Архетипические черты человеческого характера проявляются на протяжении целых исторических эпох, их точное описание становится основой для создания выдающихся художественных произведений. Но время все-таки накладывает свой отпечаток на сознание человека, меняет стандарты социального поведения. Когда-то Дюма-отец создал великолепную мушкетерскую четверку, а в следующем веке из-под пера Ирвина Уэлша возникли свои мушкетеры. Точнее – антимушкетеры. Итак, шотландские гопники-торчки Атсос, Атброс и Абламис ввязываются в рискованную авантюру под предводительством отморозка ДꞌУрканьяна. Они срывают неплохой куш, но, поскольку их девиз – все на одного, один за всех (срок мотает) – Абламис кидает товарищей. ДꞌУрканьян становится как раз тем, который за всех. Проходит двадцать лет…
Дэнни Бойл, наконец-то, выпускает долгожданный сиквел культового фильма 90-х «На игле». Героев «Т2 Трейнспоттинг» исполняют те же актеры, только постаревшие на те же 20 лет: Марк «Рента» Рентон (Юэн Макгрегор), Дэниэл «Кочерыжка» Мёрфи (Юэн Бремнер), Саймон «Кайфолом» Уильямсон (Джонни Ли Миллер), Фрэнсис «Франко» Бэгби (Роберт Карлайл). Режиссер тот же, в написании сценария принимает участие сам Уэлш, саундтрек все-тот же крышесрывный продвинутый рок. Кто сказал, что рок-н-ролл мертв? Поехали!
Марк возвращается в родной Эдинбург из Амстердама. Движимый раскаянием, он отдает причитающуюся еще 20 лет назад долю Саймону. Тот вместе с подругой Вероникой (Анжела Недялкова) как раз озабочен сменой вида противозаконной деятельности с шантажа на сутенерство. Кочерыжке так и не удалось слезть с иглы, зато удался дерзкий побег из тюремной больницы обозленному 20-летним пребыванием за решеткой Франко. Марк пытается найти свое место в новом, гораздо более скучном, но не менее опасном, чем раньше, мире предместий древнего Эдинбурга, он стареется восстановить отношения с друзьями, ему нравится Вероника (и, кажется, она отвечает взаимностью). Но тут на его след выходит Франко. Следует череда абсолютно безумных перипетий, которые завершаются роскошной кульминацией.
Поклонники культовых произведений ревниво относятся к продолжениям. Надеются сохранить на вершине оригинал, хотят, чтобы сиквел был как минимум не хуже. Мне кажется, Бойлу, Уэлшу и Макгрегору удалось справиться с этой задачей. Актеры не стали за двадцать лет хуже. Вся четверка сыграла на «пятерку». Кочерыжка стал, пожалуй, даже еще колоритней, а Роберт Карлайл в одной из сцен вообще играет самого себя молодого. Операторы в «Т2» поменялись, но от этого новый фильм не стал смотреться хуже. Абсолютно сюрреалистические съемки в духе оживших картин Рене Магрита! Часто встречается заваленный горизонт, камера смотрит снизу вверх. Для подобной манеры, которая подчеркивает дезориентацию героя в пространстве, его беспокойство или безумие, есть даже специальный термин – голландский угол. Клиповый монтаж еще больше усиливает это ощущение.
И здесь случаются творческие переклички: самый знаменитый эпизод фильма «На игле» с падением в бездну Марка переигрывается в сиквеле: теперь картина завершается сумасшедшим движением убегающих куда-то вдаль стен. Танцующий человек исчезает из нашего поля зрения, покидает нашу вселенную, остается все тем же наблюдателем железнодорожных локомотивов, что украшают обои раздвигающейся в бесконечную гармошку комнаты. А напуганный в первом фильме перспективой попадания в загаженный унитаз Марк и 20 лет спустя в ужасе закрывает ногой крышку этого чудовищного агрегата. Правда, унитаз еще сыграет в жизни друзей полезную роль. Но это будет другой унитаз: новый, чистый, идеально белый.
Суматошное чередование эпизодов замирает на пару минут, когда Макгрегор декламирует программный монолог на тему «Выбери жизнь», который выступает драматургическим стержнем обоих фильмов. А потом действие, приправленное самым жгучим перцем фирменного шотландского юмора, снова разгоняется до сумасшедших скоростей и налетает на кульминационную сцену. Выражение «юмор висельника» авторы картины здесь буквально сталкивают с мемом «сортирный юмор». Для одного из персонажей это столкновение становится по-настоящему драматическим.
Авторы фильма в точности воспроизвели тот же мрачный цинизм, которым пронизано творчество Ирвина Уэлша. За два десятилетия жизнь серьезно потрепала главных героев, но в чем-то они остались прежними. Драйв уже не тот? Быть может. Но он определенно еще есть. Сегодняшней молодежи, окончательно и бесповоротно выбравшей ЗОЖ, объяснять посыл картины не имеет смысла. Она адресована поколению тех, кому за сорок. Хотя пересматривать первый фильм вряд ли захочется: нельзя войти в одну реку дважды.
Смотришь «Т2» с восторгом почти экстатическим, а потом задаешь себе вопрос: а смысл-то где, к чему вся эта суета? О чем фильм? На ум приходят слова из культовой песни Константина Никольского: «О том, что жизнь глупа без риска, а правда все же победит». И мушкетеры сегодня все те же: один за всех, и все за одного.
7
,2
2017, Драмы
117 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Архетипические черты человеческого характера проявляются на протяжении целых исторических эпох, их точное описание становится основой для создания выдающихся художественных произведений. Но время все-таки накладывает свой отпечаток на сознание человека, меняет стандарты социального поведения. Когда-то Дюма-отец создал великолепную мушкетерскую четверку, а в следующем веке из-под пера Ирвина Уэлша возникли свои мушкетеры. Точнее – антимушкетеры. Итак, шотландские гопники-торчки Атсос, Атброс и Абламис ввязываются в рискованную авантюру под предводительством отморозка ДꞌУрканьяна. Они срывают неплохой куш, но, поскольку их девиз – все на одного, один за всех (срок мотает) – Абламис кидает товарищей. ДꞌУрканьян становится как раз тем, который за всех. Проходит двадцать лет… Дэнни Бойл, наконец-то, выпускает долгожданный сиквел культового фильма 90-х «На игле». Героев «Т2 Трейнспоттинг» исполняют те же актеры, только постаревшие на те же 20 лет: Марк «Рента» Рентон (Юэн Макгрегор), Дэниэл «Кочерыжка» Мёрфи (Юэн Бремнер), Саймон «Кайфолом» Уильямсон (Джонни Ли Миллер), Фрэнсис «Франко» Бэгби (Роберт Карлайл). Режиссер тот же, в написании сценария принимает участие сам Уэлш, саундтрек все-тот же крышесрывный продвинутый рок. Кто сказал, что рок-н-ролл мертв? Поехали! Марк возвращается в родной Эдинбург из Амстердама. Движимый раскаянием, он отдает причитающуюся еще 20 лет назад долю Саймону. Тот вместе с подругой Вероникой (Анжела Недялкова) как раз озабочен сменой вида противозаконной деятельности с шантажа на сутенерство. Кочерыжке так и не удалось слезть с иглы, зато удался дерзкий побег из тюремной больницы обозленному 20-летним пребыванием за решеткой Франко. Марк пытается найти свое место в новом, гораздо более скучном, но не менее опасном, чем раньше, мире предместий древнего Эдинбурга, он стареется восстановить отношения с друзьями, ему нравится Вероника (и, кажется, она отвечает взаимностью). Но тут на его след выходит Франко. Следует череда абсолютно безумных перипетий, которые завершаются роскошной кульминацией. Поклонники культовых произведений ревниво относятся к продолжениям. Надеются сохранить на вершине оригинал, хотят, чтобы сиквел был как минимум не хуже. Мне кажется, Бойлу, Уэлшу и Макгрегору удалось справиться с этой задачей. Актеры не стали за двадцать лет хуже. Вся четверка сыграла на «пятерку». Кочерыжка стал, пожалуй, даже еще колоритней, а Роберт Карлайл в одной из сцен вообще играет самого себя молодого. Операторы в «Т2» поменялись, но от этого новый фильм не стал смотреться хуже. Абсолютно сюрреалистические съемки в духе оживших картин Рене Магрита! Часто встречается заваленный горизонт, камера смотрит снизу вверх. Для подобной манеры, которая подчеркивает дезориентацию героя в пространстве, его беспокойство или безумие, есть даже специальный термин – голландский угол. Клиповый монтаж еще больше усиливает это ощущение. И здесь случаются творческие переклички: самый знаменитый эпизод фильма «На игле» с падением в бездну Марка переигрывается в сиквеле: теперь картина завершается сумасшедшим движением убегающих куда-то вдаль стен. Танцующий человек исчезает из нашего поля зрения, покидает нашу вселенную, остается все тем же наблюдателем железнодорожных локомотивов, что украшают обои раздвигающейся в бесконечную гармошку комнаты. А напуганный в первом фильме перспективой попадания в загаженный унитаз Марк и 20 лет спустя в ужасе закрывает ногой крышку этого чудовищного агрегата. Правда, унитаз еще сыграет в жизни друзей полезную роль. Но это будет другой унитаз: новый, чистый, идеально белый. Суматошное чередование эпизодов замирает на пару минут, когда Макгрегор декламирует программный монолог на тему «Выбери жизнь», который выступает драматургическим стержнем обоих фильмов. А потом действие, приправленное самым жгучим перцем фирменного шотландского юмора, снова разгоняется до сумасшедших скоростей и налетает на кульминационную сцену. Выражение «юмор висельника» авторы картины здесь буквально сталкивают с мемом «сортирный юмор». Для одного из персонажей это столкновение становится по-настоящему драматическим. Авторы фильма в точности воспроизвели тот же мрачный цинизм, которым пронизано творчество Ирвина Уэлша. За два десятилетия жизнь серьезно потрепала главных героев, но в чем-то они остались прежними. Драйв уже не тот? Быть может. Но он определенно еще есть. Сегодняшней молодежи, окончательно и бесповоротно выбравшей ЗОЖ, объяснять посыл картины не имеет смысла. Она адресована поколению тех, кому за сорок. Хотя пересматривать первый фильм вряд ли захочется: нельзя войти в одну реку дважды. Смотришь «Т2» с восторгом почти экстатическим, а потом задаешь себе вопрос: а смысл-то где, к чему вся эта суета? О чем фильм? На ум приходят слова из культовой песни Константина Никольского: «О том, что жизнь глупа без риска, а правда все же победит». И мушкетеры сегодня все те же: один за всех, и все за одного.