. Напряжение, как и положено, достигает наивысшей точки в кульминации, когда беглец от магического правосудия Геллерт бросает клич потенциальным соратникам и адептам, расписывая в ярких красках радостное грядущее. Конечно, здесь может возникнуть внутренний протест: сколько, дескать, можно беззастенчиво мифологизировать события недавнего прошлого? Что, после «марвеловской» Гидры, якобы потеснившей НСДАП, и теневого участия в битвах пришельцев-трансформеров подошла очередь магов?.. Грин-де-Вальд прямо заявляет, что нужно срочно устанавливать тотальный контроль над Землёй, пока не разразилась глобальная бойня, и убедительности его речи придают иллюстрации-пророчества: погружённые в руины города, подвергнутые массированным авианалётам, и взрыв атомной бомбы. Впрочем, как раз Дэвид Йейтс и Джоан делают всё, чтобы свести спекулятивность подхода к минимуму. Скорее, приходится признать правоту кинематографистов, подметивших пугающее созвучие текущего момента тому предгрозью – состоянию между двумя мировыми войнами, хрупкость и неустойчивость которого была очевидна думающим современникам. И вновь дело – отнюдь не в следствиях, не в шалостях причудливых фантастических тварей, время от времени доставляющих неудобство тихим, ни о чём не подозревающим обывателям. Могущественный злодей, подозрительно напоминающий описанную Фридрихом Ницше (и поднятую на щит приверженцами нацизма) белокурую бестию, не так уж оригинален. Выказывающий твёрдое намерение вскарабкаться на вершину пирамиды власти и «милостиво» отводящий рядовым людям участь безропотных рабов, он не говорит в общем-то ничего такого, что противоречило бы духу эпохи. Это тот же, хорошо знакомый по теоретическим выкладкам идеологов фашизма (и особенно гитлеризма) толпо-элитарный принцип – принцип разделения на «низшие» и «высшие» категории. Тонкость замысла заключается в том, что воззвания звучат настолько убедительно (недаром же тюремщики пошли на то, чтобы вырвать язык у узника – искушённого оратора!), что вносят разлад и в души тех, от кого точно нельзя было ожидать перехода на тёмную сторону. Но что удручает сильнее всего, так это – осознание невесёлой истины, что такие личности, как Геллерт вовсе не остались уделом туманного прошлого. Напротив, сказочница прямо подводит зрителей к недвусмысленному выводу: сегодняшние Грин-де-Вальды всё чаще поднимают голову. В свете подобных наблюдений как-то неловко рассуждать о сугубо зрелищных достоинствах кинопроизведения, о красивых визуальных эффектах и сочных характерах. Никто и не сомневается, что в данных аспектах создатели на высоте. Равно как и в том, что огромный (впрочем, не обнародованный киностудией) производственный бюджет быстро окупится в кинопрокате. Ведь до завершения истории ещё далеко! __________ 1 – Многие справедливо отметили символичность новой встречи трёх «звёзд» (помимо упомянутых актёров – Колина Фаррелла), побывавших в Воображариуме доктора Парнаса.