Современного зрителя, утомленного просмотрами многочисленных рагнареков и разнообразных апокалипсисов, трудно чем-то удивить, а уж тем более напугать. Нашу планету на экранах кинотеатров регулярно уничтожают ураганы, цунами, вампиры, вирусы, зомби, пришельцы и прочая экзотика. Они взрывают, поджаривают, замораживают, раскалывают, прихлопывают, притаптывают все живое. Мечут в нас метеориты, кометы, черные дыры, пугают звездами смерти, под сиянием которых корчится не только Русь, но и все прочее человечество. И благодаря всем этим кино-забавам как-то на дальний план общественного сознания уходит страх перед настоящим концом света, который может разразиться в любую минуту. Поэтому любое напоминание о перспективах ядерного конфликта между военными супердержавами можно только приветствовать. Фильм датского режиссера Питера Энтони «Человек, который спас мир» снят в уже далеком 2014 году, но сейчас, когда современная военная доктрина США снижает планку вероятности нанесения ядерного удара, а Генштаб России грозно предостерегает западных партнеров от необдуманных реплик, такое предупреждение стало еще более актуальным, чем несколько лет назад.
Фильм снят в модном сегодня жанре документально-игрового кино. Он посвящен реальным событиям, в нем задействованы люди, играющие самих себя, постановочные сцены соседствуют с документальными кадрами. Считается, что таким образом до зрителей лучше доходит драматизм случившегося.
Современные события перемежаются флешбэками из прошлого. Сегодняшнего Станислава Петрова играет он сам, роль молодого офицера, возглавляющего дежурную смену на Командном пункте системы предупреждения ракетного нападения в Подмосковье, исполняет Сергей Шнырев. Современный сюжетный пласт посвящен путешествию Станислава Петрова в Америку. Это пожилой человек, вдовец, он обитает в скромной запущенной квартире во Фрязино. Отставной военный, у которого жена скончалась от рака, и который не поддерживает связей с родными, не очень радушно принимает зарубежных журналистов, постоянно срывается, кричит и ругает все и вся. Его приглашают в США. В Нью-Йорке в ООН ему должны вручить награду за спасение человечества. В поездке его сопровождает молодая переводчица Галя. После выступления в ООН и вручения награды Петрову устраивают встречу со звездами американского кино и телевидения, в том числе с его любимым актером Кевином Костнером. Кроме того, он посещает ракетную базу, на которой находятся стартовые позиции межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен». Разговаривая с Галей, Петров делится своими воспоминаниями о тех днях, когда в его руках оказались судьбы мира, он пытается передать свои тогдашние ощущения. А во время флешбэков нам пытаются реконструировать события тех кошмарных минут после того, как компьютеры известили смену Петрова о том, что с территории США выпущено пять ракет, несущих населению СССР мегатонную ядерную смерть.
Если оценивать фильм исключительно с художественной точки зрения, иначе как ужасным его назвать невозможно. Непрофессионализм Питера Энтони (он и сценарий собственнолапно накорябал) потрясает до глубины души. В его руках оказался просто еврипидовский сюжет, причем основанный на абсолютно реальных событиях. Да, в новейшей истории были случаи, когда от ядерной войны человечество отделяли минуты. То американцы примут радиолокационные отметки стаи гусей за советские ракеты, то капитан советской подлодки во время карибского кризиса попытается зарядить по американскому кораблю ядерной торпедой, или штатники вдруг уронят с бомбардировщика водородную бомбу на территорию европейского союзника. Но то, что случилось в сентябре 1983 года – случай уникальный. Петров одним своим словом мог начать полномасштабную атомную войну. И он этого слова не произнес. Воистину молчание – золото. И Питер Энтони золото это бездарно промотал.
Скорее всего, порочной была сама идея совместить документалистику с игровым кино. На Петрова, играющего самого себя, просто больно смотреть. Человек, который не является профессиональным актером, монотонно наговаривает заученный текст, изрекает гладкие фразы на канцелярите, их ему, наверное, доводилось произносить уже много раз. Слова эти, разумеется, не могут передать даже малой части переживаний, которые выпали на долю Станислава Петрова в те страшные минуты. Игровые эпизоды примерно того же уровня. Постановка и качество актерской игры в них оставляют желать много лучшего. Хорошо смотрится Кевин Костнер, играющий самого себя. К сожалению, здесь у него далеко не главная роль. Попытки авторов фильма создать полномерный образ Станислава Петрова – человека непростой судьбы – успехом не увенчались. У него умирает жена, у него очень непростые отношения с матерью, он вынужден уйти со службы, тяжелый характер создает ему проблемы в общении с окружающим миром. Показано все это примитивно, что называется, в лоб. При этом зрителям не постеснялись в очередной раз напомнить легенду об «этих ужасных русских, которые все время пьют». Операторы просто смакуют кадры, на которых показана убогая холостяцкая берлога пожилого опустившегося человека: грязь, повсюду валяются бутылки, загаженная газовая плита, ой, смотрите, липучка для мух, сто лет не видел! А чего стоит эпизод, когда Петров звонит начальству доложить об американской ракетной атаке, а на том конце трубки пьяный голос посылает его куда подальше. Позвольте усомниться. В 1983 году после истории со сбитым южнокорейским авиалайнером военное начальство СССР было как на иголках.
Совмещение документальных кадров с игровыми в лучшем случае не впечатляет, а иногда вообще вызывает пренебрежительную усмешку: ах, какая находка, мы перемежаем кадры с ядерными взрывами эротическими сценами. Жизнь и смерть, такая интересная (и очень свежая) аллегория! Потянет разве что на дипломную работу нерадивого студента. В результате фактура, на основе которой талантливый мастер мог бы вообще создать «Доктор Стрейнджлав» №2, стала основой для примитивной дидактической агитки о вреде атомного курения холестериновых абортов. Ладно, для показа обитателям детских садов и наиболее оголтелым политикам сойдет. А нам, пожалуй, придется смотреть очередной репортаж с чемпионата мира и его окрестностей по метанию молотов Тора.
8
,7
2014, Документальные
105 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Современного зрителя, утомленного просмотрами многочисленных рагнареков и разнообразных апокалипсисов, трудно чем-то удивить, а уж тем более напугать. Нашу планету на экранах кинотеатров регулярно уничтожают ураганы, цунами, вампиры, вирусы, зомби, пришельцы и прочая экзотика. Они взрывают, поджаривают, замораживают, раскалывают, прихлопывают, притаптывают все живое. Мечут в нас метеориты, кометы, черные дыры, пугают звездами смерти, под сиянием которых корчится не только Русь, но и все прочее человечество. И благодаря всем этим кино-забавам как-то на дальний план общественного сознания уходит страх перед настоящим концом света, который может разразиться в любую минуту. Поэтому любое напоминание о перспективах ядерного конфликта между военными супердержавами можно только приветствовать. Фильм датского режиссера Питера Энтони «Человек, который спас мир» снят в уже далеком 2014 году, но сейчас, когда современная военная доктрина США снижает планку вероятности нанесения ядерного удара, а Генштаб России грозно предостерегает западных партнеров от необдуманных реплик, такое предупреждение стало еще более актуальным, чем несколько лет назад. Фильм снят в модном сегодня жанре документально-игрового кино. Он посвящен реальным событиям, в нем задействованы люди, играющие самих себя, постановочные сцены соседствуют с документальными кадрами. Считается, что таким образом до зрителей лучше доходит драматизм случившегося. Современные события перемежаются флешбэками из прошлого. Сегодняшнего Станислава Петрова играет он сам, роль молодого офицера, возглавляющего дежурную смену на Командном пункте системы предупреждения ракетного нападения в Подмосковье, исполняет Сергей Шнырев. Современный сюжетный пласт посвящен путешествию Станислава Петрова в Америку. Это пожилой человек, вдовец, он обитает в скромной запущенной квартире во Фрязино. Отставной военный, у которого жена скончалась от рака, и который не поддерживает связей с родными, не очень радушно принимает зарубежных журналистов, постоянно срывается, кричит и ругает все и вся. Его приглашают в США. В Нью-Йорке в ООН ему должны вручить награду за спасение человечества. В поездке его сопровождает молодая переводчица Галя. После выступления в ООН и вручения награды Петрову устраивают встречу со звездами американского кино и телевидения, в том числе с его любимым актером Кевином Костнером. Кроме того, он посещает ракетную базу, на которой находятся стартовые позиции межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен». Разговаривая с Галей, Петров делится своими воспоминаниями о тех днях, когда в его руках оказались судьбы мира, он пытается передать свои тогдашние ощущения. А во время флешбэков нам пытаются реконструировать события тех кошмарных минут после того, как компьютеры известили смену Петрова о том, что с территории США выпущено пять ракет, несущих населению СССР мегатонную ядерную смерть. Если оценивать фильм исключительно с художественной точки зрения, иначе как ужасным его назвать невозможно. Непрофессионализм Питера Энтони (он и сценарий собственнолапно накорябал) потрясает до глубины души. В его руках оказался просто еврипидовский сюжет, причем основанный на абсолютно реальных событиях. Да, в новейшей истории были случаи, когда от ядерной войны человечество отделяли минуты. То американцы примут радиолокационные отметки стаи гусей за советские ракеты, то капитан советской подлодки во время карибского кризиса попытается зарядить по американскому кораблю ядерной торпедой, или штатники вдруг уронят с бомбардировщика водородную бомбу на территорию европейского союзника. Но то, что случилось в сентябре 1983 года – случай уникальный. Петров одним своим словом мог начать полномасштабную атомную войну. И он этого слова не произнес. Воистину молчание – золото. И Питер Энтони золото это бездарно промотал. Скорее всего, порочной была сама идея совместить документалистику с игровым кино. На Петрова, играющего самого себя, просто больно смотреть. Человек, который не является профессиональным актером, монотонно наговаривает заученный текст, изрекает гладкие фразы на канцелярите, их ему, наверное, доводилось произносить уже много раз. Слова эти, разумеется, не могут передать даже малой части переживаний, которые выпали на долю Станислава Петрова в те страшные минуты. Игровые эпизоды примерно того же уровня. Постановка и качество актерской игры в них оставляют желать много лучшего. Хорошо смотрится Кевин Костнер, играющий самого себя. К сожалению, здесь у него далеко не главная роль. Попытки авторов фильма создать полномерный образ Станислава Петрова – человека непростой судьбы – успехом не увенчались. У него умирает жена, у него очень непростые отношения с матерью, он вынужден уйти со службы, тяжелый характер создает ему проблемы в общении с окружающим миром. Показано все это примитивно, что называется, в лоб. При этом зрителям не постеснялись в очередной раз напомнить легенду об «этих ужасных русских, которые все время пьют». Операторы просто смакуют кадры, на которых показана убогая холостяцкая берлога пожилого опустившегося человека: грязь, повсюду валяются бутылки, загаженная газовая плита, ой, смотрите, липучка для мух, сто лет не видел! А чего стоит эпизод, когда Петров звонит начальству доложить об американской ракетной атаке, а на том конце трубки пьяный голос посылает его куда подальше. Позвольте усомниться. В 1983 году после истории со сбитым южнокорейским авиалайнером военное начальство СССР было как на иголках. Совмещение документальных кадров с игровыми в лучшем случае не впечатляет, а иногда вообще вызывает пренебрежительную усмешку: ах, какая находка, мы перемежаем кадры с ядерными взрывами эротическими сценами. Жизнь и смерть, такая интересная (и очень свежая) аллегория! Потянет разве что на дипломную работу нерадивого студента. В результате фактура, на основе которой талантливый мастер мог бы вообще создать «Доктор Стрейнджлав» №2, стала основой для примитивной дидактической агитки о вреде атомного курения холестериновых абортов. Ладно, для показа обитателям детских садов и наиболее оголтелым политикам сойдет. А нам, пожалуй, придется смотреть очередной репортаж с чемпионата мира и его окрестностей по метанию молотов Тора.