Когда в начале 1980-х годов фильм «Красиво уйти» /1979/ купили для демонстрации в Советском Союзе, это не было случайным, необдуманным выбором. Прокатчики явно подталкивали зрителей на сравнение голливудской картины с неподражаемыми «Стариками-разбойниками» /1972/, догадываясь, что Мартин Брест неизбежно уступит Эльдару Рязанову, а малоизвестные у нас тогда артисты Джордж Бёрнс, Арт Карни и Ли Страсберг – народным любимцам Юрию Никулину и Евгению Евстигнееву. Наличествовало и ещё одно, не менее важное соображение. Следователь Мячиков, решившись на столь безрассудный поступок да ещё подбив на авантюру лучшего друга, инженера Воробьёва, руководствовался высокими, почти благородными соображениями. Попросту не мог представить существования без дела, без ежедневного служения обществу, причём о том, чтобы присвоить себе деньги инкассатора, не смел и помыслить! Престарелые американцы же загорелись идеей ограбить финансово-кредитное учреждение – ограбить по-настоящему, без дураков – по той банальной причине, что вынуждены прозябать за жалкие гроши, коротая дни в парке и чувствуя свою абсолютную ненужность. Ничего удивительного, что и результаты дерзких противозаконных деяний оказались, мягко говоря, разными. Впрочем, в самих США тонкая, наблюдательная брестовская трагикомедия незамеченной не осталась (её коммерческие результаты вполне соизмеримы с показателями рязановской картины) – и появление спустя без малого четыре десятилетия римейка удивления не вызывает.
Первое, что бросается в глаза, – кинодраматург Теодор Мелфи даже усилил социально-критические мотивы, звучавшие в сюжете Эдварда Кэннона. На сей раз Джо становится невольным свидетелем налёта на банк в тот момент, когда наведался разобраться, чем грозят задержки в уплате ипотечных взносов. А вскоре узнаёт, что вместе с закадычными приятелями вообще останется без пенсии, поскольку новые собственники пришли к выводу о целесообразности закрытия предприятия и вынесения производства в Азию, что полностью освобождает их от обязательств перед трудовым коллективом. Ситуация – хуже некуда. Разве что Альберт, которого обеспечивает кое-каким доходом хобби (музицирование), поначалу не рвётся поддержать сумасбродную затею, но в конечном итоге – тоже соглашается. На что только не отважатся люди, оказавшиеся в безвыходном положении!.. Непременно ударятся во все тяжкие! Однако по мере развития экранных перипетий Зак Брафф и сценарист отказываются не только усиливать злободневность, но и привносить в интонацию минорные нотки, творя жизнерадостную и вполне беззаботную комедию.
В обозначенном обстоятельстве, пожалуй, нет ничего зазорного. Майкл Кейн, Морган Фримен и Алан Аркин не стесняются «невыгодных» сопоставлений с именитыми предшественниками, отдав предпочтение более легкомысленной и эксцентричной манере игры. Эпизод с пробой сил – с кражей продуктов в магазине, обернувшейся полнейшим конфузом, веселит не по-детски. Да и подготовка друзей к преступлению под руководством Хесуса, который на такого рода мероприятиях собаку съел и подписался на свою голову подготовить троицу наивных дилетантов, проходит на редкость остроумно и бойко. Фортуна определённо благоволит смельчакам, ступившим на кривую стезю не корысти ради – исключительно с намерением получить честно заработанные деньги. К тому же, опасное дельце невольно заставляет их внутренне собраться, проявить смекалку и настойчивость, и, скажем, Аль не мог и представить, что станет одним из тех, про кого говорят: седина в бороду, бес в ребро (1). Вынесенное в заголовок выражение приобретает новые смысловые оттенки. Не покуролесить перед неотвратимо приближающейся смертью, отправившись с раздобытой суммой в Лас-Вегас, но, обведя вокруг пальца въедливого агента ФБР Хэмера, оставить о себе напоследок благодарную память у окружающих. Даже полубезумный Милтон (правда, роль не причислишь к актёрским удачам известного комика Кристофера Ллойда) окажется вне себя от счастья!
Авторов ленты «Уйти красиво» можно было бы обвинить в некоторых уступках вкусам публики – в боязни отринуть традиционный хеппи-энд, в нежелании омрачить настроение покидающим кинотеатр по завершении сеанса зрителям печальным исходом. Однако по нынешним, циничным и немилосердным (особенно в свете затяжного экономического кризиса, ударившего и по приятелям в летах) временам светлая, проникнутая незлобивым юмором атмосфера воспринимается, скорее, достоинством. Вилли, не чающий души в сообразительной внучке, лишний раз убеждается на личном опыте в том, как важно быть добрым и чутким к людям, особенно к маленьким детям, которые всё прекрасно понимают. Жизнь слишком сложна, и не каждый, кто пошёл на нарушение уголовного кодекса, является плохим человеком. О чём речь, если и не склонный к сантиментам Хесус вдруг демонстрирует понимание того, что общество обязано проявить заботу о своих неработоспособных членах?
__________
1 – Энн-Маргрет не впервой изображать женщин, которые и в солидном возрасте способны вдохновить мужчин на подвиги.
8
,2
2017, США, Комедии
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Когда в начале 1980-х годов фильм «Красиво уйти» /1979/ купили для демонстрации в Советском Союзе, это не было случайным, необдуманным выбором. Прокатчики явно подталкивали зрителей на сравнение голливудской картины с неподражаемыми «Стариками-разбойниками» /1972/, догадываясь, что Мартин Брест неизбежно уступит Эльдару Рязанову, а малоизвестные у нас тогда артисты Джордж Бёрнс, Арт Карни и Ли Страсберг – народным любимцам Юрию Никулину и Евгению Евстигнееву. Наличествовало и ещё одно, не менее важное соображение. Следователь Мячиков, решившись на столь безрассудный поступок да ещё подбив на авантюру лучшего друга, инженера Воробьёва, руководствовался высокими, почти благородными соображениями. Попросту не мог представить существования без дела, без ежедневного служения обществу, причём о том, чтобы присвоить себе деньги инкассатора, не смел и помыслить! Престарелые американцы же загорелись идеей ограбить финансово-кредитное учреждение – ограбить по-настоящему, без дураков – по той банальной причине, что вынуждены прозябать за жалкие гроши, коротая дни в парке и чувствуя свою абсолютную ненужность. Ничего удивительного, что и результаты дерзких противозаконных деяний оказались, мягко говоря, разными. Впрочем, в самих США тонкая, наблюдательная брестовская трагикомедия незамеченной не осталась (её коммерческие результаты вполне соизмеримы с показателями рязановской картины) – и появление спустя без малого четыре десятилетия римейка удивления не вызывает. Первое, что бросается в глаза, – кинодраматург Теодор Мелфи даже усилил социально-критические мотивы, звучавшие в сюжете Эдварда Кэннона. На сей раз Джо становится невольным свидетелем налёта на банк в тот момент, когда наведался разобраться, чем грозят задержки в уплате ипотечных взносов. А вскоре узнаёт, что вместе с закадычными приятелями вообще останется без пенсии, поскольку новые собственники пришли к выводу о целесообразности закрытия предприятия и вынесения производства в Азию, что полностью освобождает их от обязательств перед трудовым коллективом. Ситуация – хуже некуда. Разве что Альберт, которого обеспечивает кое-каким доходом хобби (музицирование), поначалу не рвётся поддержать сумасбродную затею, но в конечном итоге – тоже соглашается. На что только не отважатся люди, оказавшиеся в безвыходном положении!.. Непременно ударятся во все тяжкие! Однако по мере развития экранных перипетий Зак Брафф и сценарист отказываются не только усиливать злободневность, но и привносить в интонацию минорные нотки, творя жизнерадостную и вполне беззаботную комедию. В обозначенном обстоятельстве, пожалуй, нет ничего зазорного. Майкл Кейн, Морган Фримен и Алан Аркин не стесняются «невыгодных» сопоставлений с именитыми предшественниками, отдав предпочтение более легкомысленной и эксцентричной манере игры. Эпизод с пробой сил – с кражей продуктов в магазине, обернувшейся полнейшим конфузом, веселит не по-детски. Да и подготовка друзей к преступлению под руководством Хесуса, который на такого рода мероприятиях собаку съел и подписался на свою голову подготовить троицу наивных дилетантов, проходит на редкость остроумно и бойко. Фортуна определённо благоволит смельчакам, ступившим на кривую стезю не корысти ради – исключительно с намерением получить честно заработанные деньги. К тому же, опасное дельце невольно заставляет их внутренне собраться, проявить смекалку и настойчивость, и, скажем, Аль не мог и представить, что станет одним из тех, про кого говорят: седина в бороду, бес в ребро (1). Вынесенное в заголовок выражение приобретает новые смысловые оттенки. Не покуролесить перед неотвратимо приближающейся смертью, отправившись с раздобытой суммой в Лас-Вегас, но, обведя вокруг пальца въедливого агента ФБР Хэмера, оставить о себе напоследок благодарную память у окружающих. Даже полубезумный Милтон (правда, роль не причислишь к актёрским удачам известного комика Кристофера Ллойда) окажется вне себя от счастья! Авторов ленты «Уйти красиво» можно было бы обвинить в некоторых уступках вкусам публики – в боязни отринуть традиционный хеппи-энд, в нежелании омрачить настроение покидающим кинотеатр по завершении сеанса зрителям печальным исходом. Однако по нынешним, циничным и немилосердным (особенно в свете затяжного экономического кризиса, ударившего и по приятелям в летах) временам светлая, проникнутая незлобивым юмором атмосфера воспринимается, скорее, достоинством. Вилли, не чающий души в сообразительной внучке, лишний раз убеждается на личном опыте в том, как важно быть добрым и чутким к людям, особенно к маленьким детям, которые всё прекрасно понимают. Жизнь слишком сложна, и не каждый, кто пошёл на нарушение уголовного кодекса, является плохим человеком. О чём речь, если и не склонный к сантиментам Хесус вдруг демонстрирует понимание того, что общество обязано проявить заботу о своих неработоспособных членах? __________ 1 – Энн-Маргрет не впервой изображать женщин, которые и в солидном возрасте способны вдохновить мужчин на подвиги.