Даже очень актуальная, хорошая идея после многократной реализации истирается подобно монете, прошедшей через тысячи рук. На тему Холокоста написано и снято столько произведений, что впору уже объявить мораторий на использование в слезоточивых целях этой печальной темы. Новозеландская режиссерша Ники Каро по каким-то неведомым причинам не смогла удержаться от соблазна и оставила свой след на этой истоптанной дорожке. В этом году на экраны вышел фильм «Жена смотрителя зоопарка».
Действие картины охватывает все время Второй мировой войны в Европе. Супруги Антонина и Ян Жабинские (Джессика Честейн и Йохан Хелденберг) работают в городском зоопарке Варшавы. Начинается война, в город входят немецкие войска. Животных частично отстреливают (кормить их в военное время нечем), частично вывозят в Германию, в тамошние зоопарки. Вывоз этих самых ценных экземпляров организует доктор Лутц Хек (Даниэль Брюль), главный распорядитель зоопарков нацистской Германии. Тем временем немцы приступают к окончательному решению еврейского вопроса на территории оккупированной Польши. Евреев загоняют в гетто, где они пребывают в самых неблагоприятных условиях. Супруги Жабинские принимают решение: в подвале на территории зоопарка будет организован перевалочный пункт, куда из гетто станут тайно доставлять евреев, чтобы потом вывозить их за пределы города. Но для этого необходимо легализовать деятельность зоопарка. С согласия доктора Хека супруги организуют в зоопарке разведение свиней для снабжения мясом немецких частей. А в качестве корма для животных решено использовать отходы еврейского гетто. Таким образом, Ян получет возможность регулярно посещать гетто и вывозить оттуда людей. Постепенно в подвале Жабинских поселяется целая еврейская колония. И хозяева, и их «постояльцы» находятся в страшной опасности. Любая оплошность может стоить всем им жизни. Причем Антонина и Ян рискуют и жизнями своих детей: малолетнего Рышарда и малютки Терезы.
Сюжет, прямо скажем, не оригинальный. Действительно, во время войны многие люди на оккупированных гитлеровцами территориях укрывали евреев. Для кого-то это закончилось печально, кому-то удалось спастись вместе со своими подопечными. Какие художественные открытия совершили авторы фильма «Жена смотрителя зоопарка», какие нравственные коллизии привлекли их внимание к растиражированному за долгие годы сюжету? Понимая, что выехать на крупных планах маленьких кудрявых ребятишек, которых вывозят в концлагерь, не удастся, что набегающие на глаза главных героев слезы тоже никого сильно не впечатлят, Ники Каро решила добавить слезоточивости путем удвоения мощности инстинкта сопереживания бедных зрителей. Если вам не жалко детей – пожалейте ни в чем не повинных зверей. Авторы фильма расстарались, зверушек нам показали в изобилии: тут вам и веселый верблюжонок, и новорожденный слоненок, и пушистенькие львятки, и обаяшка кролик, и деточка-бизоночка. Злые люди, как водится, не дают бедной киске ни шанса, ни сосиски. Слонов расстреливают польские солдаты, орла убивает немецкий офицер. Бедолаги тигры рычат, несчастные обезьяны визжат, слоны, как у них это под бомбежкой водится – трубят. Поздно. Не работает приемчик. И его использовали уже все, кому не лень. В кино – Эмир Кустурица, в литературе – Харуки Мураками. Можно еще кого-нибудь припомнить.
Однако Ники Каро в кино не первый день работает. Она так просто не сдается. А мы приправим социально-зоологическую драму сексуальной мелодрамой! Добавим еще один оттеночек серого, того самого, в котором слоны щеголяют. И вот вам – брутальная сцена осеменения бизонихи, когда два быка в параллельных усилиях покоряют двух самок. Только один самец четвероногий, а другой – член нацистской партии. А вслед за этим апофеозом натурализма нам демонстрируют трогательные межветеринарные ласки: наци-бык польской телке ручки споласкивает. А возмущенного мужа презрительно именует варшавским свиноводом. Зритель оживляется: нам тут показать собираются Отелло/Дездемону на фоне Холокоста/Сопротивления. Ничего подобного. Поорали, да успокоились. Все себя вели самым цивилизованным образом. Доктора наук, все-таки.
Этот вялотекущий треугольник как-то незаметно тлел волей авторов картины до самого конца войны. Ближе к финалу фильма вроде бы наметилась кульминация с долгожданными потоками крови – снова интеллигентность победила. У меня вообще создалось впечатление, что бравого немецкого самца просто не вдохновила на сексуальные безобразия анемичная блондинка. Так что, если одним словом охарактеризовать творческую манеру авторов картины – можно обойтись одним словом: вяло. Сюжет фильма представляет собой цепочку коротких эпизодов. Титры отсчитывают годы: 1939, 1940, 1943… Жабинские занимаются все тем же благородным делом. Но все у них как-то благополучно, относительно спокойно. Авторы показывают нам происходящие фоном эпохальные события: вот немцы организуют гетто; а теперь они его ликвидируют; а тут знаменитое Варшавское восстание; а потом и войне конец. Зачем включать в сюжет двух-трехминутные эпизоды, которые к развитию действия почти никакого отношения не имеют? Использование ангажированного сюжета обернулось творческой неудачей. Но мы не станем злорадствовать по поводу промахов Ники Каро. У нее все еще получится. Если ее сердцу так милы темы геноцида и звероубийства – можно подкинуть пару-тройку перспективных сюжетов.
Новая Зеландия, родина обожаемых Каро маори, первая половина XIX века. Племена татуированных фирменными спиралями туземцев, успевшие закупить у белых мушкеты, до последнего человека истребляют соотечественников, вооруженных традиционным оружием. Порядка трех тысяч кровавых походов, сопровождавшихся поголовным истреблением противника, включая женщин и детей. Изнасилования и каннибализм прилагаются. При этом как-то незаметно люди полностью забывают о трагической судьбе птиц Моа. Их истребили еще раньше.
Остров Тасмания. Все тот же позапрошлый век. Английские поселенцы удовлетворяют свои охотничьи инстинкты при помощи травли двуногой добычи, местных туземцев. Для этого используются собаки, капканы, отрава, огнестрельное оружие. Заодно куда-то пропали тасманийские волки. Они продержались лет на сто дольше своих человеческих собратьев по несчастью. Но и они стали в конце концов жертвой гитлеровцев… пардон, викторианцев.
Про индейцев в Америке пропустим. Эта тема была отработана еще режиссерами советского кино-лагеря. Хотя бизонов все равно жалко. Но к услугам Ники Каро и всех прочих любителей массовых убойных тем все равно остается множество исторических событий в самых разных уголках земли. Банту уничтожают пигмеев и карликовых бегемотов; англосаксы (снова они!) сгоняют буров с земель, которые те честно отвоевали у бушменов. Мальчик Питер и его трогательный жирафенок оживят кровавую историю. Массовый голод в Индии, пирующие в роскошных дворцах колонизаторы (догадайтесь, за какую королеву они поднимают тосты). Юный Маугли резвится в лесу с пока еще не истребленными слонами, питонами и тиграми. 1237 год, Русь. Батыев погром. Десятки сожженных городов, тысячи полонян, десятки тысяч погибших. На этом фоне – трогательная судьба мальчика Юрки и его медвежонка Бурки. Стоп! А вот про это ни один прогрессивный режиссер снимать не будет. Этих медведей пусть «Единая Россия» жалеет. А мальчик – так это же будущий оккупант.
Финальные титры фильма «Жена смотрителя зоопарка» сообщают любознательному зрителю, что Варшава была разрушена отступающими немцами… И наступающими русскими! Спасибо, хоть в Холокосте не обвинили.
8
,2
2017, Драмы
121 минута
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Даже очень актуальная, хорошая идея после многократной реализации истирается подобно монете, прошедшей через тысячи рук. На тему Холокоста написано и снято столько произведений, что впору уже объявить мораторий на использование в слезоточивых целях этой печальной темы. Новозеландская режиссерша Ники Каро по каким-то неведомым причинам не смогла удержаться от соблазна и оставила свой след на этой истоптанной дорожке. В этом году на экраны вышел фильм «Жена смотрителя зоопарка». Действие картины охватывает все время Второй мировой войны в Европе. Супруги Антонина и Ян Жабинские (Джессика Честейн и Йохан Хелденберг) работают в городском зоопарке Варшавы. Начинается война, в город входят немецкие войска. Животных частично отстреливают (кормить их в военное время нечем), частично вывозят в Германию, в тамошние зоопарки. Вывоз этих самых ценных экземпляров организует доктор Лутц Хек (Даниэль Брюль), главный распорядитель зоопарков нацистской Германии. Тем временем немцы приступают к окончательному решению еврейского вопроса на территории оккупированной Польши. Евреев загоняют в гетто, где они пребывают в самых неблагоприятных условиях. Супруги Жабинские принимают решение: в подвале на территории зоопарка будет организован перевалочный пункт, куда из гетто станут тайно доставлять евреев, чтобы потом вывозить их за пределы города. Но для этого необходимо легализовать деятельность зоопарка. С согласия доктора Хека супруги организуют в зоопарке разведение свиней для снабжения мясом немецких частей. А в качестве корма для животных решено использовать отходы еврейского гетто. Таким образом, Ян получет возможность регулярно посещать гетто и вывозить оттуда людей. Постепенно в подвале Жабинских поселяется целая еврейская колония. И хозяева, и их «постояльцы» находятся в страшной опасности. Любая оплошность может стоить всем им жизни. Причем Антонина и Ян рискуют и жизнями своих детей: малолетнего Рышарда и малютки Терезы. Сюжет, прямо скажем, не оригинальный. Действительно, во время войны многие люди на оккупированных гитлеровцами территориях укрывали евреев. Для кого-то это закончилось печально, кому-то удалось спастись вместе со своими подопечными. Какие художественные открытия совершили авторы фильма «Жена смотрителя зоопарка», какие нравственные коллизии привлекли их внимание к растиражированному за долгие годы сюжету? Понимая, что выехать на крупных планах маленьких кудрявых ребятишек, которых вывозят в концлагерь, не удастся, что набегающие на глаза главных героев слезы тоже никого сильно не впечатлят, Ники Каро решила добавить слезоточивости путем удвоения мощности инстинкта сопереживания бедных зрителей. Если вам не жалко детей – пожалейте ни в чем не повинных зверей. Авторы фильма расстарались, зверушек нам показали в изобилии: тут вам и веселый верблюжонок, и новорожденный слоненок, и пушистенькие львятки, и обаяшка кролик, и деточка-бизоночка. Злые люди, как водится, не дают бедной киске ни шанса, ни сосиски. Слонов расстреливают польские солдаты, орла убивает немецкий офицер. Бедолаги тигры рычат, несчастные обезьяны визжат, слоны, как у них это под бомбежкой водится – трубят. Поздно. Не работает приемчик. И его использовали уже все, кому не лень. В кино – Эмир Кустурица, в литературе – Харуки Мураками. Можно еще кого-нибудь припомнить. Однако Ники Каро в кино не первый день работает. Она так просто не сдается. А мы приправим социально-зоологическую драму сексуальной мелодрамой! Добавим еще один оттеночек серого, того самого, в котором слоны щеголяют. И вот вам – брутальная сцена осеменения бизонихи, когда два быка в параллельных усилиях покоряют двух самок. Только один самец четвероногий, а другой – член нацистской партии. А вслед за этим апофеозом натурализма нам демонстрируют трогательные межветеринарные ласки: наци-бык польской телке ручки споласкивает. А возмущенного мужа презрительно именует варшавским свиноводом. Зритель оживляется: нам тут показать собираются Отелло/Дездемону на фоне Холокоста/Сопротивления. Ничего подобного. Поорали, да успокоились. Все себя вели самым цивилизованным образом. Доктора наук, все-таки. Этот вялотекущий треугольник как-то незаметно тлел волей авторов картины до самого конца войны. Ближе к финалу фильма вроде бы наметилась кульминация с долгожданными потоками крови – снова интеллигентность победила. У меня вообще создалось впечатление, что бравого немецкого самца просто не вдохновила на сексуальные безобразия анемичная блондинка. Так что, если одним словом охарактеризовать творческую манеру авторов картины – можно обойтись одним словом: вяло. Сюжет фильма представляет собой цепочку коротких эпизодов. Титры отсчитывают годы: 1939, 1940, 1943… Жабинские занимаются все тем же благородным делом. Но все у них как-то благополучно, относительно спокойно. Авторы показывают нам происходящие фоном эпохальные события: вот немцы организуют гетто; а теперь они его ликвидируют; а тут знаменитое Варшавское восстание; а потом и войне конец. Зачем включать в сюжет двух-трехминутные эпизоды, которые к развитию действия почти никакого отношения не имеют? Использование ангажированного сюжета обернулось творческой неудачей. Но мы не станем злорадствовать по поводу промахов Ники Каро. У нее все еще получится. Если ее сердцу так милы темы геноцида и звероубийства – можно подкинуть пару-тройку перспективных сюжетов. Новая Зеландия, родина обожаемых Каро маори, первая половина XIX века. Племена татуированных фирменными спиралями туземцев, успевшие закупить у белых мушкеты, до последнего человека истребляют соотечественников, вооруженных традиционным оружием. Порядка трех тысяч кровавых походов, сопровождавшихся поголовным истреблением противника, включая женщин и детей. Изнасилования и каннибализм прилагаются. При этом как-то незаметно люди полностью забывают о трагической судьбе птиц Моа. Их истребили еще раньше. Остров Тасмания. Все тот же позапрошлый век. Английские поселенцы удовлетворяют свои охотничьи инстинкты при помощи травли двуногой добычи, местных туземцев. Для этого используются собаки, капканы, отрава, огнестрельное оружие. Заодно куда-то пропали тасманийские волки. Они продержались лет на сто дольше своих человеческих собратьев по несчастью. Но и они стали в конце концов жертвой гитлеровцев… пардон, викторианцев. Про индейцев в Америке пропустим. Эта тема была отработана еще режиссерами советского кино-лагеря. Хотя бизонов все равно жалко. Но к услугам Ники Каро и всех прочих любителей массовых убойных тем все равно остается множество исторических событий в самых разных уголках земли. Банту уничтожают пигмеев и карликовых бегемотов; англосаксы (снова они!) сгоняют буров с земель, которые те честно отвоевали у бушменов. Мальчик Питер и его трогательный жирафенок оживят кровавую историю. Массовый голод в Индии, пирующие в роскошных дворцах колонизаторы (догадайтесь, за какую королеву они поднимают тосты). Юный Маугли резвится в лесу с пока еще не истребленными слонами, питонами и тиграми. 1237 год, Русь. Батыев погром. Десятки сожженных городов, тысячи полонян, десятки тысяч погибших. На этом фоне – трогательная судьба мальчика Юрки и его медвежонка Бурки. Стоп! А вот про это ни один прогрессивный режиссер снимать не будет. Этих медведей пусть «Единая Россия» жалеет. А мальчик – так это же будущий оккупант. Финальные титры фильма «Жена смотрителя зоопарка» сообщают любознательному зрителю, что Варшава была разрушена отступающими немцами… И наступающими русскими! Спасибо, хоть в Холокосте не обвинили.