Правильно говорят: мастерство не пропьешь. Актер Жерар Депардье, будучи собственником виноградников, продолжает феерить на киноэкранах планеты. Свежеиспеченный гражданин России, обзаведясь солидным брюшком, решил сыграть известного исторического деятеля в соответствии с фигурой. К радости россиян, он воплощает на экране не какого-нибудь проатлантического Черчилля, а всеми нами любимого товарища Сталина.
Французская актриса Фанни Ардан, вдохновившись строкой Мандельштама, решила снять фильм про знаменитого тирана. Литературная основа для сценария – роман современного французского писателя Жана-Даниэля Бальтасса. Не рассчитывая на поэтическую эрудицию зрителя/читателя, Мандельштама заменили братьями Стругацкими. История называется «Диван Сталина», вокруг него в основном и разыгрывается вся суета.
Послевоенный 1950-й год. Лучший друг физкультурников отдыхает на даче. Забавно, французская мадам режиссер кроит вкусы российских самодержцев на собственный лад. Типа: владыка России на природе, значит, что-то вроде Версаля. А потому никак не поименованная дача Сталина в фильме превращается в какое-то подобие Екатерининского дворца, но только не в Царском селе, а в Петергофе (парк возле «дачи» на экране не английский, а тот самый регулярный, французский). Натурные съемки проходили в Португалии, «роль» резиденции отца народов сыграл 5-звездочный отель, расположенный на территории национального леса Буссако, это здание охотничьего дворца последних португальских королей. На самом деле вкусы властителя советской империи были гораздо скромнее. Но Ардан, скорее всего, лучше разбирается в поэзии (свидетельством тому цитата из Мандельштама в эпилоге), чем в истории. Простоты ради, она трансформирует привычки коммунистического вождя в обычаи французского двора времен короля-солнца (Людовика XIV). Монарх сидит – придворные стоят. Король покушать изволил – челядь доедает. Именно так изображает дачный быт Сталина мадам Ардан. Похоже это и на повадки американских плантаторов-южан до отмены рабства. Впрочем, это мелочи. Можно сослаться на традиции постмодерна и не заморачиваться точностью деталей. Хотя в том, что касается цвета погон, петлиц и околышей фуражек охраны, авторы фильма к этим самым деталям отнеслись внимательно. Фанни Ардан специально приезжала на «Мосфильм», чтобы подобрать соответствующие эпохе костюмы. Здесь же ей предоставили и другой реквизит, патефон, к примеру.
Итак, тиран на отдыхе. В картине Сталин окружен только прислугой и охраной. Зритель не увидит ни одного из соратников Сталина, в кадре не появятся ни Берия, ни Хрущев, ни Маленков, ни прочие кагановичи. Только генерал Власик. Но, как известно, этот генерал тоже исполнял лакейские обязанности. Главные коллизии картины разворачиваются внутри треугольника: генсек, его подруга Лидия (Эмманюэль Сенье) и художник Данилов (Поль Ами). Актеры, исполняющие вершины этой геометрической фигуры, сыграли на «отлично». Депардье в нескольких эпизодах напомнил публике, что он, вообще-то, великий актер. Дантоновское рычание его Сталина впечатляет. Славянские скулы Сенье – неплохое подспорье ее драматическому таланту. Захер-Мазох, наверное, в ее актерских генах остается навечно. Мадам Лавальер, проводящая сеансы психоанализа с лучшим другом сценаристов и режиссеров, возлежащим на диване (вместо традиционной кушетки) – это находка Ардан, которую блистательно отработала Сенье. Поль Ами постарался соответствовать своим старшим партнерам и не испортил картины. Трио задалось.
Однако актерам не удалось вытащить фильм. Драматургические неувязки оказались настолько серьезными, что талантов Депардье и его коллег не хватило для того, чтобы картина Ардан вышла на фестивальный уровень (амбиции режиссера, скорее всего, были ориентированы на небольшой французский городок под названием Канн). Так и хочется задать вопрос, ответ на который от школьников требуют найти учителя изящной словесности в элитных школах: что хотел сказать автор? Сталин был великий вождь, большая бука? Тоже мне, бином Ньютона! Альфа-самцам не нравится, когда их самок топчут всякие омеги? Понаблюдайте за курами, обезьянник в зоопарке посетите, по родному двору прогуляйтесь. Женщины терпят толстопузых стариканов при деньгах/власти, но заглядываются на поджарых нищебродов? Открыли Америку!
К сожалению, мадам Ардан не осчастливила нас откровениями за пределами этого примитивного набора прописных истин. Ладно, это можно пережить, особенно учитывая уровень актерского мастерства исполнителей главных ролей, а также изощренность оператора. Вот уж кто поработал не за страх, а за совесть. А тема Сталин и Фрейд, кончено, заслуживает более тщательного прочтения. Забавно: в середине прошлого века лженауками были провозглашены кибернетика и генетика, теория относительности тоже была бы предана коммунистической анафеме, если бы не потребность Родины в ядерном оружии. Но вот учение Фрейда и его последователей почему-то не удостоилось разгромных статей в газете «Правда». Может быть, великий кормчий на самом деле полеживал на диване во время сеансов с идеологически проверенными психоаналитиками? Тема для Валерия Тодоровского. Сценарий за Виктором Пелевиным.
8
,1
2016, Драмы
92 минуты
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Правильно говорят: мастерство не пропьешь. Актер Жерар Депардье, будучи собственником виноградников, продолжает феерить на киноэкранах планеты. Свежеиспеченный гражданин России, обзаведясь солидным брюшком, решил сыграть известного исторического деятеля в соответствии с фигурой. К радости россиян, он воплощает на экране не какого-нибудь проатлантического Черчилля, а всеми нами любимого товарища Сталина. Французская актриса Фанни Ардан, вдохновившись строкой Мандельштама, решила снять фильм про знаменитого тирана. Литературная основа для сценария – роман современного французского писателя Жана-Даниэля Бальтасса. Не рассчитывая на поэтическую эрудицию зрителя/читателя, Мандельштама заменили братьями Стругацкими. История называется «Диван Сталина», вокруг него в основном и разыгрывается вся суета. Послевоенный 1950-й год. Лучший друг физкультурников отдыхает на даче. Забавно, французская мадам режиссер кроит вкусы российских самодержцев на собственный лад. Типа: владыка России на природе, значит, что-то вроде Версаля. А потому никак не поименованная дача Сталина в фильме превращается в какое-то подобие Екатерининского дворца, но только не в Царском селе, а в Петергофе (парк возле «дачи» на экране не английский, а тот самый регулярный, французский). Натурные съемки проходили в Португалии, «роль» резиденции отца народов сыграл 5-звездочный отель, расположенный на территории национального леса Буссако, это здание охотничьего дворца последних португальских королей. На самом деле вкусы властителя советской империи были гораздо скромнее. Но Ардан, скорее всего, лучше разбирается в поэзии (свидетельством тому цитата из Мандельштама в эпилоге), чем в истории. Простоты ради, она трансформирует привычки коммунистического вождя в обычаи французского двора времен короля-солнца (Людовика XIV). Монарх сидит – придворные стоят. Король покушать изволил – челядь доедает. Именно так изображает дачный быт Сталина мадам Ардан. Похоже это и на повадки американских плантаторов-южан до отмены рабства. Впрочем, это мелочи. Можно сослаться на традиции постмодерна и не заморачиваться точностью деталей. Хотя в том, что касается цвета погон, петлиц и околышей фуражек охраны, авторы фильма к этим самым деталям отнеслись внимательно. Фанни Ардан специально приезжала на «Мосфильм», чтобы подобрать соответствующие эпохе костюмы. Здесь же ей предоставили и другой реквизит, патефон, к примеру. Итак, тиран на отдыхе. В картине Сталин окружен только прислугой и охраной. Зритель не увидит ни одного из соратников Сталина, в кадре не появятся ни Берия, ни Хрущев, ни Маленков, ни прочие кагановичи. Только генерал Власик. Но, как известно, этот генерал тоже исполнял лакейские обязанности. Главные коллизии картины разворачиваются внутри треугольника: генсек, его подруга Лидия (Эмманюэль Сенье) и художник Данилов (Поль Ами). Актеры, исполняющие вершины этой геометрической фигуры, сыграли на «отлично». Депардье в нескольких эпизодах напомнил публике, что он, вообще-то, великий актер. Дантоновское рычание его Сталина впечатляет. Славянские скулы Сенье – неплохое подспорье ее драматическому таланту. Захер-Мазох, наверное, в ее актерских генах остается навечно. Мадам Лавальер, проводящая сеансы психоанализа с лучшим другом сценаристов и режиссеров, возлежащим на диване (вместо традиционной кушетки) – это находка Ардан, которую блистательно отработала Сенье. Поль Ами постарался соответствовать своим старшим партнерам и не испортил картины. Трио задалось. Однако актерам не удалось вытащить фильм. Драматургические неувязки оказались настолько серьезными, что талантов Депардье и его коллег не хватило для того, чтобы картина Ардан вышла на фестивальный уровень (амбиции режиссера, скорее всего, были ориентированы на небольшой французский городок под названием Канн). Так и хочется задать вопрос, ответ на который от школьников требуют найти учителя изящной словесности в элитных школах: что хотел сказать автор? Сталин был великий вождь, большая бука? Тоже мне, бином Ньютона! Альфа-самцам не нравится, когда их самок топчут всякие омеги? Понаблюдайте за курами, обезьянник в зоопарке посетите, по родному двору прогуляйтесь. Женщины терпят толстопузых стариканов при деньгах/власти, но заглядываются на поджарых нищебродов? Открыли Америку! К сожалению, мадам Ардан не осчастливила нас откровениями за пределами этого примитивного набора прописных истин. Ладно, это можно пережить, особенно учитывая уровень актерского мастерства исполнителей главных ролей, а также изощренность оператора. Вот уж кто поработал не за страх, а за совесть. А тема Сталин и Фрейд, кончено, заслуживает более тщательного прочтения. Забавно: в середине прошлого века лженауками были провозглашены кибернетика и генетика, теория относительности тоже была бы предана коммунистической анафеме, если бы не потребность Родины в ядерном оружии. Но вот учение Фрейда и его последователей почему-то не удостоилось разгромных статей в газете «Правда». Может быть, великий кормчий на самом деле полеживал на диване во время сеансов с идеологически проверенными психоаналитиками? Тема для Валерия Тодоровского. Сценарий за Виктором Пелевиным.