Документалист Джанфранко Рози имеет прямое отношение к самой настоящей фестивальной революции: члены жюри все чаще начали присуждать главные призы неигровым фильмам. В 2013 году Рози получил «Золотого льва» в Венеции за фильм «Священная римская кольцевая». Нынешний Берлинский фестиваль принес режиссеру очередную победу, лучшим фильмом единодушно признана его новая работа «Море в огне», впрочем, это было вполне предсказуемо. Очень уж актуальная тема затронута в фильме – миграционный кризис, которым охвачена вся Европа. В центре внимания Рози – повседневная жизнь маленького итальянского островка Лампедуза, куда устремляются тысячи африканских беженцев. Остросоциальная публицистика становится для зрителей важнее, интереснее, чем художественные фильмы. Аналогичные процессы происходят и в литературе. Сегодня в тренде non-fiction, люди почти перестали читать произведения беллетристов, гораздо большей популярностью пользуется документальная проза. В подобных книгах сюжетные линии строятся исключительно на реальных событиях, доля художественного вымысла здесь минимальна.
О чистоте жанра документального кино, конечно, можно спорить до хрипоты. Допустимы ли постановочные кадры? Уместна ли студийная обработка звука? И вообще: как должен режиссер работать с действующими лицами? Фильм «Море в огне» – это не просто зарисовка с натуры, драматургия в нем безусловно присутствует. В этом смысле Рози выступает не в качестве репортера, он – художник, рисующий свою, подчиненную общему творческому замыслу картину. Казалось бы, сам автор воздерживается от эмоций, он отказывается даже от закадрового комментария. Но сюжет в фильме прослеживается абсолютно четкий. Происходящее на экране – это не набор зафиксированных камерой событий и фактов. Нам предлагают совершенно иной продукт. Грань между художественным и документальным здесь размыта.
Зритель прекрасно понимает, что когда радиоведущий ставит очередную песню в эфир, а старенькая донна Мария слушает концерт по заявкам у себя на кухне, то это не может быть снято в один и тот же момент времени. Она заказывает по телефону песню для своего мужа Джакомино, старик сидит за столом за чашечкой кофе, который ему подала супруга. А чуть позже мы видим, что тот на самом деле уже умер – на прикроватной тумбочке в супружеской спальне горят свечи перед его фото. Хотя этот пожилой человек уже появлялся в кадре, и не раз, на протяжении всего фильма он постоянно спускается к берегу в гидрокостюме, плавает среди камней в поисках съедобных моллюсков. А смышленый парнишка Самюэль с рогаткой наперевес? Мы узнаем, что у него полно тревог и комплексов, он учится заново смотреть на мир, пытается победить морскую болезнь. Что это, если не кино игровое, самое что ни на есть художественное?
На фоне таких постановочных фрагментов, которые иллюстрируют рутинную жизнь островитян, еще больший эффект производят смонтированные встык кадры прибытия очередной партии беженцев. Зритель с ужасом осознает, что изможденные люди в переполненных лодках, горы трупов – все это абсолютно реально. Ежедневно пограничники Лампедузы обнаруживают в территориальных водах суденышки, в которых африканцы надеются добраться до Италии, спасаясь от войн, нищеты, голода у себя на родине. Доктор Пьетро Бартоло за 20 лет собрал целый архив, он вынужден лечить прибывающих на остров людей и достаточно часто констатировать смерть тех, кто не выжил. И это уже чистой воды документалистика.
Впрочем, оставим споры о жанровой принадлежности фильма маститым кинокритикам. Для обычного зрителя важнее впечатление, которое производит кино-зрелище, важны эмоции, которые дарит нам автор. И здесь Рози вполне оправдывает высокие награды. Он выстраивает несколько параллельных рядов: визуальных, временных и музыкальных. Песня «Море в огне» первый раз звучит по радио во время сильной грозы, сразу после рассказа бабушки Самюэля о годах войны. Рэп-молитва нигерийского беженца повествует о бегстве несчастных из пустыни. А ближе к концу фильма мы слышим фрагмент оперы «Моисей в Египте» на тему выхода из рабства, о свободе, о том, как расступились волны Красного моря. Саундтрек органично вписываются в сюжетный контекст картины, можно сказать, даже во многом формирует его. Получается настоящая симфония, полная смыслов и метафор.
И еще один плюс. Современная кинопублицистика не всегда может остаться в стороне от идеологических баталий. Режиссеры нет-нет да протащат ту или иную не самую бесспорную мысль, невзначай начнут подсказывать зрителю, что такое хорошо, что такое плохо, какие парни в белых, а какие в черных шляпах. В фильме «Море в огне» нет ничего подобного.
Древние греки делили человечество на три категории: на живых, на мертвых и на тех, кто в море. Джанфранко Рози рассказывает обо всех. Возможно нам, россиянам, тема мигрантов из Африки и не так близка, как жителям Западной Европы, но общая идея гуманизма, безусловно, объединяет нас всех. Не ждите от этого фильма эффектного зрелища, захватывающих историй, шокирующих подробностей. Неспешное повествование, отсутствие неуместного пафоса, нарочито спокойный, будничный тон – автор картины погружает нас в реалии современной действительности деликатно, без нажима. Это мир, в котором мы сегодня живем.
7
,9
2016, Документальные
108 минут
Правила размещения рецензии
Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
На Иви запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована
Документалист Джанфранко Рози имеет прямое отношение к самой настоящей фестивальной революции: члены жюри все чаще начали присуждать главные призы неигровым фильмам. В 2013 году Рози получил «Золотого льва» в Венеции за фильм «Священная римская кольцевая». Нынешний Берлинский фестиваль принес режиссеру очередную победу, лучшим фильмом единодушно признана его новая работа «Море в огне», впрочем, это было вполне предсказуемо. Очень уж актуальная тема затронута в фильме – миграционный кризис, которым охвачена вся Европа. В центре внимания Рози – повседневная жизнь маленького итальянского островка Лампедуза, куда устремляются тысячи африканских беженцев. Остросоциальная публицистика становится для зрителей важнее, интереснее, чем художественные фильмы. Аналогичные процессы происходят и в литературе. Сегодня в тренде non-fiction, люди почти перестали читать произведения беллетристов, гораздо большей популярностью пользуется документальная проза. В подобных книгах сюжетные линии строятся исключительно на реальных событиях, доля художественного вымысла здесь минимальна. О чистоте жанра документального кино, конечно, можно спорить до хрипоты. Допустимы ли постановочные кадры? Уместна ли студийная обработка звука? И вообще: как должен режиссер работать с действующими лицами? Фильм «Море в огне» – это не просто зарисовка с натуры, драматургия в нем безусловно присутствует. В этом смысле Рози выступает не в качестве репортера, он – художник, рисующий свою, подчиненную общему творческому замыслу картину. Казалось бы, сам автор воздерживается от эмоций, он отказывается даже от закадрового комментария. Но сюжет в фильме прослеживается абсолютно четкий. Происходящее на экране – это не набор зафиксированных камерой событий и фактов. Нам предлагают совершенно иной продукт. Грань между художественным и документальным здесь размыта. Зритель прекрасно понимает, что когда радиоведущий ставит очередную песню в эфир, а старенькая донна Мария слушает концерт по заявкам у себя на кухне, то это не может быть снято в один и тот же момент времени. Она заказывает по телефону песню для своего мужа Джакомино, старик сидит за столом за чашечкой кофе, который ему подала супруга. А чуть позже мы видим, что тот на самом деле уже умер – на прикроватной тумбочке в супружеской спальне горят свечи перед его фото. Хотя этот пожилой человек уже появлялся в кадре, и не раз, на протяжении всего фильма он постоянно спускается к берегу в гидрокостюме, плавает среди камней в поисках съедобных моллюсков. А смышленый парнишка Самюэль с рогаткой наперевес? Мы узнаем, что у него полно тревог и комплексов, он учится заново смотреть на мир, пытается победить морскую болезнь. Что это, если не кино игровое, самое что ни на есть художественное? На фоне таких постановочных фрагментов, которые иллюстрируют рутинную жизнь островитян, еще больший эффект производят смонтированные встык кадры прибытия очередной партии беженцев. Зритель с ужасом осознает, что изможденные люди в переполненных лодках, горы трупов – все это абсолютно реально. Ежедневно пограничники Лампедузы обнаруживают в территориальных водах суденышки, в которых африканцы надеются добраться до Италии, спасаясь от войн, нищеты, голода у себя на родине. Доктор Пьетро Бартоло за 20 лет собрал целый архив, он вынужден лечить прибывающих на остров людей и достаточно часто констатировать смерть тех, кто не выжил. И это уже чистой воды документалистика. Впрочем, оставим споры о жанровой принадлежности фильма маститым кинокритикам. Для обычного зрителя важнее впечатление, которое производит кино-зрелище, важны эмоции, которые дарит нам автор. И здесь Рози вполне оправдывает высокие награды. Он выстраивает несколько параллельных рядов: визуальных, временных и музыкальных. Песня «Море в огне» первый раз звучит по радио во время сильной грозы, сразу после рассказа бабушки Самюэля о годах войны. Рэп-молитва нигерийского беженца повествует о бегстве несчастных из пустыни. А ближе к концу фильма мы слышим фрагмент оперы «Моисей в Египте» на тему выхода из рабства, о свободе, о том, как расступились волны Красного моря. Саундтрек органично вписываются в сюжетный контекст картины, можно сказать, даже во многом формирует его. Получается настоящая симфония, полная смыслов и метафор. И еще один плюс. Современная кинопублицистика не всегда может остаться в стороне от идеологических баталий. Режиссеры нет-нет да протащат ту или иную не самую бесспорную мысль, невзначай начнут подсказывать зрителю, что такое хорошо, что такое плохо, какие парни в белых, а какие в черных шляпах. В фильме «Море в огне» нет ничего подобного. Древние греки делили человечество на три категории: на живых, на мертвых и на тех, кто в море. Джанфранко Рози рассказывает обо всех. Возможно нам, россиянам, тема мигрантов из Африки и не так близка, как жителям Западной Европы, но общая идея гуманизма, безусловно, объединяет нас всех. Не ждите от этого фильма эффектного зрелища, захватывающих историй, шокирующих подробностей. Неспешное повествование, отсутствие неуместного пафоса, нарочито спокойный, будничный тон – автор картины погружает нас в реалии современной действительности деликатно, без нажима. Это мир, в котором мы сегодня живем.